Скачать 138.16 Kb.
|
I. Пояснительная записка Предмет «Дуэтный танец» является одной из важнейших составляющих специальной хореографической подготовки. В процессе освоения этой дисциплины обучающиеся овладевают техникой поддержки и приобретают навыки сценического общения. От постепенно усложняющихся учебных этюдов на начальном этапе, в старших классах они переходят к изучению танцевальных дуэтов из спектаклей. Настоящая программа разработана согласно требованиям Письма Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» и на основе адаптации Программы дуэтно-классического танца для хореографических училищ (Москва, 1990) педагога-хореографа Кондратова Ю.Г. Цель программы: ознакомить учащихся с элементами поддержек дуэтного танца, дать возможность овладеть теоретическими и практическими знаниями в области дуэтного танца для дальнейшего их применения. Задачи программы: Обучающие задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Настоящая программа рассчитана на 3 года обучения и осваивается в 4, 5 и 6 классах балетной студии. Основной формой занятий является урок. Для формирования необходимых профессиональных знаний и умений используется основная форма урока – практическая, но так как практическая деятельность не может обходиться без усвоения теоретических основ, каждое движение сопровождается подробным теоретическим объяснением педагога. Уроки дуэтного танца проводятся 1 раз в неделю по 40 минут с каждым обучающимся индивидуально или 2 раза в неделю по 20 минут. Контрольные уроки проводятся в конце каждого года обучения. Кроме того, контроль осуществляется на последнем уроке после изучения каждой темы (раздела). Итоговый контроль: экзаменационный просмотр. Показ проводится по окончании изучения всего курса «Дуэтного танца» в конце 6 класса. II. Учебно-тематический план 1 год обучения
2 год обучения
3 год обучения
III. Содержание программы В курс обучения дуэтному танцу ежегодно входит изучение следующих разделов:
В результате первого года обучения (4 класс) происходит освоение простейших приёмов дуэтно-классического танца. За второй год обучения (5 класс) разучиваются комбинированные упражнения как сочетания элементов партерной и воздушной поддержки. За третий год обучения (6 класс) осваиваются более сложные танцевальные дуэты с использованием элементов сольного женского и мужского танцев. В течение всех лет обучения используется наглядный показ лучших образцов дуэтного танца как классического, так и современного репертуара. В программу по дуэтному танцу не входит изучение групповых поддержек, когда одну танцовщицу поднимает несколько партнёров. Обучающиеся встречаются с групповыми поддержками в концертных номерах и учебных спектаклях. Поэтому в 5-6 классах на уроках надо знакомить обучающихся с групповыми поддержками в соответствии с их сценической практикой. Поддержки в дуэтном танце Партерные. Основной задачей партерных поддержек является - умение ученика находить положение устойчивости (равновесия) ученицы на пальцах как впозах, так и в различных переходах. Партерным поддержкам надо уделять особое внимание, чтобы облегчить изучение воздушных поддержек. В партерных поддержках дуэтного танца имеются три основных приёма: поддерживание танцовщицы двумя руками за талию, двумя руками за руки, одной рукой за руку или талию. Воздушные. Основной задачей изучения приёмов воздушной поддержки является – выработать чувство взаимного темпа у партнёров. Темп определяет степень скорости движения. В балетном дуэте темп партнёров достигается технической слаженностью, подготовленностью и должен всецело подчиняться музыкальному темпу. В воздушных поддержках изучаются приёмы: подъёмы и опускания двумя руками за талию, подъёмы за одну руку и талию, подъёмы за одну руку партнёрши. Перечень групп приемов поддержки ПАРТЕРНОЙ I группа - за талию танцовщицы двумя руками. П группа - связующие движения. III группа - за плечо и кисть партнера, IV группа - за две руки танцовщицы а) двумя руками, б) одной рукой. V группа: одной рукой партнера. а) за одну руку танцовщицы, б) за талию танцовщицы. VI группа: приемы кругообразных движений (tours lents) VII группа: приемы опускания танцовщицы в наклонное положение. VIII группа: пируэты. ВОЗДУШНОЙ I группа: подъемы и опускания двумя руками за талию. П группа: подъемы за одну руку и талию. III группа: подъемы за одну руку танцовщицы. IV группа: прыжки танцовщицы с окончанием в позы на плече партнера. 4 класс Задача: изучение простейших приёмов дуэтно-классического танца. Приемы партерной поддержки I группа - за талию двумя руками.
II группа - связующие движения. Переход из позы в позу при помощи: 1) шага; 2) releve, coupe, failli, soutenu en tournant, chasse, pas couru, pas de bourree, glissade. IV группа: поддержка за две руки танцовщицы во все позы, изученные ранее: двумя руками за кисти и запястья. VI группа: приемы опускания танцовщиц в наклоненное положение двумя руками за талию: 1. В 5-й позиции с возвращением в исходное положение без поворота. 2. В 5 позиции с возвращением на одну ногу а) без поворота Приемы воздушной поддержки
а) saute, changement de pied, echappe, siasonne, jete, assemble, sisonne fermee,а также с продвижением вперед, в сторону. б) то же с окончанием на плечо и на грудь. 2. Опускание танцовщицы: а) с плеча на 5-ю позицию. 5 класс Задача: разучивание комбинированных упражнений, как сочетания элементов партерной и воздушной поддержки. Партерная поддержка VIII группа: пируэты За талию танцовщицы двумя руками с остановкой на той же ноге во все маленькие и большие, позы. Воздушная поддержка I группа: 1. За талию (на вытянутых руках). а) Подъем на месте за талию. Changement de pied , с sissonne ouverte и siseonne ferme. б) Подъем на месте за талию при исполнении танцовщицей воздушного тура с 5-ой позиции. 2. Большой подъем за талию при исполнении pas de chat. 3. С плеча в позу "рыбка". 4. Большой подъем assemble с места и с продвижением. П группа: за руку и талию - Assemble III группа: за одну руку - Saut de basque. 6 класс Задачи:
Партерная поддержка Воздушная поддержка V группа: большие подъемы на вытянутые руки: Под поясницу и колено согнутой ноги - наверху в позе tire-bouchon с прогибом корпуса Перечень рекомендованных дуэтных номеров для 4, 5, 6 классов Танцевальные дуэты из учебных спектаклей
Танцевальные дуэты из спектаклей классического наследия и современного репертуара 1. «Никия и Солор» из балета «Баядерка» 2.«Солор и Гамзатти» из балета «Баядерка» 3.«Никия и Солор» (сцена Тени) из балета «Баядерка» 4.«Эсмеральда и Гренгуар» 5.«Сильфида и Джеймс» из балета «Сильфида» 6.«Мари и принц Щелкунчик» из балета «Щелкунчик» 7.«Китайский танец» из балета «Щелкунчик» 8.«Индусский танец» из балета «Щелкунчик» 9.«Французский танец» из балета «Щелкунчик» 10.«Испанский танец» из балета «Щелкунчик» 11.«Кот и Кошечка» IV. Методическое обеспечение В работе с обучающимися педагог следует принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения построен от простого к сложному и учитывает индивидуальные особенности ученика: интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки. Приступая к обучению, педагог должен исходить из накопленных хореографических представлений ребенка, всесторонне расширяя его кругозор в области хореографического творчества, в частности, учебного предмета. На занятиях ученикам полезно рассказывать об истории возникновения хореографического искусства, о балетмейстерах, композиторах, выдающихся педагогах и исполнителях, наглядно демонстрировать качественный показ того или иного движения, использовать ряд методических материалов (книги, картины, гравюры видео материал), цель которых – способствовать восприятию лучших образцов классического наследия на примерах русского и зарубежного искусства, помочь в самостоятельной творческой работе обучающихся. Значительную роль играют посещение балетных спектаклей, просмотр видеоматериалов. Следуя лучшим традициям русской балетной школы, педагог в занятиях с учеником должен стремиться к достижению поставленной цели, добиваясь грамотного, техничного и выразительного исполнения танцевального движения, комбинации движений, вариации, умения определять средства музыкальной выразительности в контексте хореографического образа, умения выполнять комплексы специальных хореографических упражнений, способствующих развитию профессионально необходимых физических качеств; умения осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже классического танца и разучивании хореографического произведения. Особое место в работе занимает развитие танцевальности, которой отведено особое место в хореографии и методической литературе всех эпох и стилей. Поэтому, с первых лет обучения необходимо развивать умение слышать музыку и развивать творческое воображение у обучающихся. Значительную роль в этом процессе играет музыкальное сопровождение во время занятий, где музыка помогает раскрывать характер, стиль, содержание. Работа над качеством исполняемого движения в танце (над его выразительностью, точным исполнением ритмического рисунка, техникой) должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога. В работе над хореографическим произведением необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами изучаемого произведения. Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие танцевально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман план урока. Техническое оснащение занятий.
V. Список литературы Литература, используемая педагогом
Литература для детей и их родителей
|