Рабочая программа по информатике 8 класс УМ К Угринович Н. Д.
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.
Изучение базового курса информатики рекомендуется проводить на второй ступени общего образования. В Федеральном базисном учебном плане предусматривается выделение 105 учебных часов на изучение курса «Информатика и ИКТ» в основной школе.
Программа курса «Информатика и ИКТ» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются:
определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет- ресурсы и базы данных;
владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения).
Большое внимание уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий. Практические работы выделены в отдельный раздел Компьютерный практикум, ориентированный на выполнение в операционной системе Windows и Linux.
В тематическом планировании курса в каждой теме указаны работы компьютерного практикума, содержащиеся в учебниках, главы учебников и необходимое для выполнения компьютерного практикума программное обеспечение для различных операционных систем.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов - интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-40 минут.
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения- контрольной работы.
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми
документами:
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ №1089 от 05.03.2004 г.)
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МОРФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений РФ»;
Приказ МО РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Областной базисный учебный план (Приказ МОиН Челябинской области №01-269 от
г «Об утверждении базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Челябинской области»);
Приказ МОиН РФ от « 9 » декабря 2008 г. № 379 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных МОиН РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 2009-2010 учебный год».
Методические рекомендации ЧИПККРО «О преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ» в ОУ Челябинской области в 2009-2010 учебном году от
№ 103/3431
Учебный план МОУ СОШ №25 при МаГК на 2009-2010 учебный год;
Рабочая программа предусматривает изучение тем образовательного стандарта, распределяя учебные часы по разделам курса и предполагает последовательность изучения разделов и тем учебного курса «Информатика и ИКТ» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет количество практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.
Структура документа
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание (распределение учебных часов по разделам курса), требования к уровню подготовки учащихся.
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа «Информатика и ИКТ» на базовом уровне рассчитана на 105 учебных часов (2 года обучения: 1 час в неделю в 8 классе, 34 часа в год и 2 часа в неделю в 9 классе, 68 часов в год)
Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» в 8-9 классах составлена с учетом САНПИН 2.2.2/2.4.1340-03 от 03.06.2003 3 118.
Каждая тема рабочей программы предусматривает определенное количество часов теоретического материала и выполнения практических работ, причем на выполнение практических работ отводится не менее половины всего учебного времени, при этом их содержание составлено с учетом обязательных работ авторской программы Н.Д. Угриновича.
При проведении учебных занятий по предмету «Информатика и ИКТ» осуществляется деление класса на две группы. Для достижения прочных навыков работы на компьютере учащиеся согласно календарно-тематического планирования выполняют практические работы с использованием компьютера, с учетом выполнения требований СанПин. При изучении предмета «Информатика и ИКТ» предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин.), направленных на отработку отдельных технологических приемов, а также практикума - интегрированных практических работ (проектов), ориентированных на получение целостного содержательного результата. При выполнении работ практикума предполагается использование материала и заданий из других предметных областей. Объемные практические работы рассчитаны на несколько учебных часов. Практические работы включают подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий, а также включаются в домашнюю работу и проектную деятельность.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационнокоммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не
предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).
Изучение информатики и ИКТ в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Задачи курса:
ввести понятия «информация» и «информационные процессы», информативность сообщения с событиями, открытиями, изобретениями, связанными с развитием информатики; ввести единицы измерения информации; раскрыть роль языков в информационных процессах;
дать начальные представления о назначении компьютера, о его устройстве и функциях основных узлов, о составе программного обеспечения компьютера; ввести понятие файловой структуры дисков, раскрыть назначение операционной системы;
познакомить учащихся со способами представления и организации текстов в компьютерной памяти; раскрыть назначение текстовых редакторов;
познакомить учащихся с назначением и областями применения компьютерной графики; дать представление об устройстве и функционировании графической системы компьютера; обучить основным приемам работы с графическим редактором.
познакомить учащихся с назначением и структурой электронной таблицы; обучить основным приемам работы с табличным процессором; научить организации простых табличных расчетов с помощью электронных таблиц;
раскрыть назначение систем искусственного интеллекта; дать представление о базах знаний и логической модели знаний;
продолжить изучение архитектуры ЭВМ на уровне знакомства с устройством и работой процессора; дать представление о программе на машинном языке, машинной команде и автоматическом исполнении программы процессором;
обучить приемам построения простых вычислительных алгоритмов и их программированию на языке Паскаль; обучить навыкам работы с системой программирования.
В тематическом планировании курса в каждой теме указаны работы компьютерного практикума, содержащиеся в учебниках, главы учебников и необходимое для выполнения компьютерного практикума программное обеспечение для различных операционных систем.
| 8 класс
| 9 класс
| практические работы
| 15
| 34
| проверочные работы
| 1
| 2
| контрольные работы
| 3
| 4
| творческие работы
| 1
| 3
|
Преподавание обновленного курса «Информатика и ИКТ» ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. - 2-е изд., испр.- М.: Бином
5. КОМПЛЕКСНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Требования к технике
Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности - радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы рсему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети - дает доступ к
российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
Устройства создания графической информации (графический планшет) - используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.
Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с
соответствующим программным обеспечением) - позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон - дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
Датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, и др.) - позволяют измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире.
Управляемые компьютером устройства - дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.
6. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ
Предметно-информационная составляющая:
Знание правил гигиены и безопасности при работе на ЭВМ;
Знать правила поведения в компьютерном классе;
Иметь представление об информации, формах ее представления и обработки в технологических процессах;
Понимание значения информации для человеческой деятельности;
Иметь представление о сигнале как носителе информации, знать единицы измерения информации;
Знать типы величин и формы их представления для обработки на компьютере;
Понимать смысл алгоритма, его свойств, средств и способов описания алгоритмов, назначение алгоритма при решении учебных задач;
Знать определение программы как алгоритма записанного на формальном языке, понятном исполнителю, имитируемому на ЭВМ;
Знать приемы и способы отладки программ на компьютере;
Знать полный состав аппаратных и программных средств для освоения традиционных технологий компьютера и понимать, что компьютер - универсальное технологическое средство для обработки информации, выраженной с помощью формально-знаковых конструкций;
Понимать технологические принципы и режимы обработки информации различного вида.
Знать полный состав аппаратных и программных средств для освоения традиционных технологий компьютера;
Знать типы ЭВМ, применяемых во всех сферах жизнедеятельности человека;
Знать типы памяти ПЭВМ их сходство и различия, а также возможности;
Знать классификацию машинных средств хранения информации;
Иметь представление о понятии «Информационное общество»;
Знать средства компьютерной коммуникаций;
Знать современные ОС их сходство и различие;
Знать типы ПО и их назначение для решения различного рода задач;
Знать понятия «Файл» и «файловая система»
Деятельностно-коммуникативная составляющая:
Умение выражать различные объемы информации в стандартных единицах (битах, байтах, килобайтах, мегабайтах);
Умение пользоваться готовым алгоритмом для решения типовых задач из различных учебных предметов;
Освоение основных алгоритмических конструкций решения практических задач;
Умение записывать программу на формальном языке по готовому алгоритму;
Умение отличить синтаксическую ошибку от семантической;
Уметь использовать стандартные функции для производства численных расчетов на компьютере;
Уметь разбить решение задачи на этапы, приводящие к искомому результату.
Умение отыскать необходимый файл в каталоге;
Уметь копировать, удалять, перемещать, переименовывать файлы;
Уметь размещать и просматривать файлы в корневом, родительском каталоге;
Умение определить емкость машинных средств хранения информации;
Уметь сформировать адрес в сети;
Уметь определять технические характеристики к аппаратным средствам ПЭВМ для мультимедийных возможностей;
Различать типы файлов по их расширению и уметь определять программу-создатель;
Уметь рассказать о характерных особенностях компьютера того или иного поколения и различать их по элементной базе;
Уметь определять по основным признакам уровень развития общества в информационном пространстве.
Ценностно-ориентационная составляющая:
Умение выбрать готовый алгоритм для решения конкретной задачи;
Определять примерный набор допустимых действий для решения Данного класса жизненных задач;
Работать с исполнителями, имитируемыми на ЭВМ, поручая им выполнение отдельных команд и линейных, разветвляющихся, циклических и содержащих подмодули программ.
Умение отличить числовую переменную в информатике от числовой переменной в математике;
Уметь производить отладку и тестирование программ;
Умение различать «хороший» и «плохой» алгоритм (программу);
Умение выбрать оптимальный способ решения поставленной задачи;
Уметь строить простые компьютерные математические модели;
Понимать, что компьютер - универсальное технологическое средство для обработки информации, выраженной с помощью формально-знаковых конструкций;
Уметь сохранять информацию в текущем каталоге и на дискете;
Уметь различать типы памяти и находить более эффективные средства хранения того или иного рода информации;
Уметь соединять разнотипную информацию в одном электронном документе, понимая какими программными средствами необходимо воспользоваться;
Умение определить оптимальные средства для коммуникативных возможностей ПЭВМ.
Учебно-методическая литература
Макарова Н.В. Программа по информатике (системно-информационная концепция). К комплекту учебников по информатике 5-11 класс. Санкт-Петербург: Питер, 2000г.
Информатика. 5-6 класс. Начальный курс/Под ред. Н.В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2001 Информатика.7-9 класс. Базовый курс. Теория./Под ред. Н.В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2001 Информатика.7-9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям/Под ред. Н.В.
Макаровой. - СПб.: Питер, 2001 Информатика.7-9 класс. Базовый курс. Задачник по моделированию./Под ред. Н.В. Макаровой. - СПб. Питер, 2001
Босова JI.JI. Знакомство с машинной графикой на УКНЦ. Методическое пособие для учителя. 5-6 класс. ИОСО РАО, 1996
Босова JI.JI. Знакомство с машинной графикой на УКНЦ. Методическое пособие для учителя. 7класс. ИОСО РАО, 1996
Коляда М.Г. Окно в удивительный мир информатики. ИКФ «Сталкер», 1997 Шафрин Ю.А. Основы компьютерной технологии. Учебное пособие для 7-11 классов по курсу «Информатика и вычислительная техника» - Москва: ABF,1996 Ефимова О.В., Моисеева М.В., Ю.А. Шафрин Практикум по компьютерной технологии. Примеры и упражнения. Пособие по курсу «Информатика и вычислительная техника» - М.: ABF,1997 Мачульский В.В., Гейн А.Г. и др. Культура информационной деятельности. Учебное пособие для основной школы. 9 класс. Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2006 Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Информатика. Структурированный конспект базового курса. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001 Семакин И.Г., Залогова Л.Т и др. Информатика. Базовый кур. 7-9 классы. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001
Симонович С.В., Евсеев Г.А. Практическая информатика. Учебное пособие для средней школы.
Универсальный курс. - Москва: АСТ-ПРЕСС: Информ-Пресс, 1998 Угринович Н.Д., Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М.: Бином. Лаборатория Базовых Знаний, 2002
|