На участие в финале Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов
«Мой лучший урок» по второму направлению
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
2010-2011 учебный год
Подробный конспект урока.
Организационная информация
| Тема урока
| Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»
| Предмет
| Литературное чтение
| УМК
| Гармония (Н.Б.Истомина)
| Класс
| 3
| Автор урока (ФИО, должность)
| Лесина Ольга Михайловна, учитель начальных классов
| Образовательное учреждение
| МОУ ООШ № 3
| Город/поселение
| г. Камешково, Владимирская область
| Методическая информация
| Тип урока
| комбинированный
| Цель урока
| Создать условия для выработки активного отношения к обсуждаемой проблеме: цена времени, отражённой в названии раздела, в литературном произведении Е.Л. Шварца «Сказка о потерянном времени»
| Задачи урока
| 1. Образовательный аспект.
Создать условия для формирования полноценного навыка чтения, умений самостоятельно работать с текстом, умений работать в статичной паре, в статичной группе (в группе постоянного состава).
2. Развивающий аспект.
Способствовать коррекции речи, совершенствовать навыки публичного выступления.
Создать условия для развития устной связной речи учащихся, умения анализировать художественное произведение:
*умения давать героям оценку,
*умения воссоздавать прочитанное,
*умения раскрывать причинно-следственные связи.
3. Воспитательный аспект.
Создать условия для привлечения внимания учащихся к главной идее сказки: цена времени. Создать условия для воспитания трудолюбия, стремления беречь и ценить время через раскрытие глубокого нравственного понимания смысла произведения.
| Формы организации познавательной деятельности
| групповая
коллективная
индивидуальная
| Форма проведения урока
| Урок - презентация
| Необходимое оборудование и материалы
| мультимедийная презентация,
компьютер,
проектор,
экран,
4 ноутбука для работы в группах,
запись тиканья часов,
часы-ходики,
раздаточный материал: тексты-задания группам; группе художников карандаши, фломастеры, листы; группе артистов атрибуты для инсценирования.
|
Подробный конспект урока
| 1.Организация начала урока.
| Учитель.
-Здравствуйте, ребята, послушайте, пожалуйста, что мы слышим? Ученики. Звук тиканья часов.
Учитель.
- Да, на урок я сегодня принесла часы-ходики. (Показ учителем)
- Что происходит, когда идут часы?
Ученики. Часы отсчитывают время. Идут секунды, минуты, часы, идет время, а значит идет наша жизнь
Учитель.
- А для чего люди изобрели часы?
Ученики. Ученики отвечают.
Учитель.
- На каждое дело человеку отпущено определенное количество времени. Не случайно говорят: «Делу – время, потехе – час».
СЛАЙД 1 (На нём поговорка и изображение сказочных часов-ходиков)
Учитель.
- Как вы понимаете эту поговорку?
Ученики. Ученики объясняют смысл поговорки.
Учитель.
- Время идет не останавливаясь, и если человек провел время впустую, то потерянного времени не вернешь.
| Сообщение темы, постановка цели и задач урока
| Учитель.
- А вот Евгений Львович Шварц - писатель, драматург – рассказал нам одну историю, с которой мы познакомились на прошлом уроке. Вспомните её название.
Ученики. «Сказка о потерянном времени».
СЛАЙД 2 (На нём тема урока, портрет Е.Л.Шварца, обложка книги «Сказка о потерянном времени)
Учитель.
- Сделайте предположение, что нам предстоит сделать сегодня на уроке.
Ученики. Ученики, глядя на слайд, делают предположение о цели урока.
Учитель.
- Сегодня мы должны будем глубже понять идею этого произведения, рассмотреть поступки героев и сделать для себя выводы.
- Работать мы будем по группам. Во время групповой работы проявите, пожалуйста, взаимопонимание, уважение, умение выслушать своих одноклассников.
| 2.Проверка знаний учащихся и выполнения домашнего задания
| Учитель.
- К какому литературному жанру относится прочитанное произведение Е.Л. Шварца?
Ученики. Авторская литературная сказка. Волшебная сказка.
Учитель.
- Докажите.
Ученики. Это волшебная сказка, так как в этом художественном произведении есть вымысел и элементы фантастики. Авторская сказка, так как есть автор – Е.Л. Шварц.
Учитель.
- Какие сказочные законы осуществляются в этой сказке?
Ученики. 1. Добро побеждает зло.
2. Что сказано – осуществляется.
1) Проверка домашнего задания. Чтение по ролям первой части.
Учитель.
- Вспомним, с чего все началось. В какой части сказки завязка произведения?
Ученики. Ученики вспоминают и рассказывают с чего всё началось. Завязка в 1 части сказки.
Учитель.
- Скажите, кто действует в первой части произведения.
СЛАЙД 3(Третий слайд появляется после ответа учеников. На нём расположены слова: автор, Петя Зубов, гардеробщица, мама Пети и иллюстрация из книги, соответствующая сюжету сказки)
автор
Петя Зубов
гардеробщица
мама Пети
Учитель.
- Первое задание получают все группы одинаковое.
- Распределите в группе роли, подготовьтесь к проверке домашнего задания: к выразительному чтению по ролям первой части. Приступайте к работе, ведь время дорого. (Работа учащихся в группах)
Учитель.
-Послушаем выразительное чтение по ролям одной из групп. Во время работы подумайте над вопросом: Почему злые волшебники превратили Петю Зубова в старичка? (Проверка д/з, чтение по ролям. Самооценка. Взаимооценка. Оценивание учителем выполнения д/з.)
Учитель.
- Почему злые волшебники превратили Петю Зубова в старичка?
Ученики. Отставал в учебе, опаздывал на занятия, не тужил.
Учитель.
- Найдите отрывок и зачитайте: из-за чего расстроился Петя Зубов, став старичком?
Ученики. (С.25 : « Какой я одинокий, несчастный старик!
Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей…
Никому не нужен…
Даже пенсии не дадут, ведь я всего три года работал.
Да и как работал – на двойки да на тройки.
И главное, ничему не успел научиться»)
СЛАЙД 4 (На 4-ом слайде отрывок из учебника со стр.25)
| 3. Представление нового материала
Работа в статичных парах. Анализ второй части сказки.
Работа в статичных группах
| Учитель.
- Кто является главными действующими лицами второй части?
- На какие две группы их можно разделить?
Ученики. Дети Злые волшебники Петя Зубов Сергей Владимирович
Маруся Поспелова Ольга Капитоновна
Надя Соколова Марфа Васильевна
Вася Зайцев Пантелей Захарович
СЛАЙД 5 (На слайде две группы слов: дети и злые волшебники и иллюстрация из книги)
Учитель.
- Как вы думаете, почему Е.Л. Шварц называет волшебников злыми?
Ученики. Время, потерянное ребятами, забрали волшебники себе.
Попросту они время украли.
Учитель.
-Найдите в учебнике и ответьте, как Марфа Васильевна характеризует детей, которых они превратили в старичков?
Ученики.
-«Лентяи, до 77 и сосчитать не сумеют, сразу собьются» с.28
Учитель.
- А что о детях говорит Пантелей Захарович?
Ученики.«Не придут они к 12 часам ночи. Хоть на минуту, да опоздают» с. 28
Учитель.
- Ребята, сейчас вы будете работать в парах. Герои-дети и герои-волшебники. Какие качества человека присущи им? Выберите и разложите карточки в две группы.
(На партах учителем заранее приготовлен раздаточный материал:
Дети Волшебники
Испуганные, злые, ленивые, себялюбивые, дружные, завистливые, смелые, хмурые.)
Учитель.
- Прочитайте качества, присущие детям.
- Прочитайте качества, характеризующие волшебников.
- Кто не согласен с таким распределением качеств главных героев?
(После работы в парах, учащиеся доказывают свою точку зрения)
Учитель.
- Выберите, какие качества человеку надо воспитывать в себе?
- Почему другие качества не выбрали?
Учитель.
- Найдите и прочитайте, какую тайну узнал Петя?
Ученики.
(с. 27: «К сожалению, так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек, стоит ему только захотеть. Если ребята, которых мы превратили в стариков, разыщут завтра друг друга, придут ровно в 12 часов ночи сюда к нам и повернут стрелку ходиков на 77 кругов обратно, то дети снова станут детьми, а мы погибнем»)
Учитель.
- Ребята, продолжим работу по группам. Во время работы помните о правилах «дружной работы». - Каждая группа получит свое задание:
СЛАЙД 6 (На 6-ом слайде задания для работы в группах, изображения смайликов) I. Чтецы: найдите и прочитайте, по каким признакам искал Петя старичков-школьников. II. Артисты: найдите в сказке отрывок, который может доказать, что старые люди вели себя как дети. Проинсценируйте. Атрибуты для инсценирования можно взять. III. Художники: нарисуйте, по каким признакам искал Петя старичков-школьников. IV. Аналитики: ответьте на вопросы:
Считаете ли вы справедливым, что злые волшебники превратили школьников в старичков? Почему?
Почему именно этих детей злые волшебники превратили в старичков?
Что поможет детям вернуться к нормальной жизни?
- Приступайте к работе в группе, так как время очень дорого.
(Работа учащихся в группах.
Учитель по мере необходимости направляет, помогает, консультирует.)
| 4. Закрепление и первичная проверка
| Учитель.
- Проверяем, как группы справились с заданиями.
- Слово предоставляется группе чтецов. Прочитайте свое задание. - Ребята, так по каким же признакам искал Петя старичков-школьников?
Ученики. Старички вели себя как дети: играли в мячик в трешки, выковыривали изюм из булки, катались на «колбасе» трамвая, играли в классики.
Учитель.
- Посмотрим, что приготовила группа артистов.
- Ребята, внимательно смотрите, подумайте, какой отрывок нам хотели показать артисты.
(Инсценирование отрывка, выбранного учащимися)
Физкультпауза.
(Артисты проводят физкультпаузу под музыку)
Учитель.
- Слово предоставляется группе художников. Прочитайте свое задание, покажите и объясните, что вы изобразили.
Ученики.
Маруся Поспелова выковыривала изюм из булки, сидя на лавке.
2.Маруся Поспелова играла мячиком в трешки.
3.Надя Соколова играла в классы, скакала на одной ножке.
4.Вася Зайцев катался на «колбасе» трамвая)
Учитель.
- Ребята, а как бы вы стали искать старичков-школьников?
- А группу аналитиков проверим чуть позднее.
Минутка релаксации под музыку
СЛАЙД 7 (Фотография светлого осеннего леса)
Учитель.
- Сядьте так, как вам удобно, расслабьтесь, отдохните.
- Представьте, что вы в осеннем лесу. Вы идёте по тропинке, любуетесь прекрасным, сверкающим в лужице солнечным зайчиком, медленно покачивающимися разноцветными деревьями, кленовым листочком, упавшим на вашу ладошку… - Но вдруг, вы что-то замечаете, и вас охватывает страх, покажите, что вы боитесь. (Учащиеся показывают)
СЛАЙД 8 (Фотография тёмного осеннего леса)
Учитель.
- Ребята, пока звучит музыка, подумайте, какая новая беда ждала старичков-школьников в лесу?
Ученики. Они заблудились.
Учитель.
- Что они почувствовали при этом?
(Дети, опираясь на личный опыт, предполагают, что можно почувствовать, заблудившись в лесу.)
Учитель.
- Какой предмет в сказке Е.Л. Шварца является волшебным?
Ученики. Часы-ходики.
Учитель.
-Можно ли в реальной жизни провести такой опыт с часами, чтобы вернуть прошлое? Как вы считаете?
Ученики. Высказывают свои мысли, размышления.
Учитель.
- Поэтому, прошлое забывать нельзя и стараться делать в своей жизни как можно меньше плохого, чтобы потом не жалеть о содеянном, ведь времени вспять не повернуть.
Учитель.
- А теперь пришло время проверить группу аналитиков. Прочитайте свое задание.
Ученики. (Учащиеся из группы аналитиков выполняют задание)
Учитель.
- По содержанию сказки мы видим, что злые волшебники живут в реальное время, в реальном лесу и городе. - Если глубоко вдуматься в смысл этой сказки, то получается, что злые волшебники могут быть и среди нас.
|
| 5. Рефлексия деятельности на уроке
| Учитель.
- Уместно вспомнить слова А.С. Пушкина: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
СЛАЙД 9 (Слова А.С.Пушкина и иллюстрация по сказке)
Учитель. - Какой урок мы можем извлечь из этой сказки?
- Давайте сделаем обобщение, в каком предложении заключается главная идея сказки? Процитируйте.
Ученики. «Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет» с. 34
СЛАЙД 10 (Цитата и часы-ходики, которые появились вначале урока на 1 слайде)
Учитель. - Какие же выводы вы сделали для себя после чтения сказки Е.Л. Шварца? Запишите их в тетрадь с печатной основой.
Ученики. Делают выводы, записывают их в тетрадях с печатной основой.
| 6. Домашнее задание
| Подготовьте подробный пересказ одной из частей сказки.
Кто желает, может сочинить свою сказку о лени, трудолюбии, о взаимовыручке, о цене времени.
| 7. Фиксация интереса к уроку
| Учитель.- А теперь мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы уйдете после этого урока. Почему? Выберите, пожалуйста, смайлик и объясните свой выбор.
Ученики. Выбирают один из смайликов и объясняют свой выбор (радостное настроение, безразличие, грустное, печальное настроение)
Учитель.- Спасибо за урок, ребята.
СЛАЙД 11 (Благодарность за работу)
| |