Урок по литературе в старших классах ( внеклассное чтение )





Скачать 120.16 Kb.
НазваниеУрок по литературе в старших классах ( внеклассное чтение )
Дата публикации28.09.2013
Размер120.16 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
МОУ «Большеталдинская средняя общеобразовательная школа»

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА

учителя русского языка и литературы

Тенешевой Елены Михайловны

Урок литературы в 10 классе

по теме «Искусство быть читателем»

(Творчество поэтов и писателей Кузбасса)

внеклассное чтение

Прокопьевский район

2008
Открытый урок по литературе в старших классах (внеклассное чтение)

Тема: «Искусство быть читателем.

Презентация литературного журнала «Огни Кузбасса».

Цели и задачи:
1. Образовательные: познакомить обучающихся с творчеством некоторых

поэтов и писателей Кузбасса; формирование навыков

выразительного чтения как поэтического, так и

прозаического текста.
2. Развивающие: развитие творческого мышления, исследовательских

навыков; развитие коммуникативных способностей.
3. Воспитательные: привитие интереса к родному краю, бережного

отношения к родному языку, к слову; воспитание

чувства патриотизма.

Методы: информационный, исследовательский, иллюстративный.
Формы работы: элементы лекции, презентация, чтение текстов, беседа.
Оборудование:

Выставка книг, брошюр, журналов:

1. Собор стихов: Стихи/ Союз писателей Кузбасса; Мастерская «АЗ»; отв.ред. С.Донбай. Кемерово.- Издательство «Практика», 2005.

Н.Н.Уланов. Ключ души (Избранное), Новокузнецк, 2001.

Встреча с вдохновением /Сборник стихов участников детского районного поэтического клуба «Алые паруса», 2005.

Родник души: Стихи /Самодеятельные поэты села Большая Талда.- Прокопьевский район, 2007.

Журнал «Огни Кузбасса» 1987г. №

Журнал «Огни Кузбасса» 2008 г. № 1, 3, 4.

Фотоматериалы.

Тематические папки: «Литературная жизнь Кузбасса», «Исследовательская работа «Мы о войне расскажем стихами», «Путешествие по литературным местам Кузбасса», «Площадь А.Пушкину в Кемерово».


Ход урока

1. Вступительное слово учителя. Искусство быть читателем.

(участникам мероприятия раздаются анкеты – ваша любимая книга, которую вам хочется перечитывать)
Все мы прежде всего читатели. И тот, кто с детства окунулся в манящий и волшебный мир книг, уже никогда не забудет радости встречи с ними. Книги сопровождают нас всю жизнь, делая нас мудрее и человечнее, совершенствуя наши чувства и мысли, перенося нас в дальние страны и другие эпохи, даря радость общения с великими писателями и поэтами. Некоторые из них мы перечитываем не один раз, и они нередко помогают нам в трудные минуты жизни, укрепляют и поддерживают нас. Они, словно верные друзья, всегда рядом с нами.
- Расскажите о своих любимых книгах (обращение и к учащимся, и к гостям!) спросить несколько человек
Каждый сам определяет свой круг чтения, как и круг друзей, хотя советы более знающих и опытных людей могут оказать нам неоценимую помощь.

«Попробуйте мысленно окинуть нынешнее книжное море - тревожно за молодых пловцов. Ах, как нужна помощь старшего, умного!» - воскликнул однажды страстный книгочей Василий Шукшин.
Существует особое читательское искусство, которое предполагает и любовь к чтению, и особый талант, и трудолюбие.

Особых навыков требует восприятие поэзии, ее образного языка, необычного для неподготовленного читателя.

Чтение художественной литературы – своего рода творчество или со-творчество.

Чтение стало настоятельной потребностью миллионов людей, необходимым условием развития человеческого рода. Без книг, без чтения сегодня немыслима ни наша культура, ни образование, ни духовная связь поколений. Когда-то мы с гордостью называли нашу страну самой читающей страной в мире. Сегодня положение, к сожалению, изменилось. Чтение книг все больше вытесняется телевидением, кино, компьютерными технологиями…

Сокращаются тиражи художественных книг, литературных журналов и альманахов. Растет поколение, потерявшее интерес и вкус к серьезному чтению (но мы попробуем доказать обратное).
Высказывания о чтении (в слайдах, показываются в течение всего урока)

2. Презентация журнала «Огни Кузбасса» № 3 2008г.
Слово учителя.

Литературный журнал «Огни Кузбасса» - издание Союза писателей Кузбасса - выходит с 1949 года. В следующем году будет 60 лет с начала выхода первого номера журнала. Это издание выходит благодаря поддержке администрации Кемеровской области, администрации города Кемерово и издательства «Кузбассвузиздат».

Конечно, многое изменилось: и оформление, и тираж, и рубрики.

Тираж 900 экземпляров (2008г.), а в 1987 году - 7000 экз.

Основные рубрики:

-Проза

-Поэзия

-Библиотечество

-Публицистика

-Православные чтения

-Литературная студия

-Лики земляков

-Заповедная Сибирь

-Светлица

-Наши переводы

-Литературная жизнь
Учитель: В какую из рубрик мы попадем? Это зависит от вас. (учащиеся вытягивают билетики с названием рубрики).

Примечание: в каждой из рубрик берем по 1-2 автора. Обязательны биографические данные поэтов и писателей. Стихи читаем наизусть, прозу - небольшой отрывок зачитывает подготовленный ученик. Комментарии учителя.
ПРОЗА

Вадим Макшеев. Антимонии деда Антипа. Юмористические рассказы.

Писателя Вадима Макшеева читатели в основном знают как автора лирической прозы. Но есть у него цикл юмористических рассказов, написанных в форме монологов деревенского старика – деда Антипа. Это своего рода сибирский дед Щукарь, рассказывающий о трагикомических случаях, происходивших с ним и его односельчанами. Говор у деда деревенский, однако он не прочь вставить в разговор какое-нибудь современное словечко, которое непременно переиначит. Монологи написаны в течение последних полутора десятка лет. Это ироничный взгляд старика на окружающую его жизнь.

Рассказ «Ночное» стр.28-29

ПОЭЗИЯ

Николай Колмогоров ( 1948 - 1998гг.). Его книги «Дом», «Травяное окно», «Пара кучевых облаков», «Хлеб исканий», «Избранные стихи» не потускнели в литературной памяти.

Стихотворения «Настанет время уезжать…» (стр. 48), «В дверь постучали…» (стр.49).
В дверь постучали. Открыл. Настанет время уезжать,

Темень кипит за порогом. Накатит гул простора,

Рваною несметью крыл И листья кинутся бежать

Вьюга метет по дорогам. Под вихрем с косогора.

-Кто там? И дрогнут вербы гущиной,

Молчанье в ответ. А поперек теченья

Только лишь хлопья роятся, Подернет мелкою волной

Рвутся из мрака на свет Собора отраженье.

И ничего не боятся. И свет высоких белых стен,

-Кто там? Открыто тебе!.. Шеломы золотые,

Снова молчит неизвестность. И тени старых рвов, и день

Эта минута в судьбе Пришествия Батыя-

Тянется, как неизбежность. Все это схватится в душе

- Я человек, я боюсь!.. И загустеет тайной

Кто ты? Врагом или другом?.. На пограничном рубеже

Нет никого. Ну так пусть! Реалий и преданий!

Жизнь И прежде чем иглой в стогу

Освежила испугом!.. Времен бескрайних кануть,

Я на прощанье, как могу

Хотел бы сердцем глянуть

На колкий холодок стерни,

на столбик колокольни,

На все, во что навек вросли

Вершины, ветви, корни…

Прости мне, древняя земля,

Что не воспел как должно

Ни эти гулкие поля,

Ни даже куст дорожный.

Но уходя из этих мест,

Я тем себя утешу,

Что духу цельности окрест

Хотя б поклон отвешу.


БИБЛИОТЕЧЕСТВО

Георгий Гребенщиков. (стр. 109-112)

«Он любит Сибирь тихой влюбленностью, с оттенком грусти, с затаенными, едва уловимыми слезами, которые иной раз явственно сказываются. Он внушает эту любовь и читателю…» - так писал о вышедшем в Петербурге в январе 1913г. первом томе повестей и рассказов Георгия Гребенщикова «В просторах Сибири» В.Шишков.
Безграничную любовь к Сибири Георгий Дмитриевич Гребенщиков (1837-1964гг) пронес через испытания первой мировой войны, разрухой пореволюционных лет и эмиграцией: в Европе, а затем в Америке он провел более сорока лет в неустанной деятельности – как писатель, как лектор-путешественник по американским штатам (главной темой лекций была, разумеется, Сибирь, ее прошлое, настоящее и великое будущее), как преподаватель колледжа, как ревностный хранитель традиций русской культуры.

Как и многие другие начинающие писатели всея Руси, Гребенщиков обратился к Максиму Горькому с просьбой не о «протекции», а о поддержке: «Вы крепкий и большой, я слабый и малый. Если можете и если стоит – поддержите. Нет? Не надо!..» М.Горький поддержал Гребенщикова: в письмах с Капри рекомендовал его петербургским издателям журналов. Уже в ноябре 1911 г. в журнале «Современник» была опубликована повесть «В полях», одно из самых лучших ранних произведений.
ПУБЛИЦИСТИКА

Любовь Скорик

Променад по Весенней, или покупайте в «Орепе» (стр. 116-117).

О сохранении русского языка.
ЛИТЕРАТУРНАЯ СТУДИЯ

Татьяна Костерина г.Новокузнецк

Поэтический фестиваль Прокопьевского района

В.Добротворский с.Большая Талда Прокопьевского района

И, голос свой срывая в пустоту,

Я ниоткуда не дождусь ответа.

И дворники поутру подметут

Слова мои, рассыпанные где-то
По мокрому асфальту, по скамьям,

По изможденным спинам тротуаров,

Придавленные тяжестью дождя

К узорным тонким лезвиям бульваров.
Сгорят слова осеннею листвой,

И в горьком терпком ароматном дыме

Ты, может быть, узнаешь голос мой

И, может быть, свое услышишь имя.

……….. Т.Костерина
В.Добротворский

Накануне

Теплое-теплое солнце уходит за август.

Длинные-длинные дни уже где-то не тут.

Осень готова начать череду своих празднеств.

Пчелы торопятся – травы почти не цветут.
Мелких барашков не видно- сравнялись с отцами.

Рыба жирует, прохлады почувствовав вкус.

В просеках тесно- шумят карапуз-деревцами.

Звезды все ярче. Больней комариный укус.
Две-три недели и – все. И с последней зарницей

Листья, нестройной толпой полетав, опадут.

И осторожно, как кто-то Христа в плащаницу,

Землю в свою пелену покрывал завернут…
…Что это? Это – конец? Или чье-то начало?

Кто даст ответ на такой вот несложный вопрос?

Музыка смерти иль жизни сейчас зазвучала

В шелесте веток стыдливо поникших берез?

……………….

ЗАПОВЕДНАЯ СИБИРЬ

Фотовернисаж: «Томская писаница», «Горная Шория»

(авторы работ - Тенешева Е.М., учащиеся школы- Тенешев К.. Дворянова Ю., Кузнецов Н., Быстроглазова К.)
СВЕТЛИЦА

Стихи юных поэтов: были отправлены в журнал стихи Дворяновой Юлии, выпускницы 2008 г.
ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ

К 65-летию Кемеровской области приурочены творческие встречи писателей Кузбасса и жителей Промышленновского, Прокопьевского, Яшкинского районов.

Более 20 встреч, в том числе поэтические семинары, мастер-классы и Дни литературы, внесены в копилку культурных мероприятий поэтами (Борис Бурмистров, Сергей Донбай, Валерий Козлов, Виталий Крёков) в Прокопьевском районе. Репортаж с места событий (фото, рассказ о встречах).
Вывод:

Рубрик в журнале очень много, мы познакомились лишь с несколькими. Что особенно понравилось? (обращение к учащимся, заслушиваем несколько ответов)

Я надеюсь, что журнал вам захочется перечитать, а, может быть, и подпишетесь на него.

Издание распространяется в библиотеках и учебных заведениях Кузбасса, высылается авторам журнала, в редакции, а также подписчикам. Подписной индекс 12234. периодичность выхода - раз в два месяца (6 номеров в год).

3. Что мы читаем? Какие книги вызывают наибольший интерес?

Социальный опрос: какая книга вам нравится?

Результаты.

Учителя, работники школы -

Анатолий Иванов. Тени исчезают в полдень. Вечный зов. (3)

Борис Полевой. Повесть о настоящем человеке (2)

Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита (5)

Антон Павлович Чехов. Рассказы.

В.П.Астафьев. Последний поклон.

А.Приставкин. Ночевала тучка золотая…

А.И.Куприн. Гранатовый браслет(2)

Виктор Гюго. Отверженные(2)

Александр Дюма. Избранное (2)

Валентин Пикуль. Слово и дело.

Александр Грин. Алые паруса (2)

Анна Ахматова. Избранное.

Ф.И.Тютчев. Стихотворения.

Михаил Шолохов. Тихий дон. Поднятая целина.

А.П.Гайдар. Избранное.
Учащиеся школы-

Сказки братьев Гримм.

Джейн Остин. Гордость и предубеждение.

А.Волков. Волшебник Изумрудного города.

А.С.Пушкин. Евгений Онегин.

Л.Н.Толстой. Война и мир.

Д.Дефо. Робинзон Крузо.

А.Макаллоу. Поющие в терновнике.

История России.

М.Булгаков. Собачье сердце. Мастер и Маргарита.

А.Куприн. Гранатовый браслет.

Поэзия Серебряного века.

И.Бунин. Рассказы.

Сказки А.С.Пушкина.

Эдгар По. Рассказы.

У.Шекспир. Ромео и Джульетта.

Дмитрий Емец. Мефодий Буслаев.

С.Я.Маршак. Избранное.

М.Твен. Приключения Тома Сойера.

Дж. Свифт. Путешествия Гулливера.
Это лишь небольшой список литературы, так как опросили не всех учащихся и работников школы (6, 9, 10, 11 кл.).

Трудно не заметить перемен, вызванных стремительным ускорением темпа жизни и новыми информационными технологиями. И все же верится, что, несмотря на все технические новшества, книга сохранит свое культурное значение и своих верных поклонников. Настоящие читатели были, есть и будут. Как живая музыка, как картины старых мастеров, старомодная книга, отпечатанная на бумаге, еще долго будет нужна и дорога новым поколениям читателям.
Высказывания известных отечественных поэтов, писателей

Книга – это духовное завещание одного поколения другому… Но в книге не одно прошедшее; она составляет документ, по которому мы вводимся во владение настоящего, во владение всей суммы истин и усилий, найденных страданиями, облитых иногда кровавым потом; она – программа будущего.

А.Герцен
Книга – это кристаллический, плотно упакованный в страницы наш многовековой опыт, делающий бессмертным род людской на земле. Только благодаря книге накопленные знания обретают могущество лавины, способной с тысячелетнего разгона преодолеть любое препятствие на столбовой дороге человеческого прогресса.

Л.Леонов
Читать стихи – величайшее и труднейшее искусство, и звание читателя не менее почтенно, чем звание писателя…

О.Мандельштам

Книга должна быть исполнена читателем, как соната. Знаки – ноты. В воле читателя – осуществить или исказить. М.Цветаева
Всем хорошим во мне я обязан книгам: еще в молодости я понял уже, что искусство более великодушно, чем люди. Я люблю книги: каждая из них кажется мне чудом, а писатель - магом. Я не могу говорить о книгах иначе, как с глубочайшим волнением, с радостным энтузиазмом. Быть может, это смешно, но это так.

М.Горький
Если бы знать, что читатель твой друг и дорога к другу есть дорога к читателю, то как бы просто было решить труднейшие вопросы творчества.

М.Пришвин

Просматривать, перелистывать книгу – это не чтение. Читать надо так, как слушаешь исповедь человека. Углубляясь в книгу. Тогда она раскроет себя, и ты постигнешь ее прелесть. К.Федин
Общение с книгой – высшая и незаменимая форма интеллектуального развития человека. А.Твардовский
Писатель должен уметь почувствовать то, что особенно заботит и тревожит людей, нащупать, если так можно выразиться, «болевые точки» читателя, которые существуют и требуют выражения, разрешения.

В.Распутин

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по литературе в старших классах ( внеклассное чтение ) iconПрограмма по русской литературе (особенно в старших классах) должна полностью соответствов
Инновационные технологии в преподавании русской литературы в старших классах средней школы
Урок по литературе в старших классах ( внеклассное чтение ) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
К. Ушинского эти уроки проводились интегрировано. Изначально интегрированный курс- внеклассное чтение. Возможно сочетание таких предметов,...
Урок по литературе в старших классах ( внеклассное чтение ) iconУрок по литературе в 7 классе «Б. Екимов Ночь исцеления» (внеклассное чтение)
Урок внеклассного чтения проводится в 7 классе после работы над рассказом Абрамов
Урок по литературе в старших классах ( внеклассное чтение ) iconЛитература для 6 класса. Урок Внеклассное чтение. Книги, прочитанные мною летом
Чтение вступительной статьи в учебнике. Греческое слово "миф" и его значение. Знакомство с "Подвигами Геракла" (чтение, подробный...
Урок по литературе в старших классах ( внеклассное чтение ) iconУрок по предмету «чтение и развитие речи» (внеклассное чтение)
Мкскоу каширская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида
Урок по литературе в старших классах ( внеклассное чтение ) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Система подготовки к сочинению по литературе в старших классах как шаг к подготовке к части с егэ по литературе
Урок по литературе в старших классах ( внеклассное чтение ) iconИсследовательская работа по теме: «Особенности преподавания истории...
I. Цели и задачи обучения истории в старших классах основной школы
Урок по литературе в старших классах ( внеклассное чтение ) iconВнеклассное мероприятие по математике в старших классах «слёт отличников...
Лапо Наталья Юрьевна, учитель математики моу «Туринская средняя общеобразовательная школа», высшая квалификационная категория
Урок по литературе в старших классах ( внеклассное чтение ) iconКалендарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе
Внеклассное чтение. Тема ратного подвига в литературе XX века. М. Шолохов «Судьба человека»
Урок по литературе в старших классах ( внеклассное чтение ) iconКомплексная работа с текстом в старших классах
Главное же – это задания речевого характера, направленные на формирование умения воспринимать текст. Особое внимание обращается на...
Урок по литературе в старших классах ( внеклассное чтение ) iconМку отдел образования администрации
Дружба в жизни старших и младших членов семьи 3-4 класса. Урок мужества, посвящённый битве на Курской дуге 5-7 классы. Урок мужества,...
Урок по литературе в старших классах ( внеклассное чтение ) iconВнеклассное мероприятие для учащихся средних и старших классов. Конкретные...
«Изучение биографии писателя в аспекте литературного краеведения». 9 февраля 2012 года в рамках школьной Недели к 190-летию со дня...
Урок по литературе в старших классах ( внеклассное чтение ) iconСкотта Фицджеральда «Великий Гэтсби»
Данная работа продолжает серию чтение с увлечением и представляет собой сборник упражнений по развитию основных навыков, связанных...
Урок по литературе в старших классах ( внеклассное чтение ) iconУрок-путешествие, урок-игру. На тему: «Состав чисел 6 и Вычитание из 6, из »
Особенно это касается учителя начальных классов, т к в начальных классах уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-исследования и другие...
Урок по литературе в старших классах ( внеклассное чтение ) iconПлан декады мо начальной школы с 10 по 25 марта Открытые уроки и внеклассные мероприятия
Открытый урок в 3-б классе. Внеклассное чтение. Тема «С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»
Урок по литературе в старших классах ( внеклассное чтение ) iconУрок по литературе в 6 классе на тему «Человек с великим сердцем»...
Методы и приёмы: слово учителя, беседа, работа с учебником (выразительное чтение по ролям, выборочное чтение, описание иллюстрации),...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск