«применение современных инновационных технологий при формировании и развитии музыкально ритмических способностей учащихся в классе фортепиано»





Скачать 126.07 Kb.
Название«применение современных инновационных технологий при формировании и развитии музыкально ритмических способностей учащихся в классе фортепиано»
Дата публикации10.08.2014
Размер126.07 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
«ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО»

Афанасьева Лариса Михайловна
Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств №1»

города Балашова

(слайд3) «Какое счастье обладать чувством темпа и ритма.

Как важно смолоду позаботиться о его развитии».

К.С.Станиславский

Стремительный прогресс в развитии современных инновационных технологий, появление оригинальных электронных пособий, интерактивных обучающих программ, мультимедийных презентаций, заставило преподавателей музыкальных школ, школ искусств по- новому взглянуть на свою работу, а именно на урок.

Конечно, никакая машина не сможет заменить грамотного, яркого и эмоционального слова учителя, но умелое применение информационно-компьютерных технологий повысит эффективность обучения, сделает урок интересным и увлекательным.

Вы спросите: «Как же можно использовать компьютер на уроках фортепиано? Не будет же он играть за ученика?» Нет, конечно. Но с помощью компьютера, можно повысить мотивацию к получению знаний, умений и навыков начинающих пианистов. Ведь компьютер значительно расширяет возможности развивающей и образовательной информации. Компьютер можно считать новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития. Педагоги музыкальных школ все чаще стали применять современные приемы и методы работы, сочетая классические традиции музыкальной педагогики и новейшие возможности цифровых технологий.

На своих уроках для знакомства с нотной грамотой я уже два года применяю мною разработанное электронное пособие «Радужные нотки». Очень важно на начальном этапе обучения в классе фортепиано заинтересовать ребенка, вызвать яркие, положительные эмоции , которые бы способствовали активности самостоятельной работы. Содержание электронного пособия «Радужные нотки» простое, увлекательное, доступное для понимания маленьких учащихся. С помощью данного пособия мы не только учим ноты, но и отгадываем загадки вместе с любимыми героями, которые анимированы, слушаем детские песенки и поём.

Но мне хотелось бы поделиться опытом работы, как с помощью новейших цифровых технологий, а именно применения компьютера на уроках и дома, может решаться одна из главных и сложных задач музыкальной педагогики - развитие чувства ритма, музыкального слуха, внутренней пульсации, а именно музыкально-ритмических способностей учащихся. В музыкальной педагогике очень распространено убеждение о том, что чувство ритма мало поддается воспитанию. Но мы ведь знаем, что неразвивающихся способностей в природе не существует, что развивать чувство музыкального ритма просто необходимо и желательно с раннего возраста, так как это чувство развивает у учащихся способность активно переживать музыку и вследствие этого чувствовать эмоциональную выразительность.

( слайд 4) Основоположником системы ритмического воспитания был видный швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз, который считал: «Всякий ритм есть движение». На основе этих предпосылок строятся различные системы ритмического воспитания: дрезденская система Э. Жак-Далькроза, система музыкального воспитания, созданная немецким композитором Карлом Орфом, построенная на элементах музицирования, где ведущую роль занимает ритм и музыкально - ритмическое воспитание.

Как же воспитать чувство ритма? Единственное отличие чувства ритма от остальных чувств - это то, что ритм связан со слухом. А музыкально - ритмические ощущения - это часть музыкально-слуховых ощущений. В статье «О развитии творческих способностей ученика» М.Н.Баринова отмечает: «Чувство ритма должно быть воспитано на слуховом, а не на зрительном восприятии. Сначала ребёнок приучается слухом различать разнообразие ритмических фигур. Только тогда, когда разновидности ритмических формул будут освоены, и легко воспроизводиться ребёнком на слух, можно объяснять правила записи ритма – объяснять размер, такт, группировки».

Любые упражнения для развития музыкально-ритмических способностей направлены и на развитие музыкального слуха. Поэтому просто необходимо научить начинающих музыкантов слушать музыку, попадать в её пульс. Слушая музыку, мы все замечаем, что ритмическое переживание учащихся всегда сопровождается двигательными реакциями, его мышечным чувством, легких движений - постукивание пальцами, кивки головой, хлопки и выделение сильной доли, отбивания ритма ногой.

Педагог и композитор Эмиль Жак - Далькроз, говорил: «…Без телесных ощущений ритма…не может быть воспринят ритм музыкальный. В образовании и развитии чувства ритма участвует все наше тело».

Очень важно с первых уроков много времени уделять восприятию учеником равномерности ритмической пульсации, навыку ритмичного движения под музыку (марш, вальс, полька). Главное, чтобы ученик почувствовал радость от ритмичного движения под музыку, так как она помогает ему раскрепоститься, снять напряжение, обрести уверенность в себе. Внимательный педагог может определить степень развития чувства ритма по тому, как ребенок двигается, импровизирует под музыку, насколько выразительны его движения.

(слайд5) В своей работе для развития музыкально - ритмических способностей я часто использую музыку камерного оркестра «RONDO VENEZIANO» под руководством известного на весь мир композитора и аранжировщика Джана Пьеро Ревербере. Главная характеристика музыки этого оркестра – это музыкальные новшества в сочетании с классическими элементами. А занимательные ритмичные упражнения под музыку известного произведения Ж.Бизе «Кармен» в современной обработке помогают учащимся, на слуховом восприятии, знакомится с сильными долями, с четвертной, половинной и восьмыми нотами.

Упражнение:

Сначала учитель и ученик маршируют под музыку, отсчитывая ровные доли раз, два, раз, два, и т.д., затем прибавляется дирижирование на счет на сильную долю раз, на слабую два, раз, два и т.д.. Прибавляем каждой ножке по ладошке ( четвертные ноты), мешаем кашу - круги рукой на два счета (половинные ноты), мешаем кашу на четыре счета (целые ноты),затем хлопки ладошками на один шаг «дон» (четвертная) на другой шаг « ди -ли»(восьмые), повторяя несколько раз ,а потом наоборот на первый шаг «ди -ли»(восьмые ),на второй «дон»(четвертная). Делая это упражнение, у учеников возникает огромное желание топать и хлопать ритм, они прислушиваются к музыке, у них развивается музыкальный слух, музыкальный ритм, координация движений, ощущение сильной и слабой доли, долгих и коротких звуков.

Много учебников, упражнений, пособий было создано и создается для развития музыкально – ритмических способностей. Но мне хотелось бы познакомить вас с двумя, на мой взгляд, интересными пособиями:

1.Т.П.Никитина «Дорожка» Санкт-Петербург

2. Учебное пособие «Веселая школа Фердинанда Бейера» составитель Е.О.Головлева

(слайд 6) 1.Т.П.Никитина «Дорожка» - игра - пособие для тренировки ловких пальчиков. Пособие может быть использовано для работы с учащимися разных возрастов . ( слайд7) Оно насчитывает более 20-ти игр, а точнее пальцевых дорожек, которые дают возможность разогреть мышцы даже в отсутствии инструмента. Развивается цепкость пальцев и гибкость кисти, что очень важно при формировании и исправлении недостатков игрового аппарата. С помощью этого пособия незаметно для ученика можно исправить недостатки в постановке аппарата.

(слайд8) 2 Учебное пособие «Веселая школа Фердинанда Бейера» составитель Е.О.Головлева тетрадь 1 из серии «Давай поиграй-ка» с двумя компакт дисками.

(слайд 9) Это современное прочтение почти забытой «Клавирной школы» немецкого композитора и педагога Фердинанда Бейера. В нём собраны более 100 упражнений, которые с большим успехом применялись педагогами прошлого в качестве учебного пособия для развития первоначальных технических навыков. Упражнения простые и легкие для запоминания с огромным разнообразием фактурных формул и штрихов. Они дают возможность расширить приемы и методы обучения двигательно - моторным навыкам начинающих пианистов, а их исполнение под сопровождение авто-аккомпанемента с компакт-диска, в современном прочтении также являются прекрасным материалом для развития музыкально - ритмических способностей учащихся. Это пособие дает возможность применять компьютер при работе с начинающими, повышается мотивация и интерес к обучению.

Применяя в работе с учащимися эти два пособия, мы имеем возможность шагать пальцевые «Дорожки» Т.П.Никитиной разными длительностями, как на столе, так и на инструменте, под треки на компьютере из пособия «Веселая школа» Фердинанда Бейера составитель Е.О.Головлева. Упражнения становятся веселой игрой, а непослушные пальчики превращаются в «ножки», смело, ловко и весело шагающих под современные обработки на компьютере.

(слайд10) Упражнение Дорожка№1 из Игры - пособия для тренировки ловких пальчиков Т.П.Никитиной «Дорожки»

Надо положить лист с рисунком перед собой на столе, сесть прямо, держать локоть на весу, наступать подушечками пальцев на цветные кружочки. С бумагой соприкасается только один палец, остальные в воздухе, как при игре на инструменте. Сначала ученик шагает дорожку со словами, обращая внимание на постановку руки и пальцев.

По тропинке, по дорожке

Побежали наши ножки

А тропинка вьется, вьется,

Сразу пальцам не дается

Потрудись, дружок, немножко,

И пройдись по всем дорожкам

Затем я предлагаю прошагать «Дорожку№1» со счетом раз, два, три, четыре. Сначала каждый пальчик стоит 4 счета (целая нота), потом 2 палец – раз, два (половинная ),3палец – три, четыре (половинная), и ,наконец 2 палец - раз, 3 палец - два,2 палец - три,3палец – четыре(четвертные). Так происходит знакомство с длительностями. «Дорожку№1» и все остальные дорожки из игры-пособия Т.П.Никитиной можно шагать под музыку (треки) из пособия «Веселая школа» Е.Головлевой целыми, половинными, четвертными нотами.

Заниматься одними механическими движениями в отрыве от музыки нельзя. Поэтому каждая дорожка может быть сыграна на инструменте с оркестровым сопровождением на компьютере. Одним из первых и важных навыков по развитию чувства ритма у начинающего пианиста является восприятие и воспроизведение им равномерной последовательности одинаковых длительностей. (слайд11) Для достижения этой цели я использую упражнения №1-3 для правой руки из пособия «Веселая школа» Е.Головлевой. Все упражнения написаны во 2 октаве, я перенесла упражнение №1-3 в 1 октаву для работы с начинающими. Перед каждым упражнением звук (стук) метронома, что помогает учащемуся почувствовать пульс упражнения и выбрать правильный темп исполнения. Учащийся играет мелодию за инструментом одновременно с сопровождением на компьютере 3 раза. Важно, что в первом треке звучит мелодия упражнения вместе с аккомпанементом, во втором треке аккомпанемент, а в третьем аккомпанемент в оркестровой аранжировке. Положительные эмоции переполняют ребенка, когда он играет с оркестром, а у преподавателя появляется возможность проконтролировать и если надо помочь правильно держать руку, ставить пальчики и, в общем, помочь не растеряться во время исполнения.

(слайд12) Мы занимаемся развитием двигательных навыков не только правой руки, но и левой. Для этого в электронном пособии есть упражнения для левой руки №40-43 (слайд13),№55-57. Они уже написаны в 1 октаве.

(слайд14) После того как у учащегося все получится отдельными руками, можно приступать к игре двумя руками вместе, упражнения диск 1 №67-69 и т. д . В этом упражнении развивается не только синхронность исполнения двумя руками одновременно в параллельном движении, а также ученик привыкает к параллельной пяти пальцевой позиции. Это упражнение помогут ученику ровно чувствовать ритмический пульс при игре гамм и этюдов в параллельном движении группы нот или мелодии.

Все упражнения из электронного пособия «Веселая школа» Фердинанда Бейера составитель Е.Головлева не только помогают организовывать длительности во времени, они также развивают, равномерную внутреннюю пульсацию, что очень важно при дальнейшем обучении на фортепиано.

(слайд14) Ощутить переход от коротких длительностей к более длинным и точно выдержать их нам помогут упражнения диск 1 №13-15.Раньше, я своим ученикам говорила, что при переходе с коротких длительностей на более длинные, нужно просчитывать длинные длительности короткими длительностями. Сейчас это делает за них компьютер, а систематические упражнения незаметно вырабатывают у ребенка внутренний пульс музыки.

Хочется обратить внимание, что электронное пособие «Веселая школа» может применяться на уроках фортепиано и ансамбля при чтении с листа. Это позволяет преподавателям музыкальных школ расширить приемы и методы обучения. А у учащихся возникает интерес к разбору новых, незнакомых мелодий. Упражнения для правой руки написаны во 2 октаве, а если их с помощью программы «Сибелиус» перенести в 1 октаву, они станут прекрасным материалом для занятий на уроках сольфеджио, помогая развивать навыки интонирования. Совместное сочинение к ним веселых подтекстовок, будет развивать воображение, выдумку и фантазию учащихся. Уроки по сольфеджио станут интересными.

(слайд15)Все мы знаем, какое большое внимание на занятиях нужно уделять понятию «пауза» - знак молчания в музыке. Пауза не означает остановку в движении, а является подготовкой к следующему звуку, мелодия продолжается. Важно чтобы учащийся научился слышать точное время паузы. Для ощущения паузы используются треки №22-24, №31-33, с диска №1.. Используемые треки помогают учащемуся послушать паузу и вовремя дальше продолжить мелодию.

Ритм не только измеряет и организовывает длительности во времени, он всегда отражает эмоционально - выразительное содержание в музыке. Ритмический пульс должен связываться скорее с ритмическим биением сердца. У человека пульс меняется в зависимости от душевного состояния, так и в музыке различное эмоциональное содержание вызывает различную ритмическую пульсацию. Упражнения и треки дают нам возможность использовать их не только на уроках фортепиано, но и в классе ансамбля. Учащиеся с большим удовольствием исполняют их. Мелодия разделяется на мотивы между двумя учащимися, а возможно и более, и исполняется поочередно. Прислушиваясь друг к другу, чувствуя пульс музыки, учащиеся безошибочно продолжают мелодию, сменяя друг друга. Присутствует дух соревнования, каждый старается сыграть лучше.

диск №2 (слайд16)Треки№11-12, (слайд17) №15-16, (слайд18)№19-20

Все треки из пособия «Веселая школа» в игровой форме помогают ученику интенсивно развивать весь комплекс музыкальных способностей, а также организовывают его внимание, активизируют слуховой контроль. А современная аранжировка, яркость и разнообразие образов, красочность оркестровки, помогают почувствовать себя настоящим исполнителем.

(слайд19) Вспомним, с чего мы начинали. Да, да с ощущения и игры целой ноты, половинной, четвертной. Трек с диска №2 № 21-22 помогает учащемуся сыграть ноты разной длительности уже в соединении целого произведения. Проигрывая это упражнение, мы как бы подводим итог развития чувства ритма по пособию «Веселая школа» Фердинанда Бейера составитель Е.Головлева. Но это не значит, что занятия по развитию музыкально-ритмических способностей закончились. Необходимы систематические занятия, которые активно воспитывают, разносторонне упражняют музыкально – ритмическое чувство и создают благоприятную среду для его развития. Исходя из индивидуальных способностей ученика, следует применять на практике различные современные приемы и методы работы. Современные инновационные технологии помогают нам это делать. Будут создаваться новые электронные пособия, новые сборники, новые мультимедийные проекты, программы, а мы преподаватели не должны бояться пересматривать свои методы работы, пробовать и экспериментировать.

С помощью треков на компьютере из пособия «Веселая школа» Фердинанда Бейера составитель Е.О.Головлева, давно знакомые упражнения звучат по-новому, по - современному.

(слайд20) Исполняется упражнение №25-26 диск№2

Воспитанию чувства ритма принадлежит огромная роль. Трудно представить себе область, где бы человек ни сталкивался с ритмом. Давно доказано учеными, что уже в утробе матери ритм её сердца успокаивает и убаюкивает ребенка. Получается, что человек начинает чувствовать ритм, ещё до появления на свет. Чувство ритма является одним из чувств. А как мы развиваем свои чувства? Просто чувствуем и анализируем.

Поэтому развивать чувство ритма надо «изнутри», то есть развивать внутренний метроном, научить учащихся слушать музыку, попадать в её пульс. Это нам помогут сделать упражнения из электронного пособия «Веселая школа» Е.Головлевой. Не овладев необходимыми умениями и навыками, учащийся не сможет двигаться вперед.

Согласна, что не у каждого преподавателя есть возможность использовать в своей работе компьютер. Но именно треки из «Веселой школы» Фердинанда Бейера можно записать на СД – диск, ДВД - диск и с таким же успехом использовать их на своих уроках.

Методы работы с учащимися в ДШИ должны совершенствоваться и обогащаться новыми идеями. Это возможно за счет собственных педагогических находок, за счет общения с другими педагогами, обменом опытом работы.

Своей работой я хотела вызвать интерес применения современных компьютерных технологий при работе над развитием чувства ритма с начинающими в классе фортепиано. А также рассказать, как можно сочетать классические традиции музыкальной педагогики и новейшие возможности цифровых технологий для повышения эффективности познавательности учебного процесса.

(слайд21)

Мы учим искусству, которое призвано дарить людям радость и позитив. Французский писатель, философ – просветитель, основатель «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» Д.Дидро придавал огромное значение просвещению и воспитанию человека. Он говорил: «Главное - выявить природные способности детей и развить их. Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей».

Список используемой литературы:

Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музгиз, 1979.

Баринова М.Н. О развитии творческих способностей ученика. М., 1983.

Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. М., 1978.

Гольденвейзер, А. О музыкальном искусстве. М: Изд-во «Музыка»,1975

Жак-Далькроз Эмиль Электронный ресурс http://ru wikipedia /orq\wiki.

Милич Б. Воспитание ученика – пианиста. К.: Музична Украина. 1997.

Михайлова Л.Р. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль,1997.

Смолина Е.А. Современный урок музыки Изд-во «Феникс» 2007.

Тараева Г. Компьютер и инновации в современной педагогике,

1 ч. Стратегии и методики, 2 ч. Технология презентаций Ростов на Дону 2007.

Используемые пособия:

1.Т.П.Никитина «Дорожка» Санкт-Петербург

2. Учебное пособие «Веселая школа» Фердинанда Бейера составитель Е.О.Головлева серия Поиграй-ка тетрадь 1 и 2 компакт диска с треками

Самара 2011

Приложение:

1.Презентация

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«применение современных инновационных технологий при формировании и развитии музыкально ритмических способностей учащихся в классе фортепиано» iconРазвитие музыкально-ритмических способностей детей на занятии "Оркестр...
Слушание музыки, пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах — вот те средства музыкально-эстетического воспитания,...
«применение современных инновационных технологий при формировании и развитии музыкально ритмических способностей учащихся в классе фортепиано» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на своём мастер – классе на тему: «Методы применения технологий разучивания...
«применение современных инновационных технологий при формировании и развитии музыкально ритмических способностей учащихся в классе фортепиано» iconПланирование работы шмо учителей гуманитарного цикла мбоу степная...
Музыки, изобразительного искусства через совершенствование педагогического мастерства; ведение целенаправленной работы по повышению...
«применение современных инновационных технологий при формировании и развитии музыкально ритмических способностей учащихся в классе фортепиано» iconУрок остается вечной и главной формой обучения
«Эффективность работы педагогического коллектива по обеспечению положительной динамики в формировании и развитии учебных компетенций...
«применение современных инновационных технологий при формировании и развитии музыкально ритмических способностей учащихся в классе фортепиано» iconН. Н. Баранский Статья «Использование инновационных компьютерных технологий на уроках географии»
Е современных инновационных технологий в учебном процессе сейчас очень актуально. Современные инновационные технологии способствуют...
«применение современных инновационных технологий при формировании и развитии музыкально ритмических способностей учащихся в классе фортепиано» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью дисциплины является овладение студентами практической позицией в изучении важнейших проблем развития музыкально-ритмических...
«применение современных инновационных технологий при формировании и развитии музыкально ритмических способностей учащихся в классе фортепиано» iconМетодика учебного проектирования в формировании творческой деятельности...
Методика учебного проектирования в формировании творческой деятельности и развитии творческих способностей
«применение современных инновационных технологий при формировании и развитии музыкально ритмических способностей учащихся в классе фортепиано» icon«Применение инновационных технологий на основе личностно-ориентированной...
Тема секции: «Современные образовательные технологии развития исследовательских, креативных и других способностей школьников»
«применение современных инновационных технологий при формировании и развитии музыкально ритмических способностей учащихся в классе фортепиано» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Применение современных инновационных технологий помогает в решении этой задачи. Представим опыт содружества учителей математики и...
«применение современных инновационных технологий при формировании и развитии музыкально ритмических способностей учащихся в классе фортепиано» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Возможности информационных технологий в развитии литературных способностей учащихся
«применение современных инновационных технологий при формировании и развитии музыкально ритмических способностей учащихся в классе фортепиано» iconПрименение современных информационных технологий при изучении вопросов...
Место и роль информационных технологий в организации внешней торговли и таможенного дела 9
«применение современных инновационных технологий при формировании и развитии музыкально ритмических способностей учащихся в классе фортепиано» iconТема: Повышение профессионального мастерства воспитателей через применение...
Цель: Совершенствование работы воспитателя по развитию и воспитанию индивидуальных способностей детей, посредствам современных форм...
«применение современных инновационных технологий при формировании и развитии музыкально ритмических способностей учащихся в классе фортепиано» iconФгбоу впо «Орловский государственный университет» race68@yandex ru
ФЗ. Обозначен ряд проблем в их развитии и обоснованы пути решения данных проблем. Сделан вывод об актуальности и перспективе развития...
«применение современных инновационных технологий при формировании и развитии музыкально ритмических способностей учащихся в классе фортепиано» iconПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К Экзаменам
ДОКЛАД “ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ФИЗИКЕ” Подготовил учитель физики Кюкяйской СОШ
«применение современных инновационных технологий при формировании и развитии музыкально ритмических способностей учащихся в классе фортепиано» iconПрограмма развития на 2011-2014 годы Тема программы: «Системное применение...
Концепция школьной научно-практической конференции учащихся «Наука и творчество»
«применение современных инновационных технологий при формировании и развитии музыкально ритмических способностей учащихся в классе фортепиано» iconМетодическая разработка применение инновационных педагогических технологий...
Что мы можем предложить сегодня ученику, ориентированному на личную деятельность, на сотрудничество и успех?


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск