Скачать 41.38 Kb.
|
Применение компьютерных технологий в практике содружества школьных предметов учитель математики Громова Татьяна Николаевна (tatyana_gromova_1956@mail.ru) учитель информатики Долгая Майя Валерьевна (kirillova1981@mail.ru) (ГБОУ СОШ №354 г. Санкт-Петербург) Математика - наука трудная. Как сделать её уроки не скучными и однообразными, а интересными и доступными для ученика? Применение современных инновационных технологий помогает в решении этой задачи. Представим опыт содружества учителей математики и информатики в организации активных форм обучения с применением ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности. Проследим многообразие применяемых форм на параллели 7-х классов. Во-первых, это проектная работа «Я - автор». Она происходит по следующей схеме. Учитель математики составляет авторские проверочные или контрольные тесты. Затем старшеклассники выполняют их в Excel таблице, при консультации учителя информатики Долгой М.В1. И, наконец, продукт совместной деятельности учителей и учащихся готов к испытанию. Апробация происходит с семиклассниками в компьютерном классе, где присутствуют сами авторы созданных тестов2. Надо видеть, как горят их глаза. Этот момент самый ценный, когда человек ощущает свою значимость. У школьников появляется возможность создать и увидеть своё творение в действие, ощутить себя автором. Всё это способствует становлению компетенций для дальнейшей практической жизни; и может быть, именно эти первые опыты и ощущения, помогут молодым людям в дальнейшем выборе профессии. А что же наши семиклассники? Такая форма контрольной работы вызвала неподдельный интерес. Ребята, которые раньше всех завершили прохождение теста, смогли по желанию разгадать кроссворд, выполненный так же по теме алгебры 7 класса в Excel таблице старшеклассниками3. Каков результат для учителя? Кроме оценок детей, созданный продукт позволяет автоматизировать результат диагностики и визуализировать его по средствам диаграмм. Программа даёт возможность оценить, какой вопрос вызвал наибольшее затруднения и наоборот, какой оказался наиболее лёгкий; что учитывается в дальнейшей работе. Во-вторых, активизируют деятельность учащихся и видео уроки учителя математики, созданные с помощью программы УМК «Живая математика» и переведенные в видео ресурс. Программа позволяет не только визуализировать предлагаемый материал, но и провести исследования, сделав необходимые замеры в меню «Измерения», и поставить эксперименты, а затем уже подтвердить свои догадки аналитически. В качестве примера, рассмотрим урок по теме «Внешний угол треугольника и его свойства». Урок начинается с наблюдения. В программе «Живая математика» рассматриваем построение внешнего угла треугольника4; затем, используя меню «Измерения», есть возможность измерять внешний угол; градусные меры углов треугольника, не смежных с ним; и, наконец, с помощью встроенного калькулятора, находить сумму углов треугольника, не смежных с внешним углом. Следующий этап – исследование. Меняя размеры треугольника, отслеживаем градусную меру внешнего угла и суммы углов не смежных с ним. Этап выдвижения гипотезы теперь уже не составляет труда, так как учащиеся наглядно убедились в том, что эти величины равны. А разве не интересно доказать то, в чём убедился на практике? «Иллюстрация – исследование - вывод» - вот то новое, что получает ученик на таких уроках. Кроме того, они интересны своей динамичностью. В-третьих, хочется упомянуть о проектной деятельности семиклассников. Участие в проекте «Тайна золотого сечения», представленном на сайте и блоге учителя математики Т.Н. Громовой, осуществляется второй год; в нём показана картина связи математики с другими предметами и жизнью. В ходе прохождения проекта учащиеся ищут ответы на вопросы: Можно ли измерить красоту математикой? и т.д. И здесь на помощь приходит «Живая математика». Строим деление отрезка в золотой пропорции, а затем уже можно строить чертежи с использованием инструмента пользователя. Участие детей в чтениях «У Крюкова канала» было отмечено грамотами «Лауреаты» в заочном туре и «Особым призом жюри» в очном выступлении. Именно поэтому школьники с удовольствием приступили к работе над новым проектом «Мы строим дом». Семиклассники при прохождении проекта разработали модель подсчёта количества кирпича для постройки дома в зависимости от ширины, длины и высоты с учетом кирпичной кладки. Так же есть возможность подсчитать стоимость покупки в зависимости от выбранной цены за штуку. Поставленная задача дает большой простор для дальнейшей деятельности. Старшеклассники же помогли осуществить выполнение ее в Excel таблице под руководством учителя информатики. Excel таблицы, УМК «Живая математика», видео уроки, проектная деятельность – вот те приемы и средства обучения, которые позволяют сегодня нам делать уроки интересными и насыщенными. Приложение 1 УМК «Живая математика» Приложение 2 Апробация Приложение 3 Сайт Т. Н. Громовой «Тайна золотого сечения» Приложение 4 РРаботы в Excel таблице 1 См. Приложение 4 2 См. Приложение 2 3 См. Приложение 4 4 См. Приложение 1 |