Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 82.69 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации12.05.2014
Размер82.69 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
37.016:82:004.9

Возможности информационных технологий в развитии литературных способностей учащихся

Ю.В.Иванова

Учитель русского языка и литературы СОШ №35,

соискатель кафедры литературы МГПИ им. М.Е.Евсевьева

В статье рассматриваются вопросы применения ИКТ в практике работы учителя литературы.

Современная школа находится в поисках новых технологий и методик обучения, способствующих не только обновлению содержания образования, но и повышению его качества. Сегодня совершенно ясно, что ИКТ имеют большой потенциал, создают предпосылки для небывалой в истории педагогики интенсификации образовательного процесса. Однако техническое развитие на­много опережает создание технологий и разработку методик их применения. Фактически учитель-практик сегодня поставлен в условия, когда он сам, полагаясь скорее на интуицию, чем на методически обоснованные принципы, вынужден самостоятельно вырабатывать приёмы использования ИКТ в практике работы.

Все инновационные подходы к изучению литературного произведения, все приёмы организации урока, все новые средства обучения должны способствовать формированию и развитию литературно развитой личности.

Говоря об использовании ИКТ на уроках литературы, многие учителя подразумевают слайдовые технологии. Каждый из этапов изучения литературной темы имеет различные цели и задачи, которыми и определяется отбор материала, позволяющего их реализовать. Знакомство с определённой эпохой требует широкого привлечения исторического комментария или документальных материалов, характеризующих определенный временной период. Изучение биографии писателя связано с литературными экскурсиями, углубляющими знания о жизни и творческой деятельности писателя или поэта. Атмосферу жизни писателя передадут фотографии его самого, родных, друзей и современников. Чтение и анализ художественного произведения окажутся более эффективными, если ученики сумеют заглянуть в творческую лабораторию писателя, услышат фрагменты текстов в исполнении лучших мастеров художественного слова. Звуковое сопровождение может быть представлено тематически близкими музыкальными произведениями. Компьютерная визуализация учебной информации оказывает су­щественное влияние на формирование представлений, занимающих цен­тральное место в образном мышлении, а образность представлений тех или иных явлений и процессов в памяти обучаемого обогащает восприятие учебного материала, способствует его научному пониманию.

Уровень развития литературных способностей школьников во многом зависит от их эстетического развития [2, 195]. Школьными программами по литературе предусмотрены темы, ориентированные на изучение искусства слова во взаимодействии со смежными видами: изобразительным, сценическим, музыкальным и т.д. В презентации включаются отрывки художественных произведений, репродукции тематически близких картин, иллюстрации, фотографии, сцены из спектаклей и кинофильмов, поставленных или снятых по драматическим произведениям, музыкальные фрагменты - т.е. в одном медиа-продукте размещена обширная информация, позволяющая рассматривать творчество писателя в широком культурном контексте. Большую помощь могут оказать сайты http://www.sarafan.ru и http://louvre.historic.ru. Разработки-презентации, дополненные иллюстративным материалом, повышают интерес к изучаемым темам, уровень восприятия материала и устойчивого внимания учащихся. Слайдовая технология не устраняет учителя из учебного процесса. Основной звуковой ряд урока – это голос самого словесника, который комментирует содержимое слайдов, формулировки определений, регулирует темп лекции и смены слайдов.

Все эти (а возможно, и некоторые другие) преимущества ИКТ уже оценены по достоинству учителями-словесниками. Особый интерес, на наш взгляд, представляют возможности Интернета в практике работы учителя с учетом конечной цели обучения литературе в школе: формированию литературно развитой личности. Эффективность от использования иллюстративного материала, находящегося на различных серверах, возрастёт, если учитель не только будет демонстрировать их учащимся, но и привлечёт школьников к работе с этими ресурсами на уроке. Направляющую роль педагога это не отменяет, т.к. наша экспериментальная работа началась именно с создания учителем библиографии Интернет-ресурсов с гиперссылками для удобства и оперативности будущей работы. Файл был помещён в специальную папку, к которой впоследствии обращались ученики.

Подготовка и защита самими учащимися проектов в форме презентаций переводят работу из плоскости усвоения в плоскость исследования. Учитель предлагает выбрать необходимый для раскрытия микротемы материал, используя материалы сайтов, создать свою презентацию и подготовить выступление-защиту. На всю работу уходит от 15 до 20 минут, учитывая, что работа проводится в группе, времени на уроке вполне хватает и на контроль за выполнением, и на оценивание. При этом возрастает положительный эмоциональный фактор в восприятии школьниками нового историко- или теоретико-литературного материала, повышается уровень самостоятельности, появляется элемент здорового соперничества, а дискуссии, возникающие во время защиты проектов, позволяют выводить на первый план формирование навыков коммуникации, т.к. полноценное восприятие художественного произведения невозможно без развития речевых способностей.

Практически на каждом литературно-методическом сайте (образовательном или индивидуальном, собственно учительском) есть страница или даже существенный по объёму раздел, содержащий разработки уроков. Крупнейшим собранием разработок уроков является http://festival.1september.ru. Однако при виде этого разнообразия легко растеряться. Уроки, представленные на сайтах, чрезвычайно различны как по тематике, так и по типам и приёмам подачи материала и анализа произведений. Чтобы найти конспект по интересующей теме, а тем более реализующий интересующий учителя подход, принцип, необходимо достаточно большое количество времени. Кроме того, методическую ценность урока не всегда можно оценить как образцовую, поскольку конспекты, помещённые в Интернет, никто не оценивает, качество определяется только автором разработки.

Большую методическую помощь окажут виртуальные экскурсии по литературным местам и домам-музеям, которые познакомят учащихся с теми знаковыми для литературы местами, в которых современный школьник может иначе так никогда и не побывать. Так, на сайте http://chehov.niv.ru/ рассказывается о памятных чеховских местах и музеях (Музей-заповедник Чехова в Мелихове, Музейный комплекс Чехова в Таганроге, дом-музей А.П.Чехова в Ялте (Белая дача), дача Чехова в Гурзуфе, чеховские места в Крыму). Учащиеся с большим интересом воспринимают этот вид работы, кроме того, по ходу экскурсии всегда есть возможность обратиться к произведениям писателя или воспоминаниям о нём современников, находящимся на серверах.

Изучение литературы в школе предполагает постоянное обращение к текстам художественных произведений. Однако ценность выложенных на сайте текстов подлежит сомнению: чтение с экрана затруднительно, выложенное в Сети литературное произведение (и даже распечатанное) теряет во многом свои воздействующие свойства (листок с напечатанным текстом не есть художественное произведение). Кроме того, многие литературные произведения представлены не полностью, в результате чего нарушается целостное восприятие художественного текста, а знакомство с ними остаётся незамеченным. Где же он, «труд читателя»? Поэтому работу с текстом произведения нецелесообразно целиком строить на основе выложенных на сайтах текстах: книга по-прежнему должна оставаться основным и обязательным инструментом урока литературы. Однако есть случаи, например, при анализе поэтического текста, когда использование текстов с сайтов становится плюсом, а не минусом. Так, во много раз интенсивнее станет процесс по нахождению изобразительно-выразительных средств. Кроме того, количество имеющихся в Интернете текстов стихотворений гораздо больше, чем ученик может принести на урок, т.е. в случае необходимости можно обратиться к гораздо большему количеству произведений. Наличие в сети словарей (толковых, литературоведческих и проч.) окажет помощь при анализе поэтического текста, т.к. позволяет быстро вспомнить определение термина или способ определения размера. Кроме этого, был апробирован такой вид работы, как обучение стилистическому анализу произведения (отрывка) по заранее заготовленному плану-шаблону. После знакомства с образцом подобной работы, учащиеся должны были только проиллюстрировать теоретические положения примерами из текста, что, безусловно, помогло сэкономить время на уроке, заинтересовать учеников.

Многие литературно-методические сайты содержат сведения по теории литературы, при некоторых открыты форумы (на некоторых сайтах они называются «гостиные»), где учащиеся могут вступить в дискуссию с другими школьниками. Участие в форумах, обсуждениях с ровесниками интересующих учащихся вопросов и проблем, конечно же, формирует множество полезных способностей общего и собственно литературного плана: коммуникативных, творческих, критических, аналитические и т.д.

К числу специальных компонентов структуры читательских способностей относят и литературно-критические способности, т.е. способности читателя-школьника к анализу, интерпретации и критической оценке [1, 24]. В связи с этим работа с e-mail (электронной почтой) имеет несколько перспективных направлений. Во-первых, в полном объёме формирует навыки создания текстов эпистолярного жанра (столь любимые детьми SMS мало этому способствуют). Во-вторых, благодаря возможностям электронной рассылки, возможно формирование навыков рецензирования (аннотирования) литературно-творческого опыта одноклассников. Психологами установлено, что для подростка мнение ровесника гораздо важнее мнения взрослого (учителя), поэтому сочинение отправляется на адрес кого-то из одноклассников (причём имя не указывается) и оценивается последним. Такой вид работы способствует повышению ответственности (с обеих сторон), самостоятельности, критичности, воспитанию толерантности. Учитель контролирует процесс и оценивает затем обе работы.

Читательские чувства – это «специфические чувства, возникающие в процессе восприятия художественной литературы». Под читательским переживанием понимается «эмоциональная реакция читателя на произведение» [1, 14]. Выразительное чтение художественного текста (в частности стихотворения) дает возможность непосредственно в момент восприятия ощутить авторское воздействие, проникнуть душой в его замысел. По сравнению с магнитофонными записями, наиболее часто применяемыми учителями на уроках, Интернет-ресурсы в формате mp3 имеют неоспоримые преимущества: большой объём, а следовательно, выбор аудиозаписей, высокое качество исполнения и воспроизведения, удобство использования. На сайте http://www.imwerden.de (Некоммерческая электронная библиотека.
Читает автор) можно услышать голос А.А.Ахматовой, О. Бергольц, А.Белого, А.Блока и др.

Жизнь выдвигает новые пути приобщения учащихся к словесному искусству. Этому способствуют средства и возможности ИКТ, целенаправленное и системное применение которых позволяет не только выявить талантливых детей, но каждому ученику даёт возможность раскрыть свои способности, в том числе и литературно-творческие, окунуться в мир словесного искусства, используя привычные средства необычным способом; способствует повышению мотивации обучения учащихся, экономии учебного времени; лучшему представлению учебного материала, в определённой мере – развитию литературных способностей школьников.
Эффективное решение общеобразовательных задач с использованием ИКТ недостаточно обеспечено методически проработанными педагогическими технологиями. Методика применения ИКТ в работе учителя литературы всё ещё находится на стадии изучения и существует только в виде рекомендаций. Но уже сейчас совершенно ясно, что использование информационных технологий на уроках литературы – это новое перспективное средство, дающее дополнительные методические возможности, позволяющее идти в ногу со временем и с детьми. Использование ИКТ должно носить системный характер, только в этом случае можно говорить о результативности процесса формирования литературных способностей школьников.

¹ Корсунский Е.А. Развитие литературных способностей школьников / Е.А.Корсунский. - Л.: Изд-во ЛГПИ им.Герцена, 1985. - 90 с.

² Кудрявцева С.П. О методике исследования развития литературных способно­стей учащихся в процессе преподавания литературы в старших классах // Проблемы способностей. - М.: Изд. АН РСФСР, 1962. - с.195-205.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск