Скачать 109.8 Kb.
|
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА преподавателя МОУ ДОД ДШИ №7 г. Липецка Захаровой Г.Д. «Межпредметная связь уроков сольфеджио и хора (вокала) в средних и старших классах вокально-хорового отделения на основе КММПВ Д.Е. Огороднова». В начальных классах музыкальной школы учащиеся овладевают элементарными навыками игры на инструменте, интонирования различных интервалов и аккордов на песенном материале, изучаемом на уроках хора и вокала. Начиная с 4 класса семилетнего обучения, на уроках сольфеджио осваиваются новые интервалы, аккорды, ритмические группы; тритоны с разрешением в мажоре и гармоническом миноре, большие и малые сексты и септимы, трезвучие малых ступеней, доминантсептаккорд с разрешением обращения мажорного и минорного трезвучия, простейшие модуляции, проходящий и вспомогательный хроматизмы, пунктирный ритм, синкопа, триоль в размерах 2/4, 3/4, 4/4; различные ритмические группы в размере 6/8. На занятиях хора все новые знания и навыки, полученные на уроках сольфеджио, можно закреплять и развивать с помощью следующих упражнений: устные диктанты, художественное тактирование, прослушивание и анализ музыкальных произведений (в грамзаписи или в исполнении концертмейстера), пение цепочек ступеней по ладо-вокальным жестам, двухголосное пение цепочек интервалов, трёхголосное пение аккордовых последовательностей, пение дидактических песенок и попевок на определённую тему, подобранных из нотной литературы или специально сочинённых педагогом. Для анализа музыки предлагается использовать следующий план:
4-ый класс. I четверть Повторение изученного в 3-ем классе.
холодно-жарко, гусеница-бабочка, пуговицы-петли, громко-тихо.
I-VII-I-V-VI-IV-V-II-III-I и т.п.
гармоническом V-III-I-VII#-II-I мелодическом V-I-VI#-VII#-I
М.Глинка. «Полька» П.Чайковский. «Детский альбом»: «Вальс», «Полька».
II четверть
громко-тихо(тихо), дождик-снег(снег), волк-заяц(заяц), утро-вечер(вечер)
П.Чайковский. «Детский альбом»: «Мазурка», «Марш деревянных солдатиков», «Сладкая грёза». В.Моцарт. Ария Фигаро «Мальчик резвый…»
III четверть
весёлый-грустный, грустно-весело, холодно-жарко(жарко), мальчик-девочка
I-VII-IV-III-V-IV-VII-I-V-VII-II-IV-III-I.
Дж.Верди. Марш из оперы «Аида» М.Глинка. Краковяк из оперы «Иван Сусанин», «Ночной смотр». П.Чайковский. «Зимнее утро», «Баба Яга». Ф.Шопен. «Желание».
IV четверть
Тёмный-светлый, ночь-день, юноша-девушка, мальчик-девочка Холодно-жарко, холод-жар, лес-поле
В.Моцарт. «Тоска по весне». Б.Флис. «Колыбельная». А.Гречанинов. «Мазурка», «В разлуке». Л.Бетховен. «Сурок». 4. Разучивание песен: «Степь да степь», «Пастушка», «Вечерняя песня», «Коробейники». 5-ый класс. В 5-ом классе закрепляются знания и навыки, полученные ранее, и изучаются новые темы: ритмическая группа четверть с точкой и две шестнадцатые в размерах 2/4, 3/4, 4/4; различные ритмические группы с шестнадцатыми в размере 6/8; уменьшенная септима с разрешением в гармоническом миноре; обращения трезвучий главных ступеней; уменьшённое трезвучие на седьмой ступени мажора и гармонического минора; более сложные модуляции и хроматизмы. На занятиях хора и вокала рекомендуется петь последовательности интервалов (двухголосно) и аккордов (трёхголосно) на нейтральный слог, песни и попевки (секвенции) с использованием новых ритмических и мелодических оборотов; анализировать прослушанные пьесы с их применением, использовать новые ритмические группы в художественном тактировании с предварительной записью их на доске для большей наглядности. I четверть Повторение изученного в 4-ом классе.
а) пение цепочек ступеней с интонациями увеличенной кварты и уменьшенной квинты в мажоре и гармоническом миноре; б) пение одно- и двухголосных секвенций.
Р. Шуман. «Смелый наездник». Л. Боккерини. «Менуэт». Ф. Лист. «Венгерская рапсодия №2». 4. Разучивание песен: Р. Шуберт «Липа», С. Богуславский «Песня о пограничнике», С. Лайош «Попутная». II четверть
а) пение цепочек ступеней с интонациями уменьшённой септимы, уменьшённого трезвучия, хроматических звуков (проходящих и вспомогательных); б) пение секвенций с новыми интонациями и ритмами.
М. Глинка. «Жаворонок» С. Прокофьев. «Мёртвое поле». Н. Римский-Корсаков. Ария Снегурочки из пролога оперы «Снегурочка». В. Моцарт. «Маленькая ночная серенада». 4. Разучивание песен: Б. Флис «Колыбельная», Ж. Векерлен «Менуэт», Р.н.п. «Уж ты, поле». М. Блантер «Моя любимая». III четверть
Молодо-зелено, гусеница-бабочка, постоянно-временно.
а) пение цепочек ступеней по звукам трезвучий главных ступеней и их обращений. Например: I-III-V-VI-IV-I-VII-II-V-III-I б) пение последовательностей аккордов трёхголосно.
Н. Римский-Корсаков. «Шехеразада» III часть. М. Глинка. Вальс из оперы «Иван Сусанин». В. Моцарт. Соната ля мажор I часть. 4. Разучивание песен: Ф. Шуберт «Весенний сон», Р.н.п. «Сусанин», М.Глинка «Баркарола», Р.н.п. «Среди долины ровныя». IV четверть
Тёплый-холодный, долгий-короткий, кот-мышонок, волк-зайчонок.
а) пение более сложных цепочек ступеней; б) двухголосное пение последовательностей интервалов; в) пение секвенций более сложными ритмами.
Н. Римский-Корсаков. Ариетта Снегурочки из оперы «Снегурочка». М. Равель. «Болеро». М. Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка. «Сомнение». 4. Разучивание песен: Р.н.п. «Вниз по Волге-реке», М. Глинка. Песня Вани из оперы «Иван Сусанин». 6-ой класс. В 6-ом классе закрепляются знания и навыки, полученные ранее, и изучаются новые темы: гармонический мажор, пентатоника, новые размеры 3/2 и 6/4, две пары тритонов в гармонических ладах, уменьшённое трезвучие на II ступени натурального минора и гармонического мажора, вводные септаккорды (малый и уменьшённый), обращения доминантсептаккорда с разрешением в ладу и от данного звука с последующим определением тональности. Новые интервалы и аккорды могут исполняться изолированно или в составе разнообразных последовательностей. К разучиванию рекомендуются песни с использованием интонаций этих интервалов и аккордов. Также можно предлагать учащимся сочинять короткие мелодии с новыми мелодическими оборотами на данный текст или ритм. I четверть Повторение изученного в 5-ом классе.
а) пение цепочек ступеней с интонациями ув.4, ум.5, ув.2, ум.7. Например: I-III-II-VI-V-I; I-VII-VI-II-III-I; I-VII-VI-V-I; I-V-VI-VII-I/ б) двухголосное пение цепочек интервалов.
А. Даргомыжский. Мне грустно. П. Чайковский. Игра в лошадки. Зимнее утро. И.С. Бах. Двухголосная инвенция ре минор. 4. Разучивание песен: Р.н.п. «Узори-то, у зореньки», К. Вильбоа «Моряки», М. Блантер «Моя любимая». II четверть
а) пение цепочек ступеней с интонациями уменьшённого трезвучия и вводных септаккордов; б) пение последовательностей аккордов. Например, Т3 S6 T64 D3 D7 Т3 в мелодическом и гармоническом виде;
А. Даргомыжский. Шестнадцать лет. И.С. Бах. Прелюдия до мажор. Е. Шашина. Выхожу один я на дорогу. 4. Разучивание песен: Р.н.п. «Тонкая рябина», Р.н.п. «Пряха», Б. Мокроусов. «Одинокая гармонь». III четверть
а) в гармоническом мажоре. Например: I-V-VI-V-VI-IV-II-III-V-I; I-VII-VI-V-II-I б) в натуральном мажоре и гармоническом миноре по звукам обращений доминантсептаккорда. Например: I-VII-II-IV-V-III-I; I-II-IV-V-VII-I-V-III-I; I-III-V-IV-V-VII-II-I-V-III
М. Глинка. Я помню чудное мгновение. А. Бородин. Хор половецких девушек из оперы «Князь Игорь». Д. Шостакович. Шарманка. 4. Разучивание песен: Ф. Шуберт «Мельник и ручей», Р.н.п. «Вниз по матушке, по Волге», Э. Капуа «О, моё солнце». IV четверть
а) в мажоре. Например: I-II-III-V-VI-V-III-I; III-V-VI-I-VI-V-I б) в миноре. Например: I-III-IV-V-VII-V-IV-III-I; III-IV-V-VII-I-VII-V-III-I 3. Слушание и анализ произведений: Ф. Телеман. Фантазия. И.С. Бах. Прелюдия ми бемоль минор. Ф. Лист. Грёзы любви. Э. Григ. Весной. 4. Разучивание песен: Р.н.п. «Исходила младёшенька», Р.н.п. «Я, вечор, млада», Р.н.п. «Ой, да ты, калинушка», Р.н.п. «Уж ты, ягодка красна». 7-ой класс. В 7-ом классе закрепляются навыки, приобретённые ранее на новом, более сложном, музыкальном материале; изучаются темы: семиступенные диатонические лады народной музыки (лидийский, миксолидийский, дорийский, фригийский); характерные интервалы гармонических ладов (уменьшённая кварта на III ступени мажора и VII ступени минора, увеличенная квинта VI ступени мажора и III ступени минора); трезвучия побочных ступеней лада, увеличенное трезвучие на VI ступени гармонического мажора и III ступени гармонического минора, септаккорд II ступени разрешение доминантсептаккорда в трезвучие VI ступени (прерванный оборот). Мелодические интонации этих ладов интервалов и аккордов используются на уроках хора и вокала в пении последовательностей, в сочинении мелодий на данный текст, анализируются на слух, применяются в песенном материале и в устных диктантах. I четверть Повторение изученного в 6-ом классе.
а) в мажоре. Например: I-III-V-IV-V-VI-IV-V-III-I; I-III-I-VII-IV-III-I б) в миноре. Например: I-V-III-II-I-VII-I; I-V-VI-V-III-II-I 3. Слушание и анализ произведений: М. Мусоргский. Песня Варлаама из оперы «Борис Годунов». А. Лядов. Мазурка в дорийском стиле. П. Чайковский. Мужик на гармонике играет. Ф. Шопен. Мазурка до-мажор. 4. Разучивание песен: Р.н.п. «Как за речкою, да за Дарьею», «Катенька весёлая», «По ельничку», «На горе-горе», «Ай, во поле липенька». II четверть
а) в мажоре. Например: I-II-V-VI-III-V-VI-VII-I; I-VII-VI-III-V-VI-II-III-I б) в миноре. Например: I-VII-VI-V-IV-VII-III-I; I-VII-VI-V-I-VII-IV-III-I-VII-III-I 3. Слушание и анализ произведений: Д. Шостакович. Романс из кинофильма «Овод». А. Хачатурян. Вальс к драме «Маскарад». С. Прокофьев. Гавот из симфонии №1. Н. Рубинштейн. Мелодия. П. Чайковский. Дуэт Лизы и Полины из оперы «Пиковая дама». 4. Разучивание песен и романсов на уроках вокала: А. Гурилёв «Вьётся ласточка», М. Глинка «Люблю тебя, милая роза», Ф. Шуберт «Куда» III четверть
Мальчики-девочки-девочки; бабушка-дедушка-бабушка-дедушка
Ф. Шопен. Прелюдии. П. Чайковский. Времена года. Ф. Мендельсон. Песни без слов. М. Глинка. Свадебный хор из оперы «Иван Сусанин» 4. Разучивание песен и романсов на уроках вокала: М. Глинка «Баркарола», А. Даргомыжский Ариозо Наташи из оперы «Русалка», Д. Шостакович «Родина слышит», А. Пахмутова «Беловежская пуща». IV четверть
П. Чайковский. 2-ой струнный квартет (I часть). В. Калинников. Грустная песенка. М. Мусоргский. Хор народа из пролога оперы «Борис Годунов». Н. Римский-Корсаков. Заключительный хор из оперы «Снегурочка». 4. Разучивание песен: Р.н.п. «Ты река ли, моя реченька», «Ах ты, степь», «Чёрный ворон», «Плывёт, плывёт лебёдушка». Список литературы.
|
Работа над аккомпанентом на уроках сольфеджио ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Интонационные способности учащихся и их развитие в процессе обучения на уроках вокала, сольфеджио и хорового дирижирования» | ||
«согласовано» «утверждаю» Методический совет Директор моу дод моу... Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств «Гармония» г о. Власиха Московской... | «согласовано» «утверждаю» Методический совет Директор моу дод моу... Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств «Гармония» г о. Власиха Московской... | ||
Моудод красногорская детская музыкальная школа Методическая работа... «Развитие музыкальных способностей на 1-2 году обучения (в частности музыкальной памяти) у учащихся фортепианного и хорового отделения... | «Что мы знаем о прививках?» в старших классах, тематических уроков... ... | ||
Пресс-релиз Горьковской-Нижегородской хоровой капеллы и хорового колледжа, создателя муниципального камерного хора «Нижний Новгород», многие... | Методическая разработка На тему: Работа над техникой в старших классах дмш Воспитание ощущения контакта с клавиатурой | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Название Методическая разработка для преподавателей дши народного отделения в классе баяна и аккордеона | Дни русской духовности и культуры «Сияние России» График проведения... Выставка работ учащихся худож отделения, посвященная 350-летию г. Иркутска: «Мой город» | ||
Доклад на тему «Вопросы методики обучения и воспитания учащихся младшего... Составитель: Гусева Елена Владимировна, преподаватель мбоу дод дши №1 мо город Краснодар | Методическая разработка по истории: «Нестандартные формы ведения... Данная разработка посвящена методике организации и проведения нестандартных форм уроков, предназначена школьным учителям истории.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Создание и организация деятельности Методического Центра для преподавателей хореографических отделений Детских школ искусств северного... | Конспект учебно-тренировочного занятия тренера-преподавателя отделения дзюдо Дзюдо моу дод «Борисовская детско – юношеская спортивная школа» Зозули Анатолия Васильевича для учебно-тренировочной группы 2 года... | ||
Программа художественно-эстетической направленности по предмету «сольфеджио» Программа предназначена для занятий в 1-5 классе дши «Гармония» г о. Власиха по предмету «Сольфеджио». Программа опирается на требования,... | Методическая разработка применение инновационных педагогических технологий... Что мы можем предложить сегодня ученику, ориентированному на личную деятельность, на сотрудничество и успех? |