ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011»;
методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011»;
комплект цифровых образовательных ресурсов.
Программа рассчитана на 1 ч. в неделю, всего за год – 34 часа.
Программой предусмотрено проведение: количество практических работ – 6, количество контрольных работ – 3, зачётов – 1.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-20 минут.
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме контрольной работы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (8часов)
Пиксель. Растр. Разрешающая способность. Глубина цвета. Графические режимы монитора. Видеопамять. Графические объекты. Графические редакторы. Форматы графических файлов. Интерфейс и основные инструменты для создания и обработки графических изображений. Интерфейс и основные инструменты для создания анимации. Интенсивность звука. Частота звука. Громкость звука. Частота дискретизации. Глубина кодирования звука. Интерфейс звукового редактора. Основные команды обработки звука. Технические средства и способы обработки цифровых фото и видео. Методы сжатия видеоинформации. Обзор программ, позволяющих выполнять захват, печать и редактирование цифровых фото и видео.
Практические работы:
Практическая работа № 1 «Кодирование графической информации».
Практическая работа № 2 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».
В результате изучения данного раздела учащиеся должны
Знать/понимать:
формы представления графической информации
характеристики растрового и векторного изображения
характеристики звуковой информации и форматы звуковых файлов
как связаны между собой количество цветов в палитре и глубина цвета, как формируется палитра цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK, HSB
способы получения и редактирования цифровых фотографий: этапы создания цифрового видеофильма
Уметь:
редактировать звуковые записи и сохранять звуковые файлы в различных форматах
выбрать графический редактор для создания и редактирования графического документа
проводить оценку качества оцифрованного звука
проводить захват и редактирование цифрового фото и видео
Кодирование и обработка текстовой информации(8 часов)
Кодировки знаков. Принцип кодирования текстовой информации. Текстовый редактор. Текстовый процессор. Способы создания текстовых документов. Параметры страницы. Вставка колонтитулов и номеров страниц. Буфер обмена. Редактирование текстовой информации. Специальные символы. Редактор формул. Операции поиска и замены. Проверка правописания.Автозамена частых опечаток. Сохранение исправлений. Форматирование символов. Абзац. Форматирование абзацев. Нумерованные, маркированные и многоуровневые списки. Форматирование заголовков. Способы создания таблиц. Редактирование и форматирование таблиц. Компьютерные словари и системы компьютерного перевода.
Практические работы:
Практическая работа № 3 «Вставка в документ формул».
Практическая работа № 4 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными».
В результате изучения данного раздела учащиеся должны
Знать/понимать:
различные кодировки знаков, принцип кодирования текстовой информации
различные способы создания документа, установку параметров страницы
что такое буфер обмена, редактирование, специальные символы, редактор формул
как выполняются операции поиска и замены, проверки правописания, автозамены частых опечаток, сохранения исправлений
параметры форматирования символов
что такое абзац, основные параметры абзаца
понятия нумерованных, маркированных, многоуровневых списков
как задаются параметры форматирования заголовков
различные способы создания таблиц, методы их редактирования и форматирования
о различных возможностях компьютерных словарей и систем компьютерного перевода
Уметь:
переключать кодировку символов в текстовом редакторе
устанавливать различные параметры страницы
вставлять в текст специальные символы, буквицу, математические формулы, копировать, перемещать и удалять фрагменты текста
сохранять текст в различных форматах, печатать документ
использовать различные параметры форматирования символов
форматировать абзацы
создавать нумерованные и маркированные списки
использовать стили форматирования, устанавливать вид оглавления документа
создавать и заполнять таблицы
Кодирование и обработка числовой информации (6 часов)
Системы счисления и их назначение. Свернутая и развернутая форма записи числа.Алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую. Основные арифметические действия (сложение, вычитание, умножение, деление) для двоичных чисел. Различные форматы хранения чисел в компьютере. Электронная таблица. Ячейка. Адрес ячейки. Диапазон ячеек. Лист. Книга. Форматирование ячеек. Правила ввода в электронную таблицу основных типов данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Алгоритм суммирования значений диапазона ячеек. Функции для нахождения степени и квадратного корня. Диаграммы. Типы диаграмм. Способы задания исходных данных. Область диаграммы. Легенда.
Практические работы:
Практическая работа № 5 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».
Практическая работа № 6 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах».
В результате изучения данного раздела учащиеся должны
Знать/понимать:
что такое системы счисления, какие они бывают, свернутая и развернутая форма записи числа, назначение систем счисления
алгоритмы перевода чисел из двоичной системы счисления в десятичную и наоборот
таблицы сложения, вычитания и умножения двоичных чисел, алгоритмы сложения, вычитания, умножения и деления в двоичной и десятичной системах счисления
о различных форматах хранения чисел в компьютере
что такое электронная таблица, понятие ячейки, адреса, диапазона, листа, книги
правила ввода в электронную таблицу трех основных типов данных
что такое относительные, абсолютные и смешанные ссылки
алгоритм суммирования значений диапазона ячеек, функции для нахождения степени и квадратного корня
различные типы диаграмм, способы задания исходных данных, понятия области диаграммы, области построения диаграммы, легенды
Уметь:
записывать числа в свернутой и развернутой формах в десятичной и двоичной системах счисления
выполнять перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную и наоборот
выполнять основные арифметические действия для двоичных чисел
переводить числа из двоичной системы счисления в десятичную
определять адрес ячейки и диапазона, проводить простейшее форматирование ячеек (ставить рамки, использовать заливку, изменять высоту строк, толщину столбцов, удалять и вставлять строки и столбцы)
записывать математические выражения по правилам электронной таблицы
вводить формулы с различными видами ссылок
заполнять таблицы значениями функции
выбирать типы диаграмм, задавать основные параметры, строить простейшие диаграммы
ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ (7 часов)
Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Исполнители алгоритмов. Система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов. Обзор языков программирования. Язык программирования PASCAL, назначение элементов интерфейса. Графический интерфейс: форма и управляющие элементы. Событийные процедуры. Тип, имя и значение переменной. Оператор присваивания. Основные алгоритмические структуры (линейная, ветвление, выбор, цикл) и их кодирование на языке программирования. Линейный алгоритм. Функции ввода и вывода данных. Ветвление: полное и неполное. В результате изучения данного раздела учащиеся должны
Знать/понимать:
понятие алгоритма, свойства алгоритмов, примеры алгоритмов
понятия исполнителя алгоритма, системы команд исполнителя, программы
процесс исполнения алгоритма компьютером
понятия транслятора, компилятора
классификацию и названия языков программирования
особенности объектно-ориентированного программирования по сравнению с алгоритмическими языками программирования
основные понятия проекта, формы, объекта, свойств и методов, событийной процедуры
этапы разработки и способ загрузки проектов
понятия переменной, основные типы переменных, объявление переменных
основные алгоритмические структуры
структуру функции и типы функций, синтаксис функций ввода-вывода данных
Уметь:
обосновывать свойства алгоритмов, приводить примеры из собственного жизненного опыта
представлять алгоритм в виде блок-схемы
применять оператор присваивания
описывать переменные, присваивать им значения и выводить на экран
выполнять арифметические операции над переменными
организовать диалоговые окна сообщений
МОДЕЛИРОВАНИЕ И ФОРМАЛИЗАЦИЯ (4 часf)
Моделирование как метод познания. Модели материальные и информационные. Системный подход к окружающему миру. Объект и его свойства. Система как целостная совокупность объектов. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. План проведения поэтапного моделирования. Компьютерный эксперимент.
В результате изучения данного раздела учащиеся должны
Знать/понимать:
понятия моделирования, формализации, визуализации
основные этапы моделирования
принцип процесса управления, виды систем управления и различия между ними
Уметь:
приводить примеры моделирования в различных областях деятельности
создавать простейшие модели объектов и процессов в виде электронных таблиц и проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА (1 час)
Информационное общество. Информатизация и компьютеризация. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий. В результате изучения данного раздела учащиеся должны
Знать/понимать:
понятия информационного общества, информатизации и компьютеризации
что такое информационная культура
перспективы развития информационных и коммуникационных технологий
Уметь:
приводить примеры информатизации и компьютеризации в повседневной жизни
приводить примеры перспектив развития информационных и коммуникационных технологий
Система оценивания
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного / письменного опроса / практикума. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
91-100% отлично
76-90%% хорошо
51-75%% удовлетворительно
менее 50% неудовлетворительно
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
• грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
• погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
• недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
• мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала) или отказ от выполнения учебных обязанностей.
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.
Устный опрос
Осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе. Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя. Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя. Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой; Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
- отказался отвечать на вопросы учителя.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
| Название раздела, темы, урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Форма урока
| Информационное сопровождение и демонстрации
| Дата
| По плану
| Факт
| Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации
8 часов
| 1
| Кодирование графической информации.
| 1
| Урок изучения нового
| Урок-лекция с элементами беседы
| ЦОР – урок 1
| 05.09.13
|
| 2
| Растровая и векторная графика.
| 1
| Урок изучения нового
| Урок-лекция с элементами беседы
| ЦОР – урок 3
| 12.09.13
|
| 3
| Интерфейс и основные возможности графических редакторов.
| 1
| Урок изучения нового
| Урок-лекция с элементами беседы
| ЦОР – урок 4
| 19.09.13
|
| 4
| Практическая работа №1.Редактирование изображений в растровом графическом редакторе.
| 1
| Урок изучения нового
| Урок-практикум
| ЦОР – урок 5
| 26.09.13
|
| 5
| Растровая и векторная анимация. Практическая работа №2.Анимация.
| 1
| Урок изучения нового
| Урок-лекция с элементами беседы
| ЦОР – урок 7
| 03.10.13
|
| 6
| Кодирование звуковой информации.
| 1
| Урок изучения нового
| Урок-лекция с элементами беседы
| ЦОР – урок 9
| 10.10.13
|
| 7
| Цифровое фото и видео.
| 1
| Урок изучения нового
| Урок-лекция с элемента-ми беседы
| ЦОР – урок 11
| 17.10.13
|
| 8
| Контрольная работа по теме «Кодирование и обработка графической информации»
| 1
| Урок контроля
|
|
| 24.10.13
|
| Кодирование и обработка текстовой информации
8 часов
| 9
| Кодирование текстовой информации.
| 1
| Урок изучения нового
| Урок-лекция с элемента-ми беседы
| ЦОР – урок 15
| 31.10.13
|
| 10
| Создание документов в текстовых редакторах.
| 1
| Урок изучения нового
| Урок-лекция с элемента-ми беседы
| ЦОР – урок 17
| 14.11.13
|
| 11
| Ввод и редактирова-ние документа.
| 1
| Урок изучения нового
| Урок-лекция с элемента-ми беседы
| ЦОР – урок 18
| 21.11.13
|
| 12
| Практическая работа №3.Вставка в документ формул.
| 1
| Урок изучения нового
| Урок-практикум
| ЦОР – урок 20
| 28.11.13
|
| 13
| Форматирование документа.
| 1
| Урок изучения нового
| Урок-лекция с элемента-ми беседы
| ЦОР – урок 21
| 05.12.13
|
| 14
| Таблицы.
Практическая работа №4.Вставка в документ таблицы, её форматиро-вание и заполнение данными.
|
1
| Урок изучения нового
| Урок-лекция с элемента-ми беседы
| ЦОР – урок 23
| 12.12.13
|
| 15
| Контрольная работа по теме «Кодирование и обработка текстовой информации»
| 1
| Урок контроля
|
|
| 19.12.13
|
| 16
| Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов.
| 1
| Урок изучения нового
| Урок-лекция с элемента-ми беседы
| ЦОР – урок 25
| 26.12.13
|
| Кодирование и обработка числовой информации
6 часов
| 17
| Кодирование числовой информации.
| 1
| Урок изучения нового
| Урок-лекция с элемента-ми беседы
| ЦОР – урок 30
|
|
| 18
| Практическая работа №5.Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора.
| 1
| Урок изучения нового
| Урок-практикум
| ЦОР – урок 31
|
|
| 19
| Электронные таблицы.
| 1
| Урок изучения нового
| Урок-лекция с элемента-ми беседы
| ЦОР – урок 32
|
|
| 20
| Практическая работа №6.Относи-тельные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах.
| 1
| Урок закреп-ления знаний
| Урок-практикум
| ЦОР- урок 33
|
|
| 21
| Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах.
| 1
| Урок изучения нового
| Урок-лекция с элемента-ми беседы
| ЦОР – урок 34
|
|
| 22
| Контрольная работа по теме «Кодирование и обработка числовой информации»
| 1
| Урок контроля
|
|
|
|
| Основы алгоритмизации и программирования
7 часов
| 23
| Алгоритм и его формальное исполнение.
| 1
| Урок изучения нового
| Урок-лекция с элемента-ми беседы
| ЦОР – урок 39
|
|
| 24
| Кодирование основных типов алгоритмичес-ких структур на языке программиро-вания.
| 1
| Урок изучения нового
| Урок-лекция с элемента-ми беседы
| ЦОР – урок 41
|
|
| 25
| Переменные: тип, имя, значение.
| 1
| Урок изучения нового
| Урок-лекция с элемента-ми беседы
| ЦОР – урок 42
|
|
| 26
| Арифметичес-кие, строковые и логические выражения.
| 1
| Урок изучения нового
| Урок-лекция с элемента-ми беседы
| ЦОР – урок 43
|
|
| 27
| Функции в языках программиро-вания.
| 1
| Урок изучения нового
| Урок-лекция с элемента-ми беседы
| ЦОР – урок 44
|
|
| 28
| Основы программиро-вания.
| 1
| Урок изучения нового
| Урок-лекция с элемента-ми беседы
| ЦОР – урок 45
|
|
| 29
| Контрольная работа по теме «Основы алго-ритмизации программиро-вания»
| 1
| Урок контроля
|
|
|
|
| Моделирование и формализация
4 часа
| 30
| Моделирова-ние, формализация, визуализация.
| 1
| Урок изучения нового
| Урок-лекция с элемента-ми беседы
| ЦОР – урок 57
|
|
| 31
| Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.
| 1
| Урок изучения нового
| Урок-лекция с элемента-ми беседы
| ЦОР – урок 58
|
|
| 32
| Приближённое решение уравнений.
| 1
| Урок изучения нового
| Урок-лекция с элемента-ми беседы
| ЦОР – урок 60
|
|
| 33
| Зачёт по теме «Моделирова-ние и формализация»
| 1
| Урок контроля
| Урок-зачет
|
|
|
| Информатизация общества
1 час
| 34
| Информацион-ное общество.
Информацион-ная культура.
Перспективы развития информацион-ных и коммуникаци-онных технологий.
| 1
| Урок изучения нового
| Урок-лекция
| ЦОР – урок 67
|
|
|
ЛИТЕРАТУРА
Н.Д.Угринович. Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Н.Д.Угринович. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 классы – М.: БИНОМ.Лаборатория знаний, 2011.
Н. Д. Угринович, Л. Л. Босова, Н. И. Михайлова. Практикум по информатике и информационным технологиям – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний – 2011.
Самылкина Н. Н.Информатика и ИКТ. Основная школа: комплект плакатов и методическое пособие.
|