Скачать 359.76 Kb.
|
Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение «Санкт-петербургский музыкальный лицей Комитета по культуре» Методическая разработка На тему: Работа над техникой в старших классах ДМШ Подготовил:Преподаватель-концертмейстер Макшаков Р.Б.Санкт-Петербург 2013г. Содержание 1. Введение ………………………………………………………………………….3 2. Способности, необходимые для приобретения техники ……………………...4 3. Фундамент техники пианиста…………………………………………………...5 3.1. Воспитание ощущения контакта с клавиатурой………………....................................5 3.2. Упражнения для выработки контакта с клавиатурой…………....................................6 3.3. Развитие физических возможностей пальцев…………………………………….……6 3.4 Утомляемость рук и «принцип экономии»……………………………………………..7 4. Концепция «индивидуальной фортепианной техники на основе звукотворческой воли» К.А. Мартинсена…………………………...…8 5. Работа над техникой на разном музыкальном материале…………………......9 6. Аппликатура……………………………………………………………………..13 7. Список литературы……………………………………………………………...15 2 Машинообразной работой пальцев ничего нельзя достичь; механическое упражнение остаётся тупым и бесцельным, если в первую очередь не участвует голова. Н. Рубинштейн. 1. ВведениеСовременная методика работы над фортепианной техникой сформировалась в результате длительного исторического развития. Подход к технике и приёмы игры существенно менялись в зависимости от тех задач, которые ставились перед пианистами развивающейся фортепианной музыкой. Новые горизонты пианизма открывали великие композиторы, бывшие, как правило, крупнейшими пианистами. Бетховен и Шопен, Лист и Брамс, Дебюсси и Равель, Скрябин и Прокофьев, каждый по-своему, вызывали к жизни ранее скрытые возможности инструмента. В процессе развития фортепианной музыки изменялись все её выразительные средства; более сложной и многообразной становилась фортепианная фактура. Перед пианистами вставали всё новые проблемы, с осознанием которых исполнительская и педагогическая мысль по большей части запаздывала; при этом образовывался разрыв между вновь возникающими требованиями музыки и старыми приёмами игры. И тогда поколения пианистов расплачивались за это изнурительным, малопродуктивным трудом, приводившим зачастую к заболеваниям рук. Господствовавшие в первой половине 19 века методы технического воспитания основывались главным образом на механическом развитии пальцев. В начале 20 века существовал один приём, который заключался в следующем: пятикопеечную монету клали на запястье, и играющий ученик должен был упражняться таким образом, чтобы монета не упала. Считалось, что падение ее сигнализировало о недостаточной изолированности движения пальцев. Ещё раньше существовал «руковод» Калькбреннера особый механический аппарат, поддерживающий руку; его использовали с той же целью: изоляция пальцевых движений и отделение их тренировки от действий руки. Старая техническая методика столкнулась с неразрешимыми проблемами. Начались поиски нового. Исполнительская и педагогическая деятельность Шопена, Листа давала превосходные образцы работы над техникой. Однако их достижения воспринимались в музыкальной педагогике очень медленно и лишь спустя несколько десятилетий получили широкое распространение. Основными установками крупнейших педагогов были естественность игры, включение в игровое действие всей руки, кисти, плеча. В конце 19 века выступила школа так называемых анатомо-физиологов. Представители этой школы (Л. Деппе, Р. Брейтгаупт, Э. Бах, Ф. Штейнгаузен) пытались дать рецепты правильной фортепианной игры, исходя исключительно из строения человеческой руки. И хотя некоторые полезные идеи анатомо-физиологов в дальнейшем были использованы, в целом их путь оказался несостоятельным, тупиковым. Недооценка психической деятельности, индивидуальности исполнителя, стиля, характера исполняемой музыки привели к снижению уровня фортепианного исполнительства. Ошибки анатомо-физиологов послужили толчком к бурному обсуждению технических проблем игры на фортепиано. В процессе этого обсуждения, которое включало в себя осмысливание всего предшествующего развития фортепианной музыки, исполнительской практики и педагогической мысли, сложились современные взгляды на технику [5, с. 5 –7]. В начале 20 века формируется другое направление в фортепианной педагогике, получившее название «психотехнической школы». Одним из её основателей стал крупнейший немецкий педагог К. А. Мартинсен. Он резко отрицал предыдущие труды известных педагогов-пианистов, основанные на физиолого-механическом воспитании учащихся. Мартинсен для выработки техники искал новый путь, который позволил бы достигнуть современного уровня в более короткий промежуток времени и с меньшей затратой сил. Этот путь был найден через понимание индивидуальности каждого отдельно взятого ученика. В результате его исканий произошел переход от отношения к ученику как к объекту обучения к пониманию ученика как субъекта обучения. Основы построения индивидуальной фортепианной техники стали центром его методики. В своих книгах и статьях [7; 8, с. 184 – 207] Мартинсен опровергает заблуждения анатомо-физиологов. Он говорит, что у каждого хорошего музыканта есть одна постоянная, жизненная, художественная забота – звук. Звукообразование - центр воспитания. 3 Основа методики Мартинсена – это учение о типах искусства игры на фортепиано. Он обнаружил и обосновал три основных типа музыкально-выразительной воли: статический (классический), экстатический (романтический) и экспансивный (экспрессионистский). При технической подготовке во всех основных родах техники нужно с самого начала обращать внимание, чтобы даже простое упражнение для пальцев не исполнялось механически. «Процесс технической работы должен включать в себя поиски удобных форм руки, выработку точных, экономных движений, а также умение рассчитать силы так, чтобы их хватило до конца пьесы» [14, с. 30]. Главное вся работа, все упражнения за фортепиано должны исходить из стремления слуха, «звукотворческой воли». Категории физических трудностей противостоит категория психических трудностей. Первые преодолеваются путём упражнений и тренировок, а вторые должны решаться в уме, памяти. В настоящее время большое количество педагогов, методистов подчеркивают большую роль психики в технической работе. [14, с. 30 – 31]. |
Работа над аккомпанентом на уроках сольфеджио ... | Исследовательская работа по теме: «Особенности преподавания истории... I. Цели и задачи обучения истории в старших классах основной школы | ||
Комплексная работа с текстом в старших классах Главное же – это задания речевого характера, направленные на формирование умения воспринимать текст. Особое внимание обращается на... | Проектная работа на тему: «Методическая разработка урока биологии в 8 классе «Витамины» Формы работы учащихся: слушание аудиофрагмента, работа с текстом, ответы на вопросы, выполнение практических заданий, работа с раздаточным... | ||
Методическая разработка преподавателя моу дод дши №7 г. Липецка Захаровой... В начальных классах музыкальной школы учащиеся овладевают элементарными навыками игры на инструменте, интонирования различных интервалов... | Методическая разработка применение инновационных педагогических технологий... Что мы можем предложить сегодня ученику, ориентированному на личную деятельность, на сотрудничество и успех? | ||
Методическая разработка урока русского языка для 9 класса по программе... | Методическая разработка педагога-организатора мбоу дод цдт е. В. Потеминой Самостоятельные занятия (работа над коллективными и индивидуальными проектами, курсовые работы) | ||
Программа по русской литературе (особенно в старших классах) должна полностью соответствов Инновационные технологии в преподавании русской литературы в старших классах средней школы | Методическая разработка урока математики Тема: «Меры времени. Календарь»... Подготовительная работа: сбор материала для презентации, работа над презентацией, составление и печатание карточек для проведения... | ||
Методическая разработка по теме «методика изучения курса физики в... «Электродинамика» в 8-х и 9-х классах школы-интерната №9 для детей-сирот с отклонениями в развитии | Методическая разработка урока по математике для 5 класса на тему «Простые и составные числа» Итоговая работа по модулю «Реализация требований фгос основного общего образования. Математика» | ||
В целях формирования правильной осанки и сохранения здоровья необходимо... В последующем, в старших классах, учителя должны следить за тем, чтобы правильная посадка вошла у учащихся в привычку. Работа над... | О. А. Хохлова Методическая разработка конспект Предварительная работа: Чтение стихотворений об игрушках; беседы с детьми о взаимопомощи друг другу в наведении порядка в группе;... | ||
Методическая разработка урока по химии на тему «электролитическая диссоциация» Методическая разработка урока по химии на тему «электролитическая диссоциация» с использованием икт | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В процессе освоения этой дисциплины обучающиеся овладевают техникой поддержки и приобретают навыки сценического общения. От постепенно... |