Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей: Центр детский (подростковый), п. Луговской
| Утверждаю:
Директор МЦД(п) п.Луговской
___________ Р.Н. Голошубина
Приказ №_____ от____________
|
|
|
Интернет клуб « Байтик»
Образовательная программа
« Информатика + »
для занятий с воспитанниками 8-16 лет
срок реализации программы – 3 года
Автор:
педагог дополнительного образования
Еленчук Виталий Иванович,
II квалификационная категория
п. Луговской,
2009 год
Нормативно-правовые основания для разработки программы:
Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 №233 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей»
Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ от 29.09.2006 №06-1479 «О методических рекомендациях»
Приказ ГОСКОМСПОРТА РФ от 25.07.2001 № 449 о введении видов спорта в государственные программы физического воспитания
Постановление Правительства РФ от 29.12.2001. № 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи»;
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 15.05.2000. №1418 «Об утверждении положения о центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения»;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы"
Пояснительная записка
Владение компьютерными информационными технологиями в XXI века стало таким же элементом общей культуры современного человека, как умение грамотно писать, правильно излагать свои мысли, производить элементарные математические вычисления. Более того, с учетом интегрирующей роли информатики, такие как технологии обработки текстовых, табличных и фактографических данных и так далее, становятся непременным атрибутом творческой, инициативной личности, обладающей широким кругозором. Данная программа способствуют проявлению у воспитанников творческих способностей, развитию логического мышления и изобретательности, дает возможность получения навыков работы с информацией из различных областей знаний. Таким образом, данная программа является целостным интегрирующим практическим инструментом для совершенствования как технологических, так и образовательных умений у детей, готовит их к полноценной жизни в информационном обществе.
При обучении любому предмету первостепенной задачей является пробуждение интереса детей к изучаемому материалу, развитие их любознательности. Одним из лучших способов достичь этого является компьютерный спорт. Компьютерный спорт – удачный пример, когда детское или подростковое увлечение красочными и интересными компьютерными играми перерастает в умение пользоваться современной компьютерной техникой. И не только пользоваться, но и собирать и настраивать персональные компьютеры. Общение игроков в сети Интернет и обмен информацией позволяют расширять общий кругозор занимающихся данным видом спорта.
Компьютерный спорт развивает навыки дистанционного управления техническими устройствами, что в последнее время всё чаще используется в военных целях, строительстве и охране правопорядка. Важным аспектом также является развитие таких интеллектуальных и психических качеств, как умение заранее просчитывать действия (свои и соперника), способность к высокой концентрации на длительное время, интуиции.
Однако современный ребенок проводит за компьютером значительную часть учебного и свободного времени. Бесконтрольное длительное времяпрепровождение перед экраном компьютера не проходит бесследно для растущего и формирующегося детского организма, провоцируя возникновение физических и психических отклонений. Поэтому возникла необходимость включить в программу элементы авиамодельного спорта как здоровьесберегающего компонента культуры работы воспитанников за компьютером. Авиамоделизм – это конструирование, постройка и запуски летающих авиамоделей, что способствует приобретению, как знаний, так и сохранение здоровья, а так же в выборе будущей профессии.
Актуальность программы заключается во внедрении информационных технологий в разнообразные сферы деятельности, в том числе, как в учебную деятельность, так и физическое воспитание детей, на которых рассчитана данная программа.
Программа «Информатика + » имеет научно-техническую и спортивно-техническую направленность. Программа представляет собой логически выстроенную систему, направленную, с одной стороны, на овладение знаниями в интересующей воспитанника области, с другой стороны, ориентированную на формирование у ребенка целостной научно-технической картины мира, основанной на мотивах, потребностях, ценностях, идеалах воспитанника, определяющих его место и роль в конкретном социуме, дающих возможность построить образ о самом себе как саморазвивающейся личности. А так же на развитие эффективных форм физического воспитания детей и подростков, с использованием компьютерных технологий, направленных на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально-стойкого подрастающего поколения России.
Новизна образовательной программы заключается в следующем: использование целостного подхода изучения информационных технологий с элементами здоровьесберегающих технологий, а так же изучение элементов авиамодельного спорта. Во-вторых, новизной можно считать организацию жизнедеятельности подростковых коллективов как спортивного клуба, делающий упор на компьютерный спорт и авиамодельный спорт, где каждый из воспитанников будет заниматься своим делом и, в тоже время, будет работать на общий результат группы.
Педагогическая целесообразность программы заключается в формировании информационных и общеучебных навыков, что, несомненно, будет способствовать повышению общего уровня развития воспитанников.
Цель программы: Развитие у воспитанников интеллектуальных и творческих способностей в области информационных технологий, обеспечение предпрофессиональной подготовки с последующим освоением ряда основ технических специальностей.
Основные задачи программы:
обучающие:
обучить эффективным приемам работы в различных программах, в локальных сетях, в сети Интернет и сформировать представления о роли и значении информационных технологий и компьютерной техники в развитии современного общества;
дать базовые знания по использованию компьютера в различных областях профессиональной деятельности и научить ребенка свободно обращаться с компьютером;
дать профессиональную ориентацию для работы в области информатики и вычислительной техники, а так же в авиации;
развивающие:
способствовать развитию детей через информационную деятельность, дополняя школьный базовый уровень знаний воспитанников.
способствовать формированию устойчивого «научного» интереса к информационным процессам через компьютерный спорт, как новый вид спорта на базе компьютерной техники.
развивать творческие и интеллектуальные способности воспитанников через решение нестандартных теоретических и практических задач.
воспитательная:
формировать эмоционально-ценностное отношения к себе и своему труду, способствовать воспитанию характера и самодисциплины, активной жизненной позиции детей средствами технического творчества, используя воспитательные возможности детского коллектива, объединенного по интересам.
оздоровительная:
создавать условия для обеспечения эмоционального благополучия воспитанников.
укреплять физическое здоровье детей через обеспечение научной организации труда при использовании персонального компьютера, в том числе занятия авиамодельным спортом.
Программа не имеет аналогов и рассчитана на детей 8-16 лет, состоящих из трех возрастных групп. Данная программа предусматривает изучение основ работы с персональным компьютером через компьютерный спорт, повышая образовательный уровень воспитанников и освоения ими новейших компьютерных технологий, так же навыков управления авиамоделями и может быть реализована в течение 3 лет.
Изучение по данной программе проводится (аудиторно и на стадионе для авиамодельного спорта) 5 раз в неделю по 4 учебных часа в форме теоретических (лекции, семинары, миниконференции) и практических (семинары, практикумы, деловые игры, спортивные игры) занятий, а также предусматривает самостоятельную работу детьми дома. Соблюдая санитарные нормы, программой предусмотрен перерыв через каждые 30 минут для влажной уборки и сквозного проветривания помещения, санитарной обработки клавиатуры и мышек, а также установки и наладке нужных программ. Перемены по 10 минут в целом за день 1час 30 мин. График учебного процесса может быть изменен в зависимости от конкретной практической задачи при обязательном соблюдении общей продолжительности теоретического обучения, творческих заданий, практических работ.
Значительный объем содержания программы способен обеспечить многоуровневость и вариативность ее реализации в работе с детьми. Переход от одного уровня к другому осуществляется по принципу повторения и расширения объема знаний.
Принципы обучения
научности и доступности: соответствие учебного материала индивидуальным и возрастным особенностям детей;
принцип комплексности, системности и последовательности: учебная деятельность связывается со всеми сторонами воспитательной работы, овладение новыми знаниями, умениями и навыками опирается на то, что уже усвоено.
Принцип гуманности реализуется через создание оптимальной среды для воспитания и образования детей.
Методы:
преподавания: объяснительный, информационно-сообщающий, иллюстративный.
учения: репродуктивный, исполнительный, частично-поисковый, проблемный.
воспитания: упражнения, личный пример.
Формы занятий: Основными, характерными при реализации данной программы формами являются комбинированные занятия. Занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.
При проведении занятий традиционно используются три формы работы:
демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на ученических рабочих местах;
фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;
самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий. Ожидаемые результаты освоения программы.
Воспитанник должен знать в конце 1 года обучения:
правила безопасности труда при работе с компьютерами;
порядок и правила выполнения лабораторных работ;
режим и условия труда на компьютере.
единицы измерения количества информации;
функциональную схему компьютера;
характеристики основных устройств компьютера и влияние их на его производительность;
иметь представление о скорости передачи информации по различным типам линий связи;
иметь представление о назначении модема и его основных характеристиках;
иметь представление о компьютерном спорте;
иметь представление о аэродинамике;
Начальные знания теории полета модели.
Должен уметь:
лабораторные работы выполнять в соответствии с правилами.
уметь работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);
уметь применять текстовый редактор для редактирования и форматирования текстов;
уметь вставлять в документ объекты из других приложений;
объяснять различия растрового и векторного способа представления графической информации;
уметь применять графический редактор для создания и редактирования изображений;
уметь склеивать бумажные модели;
уметь использовать авиасимулятор RealFlight G4;
знать основные компьютерные спортивные игры.
Воспитанник должен знать в конце 2 года обучения:
правила безопасности труда при работе с компьютерами;
порядок и правилах выполнения лабораторных работ;
режим и условия труда на компьютере.
о коммуникационных технологиях;
о технологии создания презентаций с помощью программы Microsoft Office PowerPoint;
о создании локальной сети;
о истории создания глобальной сети.
основы аэродинамики;
о истории авиамоделизма;
терминологию в авиамодельном спорте;
о стратегии и логике в компьютерном спорте;
программное обеспечение, соревновательные игры;
Должен уметь:
уметь работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);
уметь работать с носителями информации (форматирование, «лечение» от вирусов);
соблюдать правила техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на компьютере.
уметь создавать мультимедийные компьютерные презентации;
описывать основные виды информационных услуг, предоставляемых глобальной компьютерной сетью Интернет.
уметь управлять сложными моделями при помощи авиасимулятора RealFlight G4
уметь выбирать тактику и стратегию, «угадывать» действие соперника
Воспитанник должен знать в конце 3 года обучения:
правила безопасности труда при работе с компьютерами;
порядок и правилах выполнения лабораторных работ;
режим и условия труда на компьютере.
в совершенстве функциональную схему компьютера;
о истории возникновения и совершенствования операционной системы;
основы аэродинамики;
принцип радиоуправления моделями;
о истории авиамоделизма;
классификация авиамодельных двигателей по объему цилиндра.
зависимость подъемной силы и лобового сопротивления крыла от скорости полета.
азы 3D пилотажа.
все компьютерные игры вошедшие в соревнования в данном году.
Должны уметь:
уметь инсталлировать программы;
перечислять состав и назначение программного обеспечения компьютера;
соблюдать правила техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на компьютере.
иметь представление об авторских правах на программное обеспечение и правах пользователя на его использование;
уметь задавать сложные запросы при поиске информации;
уметь пользоваться электронной почтой и файловыми архивами и путешествовать по Всемирной паутине.
уметь пользоваться авиасимулятором RealFlight G4 по всем моделям;
склеивать сложные авиамодели;
Основные правила монтажа различных двигахелей на моделях.
участвовать в соревнование по компьютерному спорту.
Материально-техническое обеспечение.
В связи с положительной ионизацией воздуха занятия кружка должны проводиться в хорошо проветриваемом помещении, а так же светлом, умерено влажном и достаточно просторном.
Оборудование.
№
| Н а и м е н о в а н и е.
| К о л и ч е с т в о.
| 1.
| Персональный компьютер
| 8 шт.
| 2.
| Мультимедийный проектор
| 1 шт.
| 3.
| Сканер.
| 1 шт.
| 4.
| Колонки компьютерные.
| 1 шт.
| 5.
| Модем.
| 1шт.
| 6.
| Локальная сеть
| 1шт
| |