Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 253.03 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/2
Дата публикации03.02.2014
Размер253.03 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Военное дело > Методическая разработка
  1   2
Мильцева Лариса Анатольевна,

МБОУДОД «ДШИ» Советского района, с.Советское, Алтайский край

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для преподавателей ДШИ по классу баяна и аккордеона

«Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование»

Описание конкурсной работы

Название - Методическая разработка для преподавателей ДШИ народного отделения в классе баяна и аккордеона

Номинация - Дополнительное образование детей и школьников.

Тема – «Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование».

Краткая аннотация (цель, задачи, методы, средства, приемы, целевая аудитория, особенности продукта и т.д.):

Почему я выбрала методическую разработку по теме «Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование»? Одной из фундаментальных задач детского музыкального воспитания является развитие у учащихся слуха и эмоционального и осознанного восприятия музыкального творчества. В её решении основная роль принадлежит предмету «Музыкальный инструмент - баян и аккордеон». В последние годы стремление к повышению качества и улучшению результатов преподавания этого предмета вызвало активный поиск новых инновационных подходов и методов. Цель - расширение кругозора учащихся в области искусства и развитие познавательного интереса учащихся, обогащение музыкально-слухового и исполнительского опыта.

Методы, используемые в применение методической разработки : метод проблемного изложения, словесный, практический, наглядно-демонстрационный, наглядно-слуховой
и т.д. В подготовке данной разработке были привлечены учащиеся детской школы искусств народного отделения по классу баян и аккордеон, навыки исследовательской работы которых были использованы на практических занятиях по специальности в классе «Баян и аккордеон» на уроке уделялось на данный вид музицирования 5-7 минут и творческие домашние задания которые вызвали живой интерес у детей, и стремление в учебе для достижения хороших , и стабильных результатов развития слуха используя игру по слуху, чтение с листа , и транспонирование . Также были использованы межпредметные связи в поиске информации по теме «Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование» заимствованы методики у теоретиков, скрипачей и пианистов (Г.Шатковский, Р.Шуман, В.Галич, с.Ляховицкая, Г.Шахов и т.д.).

Данная методическая разработка «Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование» адаптирована и может быть использована преподавателями для обучения в ДШИ по дисциплине "Музыкальный инструмент - баян и аккордеон". Подготовительная работа и практическое применение этой методики получилась очень насыщенная, интересная, дети делились своими впечатлениями, проблемами , и позволило многим детям понять, что прилежание, стремление к учёбе - необходимая составляющая в достижении целей.

Полное описание работы:

Цели:

  • Развитие слуха и осознанное восприятие музыки через различные виды музицирования;

  • Расширение кругозора учащихся;

  • Воспитание музыкальной культуры и духовности на основе знакомства с музыкальным наследием;

  • Активизация учебного процесса в детской школе искусств;

  • Повышения качества подготовки учащихся ДШИ к самостоятельному творческому мышлению;

  • Пропаганда классического музыкального образования на народных инструментах.

Задачи:

  • образовательная – модель начального обучения, основанная на комплексном обучении по слуху, чтение с листа и транспонированию ;

  • развивающая – развитие познавательного интереса учащихся и обогащение музыкально-слухового и исполнительского опыта ;

  • воспитательная – воспитание любви к классической музыке, привитие любви к народным инструментам.

Приобретаемые навыки детей, формируемые универсальные учебные действия:

  • Закрепляются знания по развитию слуха, полученные на уроках, и расширяют свой кругозор;

  • Вырабатываются коммуникативные навыки – дети принимают участие в контрольных уроках по данным видам музицирования;

  • Вырабатываются навыки самостоятельного творческого мышления;

  • Вырабатывается умение правильного поведения в общественном месте, в качестве слушателя и выступающего;

  • Учащиеся находят новых друзей и испытывают чувство гордости за свои успехи и достижения, пользуются возможностью блеснуть своими профессиональными навыками;

  • Умение работать и анализировать различные музыкальные произведения ;

  • Использовать теоретические знания и практическое их применения, используя для этого музыкальную терминологию.

Роль педагога сводится к трём компонентам педагогической деятельности:

  • конструктивному - большое место принадлежит конструированию урока и домашнего задания, подбору учебного материала в соответствии со школьными программами, учебниками, различными методическими разработками и его дифференцированный подход для каждого учащегося.

  • организаторскому – включает три направления: организация своего изложения; организация своего поведения на уроке; организация деятельности детей; постоянная активизация их познавательной сферы.

  • коммуникативному - включает в себя установление и поддержание отношений с учениками, администрацией, преподавателями и родителями. Именно отношение педагога к ученикам определяет успех его конструктивной и организаторской деятельности и эмоциональное благополучие учащегося в процессе обучения.

Методы и принципы:

Принципы:

  • принцип синтеза: теория, исполнительство и композиция;

  • принцип триединства: знать- слышать- действовать;

  • принцип сотрудничества;

  • принцип контакта с учеником;

  • принцип повторения;

  • принцип количества переходящее в качество;

  • принцип дифференцированного подхода;

  • принцип доступности;

  • использование демонстрационных материалов.

Методы:

  • активизирует деятельность учащихся;

  • развивает их слуха, память и ритм;

  • помогает контролировать знания учащихся;

  • может быть проводником личностного воздействия преподавателя на учащегося;

  • информационно-репродуктивный

  • объяснительно-репродуктивный

  • словесный

  • практический

  • наглядно-демонстрационный

  • наглядно-слуховой

  • эвристический

  • метод музыкального обобщения

  • метод забегания вперёд и возвращения к пройденному

  • метод наблюдения за музыкой

  • метод размышления о музыке.

Техническое обеспечение:

  • музыкальные инструмент - баян или аккордеон;

  • «Живое» исполнение произведений или с показа преподавателя;

  • компьютер (ноутбук)

  • видеозаписи и аудизаписи;

  • видеофайлы, презентация

  • видеопроектор, экран.

Используемые предметные программы:

Используются межпредметные связи:

музыкальная литература, сольфеджио, теория музыки, специальность для народных инструментов.

Организация и формы работы:

  • Объяснение;

  • Учебная дискуссия;

  • Демонстрация;

  • Исследовательская работа;

  • Практическая работа;

  • Творческая работа.

Моё отношение к методической разработки :

В методической разработке присутствуют элементы: объяснения, демонстрации в начальном периоде с показа преподавателя, повторения, практическая и творческая работа, закрепления старого и освоение нового материала, а так же умений и навыков.

Развитие музыкального слуха формирует комплексный подход к обучению и воспитанию учащихся в детской школе искусств. Он стимулирует желание учиться по всем предметам, как по теоретическим, так и по специальным (ведь каждому ученику предоставляется возможность выступить перед публикой). В такой обстановке дети чувствуют себя спокойно и уверенно. Раскрепощенность и хорошее настроение, создаваемые преподавателем, непосредственное участие ребят в роли слушателя и исполнителей произведений, дают каждому ребенку возможность проявить свои творческие способности и индивидуальность.

Методические рекомендации - вовлекать как можно больше детей в творческую атмосферу и ежедневные занятия музыкой станут потребностью. Ребята всегда с увлечением выполняют творческие задания и очень радуются, когда их усилия отмечены добрыми словами слушателей. Конечно, важно при этом учитывать их возрастные особенности.

ТЕКСТ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

для преподавателей ДШИ по классу баяна и аккордеона

«Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование»

Введение.

Проблема музыкального воспитания и обучения сегодня стоят довольно остро. Представители музыкальной педагогики все чаще и настойчивее обращают внимание на разрыв между техническим развитием учащихся и воспитанием слуховой активности, творческой инициативы, самостоятельности между практическим обучением в классе специального инструмента и прохождением музыкально - теоретических дисциплин.

Уровень выпускников оставляет желать лучшего. Большинство из них оказываются явно неспособными к самостоятельному творческому мышлению. Одна из причин - отсутствие систематического целенаправленного обучения по слуху, чтение с листа и транспонирования.

Почему же этими важными формами не занимаются в специальных классах?

  • Усвоение технической сложности программы отнимает всё время и силы учащегося и педагога.

  • Нет тщательно разработанной методики обучения по этим навыкам - наиболее трудным в обучении и игре на инструменте , которые должны являться первоначальным этапом. Именно в ДШИ должен закладываться фундамент будущего музыканта.

За последние годы много вышло методической литературы, но методические установки по активизации слуха и музыкального мышления там отсутствуют.

Особая проблема с транспонированием. Чтобы транспонировать по слуху, нужно уметь подбирать по слуху, а чтобы транспонировать по нотам, нужно уметь читать с листа. Таким образом, обучение транспонированию неразрывно связано с игрой по слуху и чтением с листа.

Эта методика подробно разработана на начальном этапе ДШИ. Она предлагает новую модель начального обучения, основанную на комплексном обучении игре по слуху, чтении с листа и транспонированию. Эта форма обучения программирует составную часть всего учебно - воспитательного процесса, начиная с первых занятий.

ГЛАВА I.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ ПО СЛУХУ, ЧТЕНИЮ С ЛИСТА И ТРАНСПОНИРОВАНИЮ.

Сущность тональности и проблемы транспонирования.

Транспонирование (от латинского слова перестановка или перемещение) - перенесение музыкального произведения в новую тональность. Тональность (середина 19 века) высотное положение лада определяется положением тоники. Каждый лад может быть изложен по крайней мере в 12 тональностях.

Транспонирование неизбежно влечет изменение тональности, а это влечет за собой изменения окраски звучания, меняется общий характер музыки.

Тональность - важный элемент музыкальной выразительности ( чем больше диезов, тем оттенки светлее, блестящие в тонах, бемольные все мрачнее). С.И.Савшинский пишет:"Важно то, что каждая тональность не только по своему звучит, но и по - своему играется (аппликатура, игровые ощущения и представления).

А.Б.Марк (немецкий композитор, теоретик, педагог) предостерегал от легкомысленного транспонирования пьес, каждое музыкальное произведение должно звучать в такой тональности, в какой написал автор.

Н.А.Гарбузов с какой целью нужно транспонировать произведения:

  • Тональность первоначальная высока для голоса или инструмента

  • Облегчение партии ( много ключевых знаков)

  • Средства выразительности ( части произведения)

Широко применяют транспонирование вокалисты и хоровые коллективы, поэтому требуется от руководителей и аккомпаниаторов умение транспонировать музыкальный материал. Транспорт нужен для аранжировок, для струнных народных инструментов (домры, балалайки, - особенности открытых струн, особые штрихи, артикуляция, позиция, а так же духовые инструменты).

Обширный диапазон и яркость звучания регистров позволяет исполнить на баяне фортепианные, органные, вокальные, оркестровые произведения в тональности оригинала.

Е.В.Давыдова пишет: "До освоения теоретических знаний тональностей воспитывать чувство лада на разной высоте, чувствовать тональность."

Многие педагоги(Щапов, Рафалович) считают, что именно транспонирование важнейший способ развития тональных слуховых и вне слуховых ощущений. Техника транспонирования состоит в процессе слушания посредством глаз слуха (не механический перенос, а слуховой).

2.Психологический механизм игры по слуху, чтение с листа и транспонирование.

Музыкальная педагогика обращается к игре по слуху, как к важнейшему способу укрепления слуходвигательной взаимосвязи. Музицирование по слуху полезно любому контингенту.

Щапов видит 2 формы подбора по слуху знакомых мелодий и их транспонирование и рекомендует заниматься этим с первых шагов при обучении на инструменте.

О.В.Рафалович - начать нужно с транспорта по слуху, а через время переходить по нотам. Это самое радикальное средство развития слуха, памяти, внимания, навыков чтения с листа, устанавливается связь между движением и слухом (это работа Рафаловича по транспорту фортепьяно).

Способ не механический перенос нот, а опираясь на слуховые ощущения перенос звуков в новую тональность отсюда укрепление зрительно - слухо - двигательной взаимосвязи.

Психологи свидетельствуют, что у музыкантов - инструменталистов возбуждение слухового нерва влечет за собой ответную реакцию не только голосовых связок , но и мышц пальцев. Проблема взаимосвязи слуховых и двигательных представлений - является важнейшей в современной методике. В музыкальном исполнительском процессе 2 стороны:

  • слуховая (основа для активизации слуха, музыкально-теоретического мышления)

  • двигательного ( умение и навыки).

Широко распространен метод - направляется внимание не на активизацию слуха, а на развитие игровых движений и навыков ( чисто двигательные запоминания). Установлено, что слух играющих на темперированных инструментах (баян, аккордеон, фортепьяно) проявляют меньшую чувствительность к колебаниям звука, чем играющие на не темперированных инструментах (скрипка, виолончель, духовые инструменты). Это объясняется тем, что необходимость создания чистой интонации заставляет последних (скрипачей и т.д.) постоянно активизировать слух, тогда как у первых такой необходимости нет.

Усвоение нотного текста становится "зрительно - аппликатурным", а не "зрительно - слуховым".

Щапов:" Не следует брать клавишу раньше, чем в воображении появится образ данного звука и не появится чувство уверенности в том, что палец возьмет именно нужную клавишу".

При слуховом методе слуху отведена ведущая роль, а при двигательном - пассивный наблюдатель моторики.

Игра по слуху осуществляется при слуховых представлений и двигательной установки в заданную тональности, производится по схеме: слуховой образ - моторика - звучание.

В основе чтения с листа и транспонирования по нотам, процесс превращения нот в видимых в слышимые. Или увидел - услышал - сыграл. Успех зависит от тесного взаимодействия между слуховыми и двигательными через "подкрепление" чтение нотного текста.

Слуховой метод: зрительное восприятие нотного текста - слух - моторика - звук.

Двигательный метод: зрительное восприятие нот - моторика - звучание - слух.

Процесс чтение нот с листа: вижу - предслышу - играю - поправляю (слуховой контроль).

Транспонирование по нотам - процесс еще более сложный - перевод "внутри услышимого" музыкального материала в другую тональность и поэтому должно предшествовать: чтение с листа - превращать ноты видимые в слышимые; транспонирование по слуху - воспроизводить внутри услышимую музыку в разных тональностях.

Транспонирование по нотам формируется в процессе игры по слуху, чтения с листа и транспорта по слуху.

3.Последовательность развития слухо - двигательных представлений.

Музыкальный слух состоит из 2 факторов - это мелодический и гармонический слух.

Основа мелодического слуха является ладовое чувство (различать ладовые функции и тяготение к устойчивым звукам, прежде всего к тоники).

Анализ слуховых представлений подразделяется на 2 вида: ступеневые (опорные звуки лада) и интервальные (последование интервалов между последовательно воспроизведенными звуками).

Развитие ступеневых представлений - основа развития ладового чувства, а это основа музыкального слуха.

Гармонический слух формируется развитием мелодического слуха. Игра по слуху и чтение с листа должно осуществляться на ладовой основе.

Транспонирование - связь теории и практики.

Усвоение звукоряда лада:

  • ощущение устойчивых ступеней

  • тоническое трезвучие и мелодическая линия от 1-5 нот вверх и вниз

  • первые шаги от 1-3 ступени

  • усвоение скачков в мелодии I, III, IV ступени.

Ступени устойчивые, затем неустойчивые ступени, 3 вида минора, но начать с натурального , использовать русские песни, а вслед можно и гармонический , и мелодический миноры. После, если успехи в освоении мажора и минора можно переходить к параллельно- переменному ладу. Выбор тональностей от простого к сложному при транспорте по нотам ( до, соль, фа мажор, ля, ми, ре минор).

На раннем этапе обучение по слуху, чтение с листа и транспорта должна быть мелодия без аккомпанемента, а на базе мелодического слуха развивать и гармонический . В начале слуховое восприятие аккордов не обязательно связывать с теоретическими знаниями.

До начала изучения интервалов и аккордов по сольфеджио приступить к транспонированию их на инструменте, а от сюда к народной подголосочной полифонии. Психологи утверждают:"Что особенно нравится то, что легко и быстро воспринимается , и надолго удерживается в памяти". Репертуар для подбора по слуху и т.д. детские песенки, современные и народные песни - лучший учебный материал.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск