МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА» Кафедра педагогики детства
ОСНОВЫ РИТМИКИ И ХОРЕОГРАФИИ В ДЕТСКОМ САДУ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
050700.62 Направление «Педагогика»
Профиль «Управление дошкольным образованием»
Очная форма обучения
КРАСНОЯРСК 2011
УМКД составлен старшим преподавателем Василькевич И.В.
Обсужден на заседании кафедры педагогики детства
«30__»_____08________2011 г. Заведующий кафедрой педагогики детства И.Г.Каблукова
к.п.н., доцент Одобрено научно-методическим советом факультета педагогики и психологии детства «_30__»____08________2011 г.
Председатель НМСС О.В. Груздева
Пояснительная записка Настоящий учебно-методический комплекс следует рассматривать как комплекс организационных, методических и учебных материалов по курсу «Основы ритмики и хореографии в детском саду». Целью дисциплины является овладение студентами практической позицией в изучении важнейших проблем развития музыкально-ритмических и творческих способностей у детей дошкольного возраста. Предполагается актуализация знаний о ведущих методах и приемах организации занятий ритмикой и хореографией с детьми дошкольного возраста, что позволяет студентам успешно решать сложные педагогические ситуации.
Студенты осваивают курс в системе лекционных занятий, а также через разные формы самостоятельной работы. Итоговой формой контроля является зачет. Основными разделами настоящего УМКД являются: организационные документы: учебная программа дисциплины карты ресурсов описание модульно-рейтинговой системы методические материалы: методические рекомендации для студентов методические рекомендации для преподавателя учебные материалы: справочные теоретические материалы (печатный вар.)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА» Кафедра педагогики детства
ОСНОВЫ РИТМИКИ И ХОРЕОГРАФИИ В ДЕТСКОМ САДУ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
050700.62 Направление «Педагогика»
Профиль «Управление дошкольным образованием»
Очная форма обучения
КРАСНОЯРСК 2011
Рабочая программа составлена старшим преподавателем Василькевич И.В.
Обсуждена на заседании кафедры педагогики детства
«30__»_____08________2011 г. Заведующий кафедрой педагогики детства И.Г. Каблукова
к.п.н., доцент Одобрена научно-методическим советом факультета педагогики и психологии детства «_30__»____08________2011 г.
Председатель НМСС О.В. Груздева
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «ОСНОВЫ РИТМИКИ И ХОРЕОГРАФИИ В ДЕТСКОМ САДУ» с другими дисциплинами НАПРАВЛЕНИЯ «ПЕДАГОГИКА»
на 2011-12 учебный год
Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину
| Кафедра
| Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.
| Принятое решение (протокол №, дата) кафедрой, разработавшей программу
| Психология развития
| Психологии детства
| включить в содержание изучаемой дисциплины вопрос о средствах эмоционального развития дошкольников
| 30.08.11
|
лист внесения изменений Дополнения и изменения рабочей программы на 20_11__/20_12__ учебный год
В рабочую программу вносятся следующие изменения:
1. Изменения в учебно-методической карте дисциплины.
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры педагогики детства "30"__08____________ 2011г.
Внесенные изменения утверждаю:
Заведующий кафедрой И.Г. Каблукова
“30”____08_______ 2011г.
Пояснительная записка
В последние годы предприняты серьезные попытки реформирования системы образования, определены его концептуальные основы, отмечается поворот социальных и образовательного учреждения в сторону ребенка.
В системе профессиональной подготовки студентов важное место занимает курс «Основы ритмики и хореографии в детском саду». Изучение предмета опирается на предшествующий опыт студентов, их знания, навыки, которые они получили в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин.
Основными задачами курса являются :
- анализ музыкально-ритмического воспитания в разных педагогических практиках;
- изучение особенностей развития музыкально-ритмических и двигательных навыков у детей дошкольного и школьного возраста;
- знакомство с принципами и методическими приемами организации занятий ритмикой в условиях дошкольных образовательных учреждений.
Практические занятия непосредственно примыкают к лекциям, являются их логическим продолжением.
Курс завершается сдачей зачета.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ — 104 часов
Лекции – 30 ч.
Самостоятельная работа – 74 ч.
Итоговая форма отчетности – зачет
| Наименование разделов и тем
| Всего в трудоемкости
| Аудиторных
| Само-
стоятельная работа
| Всего часов
| Лекций
| Семина-
ров
|
| 1
| Базовый модуль 1. Ритмика в системе образования человека
История танца, ритмики и образной хореографии
| 16
| 6
| 6
|
| 10
| 2
| Место ритмики и образной хореографии в системе образования человека. Виды ритмики в детском саду.
| 14
| 4
| 4
|
| 10
| 3
| Методика организации занятий музыкально-ритмической деятельностью с детьми дошкольного возраста.
| 24
| 8
| 8
|
| 16
| 4
| Базовый модуль 2. Особенности организации занятий ритмикой и хореографией в дошкольных образовательных учреждениях
Тема 3. Принципы и методологические особенности организации занятий ритмикой и хореографией в дошкольных образовательных учреждениях с детьми младшего дошкольного возраста
| 20
| 6
| 6
|
| 14
| 5
| Тема 4.Принципы и методологические
особенности организации занятий ритмикой и хореографией в дошкольных
образовательных учреждениях с детьми старшего дошкольного возраста
| 30
| 6
| 6
|
| 24
|
|
| 104
| 30
| 30
|
| 74
| СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
Базовый модуль 1. Ритмика и хореография в системе образования человека
Тема 1. История танца, ритмики и образной хореографии
Происхождение танца, ритмики и образной хореографии. Развитие идей музыкально-ритмического воспитания в зарубежных и отечественных педагогических практиках. Система «драматической выразительности» Ф.Дельсарта., Система физических упражнений Ж.Демени. Метод «эвритмии» Э.Далькроза. Идея «свободного танца» А.Дункан. «Теория пластического движения» Л.Алексеевой и др.
Тема 2. Место ритмики и образной хореографии в системе образования человека
Искусство танца. Связь танца с обобщенным характером пластики и особыми формами ритмической организации движений. Разновидности танцевального искусства. Танец и его связь с родственными искусствами. Движения и положения человеческого тела как средства создания художественного образа. Движение как непосредственное выражение эмоций.
Реализация принципа фасцинации. Синкретизм – единство танца с поэзией (песней) и музыкой (инструментальным сопровождением песни и танца). Развитие творческой активности у детей дошкольного и школьного возраста на занятиях ритмикой и образной хореографией.
Базовый модуль 2. Особенности организации занятий ритмикой и хореографией в дошкольных образовательных учреждениях
Тема 3. Принципы и методологические особенности организации занятий ритмикой и хореографией в дошкольных образовательных учреждениях с детьми младшего дошкольного возраста
Принципы организации занятий с детьми младшего дошкольного возраста. Методические приемы в работе педагога по развитию музыкально-ритмических и двигательных навыков у детей дошкольного возраста.
Методика проведения музыкально-ритмической разминки, образных упражнений и музыкальных игр. Методика организации занятий ритмикой и хореографией с детьми младшего дошкольного возраста.
Тема 4.Принципы и методологические особенности организации занятий ритмикой и хореографией в дошкольных образовательных учреждениях с детьми старшего дошкольного возраста
Принципы организации занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Методические приемы в работе педагога по развитию музыкально-ритмических и двигательных навыков у детей дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных учреждений.
Методика организации занятий ритмикой и хореографией с детьми старшего дошкольного возраста.
КАРТА литературного обеспечения
дисциплины
Основы ритмики и хореографии в детском саду
(наименование)
для студентов образовательной профессиональной программы
050700.62 Направление «Педагогика», профиль «Управление дошкольным образованием»
(наименование, шифр)
по очной форме обучения
№
п/п
| Наименование
| Наличие место/ (кол-во экз.)
| Потреб–ность
| Примечания
|
| Обязательная литература
|
|
|
|
| Модуль №1
|
|
|
| 1
| Педагогика: учебное пособие/ ред. П. И. Пидкасистый. - М.: Высшее образование, 2008. - 430 с.
| ЧЗ(1), АНЛ(3), АУЛ(46)
| 20
|
| 2
| Педагогика:учебное пособие/ Б. З. Вульфов [и др.] ; ред. П. И. Пидкасистый.- 2-е изд., испр. и доп.. - М.: Юрайт, 2011. - 502 с.
| АНЛ(1)
| 20
|
| 3
| Подласый, И.П. Педагогика.: в 3-х кн. [Текст]: учебное пособие для студентов педвузов / И.П. Подласый. – М.: Гуманит. пед. центр ВЛАДОС, 2010.
| АНЛ(1)
| 20
|
| 4.
| Психология и педагогика:учебник/ Б. З. Вульфов [и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: Юрайт, 2011.
| АНЛ(1)
| 20
|
| 5.
| Сластенин, В. А.Педагогика: учебник для студентов высших учебных заведений/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - 9-е изд., стер.. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 576 с.
| Библиотека
АУЛ(197), АНЛ(3)
| 20
|
| 6.
| Хуторской А.В. Современная дидактика . – СПб., 2006
| КбППД(1), ФПКиППРО(2), ЧЗ(1)
| 20
|
|
| Модуль №2
|
|
|
| 1
| Краевский, В. В.Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В. В. Краевский, А. В. Хуторской. - М.: Академия, 2007. - 352 с.
| ЧЗ(1), АУЛ(42), АНЛ(3), ФлЖ(10)
| 20
|
| 2
| Психология и педагогика:учебник/ Б. З. Вульфов [и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: Юрайт, 2011.
| АНЛ(1)
| 20
|
| 3
| Сластенин, В. А.Педагогика: учебник для студентов высших учебных заведений/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - 9-е изд., стер.. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 576 с.
| Библиотека
АУЛ(197), АНЛ(3)
| 20
|
| 4
| Хуторской А.В. Современная дидактика . – СПб., 2006
| КбППД(1), ФПКиППРО(2), ЧЗ(1)
| 20
|
|
| Дополнительная литература
|
|
|
|
| Модуль №1
|
|
|
| 1
| Словарь-справочник по педагогике: словарь/ сост. В. А. Мижериков ; ред. П. И. Пидкасистый. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 448 с.
| ЧЗ(1), СБО(1), ОБИФ(1)
| 13
|
| 2
| Хуторской, А. В.Педагогическая инноватика: учебное пособие/ А. В. Хуторской.- М.: Академия, 2008. - 256 с.
| КбППД(1), ФПКиППРО(2), ЧЗ(1)
| 13
|
|
| Модуль №2
|
|
|
| 1
| Словарь-справочник по педагогике: словарь/ сост. В. А. Мижериков ; ред. П. И. Пидкасистый. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 448 с.
| ЧЗ(1), СБО(1), ОБИФ(1)
| 13
|
| |