Программа по русской литературе (особенно в старших классах) должна полностью соответствов





Скачать 246.73 Kb.
НазваниеПрограмма по русской литературе (особенно в старших классах) должна полностью соответствов
Дата публикации27.07.2014
Размер246.73 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
Инновационные технологии в преподавании русской литературы в старших классах средней школы.

Т.В.Ерёмина, учитель литературы ГОУ СОШ № 403

Введение.

Преподавание курса русской литературы в старших классах общеобразовательной школы сегодня – это настоящая проблема для преподавателей - литераторов.

Статус этого предмета долгие годы был закреплён тем, что каждый учащийся в обязательном порядке должен был сдавать литературу в качестве экзамена в 11 классе. Этот факт был, безусловно, спорным по необходимости, но, вне всякого сомнения, это дисциплинировало школьников, заставляя работать и готовиться к экзамену. Условия для работы педагогов были таковыми, что, имея 4 часа в неделю уроков литературы и наработки для прохождения школьной программы, учитель мог, работая по традиционной схеме, и уроки дать без отставания, и подготовку к экзаменам вести регулярную и тщательную. Хотя о целесообразности прохождения ряда произведений программы и о перенасыщенности её особый разговор.

Сегодня преподаватель литературы в старших классах сталкивается с рядом таких проблем, решить которые в одиночку он, несомненно, не сможет.

Проблемы преподавания русской литературы в средней школе.

  1. Сокращение часов преподавания литературы в 10-11 классах (с 4-х до 3-х) без сокращения школьной программы по русской литературе в принципе превращает преподавание тем и разделов в обзорно-лекционный процесс, что, безусловно, недопустимо. Так, например, ни один из профессоров в области литературоведения не возьмётся за преподавание творчества С.А.Есенина за 2 часа (90 минут). О позитивном восприятии школьниками поэзии А.А.Фета не может идти речи, если учитель должен рассказать о его жизни и творчестве, а также о специфике его философии и своеобразии его многогранного творчества всего за 45 минут.



  1. Несоответствие содержания многих произведений, предусмотренных школьной программой для обязательного прочтения, уровню восприятия школьников, а также несовпадения интереса учащихся и тем произведений. Так, например, предлагается для изучения в курсе литературы для 9 класса роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Учащимся понятна скука однообразной мишурной жизни столицы первой трети XIX века, понятны принципы сравнения героев-антиподов (Онегин – Ленский, Татьяна – Ольга), интересен им даже сон главной героини и описание тогдашней Москвы. Но объяснить смысл развития любовной сюжетной линии романа, а также причины и следствия поведения героев до расставания и после учащиеся не могут, поскольку им для этого не хватает жизненного опыта. Они или жестоко осуждают героев, или просто не понимают их.

О тургеневских девушках, видя сидящих в классе подростков с пирсингом, мелированием и колорированием, приходится рассказывать как о динозаврах, которые вымерли, безвозвратно утеряны.

  1. Программа по русской литературе (особенно в старших классах) должна полностью соответствовать программе по истории (это касается особенно хронологии). Это значительно облегчило бы труд и учителя истории, и преподавателя литературы. В идеале каждый педагог мечтает, чтобы учащийся, пришедший на урок литературы по теме «Гражданская война 1918-1921 гг. в русской литературе», уже знал о том, что такое Гражданская война, каковы её причины, основные этапы, ход развития и фронты, а также имел представление о том, кто такие генералы Корнилов, Колчак, Юденич, откуда России грозили интервенты.

А на деле получается так. По истории учащиеся усваивают Великую Отечественную войну, а как быть нам, несчастным педагогам, пытающимся посвятить школьников в мир шолоховских «Донских рассказов», романа А.А.Фадеева «Разгром» и «Конармии» И.Бабеля? ведь Гражданская война благополучно пройдена школьниками полгода назад!

Подобная же ситуация во всех, без исключения, параллелях. Так, например, в 7 классе при изучении повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» учитель чуть ли не пол-урока обязан давать детям историческую справку о Речи Посполитой и о Запорожской Сечи, в то время как на уроках истории они погружены в атмосферу царствования Людовика XIV «Солнце» с его знаменитым «Государство – это Я!»

При таком положении вещей не может идти речь об интеграции предметов, о межпредметной связи и преемственности в обучении?

  1. Изменение статуса литературы как предмета, значимого для всех и экзаменационной дисциплин, привело к тому, что 90 % учащихся перестали серьёзно воспринимать этот предмет и резко снизили подготовку к нему. Упала мотивация к обучению. Резко снизилась успеваемость школьников.

  2. На современном уроке уже нельзя обойтись мелом, доской и тряпкой как единственными техническими средствами. Современный ученик, подкованный знаниями информационных технологий и программ, требует и от учителя владение современными средствами информационных технологий (СИТ), которые открывают доступ к нетрадиционным источникам информации (гипертекстовым и мультимедийным системам, конструктивистским средам). Это станет переходом от рутинных форм деятельности к интеллектуальным. На деле же получается, что школьные кабинеты не укомплектованы тем оборудованием, без которого уже нельзя делать ставки на проведение интересного урока. А преподаватели в большинстве своём всё ещё обучают по-прежнему, не привлекая на свою сторону даже новые формы наглядности.


Цели и задачи преподавания литературы с использованием инновационных технологий.

На современном этапе представляется актуальным такое преподавание, которое обеспечило бы особый статус учителя: учителя-новатора, учителя-наставника, учителя-соратника учащихся в процессе обучения. Именно учитель, человек, которому родители доверили своего ребёнка, должен

- помочь раскрыться творческой сущности ученика;

- стимулировать различные формы их позитивной активности и соответствующие им психические процессы, которые мотивируют на развитие познавательной деятельности и формирование коммуникативной компетенции;

- уметь находить дифференцированный подход к каждому ученику в конкретной учебной проблемной ситуации;

- способствовать формированию у ученика понимания того, что, отдав обучению максимальное количество усилий, они развивают множество ценных навыков и успешнее втягиваются в процесс, испытывая «полное погружение»;

- помочь учащимся понять, что обмен мыслями требует от учеников умения слушать, удерживаться от скороспелых суждений и от желания вынести свой вердикт относительно того, что сказано другими;

- помочь учащимся ощутить, что в награду за умение быть толерантными они овладевают коллективной мудростью, богатством языка и широким пространством для использования собственных идей. Именно через такой открытый диалог повышают своё умение выверять, усовершенствовать собственные идеи и отстаивать их правоту;

- создать открытую атмосферу для доверительного диалога в классе, при которой учитываются разнообразные идеи и мысли, высказывается вера в способности каждого, обеспечивается свободная от насмешек среда при высказывании любых идей и гипотез;

- научить детей относиться к самим себе как к личностям, которые думают и верят в то, что все они способны и на досадные ошибки, и на великие мысли, что подобное смешение и есть естественная составляющая процесс обучения.

Вне сомнения, подобное обучение может обеспечить только творчески работающий учитель, активно внедряющий в свою практику инновационные технологии.

Технология ЧПКМ, основанная на социокультурном, технологическом и методическом аспектах, универсальна. При её внедрении у учителя появляется возможность

- систематизировать имеющиеся у школьников знания;

- научить учащихся работать с текстом;

- создать условия для конструирования собственных творческих письменных работ учащихся;

- знакомить ребят с новой информацией, выбирать из неё главное, выделять уже известное;

- научить делать выводы относительно точности и ценности информации;

- развивать устную монологическую речь ученика;

- научить слышать и слушать товарища, оппонента, учителя.

Кроме того, реализация технологии ЧПКМ должна стать той путеводной нитью, что позволит учителю мотивировать учащегося на овладение знаниями, развить в нём интерес через необычные формы работы на уроках, научить школьника применять теоретические знания на практике, т.е. развить их образовательные и коммуникативные компетенции. А ведь на это и направлена Государственная программа, новые Стандарты качества образования, а и деятельность любого преподавателя, неравнодушного, творческого, деятельного.

Опыт преподавания литературы с использованием инновационных технологий.

Я поделюсь своим опытом внедрения технологии ЧПКМ в преподавание литературы в старших классах и продемонстрирую некоторые результаты эксперимента по подобному внедрению.

Вот уже почти тринадцать лет я работаю в средней общеобразовательной школе, где процесс обучения строится по классической государственной программе базового уровня. И первые десять лет из года в год я наблюдала грустную картину: учащиеся старших классов (10-11) не хотят, а часто (и это страшно) не умеют читать художественные произведения, предлагаемые программой. На занятия учащиеся шли с неохотой, часто их пропускали, в продолжение урока большая часть школьников с отсутствующим видом пыталась скрыть зевание и откровенную скуку. Об успеваемости и успешном освоении каких-либо тем и разделов не могло идти и речи. Речь учащихся была примитивной и лишённой собственного мнения. Они не умели работать на уроке, поскольку не готовились к нему, не могли сдержать реплики в адрес своего одноклассника, пытавшегося дать ответ. Словом, картина была, скажем прямо, не из оптимистичных.

Поэтому, когда три года назад (2006/2007 учебный год) мне предложили работать в режиме внедрения экспериментальных инновационных технологий, я ни минуты не сомневалась, что, возможно, эти методы помогут мне в работе с выпускниками, улучшат положение вещей, положительно повлияют на успеваемость учащихся.

Спустя почти три года апробации и внедрения технологий ЧПКМ в преподавание литературы в старших классах средней общеобразовательной школы, я могу констатировать, что это действительно работает и даёт удивительные результаты.

Теория технологии ЧПКМ.

Технология ЧПКМ (RWST) разработана Консорциумом Демократической педагогики, учёными и преподавателями Гобарт & Вильям Смит Колледжей, университета Северной Айовы, США. Эта система прошла апробацию в школах Америки, Азии, 12 странах Восточной, Центральной Европы и СНГ. В России эта технология начала внедряться с 1997 года. Она решает задачи

- образовательной мотивации;

- культуры письма: формирование навыков написания текстов различных жанров;

- информационной грамотности;

- социальной компетентности: формирование коммуникативных навыков и ответственности за знание.

Учёные считают, что критическое мышление (КМ) является сложным мыслительным процессом, который начинается с получения информации и заканчивается принятием решения. Это процесс интеграции идей и творческого их осмысления на пути создания собственных концепций. В центре находится ученик, перед которым стоит проблема. Решение он ищет сам, а источники могут быть разными, так же как и сами решения.

Суть данной технологии составляет базовая модель трёх стадий «Вызов – Реализация – Рефлексия», которая помогает учащимся самим определять цели обучения, осуществлять продуктивную работу с информацией и размышлять о том, что они узнали.

Тип фазы

Суть фазы

Функции фазы

Характеристика фазы

1 фаза «Вызов»

Пробуждение

- имеющихся знаний

- интереса к получению новой информации

- активизации учеников для включения в процесс получения информации

- актуализации имеющихся знаний

- самостоятельного определения имеющихся знаний.

- мотивационная

-информационная

- коммуникационная


В сознании учащихся происходит процесс актуализации имеющихся знаний и представлений о предмете изучения.

2 фаза

«Реализация»

Получение новой информации к

- осмыслению и реализации смысла

- контактированию новой информации

- поддерживанию интереса к получению новых знаний

- информационная (получение новой информации)

- систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания, ранжирование информации, обобщение).

Учащийся вступает в контакт с новой информацией, систематизирует сведения, соотнося их с собственными знаниями.

3 фаза

«Рефлексия»

Осмысление процесса рождения нового знания, включающее в себя также

- размышление

- высказывание собственных мыслей по поводу полученной и систематизированной информации

- коммуникативная (обмен мнениями по поводу новой информации)

- информационная (приобретение новых знаний)

- мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)

- оценочная (соотнесение новой информации и знания, выработка собственной позиции)

Учащийся имеет возможность целостно осмысливать, присваивать и обобщать полученную информацию, выработать собственное отношение к изучаемому материалу, выявить ещё не познанное (новый вызов).

Форме урока – а называется она «Чтение фрагментами» – меня научили на семинарах, посвященных педагогической технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»1. Мне такая форма работы очень нравится: она легкая, подвижная, позволяет и сильному ученику себя показать, и не очень сильному словечко вымолвить. Хороша она и в 5-ом, и в 11-ом. Использовать ее часто, мне кажется, не стоит, но иногда так хочется праздника! Назову некоторые произведения, которые мы с ребятами читали именно так – фрагментами: «Лев старца Герасима» Н.Лескова (6 класс), «Микроскоп» В. Шукшина (8 класс), «Правила добра» Л.Андреева (11 класс). Для «Чтения фрагментами» хороша или новелла, или притча. Финал должен быть довольно неожиданным. И еще одно – очень важное – условие: в классе никто до этого текст знать не должен, иначе будет неинтересно.

На любом уроке с использованием ЧПКМ важна роль учителя, его организующая, но не управляющая роль. Учащиеся сами должны, выслушивая концепции ответов одноклассников, высказывать свои мнения по поводу предложенных учителем фактов (отрывков) произведения.

Любая модель технологии «Критическое мышление», в том числе «Чтение фрагментами», предусматривает три фазы: «Вызов» (или актуализация вопроса, вовлечение ученика в проблему или в процесс), «Освоение материала» (в нашем случае знакомство с текстом и его осмысление), «Рефлексия» (для урока литературы хорошо, чтобы это было соотнесение авторской позиции со своей собственной). По условиям этой «игры» учитель выступает в роли «источника информации», консультанта и «секретаря». А свою точку зрения в этом случае учителю придется оставить при себе. Я задаю вопросы, выслушиваю ответы и все их (по возможности кратко) записываю на доске (если нужно, чуть-чуть шлифую формулировку).

Мы сегодня прочитаем рассказ. Он называется «Сказка». Попробуем представить, что нам обещает это название.

Привожу краткие ответы (я их записала на доске):

- будут сказочные герои

- это история про Новый год, будет Дед Мороз и Снегурочка

- там будет Рождество

- будет счастливый финал

- ожидаю чудеса и волшебство

- будет необычный сюжет

- может быть, будут и реальные события

- обязательно будет поучительный смысл.

Второй прогноз мы попробуем сделать, узнав автора этой истории. Его зовут Владимир Набоков.

Имя многим ученикам знакомо, а читали что-то у Набокова только двое. Вспомнили также перевод «Алисы в стране чудес». Даю краткую справку о писателе (2-3 минуты). Самое главное для сегодняшнего урока: англо-русский писатель, создавал романы-загадки и рассказы-загадки. Проза Набокова – это уже «высшая математика» литературы.

Каковы же ваши предположения теперь, когда вы знаете, чей рассказ?

Ответы ребят:

- интригующий сюжет

- неожиданное действие

- жанр будет – не сказка

- может, будет «зазеркалье».

Далее перехожу ко второму этапу («Освоение текста») и читаю текст фрагментами. (Если следовать правилам этой технологии, текст надо распечатать, разрезать и раздавать; но когда в классе 25 человек, это технически сложновато.)

Здесь буду обозначать начало и конец фрагмента. И комментировать обсуждение между фрагментами.

Фрагмент 1.

«Фантазия, трепет, восторг фантазии… – и вот, что такое фантазия, трепет, восторг фантазии».

Какие ожидания уже не оправдались?

Минусами отмечаю на доске: «сказочные герои», «Новый год».

Каковы новые ожидания?

Возникают такие предположения:

- обычный человек попадает в необычные обстоятельства

- это будет история сказочной, необыкновенной любви.

Фрагмент 2.

«Однажды в субботу… тускловатым голосом, каким говорила с лакеем».

- Какую роль играют пейзажные вкрапления?

Ребята замечают, что зарисовки городского пейзажа создают волнующий, интригующий эмоциональный фон.

Кто эта женщина?

- это фея

- это, наверное, ученый-телепат

- окажется какой-нибудь его родственницей.

(«Промежуточные» прогнозы я обычно не записываю, чтобы не сбивать темп.)

Фрагмент 3.

«Эрвин от изумления привстал… – Во всяком случае это пример».

Какие литературные ассоциации у вас возникают?

Вспомнили, конечно, Воланда с Берлиозом, но ведь «Сказка» Набокова написана раньше: первая публикация сборника «Возвращение Чорба», куда вошел рассказ, – 1930 год.

Выскажите новые предположения о развитии сюжета.

- за исполнение желания госпожа Отт потребует от Эрвина душу

- Эрвину придется пойти на преступление

- Эрвин откажется идти на преступление.

Фрагмент 4.

«Она выпустила сквозь ноздри… А условие вот какое:»

Какое условие предложит госпожа Отт?

- девушки должны быть все брюнетки

- их должно быть определенное число

- они должны быть бедные

- они должны быть разных национальностей.

Как видим, предположения самые неожиданные.

Фрагмент 5.

«число ваших избранниц… – До свидания».

Какова ведущая интонация Набокова? Пафосная? лирическая? бытовая?

Попробуйте доказать примерами.

Ребята, конечно, заметили иронию Набокова («ироническую интонацию»): скрипучий корсет госпожи Отт, маленькая комната, в которую Эрвин пытается мысленно «втиснуть» свой будущий гарем, его шаркающие подошвы.

Фрагмент 6.

«Мало ли какие мечты… встал со скамейки».

Как рисует Набоков литературный портрет – портрет первой девушки?

Ребята чувствуют тонкость и легкость этого рисунка, его красоту.

Здесь уместно сказать, что Набоков был и поэтом, и практически профессиональным энтомологом. Когда он рисует художественную деталь, кажется, что он делает это не пером, а акварельной кистью.

Фрагмент 7.

«Пошаркивая по гравию… – ответила вторая на слова сестры».

Что меняется в Эрвине от первого выбора ко второму?

Можно заметить, что если первая девушка и первый выбор наполнены возвышенным, поэтическим чувством, то второй выбор Эрвин сделал уже более спокойно и рационально.

Фрагмент 8.

«Эрвин сошел с тротуара… в телефонную воронку».

Вот теперь зададимся вопросом о жанре. Что мы читаем?

Ребята уже понимают, что «Сказка» – это не сказка. Делают предположение о фантастическом рассказе, звучит и необходимое слово – «новелла».

Фрагмент 9.

«Пообедав, Эрвин отяжелел… Итак, – до полночи».

Давайте подумаем о дальнейшем развитии сюжета. Какие прогнозы?

Записываю на доске:

- Эрвин выберет госпожу Отт

- он не послушается совета

- здесь будет его избранница навсегда

- он влюбится

- получится четное число

- это был сон

- не найдет дом №13

- два раза выберет одну и ту же.

(В конце окажется, что некоторые прогнозы сбудутся. С одной стороны, хорошо, что растут «прозорливые» читатели, а с другой – эффект неожиданности пропадает.)

Фрагмент 10.

«Эрвин, не глядя по сторонам… Это будет, так сказать, перец…»

Эрвин – какой он?

Ребята отмечают замкнутость Эрвина, нерешительность, неумение общаться с людьми – словом, то, что называется «комплексом маленького человека». Но некоторые предположили, что если Эрвину дать власть – «навластвуется всласть». Не умеет использовать полученную возможность: не может остановиться.

Фрагмент 11.

«Он шел, глядя себе под ноги… стал зорко всматриваться в блестящую темноту».

Вам уже хочется дочитать? Расскажите о своих чувствах.

Ребята, конечно, заинтригованы, но чувство тревоги, что все «неудачно кончится», у них есть.

Фрагмент 12.

«И вскоре он ощутил… едва не наскочил на нее».

Что сейчас будет?

- у нее окажется уродство на лице

- это его настоящая возлюбленная; ради нее он бросит всех

- он ее уже выбирал.

Фрагмент 13.

«Она повернула к нему лицо… вставать будет трудно».

Итак, рассказ дочитан. Давайте посмотрим, какие наши ожидания оправдались, какие – нет.

(Отмечаю на доске по всем записям с самого начала.)

Теперь пора перейти к третьей фазе, которая в этой технологии называется «Рефлексия». Я задаю вопрос о главной мысли, об идее новеллы. Ответы довольно разные (коротко):

- вывод слишком очевиден: нельзя достичь невозможного

- истинный выбор всегда один

- ничего нельзя получить просто так

- человек не всегда знает, чего он хочет

- «маленький человек» всегда хочет стать большим

Хотя ребята заметили, что начало и конец совпали: «Как вам не стыдно… Подите прочь…» – но мысль Набокова о судьбе, которая смеется над человеком и играет с ним, наверное, для десятиклассников сложна. Хорошо, когда фаза «Рефлексии» становится новым «Вызовом». Поэтому я сказала ребятам о том, что круг замкнулся («тринадцатая оказалась первой»), и посоветовала прочитать рассказ Набокова «Круг». Конечно, мне хочется объяснить, что, по Набокову, человек ошибается, когда он думает, что может «поправить» судьбу, – он только марионетка в ее руках. Но «условия игры» это запрещают – урок окончен.

Практика внедрения технологии ЧПКМ.

Приглашаю к наблюдению за тем, как у меня получилось использовать технологию ЧПКМ на одном из уроков литературы (применялся приём отрывочного чтения текста).

На урок, рассчитанный на 2 учебных часа, учащиеся пришли, заранее не зная, о чём пойдёт речь на уроке. Соблюдение этого условия особенно важно при внедрении данного технологического приёма. Для проведения этого урока я заранее приготовила ряд слайдов в программе POWER POINT для большей наглядности и продуктивности работы на уроке.

Тема урока: "Мир И.А.Бунина ( на примере анализа одного из рассказов)".

Цели урока: познакомить учащихся с удивительным художественным миром И.А.Бунина, с многоплановостью тематики его рассказов, привить интерес к творчеству писателя.

Задачи: через внедрение методики ЧПКМ (чтение, память, критическое мышление) активизировать логическое мышление и память учащихся и на их основе организовать изучение рассказа И.А.Бунина "Кукушка", без предварительной подготовки учащихся.

Оборудование: компьютерное оборудование (ноутбук), мультимедийный проектор, экран, доска, мел, раздаточный материал.

Слайд 1.



Вопрос. Как вы думаете, о чём будет вестись речь в произведении, которое нам предстоит сегодня с вами прочесть на уроке?

Версии учеников: - о русской эмиграции

- о дворянских усадьбах

- о людях неординарных, но непонятых

- о взаимоотношениях дворян и крестьян

- Бунин будет критиковать реальную картину нравов

- о первой мировой войне и т. д.

Слайд 2.



Вопрос. Внесёте ли вы какие-нибудь коррективы в ваши прежние предположения?

Версии учащихся: - вряд ли это будет произведение о Первой мировой войне;

- скорее всего, речь пойдёт о России

- возможно, это будет рассказ о нелёгкой жизни одинокого человека

Все версии содержания (темы) рассказа должны быть кратко зафиксированы учителем на доске. По мере исправления версий учащимися учитель исправляет записи на доске через стирание.

Вопрос. Кто станет главным героем рассказа?

Версии учащихся: - женщина, бросившая своего ребёнка, как птица кукушка;

- ребёнок, брошенный матерью;

- простой человек, из крестьян.

Вопрос. Каков станет сюжет рассказа?

Версии учащихся: - женщина, бросившая своего ребёнка, как птица кукушка, раскается, или жизнь её проучит, воздаст по заслугам;

- ребёнок, брошенный матерью, будет мстить за свои лишения;

- простой человек, из крестьян, одинокий и брошенный, пытается устроить свою жизнь.

Слайд 3.

Вопрос. Внесите коррективы в ваши предположения по поводу сюжета рассказа.

Учащиеся исправляют свои предположения и останавливаются на следующих: это будет рассказ о нелёгкой жизни одинокого человека, повествование будет вестись от третьего лица (автора), действие будет разворачиваться в России, на периферии.

Вопрос. Как, по-вашему, будет строиться сюжет?

Учащиеся высказывают свои предположения по поводу развития сюжета. Причём в качестве одной из версий высказывается предположение, что в сюжете будет иметь значение образ волчицы.

Вопрос. Какими качествами автор наделит Кукушку?

Учащиеся: - добрый до самоотречения

- тихий, смирный

- доверчивый, его легко обмануть, обидеть и т.д.

Слайд 4.

Подобная работа проводится по всем последующим слайдам. Версии учащихся фиксируются, даётся возможность высказаться всем желающим. Важно на каждом этапе задавать вопрос: "Почему ты так считаешь?"

Слайд 5.

Слайд 6.

Слайд 7.

Слайд 8.

Слайд 9.

Слайд 10.

Слайд 11.

Слайд 12.

Слайд 13.

Слайд 14.

В итоге на доске должны появиться записи, содержащие тему произведения, характеристика качеств главного героя, основные сюжетные линии, идея произведения и т.д. Эти записи учащиеся переносят в свою тетрадь. А в качестве домашнего задания школьникам можно предложить одно из вариантов заданий:

1. А как бы ты закончил данный рассказ?

2. Почему автор в конце рассказа "убивает" своего героя?

3. Какое впечатление оказал на тебя рассказ "Кукушка"?

Подобные уроки целесообразны только в случае успешного усвоения учащимися тем, касаемых творчества писателя. Уроки с применением технологии отрывочного чтения особенно эффективны на этапе повторения и систематизации знаний по теме.

Отчёт по внедрению инновационных технологий ЧПКМ в рамках ГЭП.

Экспериментальная работа по внедрению технологий ЧПКМ была проведена на контингенте учащихся 10 "Б" класса, по успеваемости и посещаемости, а также по мотивации к обучению гораздо более слабому, чем параллельный ему 10 "А" класс, обучение которого строилось по классической схеме, без внедрения инновационных технологий.

За первый год внедрения технологии ЧПКМ исчезли совсем проблемы, связанные с посещение уроков литературы. Активность учащихся возросла более чем на 60%,явилась реальная возможность корректировать их устную монологическую речь, направлять их поисковой деятельностью, научить рассуждать.

На выходе (к концу второго года эксперимента) учащиеся работали на уроках не просто активно, а гиперактивно. Они предлагали обсудить порой вовсе неожиданные предположения и догадки, высказывали свои суждения открыто, а главное, умели слушать товарища, задавать ему вопросы, связанные с пониманием текста, научились сочинять свои творческие работы, например, на такие темы:

- "Позвольте с Вами не согласиться, Григорий Мелехов…"

- "Я с Вами не согласен, Евгений Базаров…"

- "Позвольте обратиться к Вам, уважаемый Борис Пастернак…"



Заключение.

Технология ЧПКМ, основанная на социокультурном, технологическом и методическом аспектах, универсальна. При её внедрении у учителя появляется возможность

- систематизировать имеющиеся у школьников знания;

- научить учащихся работать с текстом;

- создать условия для конструирования собственных творческих письменных работ учащихся;

- знакомить ребят с новой информацией, выбирать из неё главное, выделять уже известное;

- научить делать выводы относительно точности и ценности информации;

- развивать устную монологическую речь ученика;

- научить слышать и слушать товарища, оппонента, учителя.

Кроме того, реализация технологии ЧПКМ должна стать той путеводной нитью, что позволит учителю мотивировать учащегося на овладение знаниями, развить в нём интерес через необычные формы работы на уроках, научить школьника применять теоретические знания на практике, т.е. развить их образовательные и коммуникативные компетенции. А ведь на это и направлена Государственная программа, новые Стандарты качества образования, а и деятельность любого преподавателя, неравнодушного, творческого, деятельного.

Список литературы.

Приложение.


1




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по русской литературе (особенно в старших классах) должна полностью соответствов iconПрограмма дисциплины «Теория и история русской литературы» для направления:...
С учетом особого статуса литературы в истории русской культуры особое внимание уделяется отражению в литературе общественно-политических...
Программа по русской литературе (особенно в старших классах) должна полностью соответствов iconУрок-путешествие, урок-игру. На тему: «Состав чисел 6 и Вычитание из 6, из »
Особенно это касается учителя начальных классов, т к в начальных классах уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-исследования и другие...
Программа по русской литературе (особенно в старших классах) должна полностью соответствов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Система подготовки к сочинению по литературе в старших классах как шаг к подготовке к части с егэ по литературе
Программа по русской литературе (особенно в старших классах) должна полностью соответствов iconИсследовательская работа по теме: «Особенности преподавания истории...
I. Цели и задачи обучения истории в старших классах основной школы
Программа по русской литературе (особенно в старших классах) должна полностью соответствов iconКомплексная работа с текстом в старших классах
Главное же – это задания речевого характера, направленные на формирование умения воспринимать текст. Особое внимание обращается на...
Программа по русской литературе (особенно в старших классах) должна полностью соответствов iconСеминар по современной журналистике
Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление реализма в русской и мировой литературе. Жанровое богатство...
Программа по русской литературе (особенно в старших классах) должна полностью соответствов iconУрок математики в 5В классе моу «сош №124»
Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление реализма в русской и мировой литературе. Жанровое богатство...
Программа по русской литературе (особенно в старших классах) должна полностью соответствов iconТема «Условия плавания тел» (14 урок по теме)
Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление реализма в русской и мировой литературе. Жанровое богатство...
Программа по русской литературе (особенно в старших классах) должна полностью соответствов iconНеподвижная часть времени
Маленькие дети рисуют все, а в школе, особенно в старших классах, уже только один – два человека. Более того, интерес к искусству,...
Программа по русской литературе (особенно в старших классах) должна полностью соответствов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Преподавание курса русской литературы в старших классах общеобразовательной школы сегодня – это настоящая проблема для преподавателей...
Программа по русской литературе (особенно в старших классах) должна полностью соответствов iconЭлективный курс по литературе «серебряный век русской поэзии»
Нельзя также не учитывать, что это был период, названный Золотым веком русской философии, который особенно сильно повлиял на художников...
Программа по русской литературе (особенно в старших классах) должна полностью соответствов iconЭлективный курс по литературе «серебряный век русской поэзии»
Нельзя также не учитывать, что это был период, названный Золотым веком русской философии, который особенно сильно повлиял на художников...
Программа по русской литературе (особенно в старших классах) должна полностью соответствов iconУрок по литературе в старших классах ( внеклассное чтение )
Собор стихов: Стихи/ Союз писателей Кузбасса; Мастерская «АЗ»; отв ред. С. Донбай. Кемерово. Издательство «Практика», 2005
Программа по русской литературе (особенно в старших классах) должна полностью соответствов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проведение бинарных занятий «Классицизм в русской и зарубежной литературе», «Сентиментализм в русской и зарубежной литературе»
Программа по русской литературе (особенно в старших классах) должна полностью соответствов iconВ русской литературе
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Библейские сюжеты в русской литературе» для студентов заочной формы обучения по специальности...
Программа по русской литературе (особенно в старших классах) должна полностью соответствов iconПрограмма предлагает изучение литературы от фольклора к древне русской...
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск