Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 64.02 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации09.05.2014
Размер64.02 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
Пояснительная записка к авторской разработке системы уроков по внедрению инновационных технологий «Чтение, память, критическое мышление» (ЧПКМ) в преподавание литературы в старших классах средней школы.

Преподавание курса русской литературы в старших классах общеобразовательной школы сегодня – это настоящая проблема для преподавателей - литераторов.

Статус этого предмета долгие годы был закреплён тем, что каждый учащийся в обязательном порядке должен был сдавать литературу в качестве экзамена в 11 классе. Этот факт был, безусловно, спорным по необходимости, но, вне всякого сомнения, это дисциплинировало школьников, заставляя работать и готовиться к экзамену. Условия для работы педагогов были таковыми, что, имея 4 часа в неделю уроков литературы и наработки для прохождения школьной программы, учитель мог, работая по традиционной схеме, и уроки дать без отставания, и подготовку к экзаменам вести регулярную и тщательную. Хотя о целесообразности прохождения ряда произведений программы и о перенасыщенности её особый разговор.

Сегодня преподаватель литературы в старших классах сталкивается с рядом таких проблем, решить которые в одиночку он, несомненно, не сможет.

1. Сокращение часов преподавания литературы в 10-11 классах (с 4-х до 3-х) без сокращения школьной программы по русской литературе в принципе превращает преподавание тем и разделов в обзорно-лекционный процесс, что, безусловно, недопустимо. Так, например, ни один из профессоров в области литературоведения не возьмётся за преподавание творчества С.А.Есенина за 2 часа (90 минут). О позитивном восприятии школьниками поэзии А.А.Фета не может идти речи, если учитель должен рассказать о его жизни и творчестве, а также о специфике его философии и своеобразии его многогранного творчества всего за 45 минут.

2. Несоответствие содержания многих произведений, предусмотренных школьной программой для обязательного прочтения, уровню восприятия школьников, а также несовпадения интереса учащихся и тем произведений. Так, например, предлагается для изучения в курсе литературы для 9 класса роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Учащимся понятна скука однообразной мишурной жизни столицы первой трети XIX века, понятны принципы сравнения героев-антиподов (Онегин – Ленский, Татьяна – Ольга), интересен им даже сон главной героини и описание тогдашней Москвы. Но объяснить смысл развития любовной сюжетной линии романа, а также причины и следствия поведения героев до расставания и после учащиеся не могут, поскольку им для этого не хватает жизненного опыта. Они или жестоко осуждают героев, или просто не понимают их.

О тургеневских девушках, видя сидящих в классе подростков с пирсингом, мелированием и колорированием, приходится рассказывать как о динозаврах, которые вымерли, безвозвратно утеряны.

3. Программа по русской литературе (особенно в старших классах) должна полностью соответствовать программе по истории (это касается особенно хронологии). Это значительно облегчило бы труд и учителя истории, и преподавателя литературы. В идеале каждый педагог мечтает, чтобы учащийся, пришедший на урок литературы по теме «Гражданская война 1918-1921 гг. в русской литературе», уже знал о том, что такое Гражданская война, каковы её причины, основные этапы, ход развития и фронты, а также имел представление о том, кто такие генералы Корнилов, Колчак, Юденич, откуда России грозили интервенты.

А на деле получается так. По истории учащиеся усваивают Великую Отечественную войну, а как быть нам, несчастным педагогам, пытающимся посвятить школьников в мир шолоховских «Донских рассказов», романа А.А.Фадеева «Разгром» и «Конармии» И.Бабеля? ведь Гражданская война благополучно пройдена школьниками полгода назад!

Подобная же ситуация во всех, без исключения, параллелях. Так, например, в 7 классе при изучении повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» учитель чуть ли не пол-урока обязан давать детям историческую справку о Речи Посполитой и о Запорожской Сечи, в то время как на уроках истории они погружены в атмосферу царствования Людовика XIV «Солнце» с его знаменитым «Государство – это Я!»

При таком положении вещей не может идти речь об интеграции предметов, о межпредметной связи и преемственности в обучении?

4. Изменение статуса литературы как предмета, значимого для всех и экзаменационной дисциплин, привело к тому, что 90 % учащихся перестали серьёзно воспринимать этот предмет и резко снизили подготовку к нему. Упала мотивация к обучению. Резко снизилась успеваемость школьников.

5. На современном уроке уже нельзя обойтись мелом, доской и тряпкой как единственными техническими средствами. Современный ученик, подкованный знаниями информационных технологий и программ, требует и от учителя владение современными средствами информационных технологий (СИТ), которые открывают доступ к нетрадиционным источникам информации (гипертекстовым и мультимедийным системам, конструктивистским средам). Это станет переходом от рутинных форм деятельности к интеллектуальным. На деле же получается, что школьные кабинеты не укомплектованы тем оборудованием, без которого уже нельзя делать ставки на проведение интересного урока. А преподаватели в большинстве своём всё ещё обучают по-прежнему, не привлекая на свою сторону даже новые формы наглядности.

Цели и задачи преподавания литературы с использованием инновационных технологий.

На современном этапе представляется актуальным такое преподавание, которое обеспечило бы особый статус учителя: учителя-новатора, учителя-наставника, учителя-соратника учащихся в процессе обучения. Именно учитель, человек, которому родители доверили своего ребёнка, должен

- помочь раскрыться творческой сущности ученика;

- стимулировать различные формы их позитивной активности и соответствующие им психические процессы, которые мотивируют на развитие познавательной деятельности и формирование коммуникативной компетенции;

- уметь находить дифференцированный подход к каждому ученику в конкретной учебной проблемной ситуации;

- способствовать формированию у ученика понимания того, что, отдав обучению максимальное количество усилий, они развивают множество ценных навыков и успешнее втягиваются в процесс, испытывая «полное погружение»;

- помочь учащимся понять, что обмен мыслями требует от учеников умения слушать, удерживаться от скороспелых суждений и от желания вынести свой вердикт относительно того, что сказано другими;

- помочь учащимся ощутить, что в награду за умение быть толерантными они овладевают коллективной мудростью, богатством языка и широким пространством для использования собственных идей. Именно через такой открытый диалог повышают своё умение выверять, усовершенствовать собственные идеи и отстаивать их правоту;

- создать открытую атмосферу для доверительного диалога в классе, при которой учитываются разнообразные идеи и мысли, высказывается вера в способности каждого, обеспечивается свободная от насмешек среда при высказывании любых идей и гипотез;

- научить детей относиться к самим себе как к личностям, которые думают и верят в то, что все они способны и на досадные ошибки, и на великие мысли, что подобное смешение и есть естественная составляющая процесс обучения.

Вне сомнения, подобное обучение может обеспечить только творчески работающий учитель, активно внедряющий в свою практику инновационные технологии.

Технология ЧПКМ, основанная на социокультурном, технологическом и методическом аспектах, универсальна. При её внедрении у учителя появляется возможность

- систематизировать имеющиеся у школьников знания;

- научить учащихся работать с текстом;

- создать условия для конструирования собственных творческих письменных работ учащихся;

- знакомить ребят с новой информацией, выбирать из неё главное, выделять уже известное;

- научить делать выводы относительно точности и ценности информации;

- развивать устную монологическую речь ученика;

- научить слышать и слушать товарища, оппонента, учителя.

Кроме того, реализация технологии ЧПКМ должна стать той путеводной нитью, что позволит учителю мотивировать учащегося на овладение знаниями, развить в нём интерес через необычные формы работы на уроках, научить школьника применять теоретические знания на практике, т.е. развить их образовательные и коммуникативные компетенции. А ведь на это и направлена Государственная программа, новые Стандарты качества образования, а и деятельность любого преподавателя, неравнодушного, творческого, деятельного.

Опыт преподавания литературы с использованием инновационных технологий.

Я поделюсь своим опытом внедрения технологии ЧПКМ в преподавание литературы в старших классах и продемонстрирую некоторые результаты эксперимента по подобному внедрению.

Вот уже почти 16 лет я работаю в средней общеобразовательной школе, где процесс обучения строится по классической государственной программе базового уровня. И из года в год я наблюдала грустную картину: учащиеся старших классов (10-11) не хотят, а часто (и это страшно) не умеют читать художественные произведения, предлагаемые программой. На занятия учащиеся шли с неохотой, часто их пропускали, в продолжение урока большая часть школьников с отсутствующим видом пыталась скрыть зевание и откровенную скуку. Об успеваемости и успешном освоении каких-либо тем и разделов не могло идти и речи. Речь учащихся была примитивной и лишённой собственного мнения. Они не умели работать на уроке, поскольку не готовились к нему, не могли сдержать реплики в адрес своего одноклассника, пытавшегося дать ответ. Словом, картина была, скажем прямо, не из оптимистичных.

Поэтому, когда мне предложили работать в режиме внедрения экспериментальных инновационных технологий, я ни минуты не сомневалась, что, возможно, эти методы помогут мне в работе с выпускниками, улучшат положение вещей, положительно повлияют на успеваемость учащихся.

Спустя почти три года апробации и внедрения технологий ЧПКМ в преподавание литературы в старших классах средней общеобразовательной школы, я могу констатировать, что это действительно работает и даёт положительные результаты результаты.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск