Скачать 110.38 Kb.
|
Система подготовки к сочинению по литературе в старших классах как шаг к подготовке к части С ЕГЭ по литературе. Научить детей писать сочинения – очень непростая задача для учителя-литератора. Особенно важны эти навыки для выпускных классов. Сегодняшним одиннадцатиклассникам предстоит сдать экзамен по русскому языку в форме ЕГЭ. Однако никто не отменил еще экзамен по литературе в форме сочинения. А это, как известно, - один из самых сложных экзаменов в курсе 11 класса. Передо мной как учителем, работавшим в старших классах (хотя умение писать сочинения требуется не только в старших классах), всегда стояла цель – научить детей писать сочинения по литературным произведениям самостоятельно. Работая над выполнением данной задачи, я вышла на определенную систему работы, которая предшествует написанию сочинения учащимися в домашних условиях, так как программа в старших классах не предполагает уроков, предназначенных для написания сочинений в классе. На мой взгляд, такая подготовка - хорошее подспорье для детей и при написании рефератов, научных работ, даже при подготовке к устным ответам на экзаменах, ведь предварительная подготовка предполагает очень пристальное внимание к теме и максимальному раскрытию темы. Специального часа на подготовку к сочинению нет. Но я всегда стараюсь выделить 2 часа на работу над сочинением: первый час на подготовку (поскольку именно в правильно составленном плане состоит половина успеха сочинения), второй час на анализ сочинений после проверки. Причем, на мой взгляд, лучше давать темы сочинений заранее, чтобы учащиеся могли делать пометки в тексте или делали закладки на страницах при первичном знакомстве с изучаемым произведением и чтобы потом при работе над сочинением можно было бы легко найти нужный материал для приведения цитат или просто для воспроизведения содержания. Я всегда предлагаю несколько тем для написания сочинения, но подробная работа на уроке ведется с одной темой. Первый урок предполагает следующие этапы (см. приложение 2): 1. Работа над темой. 2. Составление простого плана. 3. Распространение плана. 4. Подбор цитат. 5. Подбор эпиграфа. Я предлагаю рассмотреть более подробно каждый из этапов. Работа над темой. Я всегда говорю своим ученикам, что тема сочинения – это и есть план вашего сочинения, в котором при внимательном рассмотрении можно найти все подсказки для дальнейшей работы. Для этого я черчу на доске схему, которая, как мне кажется, наглядно показывает детям, как они должны работать над темой (см. приложение 1). 1.Главный принцип при работе над темой – «от общего к частному». Для начала я предлагаю детям выделить, подчеркнуть все существительные (можно на языке теории литературы назвать их образами). Затем мы обозначаем цифрой 1 самое широкое понятие, цифрой 2 более узкое и т.д. вступительной части сочинения. Например : «Тема войны (3) в романе М.А. Шолохова(1) «Тихий Дон»(2). Как правило, это получается порядка 3-5 слов или словосочетаний, обозначенных цифрами. Все эти словосочетания мы располагаем в порядке увеличения в план вступительной части сочинения. 2. План составляется тоже поэтапно: сначала делаем упрощенный план, состоящий из слов, которые на третьем этапе перерастут в распространенные предложения. Можно рассмотреть это на примере. «Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни(5)– есть высочайшее счастье 94)для литератора...(3)» (по одному или нескольким произведениям(2) русской литературы 20 века(1). Вступление. Сроится вступление из слов, пронумерованных в теме
Детям разъясняется, что последний пункт – это и есть то главное в сочинении, что должно стать предметом для разговора в основной части. Это и есть та тема, которую надо раскрыть. Именно этому подчиняются все пункты вступления, основной части и заключения (в нашем плане это слова «истина», «реальность жизни»). Я еще иногда называю эти слова «опорными». На втором этапе работы эти слова вырастут в предложения. Основная часть. Работа над основной частью строится в зависимости от заданной темы. Нужно обратить внимание на то, что все пункты этой части сочинения должны подчиняться последнему пункту вступительной части («истина», «реальность», «жизнь»). Содержание плана основной части также определяется содержанием художественного произведения. На этом этапе работы я учу детей писать очень подробный план. Для этого я приучаю их отводить на каждый пункт несколько строк с тем, чтобы они могли туда вместить несколько предложений, а иногда даже цитату. Если ученики уже привыкли работать по этой схеме, то можно просто указать, какой из моментов из произведения можно привести в качестве цитаты и отразить это в плане, а потом они, работая над сочинением дома, сами подбирают их. Такая работа может также проводиться и при работе над вступительной и заключительной частью. Итак, рассмотрим пример составления плана основной части по указанной выше теме. 1. Что есть истина? (порассуждать над этим словом, можно поработать с толковым словарем, привести высказывания известных людей об истине). 2. М.А. Булгаков как писатель, отразивший в романе «Мастер и Маргарита» «точно и сильно» довоенную реальность (власть, люди, нравы, быт). 3. Какую цену заплатил Булгаков за свою истину? (факты из его биографии) 4. Иешуа Га-Ноцри как носитель истины в романе. 5. Как справляется с этой проблемой мастер в романе. 6. Роль помощи Маргариты мастеру. 7. Счастье или несчастье для поэта или писателя - быть правдивым? Легко ли быть опальным писателем или просто носителем истины? Заключение. Строится в обратном порядке относительно вступления, то есть это получается план вступления, только наоборот. «Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни(1) – есть высочайшее счастье(2) для литератора...»(3) (по одному или нескольким произведениям русской литературы 20 века(4)). Возникает вопрос, не повторяемся ли мы, обращаясь снова к моментам, о которых уже шла речь во вступлении. Детям нужно пояснить, что, в отличие от вводной части, здесь делаются выводы по сказанному в предыдущих частях. Нужно обратить внимание детей на то, что в заключительной части обязателен момент оценочности сказанного. То есть ребята должны употреблять вводные слова, предложения (я думаю, как мне кажется, по моему мнению, по оценке литературных критиков, по мнению современников) и, действительно, высказывать свои собственные суждения.
Нужно сказать, что я требую черновики с планами сдавать вместе с сочинениями. Это очень помогает определить степень самостоятельности работы.
1. Истина. Нужна ли она? 2. Счастье. Счастлив ли писатель, несущий людям истину? 3. Литератор. Можно ли считать истинным литератором писателя, пишущего в угоду кому- либо? 4. Произведения 20 века. Противоречивый век. В большую литературу входят только те, кто несет правду жизни.
На этом этапе работы я повторяю вместе с детьми способы приведения цитат и знаки препинания при цитировании лирического текста, прозаического текста, отрывка текста.
Приведу пример того, как дети подбирают цитаты к сочинению («Тема войны в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон»), используя самые разнообразные источники. «Война в одинаковой мере облагает данью и мужчин, и женщин, но только с одних взимает кровь, а с других – слезы…» - это высказывание известного писателя Теккерея. А следующий эпиграф – слова из известной песни Бориса Гребенщикова, нашего современника: …Эта земля была нашей, Пока мы не увязли в борьбе… Следующий эпиграф приведен из самого романа «Тихого Дона»: Не сохами-то славная землющка наша распахана… Распахана наша землюшка лошадиными копытами, А засеяна славная землюшка казацкими головами, Украшен-то наш тихий Дон молодыми вдовами, Цветен наш батюшка тихий Дон сиротами, Наполнена волна в тихом Дону отцовскими, материнскими слезами. Всегда следует обращать внимание детей на оформление эпиграфа. Второй час развития речи – это анализ написанных работ. Для анализа я распределяю работы по темам (например, три темы - три анализа). Я всегда вначале говорю о типичных ошибках, а затем конкретно по каждой работе делаю замечания, отмечаю удачные моменты. Все это происходит в мягкой форме, чтобы ни в коем случае не отбить охоту детей работать самостоятельно, ведь куда проще просто списать готовое сочинение. Кроме того, всех учащихся я настраиваю слушать анализ не только своей работы, но и всех остальных ребят, то есть предлагаю учиться на чужих ошибках. Такая работа, если она в системе у учителя, то есть не от раза к разу, а постоянная, то результат непременно будет. Так, работая два года по данной системе в 10, 11 классах, я увидела, что на выпускном экзамене по литературе в 11 классе из 23 человек получили за содержание: «5» - один человек, «4» - 13 человек, то есть качество успеваемости составляет 61 процент. А самое главное, что дети не боялись панически экзамена: они знали, как они должны работать над сочинением. Я всегда обращаю внимание ребят на то, что такой подход к работе с темой – большое подспорье и на устном экзамене, где логика изложения материала также просто необходима. Литература.
Приложение 2. Урок № 1. Л.Н.Толстой. «Война и мир». Подготовка к сочинению. Цели урока:
Ход урока
1. Работа над темой. 2. Составление простого плана. 3. Распространение плана. 4. Подбор цитат. 5. Подбор эпиграфа. 3. Работа с темой: « Духовные искания(4) главных героев(3) романа Л.Н. Толстого(1) «Война и мир»(2)(подчеркнуть существительные, пронумеровать «от общего к частному»).
Вступление.
Основная часть. 1.Андрей Болконский. -стремление найти славу и истину в военной службе, разочарование; -жить для себя и своих близких, не интересоваться политикой, смерть жены, разочарование; -поиски нового дела, любовь к Наташе, разочарование; -единение с народом; -гибель Болконского; 2.Пьер Безухов. -разгульная жизнь, разочарование; -«братство вольных каменщиков», ( разочарование в масонстве) -уход на войну; -знакомство с Каратаевым; -женитьба на Наташе; Вывод 1.По-разному ищут герои смысл жизни, но оба приходят к выводу, что смысл этот в служении отчизне и людям, в любви. 2. Моя оценка жизненных путей Андрея и Пьера. 3.Мое видение романа. 4. Чему научил меня Л.Н. Толстой. 4.Подбор цитат. «Надо жить, надо любить, надо верить», «…Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого…», «Теперь перед ним открылась жизнь, вся жизнь со всеми ее радостями».
Содержание. Введение. 1 стр. Основная часть: 1-7 стр.
Практические результаты. 7 стр. Заключение. 7стр. Приложение 1. |