Методическая разработка применение инновационных педагогических технологий при изучении отдельных тем по литературе в старших классах на примере темы «творчество анны ахматовой»





Скачать 288.46 Kb.
НазваниеМетодическая разработка применение инновационных педагогических технологий при изучении отдельных тем по литературе в старших классах на примере темы «творчество анны ахматовой»
страница1/3
Дата публикации01.08.2014
Размер288.46 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Литература > Методическая разработка
  1   2   3
Министерство образования республики Коми

Управление образования администрации МО ГО «Сыктывкар»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 18


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ

НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «ТВОРЧЕСТВО АННЫ АХМАТОВОЙ»

Автор: Смирнова Татьяна Николаевна

Учитель русского языка и литературы

СЫКТЫВКАР

2010 ГОД

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» поставлена задача вовлечения детей в исследовательские проекты и творческие занятия, для того, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Организация инновационного обучения должна обеспечивать формирование положительной мотивации через предвосхищение результата учения школьником, включать всех учащихся в процесс познания на максимальном для каждого обучающегося уровне успешности и переводить учебную деятельность на продуктивно-творческий уровень.

Перед учителем сегодня стоит задача помочь ученику в организации процесса деятельности, обеспечить его ресурсами, проблематизировать ученика, стимулировать его к самостоятельным поискам, анализу своей деятельности. Что мы можем предложить сегодня ученику, ориентированному на личную деятельность, на сотрудничество и успех?

Данная работа представляет собой попытку описать авторскую технологию, включившую в себя несколько известных технологий. Инновация состоит в том, что они применяются в непривычном сочетании и обеспечивают более эффективный результат, чем по отдельности.

Я достаточно давно использую в работе технологии проектов, творческих мастерских и критического мышления. Каждая из этих технологий решает свои задачи. Так, метод проектов побуждает к самостоятельному добыванию знаний, мастерская будит чувства и формирует субъектную и мировоззренческую позицию через более глубокое изучение творчества и биографии писателя, а метод критического мышления позволяет познать не только философию автора, но и раскрыть в себе новые качества посредством погружения в текст. Сочетание этих технологий позволяет более эффективно решать весь комплекс задач, расширяя образовательное пространство, выводя его за пределы урока, то есть актуализирует собственную деятельность учащегося.

В современном образовании главное не передавать сумму знаний, а формировать компетентность. И эта важная проблема решается через данную технологию. При ее применении у обучающихся формируются и развиваются не только предметные, но и надпредметные компетенции, такие как информационная, коммуникативная, поликультурная, социальная.

Цель работы: Показать возможности применения комплекса технологий на примере изучения темы «Творчество Анны Ахматовой».

Важнейшей задачей для меня являлось создание системы формирования мотивации учения на уроках и во внеклассной работе по литературе, формирование положительной мотивации обучения, конструирование мотивационного процесса, как основы усвоения содержания литературного образования.

Задачи:

  • создать ситуацию предвосхищения будущего результата познания как необходимого условия в процессе формирования системы знаний и умений учащихся;

  • включить обучающихся в процесс познания и активное в нем участие на максимальном для каждого ребенка уровне успешности;

  • актуализировать эмоциональную сферу и эмоциональную память школьника при восприятии им учебного материала, при предъявлении материала учителем, организующим работу;

  • обеспечить повышенный уровень знаний, позволяющий воспроизводить материал и применять его в новых учебных ситуациях;

  • включить механизмы творческой деятельности (ассоциативный, эвристический), механизмы анализа через синтез и связи эмоционального и рационального для перевода учебно-познавательной деятельности на продуктивно-творческий уровень.

Новизна разработки. Представленная методическая разработка является попыткой описать технологию работы над большим проектом, посвященным А.А.Ахматовой. Данная технология совмещает несколько известных методик: творческих мастерских, критического мышления, метода проектов, игровые технологии (организационно - деятельностная игра). На мастерской происходит интеграция – взаимодействие литературы с другими видами искусств: музыкой, живописью.

Этапы проекта:

  1. Урок (1 час) в начале учебного года по теме: «Серебряный век. Акмеизм. Ранняя лирика Ахматовой»;

  2. Мастерская погружения в творчество Ахматовой с элементами технологии критического мышления, с интеграцией литературы с другими видами искусств (музыка, живопись) «Любовная лирика А. Ахматовой» (2 часа);

  3. Уроки (2 часа) Организационно - деятельностная игра: применяется для решения дальнейшей деятельности и последующего развития среднесрочного проекта «Жизнь и творчество А.А.Ахматовой»

  4. Разработка проектов - сценарий, тематический сборник стихов, альбом и др. (Внеурочная деятельность)

  5. Дальнейшее развитие долгосрочного проекта «Жизнь и творчество А.А.Ахматовой» (Внеурочная деятельность с привлечением десятиклассников)

Основная часть

  1. Технология творческих мастерских

Работа над проектом началась с проведенной мною двухчасовой мастерской погружения с элементами технологии критического мышления на первых уроках по творчеству поэта. На изучение биографии и поэзии Ахматовой в программе выделено 4 часа (3 часа в профильных классах). Ученики к моменту проведения творческой мастерской были знакомы с некоторыми фактами биографии Ахматовой, ее лирикой периода акмеизма (десятые года ХХ столетия). Дальнейшее знакомство с поэзией Анны Андреевны Ахматовой я решила провести в творческой мастерской погружения и формирования ценностных ориентаций. Мастерская способствует активизации творческих способностей, помогает добраться до самого тайного в человеке, воспринимать предмет на эмоциональном уровне. А ведь только эмоции способны всколыхнуть и заставить учеников думать и познавать. Выбирая тему мастерской: «Любовная лирика Ахматовой», я руководствовалась возрастом детей, тем, что одиннадцатиклассники уже были готовы к личностному восприятию любовной лирики.

Целесообразность применения технологии в изучении данной темы обусловлена возможностью задействовать все особенности восприятия (опора и на аудиалов, и на визуалов, и на кинестетиков). Мастерская выступает как совокупность пространств – игрового, учебного, культурного, художественно-творческого, где ребенок приобретает опыт жизни, сам встраивает собственные знания. А учитель инициирует поисковый, творческий характер деятельности учеников.

В Мастерской каждый раз происходит что-то удивительное, неожиданное, по-новому сам начинаешь воспринимать мир. Привычные для нас слова приобретают новые значения, становятся объемными, весомыми, живыми. «Почему бы не изображать слова, не орать, не дарить их?» - не спрашивает, а утверждает один из основателей «Мастерских» Пьер Колен. Не случайно многие Мастерские начинаются с игры ассоциаций, вызванных словом. Именно в мастерской, по мысли Мишеля Дюкома, идеолога «Нового образования», дети лучше всего обучаются «умению творчески мыслить, воображать, фантазировать и одновременно четко, в образной форме выражать свои мысли».

Конечно, все теоретические выкладки Мастерской кажутся мертвыми по сравнению с живой работой в них. Стоит раз погрузиться в эту атмосферу - и либо сразу решаешь, что это «не твое», либо «заболеваешь» этой методикой всерьёз. Я «болею» Мастерскими уже давно и готовлюсь к ним к некому торжеству - торжеству творчества и сотрудничества с детьми.

Главным результатом проведенной мастерской стал проявившийся интерес к личности поэта, желание больше, глубже узнать и понять творчество Ахматовой. Оставшиеся два часа, отведенные изучению лирики поэта, мы решили посвятить разработке проектов для дальнейшего серьезного погружения в мир поэзии Анны Андреевны. Для этого я предложила ребятам провести организационно-деятельностную игру.


  1. Организационно-деятельностная игра

Данную технологию я решила ввести для решения дальнейшей деятельности и последующего развития среднесрочного проекта «Жизнь и творчество А.А.Ахматовой», т.е. на стадии погружения в проект, проблематизации, разработки проектного задания. Не делить самой на группы, не распределять обязанности внутри группы, не ставить самой актуальные задачи и проблемы, а дать возможность все этот проделать в ходе игры. В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими (в проекте это руководитель, поисковик, аналитик, художник, компьютерный верстальщик и т.д.); б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) реальные отношения между играющими. Одна из основных характеристик ОДИ – активная, деятельностная включенность в работу всех учащихся 11 класса (коллективная мыследеятельность). Ученик делает собственную деятельность объектом своего активного воздействия: в ходе игры он изменяет, совершенствует или заново ее выстраивает. Перед проведением игры предшествовала подготовка детей, учителя. Ребятам был задан вопрос, что я хочу узнать о поэзии Ахматовой и посмотреть дополнительную литературу. Учитель готовил примерные темы и круг вопросов будущих проектов, подыскивал иллюстрированный материал к проведению игры.

Игра разбивается на три части:

Подготовительная: предполагается создание проектных групп в зависимости от заданных тем и поставленных проблем будущих проектов, заинтересованности ребят. Вывешиваются плакаты, либо выводятся на экран предполагаемые темы, круг вопросов и проблем проекта. К этой части учитель готовит материалы проектов: кроме тем, иллюстрированный материал, фактический, схемы и т.д., чтобы актуализировать детей к игровой деятельности, помочь определиться учащимся с выбором темы. На подготовительном этапе после создания групп происходит конструирование того, что будет разыграно в следующей части; отработка плана действий, самоопределение школьников. После того, как роли были распределены, учитель раздает инструктаж каждому члену группы, в котором четко определены обязанности всех в ходе этой игры. Принятие игровой роли, места, позиции требует от участников меняться, быть раскованными и ироничными к самим себе.

Фаза игрового действия. Каждая группа представляет в ролевых схемах, планах будущий проект. В этой фазе ребята в игре не только представляют свою роль (аналитика, поисковика и т.д.), но и реально оценивают свои возможности, знания, умения, осознают свое место в данном творческом проекте. Устанавливается правила взаимодействия по ходу разворачивания представления.

Аналитический разбор. Разбор позволяет уже не в игровой ситуации произвести анализ и критику исходного материала, развернуть, изменить, обогатить будущий проект. Учитель и учащиеся за счет этого могут увидеть направления и решения поставленных проблем, накопить опыт работы.

Таким образом, в ходе организационно - деятельностной игры были определены и обоснованы темы проекта, проблемы, круг вопросов, распределены роли в проектных группах. Кроме этого, учащихся еще больше заинтересовало творчество А.А.Ахматовой, на уроке-игре прозвучало много интересных, незнакомых фактов из жизни и творчества поэта. Уроки, мастерская, игра вывели учащихся на изучение поэзии Ахматовой во внеурочное время, подтолкнули их на создание долгосрочного проекта «Судьба трагическая, победоносная» (Жизнь и творчество великого русского поэта А.А.Ахматовой). О работе над проектом я расскажу в следующей главе.


  1. Критическое мышление (конструирование смысла посредством текста).

Анализируя и интерпретируя художественный текст, учитель часто навязывает один определенный смысл, существующий в литературной критике. Возникающие у учащихся различия в понимании и интерпретации текста обычно не приветствуются, поскольку расходятся с «официальной» трактовкой. Учащихся редко спрашивают о личных переживаниях в связи с произведением. Обычно учителя не стремятся направить ребенка на поиски собственной трактовки прочитанного. Учащимся надо предоставить возможность испытать особое чувство рождения собственного, глубокого личного восприятия текста. Пусть ощущают, как это восприятие развивается, пусть сравнивают его с мнениями одноклассников – причем не важно, противоречат мнения друг другу или находятся в полном согласии. Решить проблему самостоятельного восприятия произведения поможет метод критического мышления. Занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Этот принцип данной технологии я включила в один из этапов творческой мастерской «Любовная лирика А.А.Ахматовой» на стадии осмысления содержания через направляемое чтение.



  1. Технология современного проектного обучения.


Метод проектов – технология, по которой ученик выполняет в группах весь запроектированный цикл активности от начала и до конца: придумывает, разрабатывает, корректирует, производит работы, связанные с внедрением и сопровождением готового программного материала.

Эта технология реально способствует формированию ученика, обладающего набором умений и навыков, к осознанному познавательному поиску, самостоятельной работе, ориентированию в потоке информации. Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно. Через активные формы обучения, проектировочную деятельность формируются важные ключевые компетенции, такие как социальная (способность учащихся брать ответственность решать проблемы общества), коммуникативная (владение устным и письменным общением с представителями разных слоёв населения), информационная (владение новыми технологиями, способность оценивать информацию, перерабатывать её). Сегодня ученику необходимо использовать знания в активной практической деятельности. Таким образом выпускник должен иметь достаточный для успешности в жизни личный опыт познавательной и творческой деятельности, опыт осуществления известных способов деятельности (например, моделирования, конструирования, проектирования и т. д. ), опыт эмоционально-ценностных отношений. На основе полученных знаний, умений, навыков и разнообразного опыта деятельности и отношений у ученика могут быть сформированы ключевые компетенции, приводящие к образованности и компетентности ученика в определённой сфере.

В ходе игры одна из групп одиннадцатиклассников решили разработать урок-спектакль о жизни Ахматовой. Учащимся удалось найти много материала о поэте, друзьях, семье, поэзии Ахматовой. Работа над спектаклем позволила переработать материал, связанный с жизнедеятельностью Анны Андреевны, составить сценарий. В итоге каждый ученик в составе группы выступил со своей ролью. Показ спектакля возвратил нас в атмосферу первой половины ХХ века, помог понять причину трагедии поэта, роль Ахматовой в поэзии. Ребята разделились на семь групп. Первая группа занималась поисково-информационным проектом. Главным на этом этапе стал поиск информации о жизни и творчестве А.А.Ахматовой. Итогом работы явилось создание картотеки литературно-критических статей, посвященных поэту. Вторая группа (литературоведческая) работала над исследовательским проектом «Неповторимость прекрасных слов». (Темы, мотивы, идеи творчества Ахматовой). Третья - (литературоведческая группа) разрабатывала исследовательский проект «Тема памяти в творчестве Ахматовой». Результатом стало написание реферата и создание сборника, где были собраны стихи по данной тематике. Исследовательским проектом «Таким я вижу облик Ваш и взгляд» (Поэты серебряного века об А.А.Ахматовой) занималась четвертая группа. Были собраны статьи, воспоминания, стихи об Ахматовой поэтов Серебряного века и создана картотека и сборник. К нему ребята сами написали предисловие о работе над этим проектом. В эту же картотеку и сборник вошли исследования другой группы «Акмеизм и Ахматова», которые занимались непосредственно изучением поэзии Ахматовой-акмеистки. Отдельная группа работает над проектом «Поэмы Ахматовой». Большое место в исследовании данной темы занимает поэма «Реквием». Работа над данным проектом продолжается. Ребята, свободно владеющие компьютером, заинтересовались темой проекта «Ахматова в Интернете». Они создают не только картотеку сайтов об Ахматовой, но и интернет-группу, объединяющую любителей, ценителей и знатоков поэзии Ахматовой. Работа над долгосрочным проектом «Судьба трагическая, победоносная» (Жизнь и творчество великого русского поэта А.А.Ахматовой) продолжается. Учащимися были выдвинуты еще две темы проекта: «Великая Ахматова и Великий Модильяни», «Ахматова в портретах». Во время работы над проектом у учащихся формировалась информационная компетенция: изучение различных источников информации, умение выбирать, находить информацию для разрешения конкретной проблемы, умение обрабатывать информацию, использовать её.

Практика указывает как на преимущества, так и на недостатки метода проекта в школе. С одной стороны, использование этого метода чревато перекосами в учебной программе, ведь ни в один проект невозможно уложить все требуемые знания. С другой стороны, очевидны и преимущества этой системы занятий: высокая мотивация, энтузиазм и заинтересованность детей, связь полученных знаний с реальной жизнью, выявление лидеров, развитие научной пытливости, самоконтроль, лучшее закрепление знаний, сознательная дисциплинированность. Убедилась на практике в том, что метод проектов разрушает школьную рутину.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка применение инновационных педагогических технологий при изучении отдельных тем по литературе в старших классах на примере темы «творчество анны ахматовой» iconМетодическая разработка Применение лекционно-семинарской формы обучения...
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №87 Петроградского района
Методическая разработка применение инновационных педагогических технологий при изучении отдельных тем по литературе в старших классах на примере темы «творчество анны ахматовой» iconПрименение информационных технологий в изучении истории древнего...
Применение информационных технологий в изучении истории древнего мира в 5-ых классах
Методическая разработка применение инновационных педагогических технологий при изучении отдельных тем по литературе в старших классах на примере темы «творчество анны ахматовой» iconМетодическая разработка На тему: Работа над техникой в старших классах дмш
Воспитание ощущения контакта с клавиатурой
Методическая разработка применение инновационных педагогических технологий при изучении отдельных тем по литературе в старших классах на примере темы «творчество анны ахматовой» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Методическая разработка применение инновационных педагогических технологий при изучении отдельных тем по литературе в старших классах на примере темы «творчество анны ахматовой» iconЛичность и творчество Анны Андреевны Ахматовой (1889-1966). «Императрица русской поэзии»
Родилась под Одессой в большой (3 сестры и 2 брата) семье морского инженера-механика А. А. Горенко и внучки татарской княгини Инны...
Методическая разработка применение инновационных педагогических технологий при изучении отдельных тем по литературе в старших классах на примере темы «творчество анны ахматовой» iconПрименение информационных технологий при изучении случайных процессов 5
Реферат на тему Применение информационных технологий при изучении случайных процессов 5
Методическая разработка применение инновационных педагогических технологий при изучении отдельных тем по литературе в старших классах на примере темы «творчество анны ахматовой» iconУрок-экскурсия по теме: «The Place We Live In»
Тем не менее, проведение отдельных уроков, вводных или заключительных по целому ряду тем, представляется вполне возможным. Музейные...
Методическая разработка применение инновационных педагогических технологий при изучении отдельных тем по литературе в старших классах на примере темы «творчество анны ахматовой» iconМетодическая разработка открытого урока по дисциплине «иностранный язык (английский)»
Методическая разработка представляет интерес для преподавателей иностранных языков средних специальных учебных заведений и могут...
Методическая разработка применение инновационных педагогических технологий при изучении отдельных тем по литературе в старших классах на примере темы «творчество анны ахматовой» iconПрограмма по русской литературе (особенно в старших классах) должна полностью соответствов
Инновационные технологии в преподавании русской литературы в старших классах средней школы
Методическая разработка применение инновационных педагогических технологий при изучении отдельных тем по литературе в старших классах на примере темы «творчество анны ахматовой» iconМетодическая разработка на тему: Современный урок с позиции здоровье сберегающих технологий
В ней рассматривается пути сохранения здоровья учащихся при помощи здоровье сберегающих технологий. Данная методическая разработка...
Методическая разработка применение инновационных педагогических технологий при изучении отдельных тем по литературе в старших классах на примере темы «творчество анны ахматовой» iconПрограмма развития на 2011-2014 годы Тема программы: «Системное применение...
Концепция школьной научно-практической конференции учащихся «Наука и творчество»
Методическая разработка применение инновационных педагогических технологий при изучении отдельных тем по литературе в старших классах на примере темы «творчество анны ахматовой» iconМетодическая разработка изучения темы «История второй мировой и Великой Отечественной войны»
Методическая разработка изучения темы “Вторая Мировая и Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945
Методическая разработка применение инновационных педагогических технологий при изучении отдельных тем по литературе в старших классах на примере темы «творчество анны ахматовой» iconДоклад к конференции «Панорама педагогических технологий» на тему:...
«Роль информационно-коммуникационных технологий при организации самостоятельной работы учащихся при изучении математики»
Методическая разработка применение инновационных педагогических технологий при изучении отдельных тем по литературе в старших классах на примере темы «творчество анны ахматовой» icon«применение современных инновационных технологий при формировании...

Методическая разработка применение инновационных педагогических технологий при изучении отдельных тем по литературе в старших классах на примере темы «творчество анны ахматовой» iconРазвитие иноязычной коммуникативной компетенции в изучении немецкого...
«Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в изучении немецкого языка посредством использования игровых технологий при изучении...
Методическая разработка применение инновационных педагогических технологий при изучении отдельных тем по литературе в старших классах на примере темы «творчество анны ахматовой» iconРабота над аккомпанентом на уроках сольфеджио
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск