«согласовано» «утверждаю» Методический совет Директор моу дод моу дод дши дши «Гармония» «Гармония»





Скачать 235.92 Kb.
Название«согласовано» «утверждаю» Методический совет Директор моу дод моу дод дши дши «Гармония» «Гармония»
Дата публикации10.10.2014
Размер235.92 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств «Гармония» г. о. Власиха Московской области


«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Методический совет Директор МОУ ДОД

МОУ ДОД ДШИ ДШИ «Гармония» «Гармония»

Протокол № 3 _______ Э.А. Янковский

от 10.06. 2013 г. «___»___________ 2013 г.

Рекомендовано

Педагогическим советом

МОУ ДОД ДШИ

«Гармония»

Протокол № 14

от 11.06.2013 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

художественно-эстетической направленности
на 2013-2014 учебный год
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
(фортепиано)
7-летняя программа
Составитель:

Пашнина М.Н.

Заместитель директора по УВР

г.о. Власиха Московской области

2013 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа является программой художественно-эстетической направленности и предназначена для занятий в 1-7 классах фортепианного отделения ДШИ «Гармония» г.о. Власиха по ОП «Музыкальное исполнительство».

Данный вариант программы составлен на основе примерной программы «Музыкальный инструмент (фортепиано) для ДМШ, музыкальных отделений ДШИ» НМЦХО (Москва, 2006 г.). Составитель программы В.А.Салахидинова.

Актуальность программы состоит в том, что она направлена на развитие творческих возможностей ребенка, на приобретение навыков самостоятельного музицирования, на воспитание слушателя, любящего искусство, способного понять и оценить его.

Цель программы: организовать обучение таким образом, чтобы создать условия для разноуровневого подхода к воспитанию и обучению всех детей с одной стороны и обеспечить совершенствование процесса развития и воспитания наиболее способных учащихся, будущих профессионалов, с другой стороны. Представленная программа позволяет наиболее эффективно организовать учебный процесс в соответствии с требованиями, предъявляемыми современной педагогикой.

Задачи программы:

1. Образовательные:

  • приобретение навыков игры на инструменте;

  • мотивация учащихся к познавательной деятельности.

  1. Развивающие:

  • развитие творческих способностей;

  • развитие любознательности и кругозора ребенка;

  • развитие эмоциональной сферы;

  • развитие умения самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и применять полученные знания, умения самостоятельно и качественно выполнять домашние задания.

3. Воспитательные:

  • формирование духовной культуры и нравственности ребенка;

  • приобщение к мировым и отечественным культурным ценностям;

  • воспитание любви к музыке;

  • формирование высоких эстетических норм в отношениях с преподавателями и учениками;

  • воспитание самостоятельности.

Данная программа построена в соответствии с основными дидактическими принципами обучения: научности, наглядности, связи теории с практикой, доступности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, прочности.

Срок реализации программы составляет 7 лет. Возраст детей, поступающих в 1 класс – 7(8) лет.

Программа объединяет теоретический, практический, творческий, исполнительский и контрольно-итоговый учебный материал и предусматривает два этапа его освоения: первый – ученический (действие с подсказкой учителя), второй – алгоритмический (действие по памяти, выполнение домашних заданий).

В результате освоения программы ожидаются следующие результаты: развитие у учащихся стойкого интереса к музыке, любознательности, стремления к самостоятельному изучению музыкального наследия; воспитание творческой личности, способной к самосовершенствованию и профессиональному самоопределению; воспитание культурного слушателя и ценителя музыки; овладение исполнительскими навыками.

Программа предназначена для учащихся от 6 лет. Дети принимаются в школу искусств без специальной подготовки.
Учебный план

Класс

1

2

3

4

5

6

7

8

Количество

часов

1,5

1,5

2

2

2

3

3

3


Общее количество часов делится на 2 (реже на 3) занятия в неделю. Занятия проводятся индивидуально, что позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, эмоционально-психологическую сферу. Индивидуальные уроки по классу фортепиано совершенствуют всестороннее и комплексное воспитание ученика. Преподаватель – основной воспитатель, именно он формирует и развивает эстетические воззрения и художественные вкусы ученика, приобщает его к миру музыки и обучает искусству исполнения на инструменте.

Урок - традиционная форма организации учебного процесса, но возможно использование и нетрадиционных форм: лекция-концерт, концерт для родителей, участие в фестивалях. Для достижения поставленных целей используются различные методы обучения: словесный (рассказ, беседа, объяснение), наглядный (наблюдение, демонстрация), практический (упражнения воспроизводящие и творческие).

Игра на инструменте – это главное в процессе обучения, и теоретический материал идет параллельно и очень тесно переплетается с практикой. Творческие задания (подбор по слуху, сочинение различных мелодий, чтение нот с листа) раскрывают художественные способности учащихся. Концерты пропагандируют игру на фортепиано и помогают учащимся научиться держаться на сцене.
Учитывая особенности каждого учащегося, преподаватель находит наиболее подходящие методы работы, позволяющие максимально развить музыкальные способности ученика. Однако, работая с детьми разного уровня возможностей, преподаватель не должен снижать планку своих музыкантских и педагогических требований. Независимо от степени одаренности каждому учащемуся можно привить культуру звукоизвлечения, научить понимать характер, форму и стиль музыкального произведения.

Программа отражает академическую направленность репертуара, его разнообразие, дает для одного и того же класса различные по уровню трудности варианты программ (репертуарных комплексов), позволяющих учесть разные возможности учащихся.

Анализируя изменившуюся за последние десятилетия ситуацию, значительно возросшую нагрузку на детей в общеобразовательных школах, программа предлагает некоторые изменения, в том числе касающиеся количества произведений, исполняемых на переводных зачетах. Представляется, что невозможность выполнить требования предыдущих программ значительным числом обучающихся на фортепианных отделах детских музыкальных школ стало одной из основных причин создания вторых фортепианных отделов.

Данная программа пытается учесть реальные возможности большинства учащихся, не снижая требований к качеству обучения и воспитания.

Предполагается, что новые требования позволят педагогам более дифференцированно осуществлять музыкальное развитие каждого ребенка, обучающегося по данному предмету, а главное, значительно активизировать работу с репертуаром. Помимо тщательной подготовки программы для публичного выступления в работе постоянно должны присутствовать произведения, изучаемые в порядке ознакомления для расширения музыкального кругозора, накопления репертуара и развития основного навыка, который должен приобрести учащийся за время обучения в детской музыкальной школе, - навыка разбора и чтения нотного текста. Именно в этой активной форме музицирования сможет проявлять себя выпускник фортепианного отдела после окончания школы.

Вся работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане ученика.

Продвижение ученика во многом зависит от регулярности и качества домашних занятий. Поэтому очень важно научить учащегося самостоятельно работать и рационально использовать крайне ограниченное время, отведенное на домашнюю подготовку к урокам.

Сведения о формах и методах работы с учащимися преподаватели могут получить в специальной методической литературе.

Контроль и учет успеваемости.

Текущий контроль осуществляется по ходу занятия преподавателем, ведущим предмет. Промежуточный контроль производится в виде зачетов по самостоятельно выученному произведению, технических зачетов, академических концертов, переводных экзаменов, зачетов по полифонии и терминам, прослушиваний выпускников и итоговых выпускных экзаменов:

  1. Зачет по самостоятельно выученному произведению проходит в конце сентября месяца для 2-6 классов в классе, без экзаменационной комиссии.

Два вида зачета (на выбор):

- дается 1(2) произведение для разучивания в течение урока

- проверяется 1(2) произведение, выученное самостоятельно в летние каникулы

  1. Технический зачет проводится 1 раз в год (вторая половина октября - начало ноября) с целью выявления технического продвижения обучающихся и проходит в присутствии комиссии, состоящей из преподавателей отделения. Технический зачет проводится среди учащихся 2-6 классов. Исполняется 1(2) этюда и 1(2) гаммы. Гаммы сдаются в классе, этюды - при экзаменационной комиссии.




  1. Академический концерт (декабрь) проводятся для обучающихся 2-6 классов 1 раз в год и носят открытый характер. Исполняется 2 разнохарактерные пьесы (одну пьесу можно заменить на ансамбль).

  2. Зачет по полифонии и терминам проводится в марте месяце (или в конце февраля) для обучающихся 2-6 классов. Исполняется 1 полифоническое произведение, проверяется знание музыкальных терминов.

  3. Переводной экзамен (май) проводится для обучающихся 1-6 классов. Первоклассники исполняют программу из 3-ёх произведений: полифония, крупная форма и пьеса (пьесу можно заменить на ансамбль). 2-4 классы исполняют программу из 2-ух произведений: крупная форма и пьеса (пьесу можно заменить на ансамбль или концертный этюд).

  4. Прослушивания выпускников проводятся 2 раза в год (декабрь, март) и предполагают исполнение произведений выпускной программы.



  1. Выпускной экзамен (май) проводится для учащихся 7 классов. Выпускники исполняют 3 (для продвинутых 4) произведения различных жанров и форм: полифония, крупная форма и пьеса(ы). Экзаменационные программы для поступающих в профессиональные учебные заведения составляются с учетом требований этих заведений. В некоторых случаях может быть разрешено исполнение программы по нотам. Итоговая оценка учитывает успехи, продвижение учащегося в течение всего периода обучения в школе.


Рекомендации преподавателям:

  1. Продвинутым, а также профессионально ориентированным обучающимся рекомендуется большее количество выступлений; количество произведений при этом не ограничивается. Участие в отборочных прослушиваниях, конкурсах, фестивалях, концертах и т.д. приравнивается к выступлению на академическом концерте.


  1. При выведении переводной оценки рекомендуется учитывать следующее:

  1. оценку годовой работы ученика,

  2. оценку на академическом концерте и переводном экзамене,

  3. другие выступления ученика в течение учебного года.




  1. При выставлении оценки на экзаменах и зачетах рекомендуется учитывать качество исполнения, соответствие произведений примерному уровню трудности, предложенному в вариантах программ для каждого года обучения. Учащиеся со слабыми возможностями и медленного темпа продвижения могут исполнять произведения, соответствующие уровню трудности предыдущего класса.


Экзамен в 8 классе проводится по усмотрению преподавателя и ученика. Поступающие в профессиональные музыкальные учебные заведения готовят программу и в течение года обыгрывают её на зачетах, концертах и классных вечерах.

Учащиеся 8 класса, которые не поступают в музыкальные учебные заведения, должны выступить в течение года не менее двух раз, публично исполнив 2-4 произведения любых жанров. Подбор программы для них осуществляется по желанию преподавателя и учащегося.
Программные требования к учащимся 2-6 классов

В течение учебного года учащиеся обязаны публично исполнить выученную с педагогом программу, в которой представлен весь репертуарный комплекс: полифония, крупная форма, пьеса, этюд; а также 1(2) самостоятельно выученное произведение. Количество произведений, исполняемых сверх этого минимума, выбор музыкальных форм для каждого выступления, а также форма выступления (по нотам, наизусть) определяются преподавателем в зависимости от возможностей учащегося.

В конце учебного года 2-6 классы на переводном экзамене исполняют программу из 2(3) произведений: крупная форма и пьеса (пьесу можно заменить на ансамбль или концертный этюд).

Программа выдвигает общее требование ко всем учащимся: на переводном экзамене должно быть исполнено не менее двух произведений.

Освободившееся время преподаватель должен употребить на систематическую работу по ознакомлению с новыми произведениями. В ходе этой работы, при условии её регулярности, формируется навык разбора и чтения нотного текста, необходимый для самостоятельной творческой деятельности учащегося, как во время обучения, так и после окончания школы.

Развитый навык разбора и чтения нотного текста предполагает умение охватывать произведение в целом на основе внимательного, грамотного, вдумчивого отношения к тексту.

Разбор нового произведения необходимо осуществлять сразу двумя руками после предварительного просмотра, анализа и мысленного проигрывания со счетом.

На ознакомление с каждым новым произведением рекомендуется отводить время на 2х-4х уроках, в зависимости от уровня сложности произведения, с обязательными беседами о композиторе, его творчестве, характере, форме произведения. После того, как учащийся сможет по нотам, в спокойном темпе, без значительных от него отступлений, с пониманием характера проигрывать произведение, нужно приступать к ознакомлению со следующим.

Требования к техническому зачету

В целях стимулирования технического продвижения учащихся, на отделе должны проводиться технические зачеты, на которых учащиеся со 2 по 6 классы исполняют 1(2) этюда и 1(2) гаммы. Гаммы сдаются в классе, этюды – при экзаменационной комиссии.

В течение всего периода обучения учащийся должен показать на технических зачетах гаммы из всех групп, учитывая классификацию гамм по тональностям (мажорные, минорные, диезные, бемольные).

Организовать изучение гамм, аккордов, арпеджио рациональнее по группам, согласно аппликатурному принципу.
Требования по классам (техника)

2 класс

1-2 этюда; гамма в 1-2 октавы каждой рукой отдельно; аккорды – тонические трезвучия с обращениями по три звука, каждой рукой отдельно.

3 класс

1 этюд; гамма в 2 октавы каждой рукой отдельно (гаммы с симметричной аппликатурой двумя руками в противоположном движении); аккорды - тонические трезвучия с обращениями по три звука, каждой рукой отдельно или вместе; короткие арпеджио - тонические трезвучия с обращениями по четыре звука, каждой рукой отдельно; хроматическая гамма каждой рукой отдельно.

4 класс

1 этюд; гамма в 2-4 октавы каждой рукой отдельно и вместе, в прямом и противоположном движении; аккорды по три или четыре звука (в зависимости от размеров руки) каждой рукой отдельно или вместе; арпеджио короткие каждой рукой отдельно или вместе на 2-4 октавы; арпеджио ломаные каждой рукой отдельно; хроматическая гамма каждой рукой отдельно или вместе в прямом движении, двумя руками вместе расходящаяся от «ре» и «соль диез».

5 класс

1 этюд; гамма в 4 октавы двумя руками вместе в прямом и противоположном движении; аккорды двумя руками вместе; арпеджио короткие и ломаные каждой рукой отдельно или вместе; арпеджио длинные каждой рукой отдельно или вместе; хроматическая гамма двумя руками вместе в прямом движении, расходящаяся - от «ре» и «соль-диез».

6 класс

1 этюд; гамма двумя руками вместе в прямом и противоположном движении, в терцию и дециму; аккорды двумя руками вместе; арпеджио короткие, ломаные, длинные - тонические трезвучия с обращениями, двумя руками вместе; хроматическая гамма двумя руками вместе в прямом движении, в противоположном - от «ре» и «соль диез».

Требования могут меняться как в сторону облегчения, так и в сторону усложнения в зависимости от индивидуальных возможностей ученика.

Работая над гаммами, педагог должен сосредоточиться на выработке у ученика точных, активных пальцев, гибкости запястья, ведущих ощущений в крупных частях рук - плече и предплечье, интонационной объединенности и красоты звучания. Темпы индивидуальные, в зависимости от возможностей учащегося.
Работа с учащимися начальных классов

Работу с учащимися 1 класса рекомендуется вести по следующим направлениям:

  • с первых уроков введение ребенка в мир музыки, развитие восприятия музыкального языка, знакомство с произведениями различных характеров и жанров;

  • выполнение различных упражнений по развитию основных музыкальных способностей - слуха, ритма, памяти;

  • выполнение комплекса упражнений по подготовке и организации пианистического аппарата, развитию координации движений;

  • приспособление ученика к инструменту, налаживание правильной посадки, формирование игровых навыков, воспитание активных, точных, извлекающих звук пальцев и опирающихся на них свободных от спины, гибких рук;

  • обучение ребенка сознательному управлению своим мышечно-двигательным аппаратом;

  • осуществление тщательного контроля за правильными, удобными, целесообразными игровыми движениями в течение всего периода обучения. Плохо организованные двигательные навыки отражаются на качестве звукоизвлечения, становятся преградой для технического продвижения учащихся, вызывают чувство физического дискомфорта, ведут к мышечному перенапряжению, а впоследствии - к нежеланию музицировать;

  • воспитание слухового контроля, улавливания непосредственной связи между прикосновением и звуковым результатом;

  • пение простейших попевок, песенок, подбор их по слуху на инструменте, транспонирование;

  • на основе возникающих осознанных музыкальных представлений освоение нотной грамоты, развитие навыков разбора и чтения нотного текста. При начале игры двумя руками одновременно учить прочитывать текст сразу обеими руками, осуществляя предварительную подготовку (просмотр и определение ключей, размера такта, знаков при ключе, длительностей, прохлопывание ритма со счетом вслух и с названием нот сначала ладошками, потом пальцами по закрытой крышке инструмента);

  • освоение в течение года основных приемов звукоизвлечения: поп legato, legato,

staccato;

  • формирование первоначальных навыков исполнения пятипальцевых позиционных последовательностей (поп legato, затем legato);

  • знакомство с игрой гамм разными штрихами в одну октаву, интервалов, по возможности - аккордов.

В течение года учащийся должен пройти очень большое количество мелких произведений (20-30 и более), не задерживаясь подолгу на каждом из них.

Академические выступления в 1 классе

В конце учебного года на переводном экзамене исполнение программы из 3-ех произведений: полифония, крупная форма и пьеса ( пьесу можно заменить на ансамбль или этюд).
Варианты программ переводного экзамена из первого класса во второй

I

Беренс. Соч.70, 50 маленьких фортепианных пьес без октав, №12.

Крутицкий. Зима.

Любарский. Курочка.

II

Шитте. 25 маленьких этюдов, соч. 108, №13.

Салютринская. Русская народная песня «Ивушка».

Бетховен. Немецкий танец До мажор.

III

Беркович. Маленькие этюды для фортепиано: № 22 До мажор
И.С.Бах. Волынка.

Гедике. Сонатина До мажор.
Примерные варианты программ (репертуарные комплексы),

рекомендуемые для исполнения учащимися

на академических концертах, зачетах по полифонии и переводных экзаменах




2 класс

I

Л.Моцарт. Бурре ми минор.

Штейбельт. Сонатина До мажор.

Беренс. 50 маленьких этюдов без октав, соч. 70, №22.

Ан.Александров. Новогодняя полька.

II

И.С.Бах. Менуэт ре минор.

Бетховен. Сонатина Соль мажор I часть.

Черни-Гермер. I часть, этюд №16.

Дварионас. Прелюдия.

III

И.С.Бах. Маленькая прелюдия и фуга №2 До мажор из I тетради «Маленьких прелюдий и фуг».

В.А.Моцарт. Вариации на тему из оперы «Волшебная флейта».

Черни-Гермер. I часть, этюд №17.

Чайковский. Итальянская песенка.
3 класс

I

И.С.Бах. Менуэт соль минор из «Нотной тетради А.М.Бах».

Чимароза. Соната соль минор на 4/4.

Лемуан. Соч. 37, этюд №10.

Кабалевский. Медленный вальс.

II

И.С.Бах. Маленькая прелюдия до минор из II тетради «Маленьких прелюдий и фуг».

Глиэр. Рондо Соль мажор.

Черни-Гермер. I часть, этюд №29.

Барток. «Детям», тетрадь I, №5 «Игра».

III

И.С.Бах. Маленькая прелюдия ми минор из I тетради «Маленьких прелюдий и фуг».

Бетховен. Сонатина Фа мажор I часть.

Черни-Гермер. I часть, этюд №50.

Чайковский. Полька.

4 класс

I

Циполи. Фугетта ми минор.

Гайдн. Сонатина Ре мажор (Hob. XI: 56), I часть.

Лемуан. Соч.37, этюд №20.

Гладковский. Маленькая танцовщица.

II

И.С.Бах. Маленькая прелюдия До мажор из II тетради «Маленьких прелюдий и фуг». Кулау. Сонатина До мажор, соч.55 №1,I часть.

Бертини. Соч.29, этюд №8.

Прокофьев. Сказочка.

III

И.С.Бах. Ария из Французской сюиты до минор.

Клементи. Сонатина соч. 36 №3 До мажор II -Ш части.

Черни-Гермер. II часть, этюд №6.

Глиэр. В полях.
5 класс

I

Гендель. Сарабанда с вариациями ре минор.

Грациоли. Соната Соль мажор, I часть.

Лешгорн. Соч.65, этюд №31.

Грибоедов. Вальс Ля бемоль мажор.

II

Гендель. Куранта из сюиты №11 ре минор.

Клементи. Сонатина, соч.37 №1 Ми бемоль мажор, I часть.

Лешгорн. Соч.66, этюд №4.

Дебюсси. Маленький негритенок.

III

И.С.Бах. Двухголосная инвенция ля минор.

В.А.Моцарт. Сонатина №6, I часть.

Черни-Гермер. II часть, этюд №27.

Григ. Поэтическая картинка №1.
6 класс

I

И.С.Бах. Двухголосная инвенция До мажор.

Гайдн. Пасторальная сонатина.

Черни. Соч.299, этюд №3.

Раков. Легенда из цикла «Новеллетты».
II

И.С.Бах. Двухголосная инвенция ре минор.

Клементи. Соч.36. Сонатина №6 Ре мажор, I часть.

Лешгорн. Соч. 136, этюд №3.

Мендельсон. Песня венецианского гондольера, соч.30 №6 фа # минор.

III

И.С.Бах. Трехголосная инвенция Ми мажор.

В.А.Моцарт. Легкая соната До мажор К.№545 I часть.

Лешгорн. Соч.66, этюд №15.

Шуберт. Скерцо Си бемоль мажор.
7 класс

Примерные программы выпускного экзамена

I

И.С.Бах. Сарабанда из Французской сюиты си минор.

Гайдн. Дивертисмент Ля мажор (WUE №12, Ed.Pet. №29) I часть.

Беренс. Соч.61, этюд №4.

Мендельсон. Песня без слов №9 Ми мажор, соч.30 №3.

II

И.С.Бах. Аллеманда из Французской сюиты до минор.

Бетховен. 6 легких вариаций на собственную тему Соль мажор.

Беренс. Соч.61, этюд №26.

Прокофьев. Гавот, соч.32 №3.

III

И.С.Бах - Кабалевский. Органная прелюдия и фуга соль минор.

Бетховен. Соната №19, II часть.

Черни. Соч.299, этюд №12.

Глинка. Ноктюрн Ми бемоль мажор.

IV

Для учащихся, готовящихся к поступлению в музыкальные училища на специальность «Фортепиано»

Бах. ХТК I том, Прелюдия и фуга Си бемоль мажор.

Бетховен. Соната №1 I часть.

Черни. Соч. 740, этюды №1 и №2.

Григ. Соч.54. Ноктюрн До мажор.
Примерные программы для учащихся 8 класса,

поступающих в музыкальные училища на специальность «Фортепиано»

I

Бах. ХТК I том. Прелюдия и фуга Ми мажор.

Бетховен. Соната №5 I часть.

Черни. Соч.740, этюды №3 и №41.

Шопен. Соч.72. Ноктюрн ми минор.
II

Бах. ХТК II том. Прелюдия и фуга фа минор.

Гайдн. Соната ми минор (WUE №53, Ed.Pet. №2) I часть.

Мошковский. Соч.72, этюд №2.

Клементи - Таузиг. Этюд №13.

Рахманинов. Соч.З №3 Мелодия.
КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Уроки проводятся в классе, оборудованном для занятий. В классе должен быть инструмент, учебники и методические пособия.

Теоретический материал не должен стать самоцелью. Знания, полученные на уроке, должны стать основой для применения их самостоятельно на практике. Репертуар подбирается преподавателем индивидуально и фиксируется в индивидуальном плане ученика. В работе над репертуаром преподаватель добивается различной степени завершенности исполнения: одни произведения звучат на концертах, другие – для показа в классе, третьи – с целью ознакомления.

Необходимым условием для успешного обучения на фортепиано является правильная постановка игрового аппарата.

В программе по классу фортепиано предусматривается исполнение ансамблей . Навыки ансамблевого исполнения необходимо прививать ученикам с первых лет обучения, подготавливая их тем самым к работе в качестве концертмейстера, к различным формам ансамблевого музицирования.

Виды учебной деятельности разнообразны: работа под руководством учителя и самостоятельная работа.

В индивидуальном плане ученика фиксируются все произведения, выученные в классе и дома, исполненные на экзаменах, концертах, технических зачетах и пр. Ставится оценка, подпись педагога и членов комиссии. В конце каждого года пишется краткая характеристика, где отмечается техническое и эмоциональное развитие ученика.

Рекомендуется начиная со 2-го класса включать в работу произведения на 2 класса ниже по сложности с целью их самостоятельного выучивания учащимися.
Психологическое обеспечение программы

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

  • создание комфортной, доброжелательной обстановки на уроках;

  • пробуждение творческого воображения и стремление к практическому применению знаний;

  • индивидуальные занятия по классу фортепиано дают возможность ярче раскрыть способности и возможности ученика;

  • индивидуальный подбор программы (по техническим и эмоциональным возможностям ученика);

  • постоянный контакт с родителями.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Изд. 3. - М.: Музыка, 1978.

  2. Айзенштадт С.А. «Детский альбом» П.И.Чайковского. - М.: Классика-ХХI, 2003.

  3. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. - Л.: Советский композитор, 1981.

  4. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. - Л.: Советский композитор, 1979.

  5. Богино Г.К. Игры-задачи для начинающих музыкантов. - М. Музыка, 1974.

  6. Бодки Э. Интерпретация клавирных произведений И.С.Баха. - М.: Музыка, 1993.

  7. Браудо И.А. Артикуляция. - Л., 1973.

  8. Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. - М., Классика-ХХI, 2005.

  9. Вицинский А.В. Беседы с пианистами. - М.: Классика-ХХI, 2004.

  10. Голубовская Н.И. О музыкальном исполнительстве. - Л.: Музыка, 1985.

  11. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. - М.: Классика-ХХI, 2002.

  12. Калинина Н.П. Клавирная музыка Баха в фортепианном классе. - Л.: Музыка, 1988.

  13. Коган Г. Работа пианиста. - М.: Классика-ХХI, 2004.

  14. Коган Г. У врат мастерства. - М.: Классика-ХХI, 2004.

  15. Как научить играть на рояле. Первые шаги. - М.: Классика-ХХI, 2005.

  16. Как исполнять Бетховена. - М.: Классика-ХХI, 2004.

  17. Как исполнять Гайдна. - М.: Классика-ХХI, 2004.

  18. Как исполнять Моцарта. - М.: Классика-ХХI, 2003.

  19. Как исполнять Шопена. - М.: Классика-ХХI, 2005.

  20. Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. «Таланты-XXI век», 2004.

  21. Копчевский Н.А. Иоганн Себастьян Бах. В сборнике «Вопросы музыкальной педагогики». Выпуск 1. - М.: Музыка, 1979.

  22. Корто А. О фортепианном искусстве. - М.: Классика-ХХI, 2005.

  23. Корыхалова Н. Играем гаммы. - М.: Музыка, 1995.

  24. Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано. - М.: Класси'ка-ХХI, 2003.

  25. Лазарева Ю. Детский альбом. Пьесы для фортепиано. – М.: Воениздат, 1997.

  26. Либерман Е.Я. Работа над фортепианной техникой. - М.: Музыка, 1971 или 3 издание, Фигаро-центр.

  27. Метнер Н.К. Повседневная работа пианиста и композитора. Сост. М.Гурвич, Л.Лукомский. - М., 1979.

  28. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. - М.: «Кифара», 2002.

  29. Мильштейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства. - М.: Советский композитор, 1983.

  30. Мильштейн Я.И. Советы Шопена пианистам. - М., 1967.

  31. Мильштейн Я.И. «Хорошо темперированный клавир И.С.Баха и особенности его исполнения». - М.: Классика-ХХI, 2001.

  32. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Издание 5-е. - М.: Музыка, 1987.

  33. Николаев А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма. - М.: Музыка, 1980.

  34. Носина В. Символика музыки И.С.Баха. - Тамбов, 1993.

  35. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. - М.: Классика-ХХI, 2004.

  36. Савшинский С. Пианист и его работа. - М.: Классика-ХХI, 2002.

  37. Савшинский С. Работа пианиста над музыкальным произведением. - М.: Классика-ХХI, 2004.

  38. Светозарова Н., Кременштейн Б. Педализация в процессе обучения игре на фортепиано. - М.: Классика-ХХI, 2002.

  39. Система детского музыкального воспитания К.Орфа. Под редакцией Л.Баренбойма. - Л.: Музыка, 1970.

  40. Смирнова Т.И. Фортепиано-интенсивный курс. - М.: Музыка, 1992.

  41. Стрельбицкая Е.А. Пианистические и аппликатурные навыки в работе над гаммами, аккордами и арпеджио. Учебно-методическое пособие. - М., 2000.

  42. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. - М.-Л., 1947.

  43. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. - М.: Советский композитор, 1989.

  44. Тимакин Е.М. Навыки координации в развитии пианиста. - М.: Советский композитор, 1987.

  45. – Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога. - М., 1968.

  46. Фейгин М. Мелодия и полифония в первые годы обучения игре на фортепиано. - М., 1960.

  47. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. - М.: Классика-ХХI, 2001.

  48. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. - М.: Классика-ХХI, 2002.

  49. Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. - М.: Классика-ХХI, 2002.

  50. Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе. - М.: Классика-ХХI, 2004.

  51. Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слез, или я - детский педагог. – СПб.: Союз художников, 2002.

  52. Яворский Б. «Сюиты Баха для клавира». - М.: Классика-ХХI, 2002.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«согласовано» «утверждаю» Методический совет Директор моу дод моу дод дши дши «Гармония» «Гармония» icon«согласовано» «утверждаю» Методический совет Директор моу дод моу...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств «Гармония» г о. Власиха Московской...
«согласовано» «утверждаю» Методический совет Директор моу дод моу дод дши дши «Гармония» «Гармония» icon«музыкальный инструмент» (гитара шестиструнная) программа
Составитель: Ю. Н. Вернигора – преподаватель по классу гитары моу дод дши №1 г. Грайворона
«согласовано» «утверждаю» Методический совет Директор моу дод моу дод дши дши «Гармония» «Гармония» iconОтчет о проведении самообследования 2013 год Утверждаю: Директор мбоу дод «Сатинская дши»
Школа самостоятельно осуществляет образовательный процесс в соответствии с настоящим Уставом и лицензией
«согласовано» «утверждаю» Методический совет Директор моу дод моу дод дши дши «Гармония» «Гармония» iconНа педагогическом совете Директор мбоу дод «дши»

«согласовано» «утверждаю» Методический совет Директор моу дод моу дод дши дши «Гармония» «Гармония» iconАнализ работы мбоу дод «дши №22 г. Гурьевска Кемеровской области»...
Благодаря дифференцированному подходу к учащимся и многоуровневым программам, при сдаче контрольных точек в мбоу дод «дши №22 г....
«согласовано» «утверждаю» Методический совет Директор моу дод моу дод дши дши «Гармония» «Гармония» iconНоминация «Творческая работа»(реферат)
Преп. Ушанова Наталья Николаевна Захарова Татьяна, моу дод лесновская дши «Парус»
«согласовано» «утверждаю» Методический совет Директор моу дод моу дод дши дши «Гармония» «Гармония» iconОтчет о результатах самообследования деятельности мбоу дод дши им. А. С. Голубкиной
Мбоу дод дши им. А. С. Голубкиной получение максимально полных данных о настоящем статусе школы, его значении и влиянии во внешней...
«согласовано» «утверждаю» Методический совет Директор моу дод моу дод дши дши «Гармония» «Гармония» iconОтчет о результатах самообследования моу дод дши г. Ростова за 2013/2014...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств г. Ростова (далее – Учреждение,...
«согласовано» «утверждаю» Методический совет Директор моу дод моу дод дши дши «Гармония» «Гармония» iconОбразовательная программа муниципального образовательного учреждения
Составители: заместитель директора по учебной работе моу дод дши (хор.) г. Вологды Пономарева С. С
«согласовано» «утверждаю» Методический совет Директор моу дод моу дод дши дши «Гармония» «Гармония» iconОтчет о работе моу дод центр «Гармония»
Приоритетные направления образовательной деятельности Центра в условиях перехода в автономию
«согласовано» «утверждаю» Методический совет Директор моу дод моу дод дши дши «Гармония» «Гармония» iconРассмотрено Утверждено Педагогическим советом Директор маоу дод маоу...
Удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества и государства в области различных видов искусств
«согласовано» «утверждаю» Методический совет Директор моу дод моу дод дши дши «Гармония» «Гармония» iconПриказ №67 -од от «27»октября 2011г. Положение о текущем контроле...
Закона Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей,...
«согласовано» «утверждаю» Методический совет Директор моу дод моу дод дши дши «Гармония» «Гармония» iconГ. Грайворона Белгородской области «Утверждаю» директор дши №1 г. Грайворона
Составитель: Г. А. Гаврисенко – преподаватель теоретических дисциплин. Грайворонской дши
«согласовано» «утверждаю» Методический совет Директор моу дод моу дод дши дши «Гармония» «Гармония» iconДни русской духовности и культуры «Сияние России» График проведения...
Выставка работ учащихся худож отделения, посвященная 350-летию г. Иркутска: «Мой город»
«согласовано» «утверждаю» Методический совет Директор моу дод моу дод дши дши «Гармония» «Гармония» icon«Утверждаю» «Согласовано» Директор моу гимназии №14 Директор моу дпо
Выступление зам директора по увр моу гимназии №14 Е. Л. Варламовой «Компетентностно-ориентированное образование –основа для эффективного...
«согласовано» «утверждаю» Методический совет Директор моу дод моу дод дши дши «Гармония» «Гармония» icon«Утверждаю» Директор моу дод «Киришская дюсш»
Физическое культура: формировать осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск