Начальная школа





Скачать 115.18 Kb.
НазваниеНачальная школа
Дата публикации27.09.2014
Размер115.18 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
На участие в финале Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов

«Мой лучший урок» по второму направлению

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

2010-2011 учебный год

Подробный конспект урока.





Организационная информация

Тема урока

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

Предмет

Литературное чтение

УМК

Гармония (Н.Б.Истомина)

Класс

3

Автор урока (ФИО, должность)

Лесина Ольга Михайловна, учитель начальных классов

Образовательное учреждение

МОУ ООШ № 3

Город/поселение

г. Камешково, Владимирская область

Методическая информация

Тип урока

комбинированный

Цель урока

Создать условия для выработки активного отношения к обсуждаемой проблеме: цена времени, отражённой в названии раздела, в литературном произведении Е.Л. Шварца «Сказка о потерянном времени»

Задачи урока


1. Образовательный аспект.

Создать условия для формирования полноценного навыка чтения, умений самостоятельно работать с текстом, умений работать в статичной паре, в статичной группе (в группе постоянного состава).

2. Развивающий аспект.

Способствовать коррекции речи, совершенствовать навыки публичного выступления.

Создать условия для развития устной связной речи учащихся, умения анализировать художественное произведение:

*умения давать героям оценку,

*умения воссоздавать прочитанное,

*умения раскрывать причинно-следственные связи.

3. Воспитательный аспект.

Создать условия для привлечения внимания учащихся к главной идее сказки: цена времени. Создать условия для воспитания трудолюбия, стремления беречь и ценить время через раскрытие глубокого нравственного понимания смысла произведения.

Формы организации познавательной деятельности

  • групповая

  • коллективная

  • индивидуальная

Форма проведения урока

Урок - презентация

Необходимое оборудование и материалы

  • мультимедийная презентация,

  • компьютер,

  • проектор,

  • экран,

  • 4 ноутбука для работы в группах,

  • запись тиканья часов,

  • часы-ходики,

  • раздаточный материал: тексты-задания группам; группе художников карандаши, фломастеры, листы; группе артистов атрибуты для инсценирования.



Подробный конспект урока

1.Организация начала урока.

  • Мотивация учащихся.




Учитель.

-Здравствуйте, ребята, послушайте, пожалуйста, что мы слышим? Ученики. Звук тиканья часов.

Учитель.

- Да, на урок я сегодня принесла часы-ходики. (Показ учителем)

- Что происходит, когда идут часы?

Ученики. Часы отсчитывают время. Идут секунды, минуты, часы, идет время, а значит идет наша жизнь

Учитель.

- А для чего люди изобрели часы?

Ученики. Ученики отвечают.

Учитель.

- На каждое дело человеку отпущено определенное количество времени. Не случайно говорят: «Делу – время, потехе – час».

СЛАЙД 1 (На нём поговорка и изображение сказочных часов-ходиков)

Учитель.

- Как вы понимаете эту поговорку?

Ученики. Ученики объясняют смысл поговорки.

Учитель.

- Время идет не останавливаясь, и если человек провел время впустую, то потерянного времени не вернешь.

  • Сообщение темы, постановка цели и задач урока

Учитель.

- А вот Евгений Львович Шварц - писатель, драматург – рассказал нам одну историю, с которой мы познакомились на прошлом уроке. Вспомните её название.

Ученики. «Сказка о потерянном времени».

СЛАЙД 2 (На нём тема урока, портрет Е.Л.Шварца, обложка книги «Сказка о потерянном времени)

Учитель.

- Сделайте предположение, что нам предстоит сделать сегодня на уроке.

Ученики. Ученики, глядя на слайд, делают предположение о цели урока.

Учитель.

- Сегодня мы должны будем глубже понять идею этого произведения, рассмотреть поступки героев и сделать для себя выводы.

- Работать мы будем по группам. Во время групповой работы проявите, пожалуйста, взаимопонимание, уважение, умение выслушать своих одноклассников.

2.Проверка знаний учащихся и выполнения домашнего задания


Учитель.

- К какому литературному жанру относится прочитанное произведение Е.Л. Шварца?

Ученики. Авторская литературная сказка. Волшебная сказка.

Учитель.

- Докажите.

Ученики. Это волшебная сказка, так как в этом художественном произведении есть вымысел и элементы фантастики. Авторская сказка, так как есть автор – Е.Л. Шварц.

Учитель.

- Какие сказочные законы осуществляются в этой сказке?

Ученики. 1. Добро побеждает зло.

2. Что сказано – осуществляется.

1) Проверка домашнего задания. Чтение по ролям первой части.

Учитель.

- Вспомним, с чего все началось. В какой части сказки завязка произведения?

Ученики. Ученики вспоминают и рассказывают с чего всё началось. Завязка в 1 части сказки.

Учитель.

- Скажите, кто действует в первой части произведения.

СЛАЙД 3(Третий слайд появляется после ответа учеников. На нём расположены слова: автор, Петя Зубов, гардеробщица, мама Пети и иллюстрация из книги, соответствующая сюжету сказки)

автор

Петя Зубов

гардеробщица

мама Пети

Учитель.

- Первое задание получают все группы одинаковое.

- Распределите в группе роли, подготовьтесь к проверке домашнего задания: к выразительному чтению по ролям первой части. Приступайте к работе, ведь время дорого.
(Работа учащихся в группах)

Учитель.

-Послушаем выразительное чтение по ролям одной из групп. Во время работы подумайте над вопросом: Почему злые волшебники превратили Петю Зубова в старичка?
(Проверка д/з, чтение по ролям. Самооценка. Взаимооценка. Оценивание учителем выполнения д/з.)

Учитель.

- Почему злые волшебники превратили Петю Зубова в старичка?

Ученики. Отставал в учебе, опаздывал на занятия, не тужил.

Учитель.

- Найдите отрывок и зачитайте: из-за чего расстроился Петя Зубов, став старичком?

Ученики. (С.25 : « Какой я одинокий, несчастный старик!

Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей…

Никому не нужен…

Даже пенсии не дадут, ведь я всего три года работал.

Да и как работал – на двойки да на тройки.

И главное, ничему не успел научиться»)

СЛАЙД 4 (На 4-ом слайде отрывок из учебника со стр.25)

3. Представление нового материала

  • Работа в статичных парах. Анализ второй части сказки.



  • Работа в статичных группах

Учитель.

- Кто является главными действующими лицами второй части?

- На какие две группы их можно разделить?

Ученики.
Дети Злые волшебники
Петя Зубов Сергей Владимирович

Маруся Поспелова Ольга Капитоновна

Надя Соколова Марфа Васильевна

Вася Зайцев Пантелей Захарович

СЛАЙД 5 (На слайде две группы слов: дети и злые волшебники и иллюстрация из книги)

Учитель.

- Как вы думаете, почему Е.Л. Шварц называет волшебников злыми?

Ученики. Время, потерянное ребятами, забрали волшебники себе.

Попросту они время украли.

Учитель.

-Найдите в учебнике и ответьте, как Марфа Васильевна характеризует детей, которых они превратили в старичков?

Ученики.

-«Лентяи, до 77 и сосчитать не сумеют, сразу собьются» с.28

Учитель.

- А что о детях говорит Пантелей Захарович?

Ученики.«Не придут они к 12 часам ночи. Хоть на минуту, да опоздают» с. 28

Учитель.

- Ребята, сейчас вы будете работать в парах. Герои-дети и герои-волшебники. Какие качества человека присущи им? Выберите и разложите карточки в две группы.

(На партах учителем заранее приготовлен раздаточный материал:

Дети Волшебники

Испуганные, злые, ленивые, себялюбивые, дружные, завистливые, смелые, хмурые.)

Учитель.

- Прочитайте качества, присущие детям.

- Прочитайте качества, характеризующие волшебников.

- Кто не согласен с таким распределением качеств главных героев?

(После работы в парах, учащиеся доказывают свою точку зрения)

Учитель.

- Выберите, какие качества человеку надо воспитывать в себе?

- Почему другие качества не выбрали?

Учитель.

- Найдите и прочитайте, какую тайну узнал Петя?

Ученики.

(с. 27: «К сожалению, так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек, стоит ему только захотеть. Если ребята, которых мы превратили в стариков, разыщут завтра друг друга, придут ровно в 12 часов ночи сюда к нам и повернут стрелку ходиков на 77 кругов обратно, то дети снова станут детьми, а мы погибнем»)

Учитель.

- Ребята, продолжим работу по группам. Во время работы помните о правилах «дружной работы».
- Каждая группа получит свое задание:

СЛАЙД 6 (На 6-ом слайде задания для работы в группах, изображения смайликов)
I. Чтецы: найдите и прочитайте, по каким признакам искал Петя старичков-школьников.
II. Артисты: найдите в сказке отрывок, который может доказать, что старые люди вели себя как дети. Проинсценируйте. Атрибуты для инсценирования можно взять.
III. Художники: нарисуйте, по каким признакам искал Петя старичков-школьников.
IV. Аналитики: ответьте на вопросы:

  1. Считаете ли вы справедливым, что злые волшебники превратили школьников в старичков? Почему?

  2. Почему именно этих детей злые волшебники превратили в старичков?

  3. Что поможет детям вернуться к нормальной жизни?


- Приступайте к работе в группе, так как время очень дорого.

(Работа учащихся в группах.

Учитель по мере необходимости направляет, помогает, консультирует.)

4. Закрепление и первичная проверка


Учитель.

- Проверяем, как группы справились с заданиями.

- Слово предоставляется группе чтецов. Прочитайте свое задание.
- Ребята, так по каким же признакам искал Петя старичков-школьников?

Ученики. Старички вели себя как дети: играли в мячик в трешки, выковыривали изюм из булки, катались на «колбасе» трамвая, играли в классики.

Учитель.

- Посмотрим, что приготовила группа артистов.

- Ребята, внимательно смотрите, подумайте, какой отрывок нам хотели показать артисты.

(Инсценирование отрывка, выбранного учащимися)

Физкультпауза.

(Артисты проводят физкультпаузу под музыку)

Учитель.

- Слово предоставляется группе художников. Прочитайте свое задание, покажите и объясните, что вы изобразили.

Ученики.

  1. Маруся Поспелова выковыривала изюм из булки, сидя на лавке.

2.Маруся Поспелова играла мячиком в трешки.

3.Надя Соколова играла в классы, скакала на одной ножке.

4.Вася Зайцев катался на «колбасе» трамвая)

Учитель.

- Ребята, а как бы вы стали искать старичков-школьников?

- А группу аналитиков проверим чуть позднее.

Минутка релаксации под музыку

СЛАЙД 7 (Фотография светлого осеннего леса)

Учитель.

- Сядьте так, как вам удобно, расслабьтесь, отдохните.

- Представьте, что вы в осеннем лесу. Вы идёте по тропинке, любуетесь прекрасным, сверкающим в лужице солнечным зайчиком, медленно покачивающимися разноцветными деревьями, кленовым листочком, упавшим на вашу ладошку…
- Но вдруг, вы что-то замечаете, и вас охватывает страх, покажите, что вы боитесь. (Учащиеся показывают)

СЛАЙД 8 (Фотография тёмного осеннего леса)

Учитель.

- Ребята, пока звучит музыка, подумайте, какая новая беда ждала старичков-школьников в лесу?

Ученики. Они заблудились.

Учитель.

- Что они почувствовали при этом?

(Дети, опираясь на личный опыт, предполагают, что можно почувствовать, заблудившись в лесу.)

Учитель.

- Какой предмет в сказке Е.Л. Шварца является волшебным?

Ученики. Часы-ходики.

Учитель.

-Можно ли в реальной жизни провести такой опыт с часами, чтобы вернуть прошлое? Как вы считаете?

Ученики. Высказывают свои мысли, размышления.

Учитель.

- Поэтому, прошлое забывать нельзя и стараться делать в своей жизни как можно меньше плохого, чтобы потом не жалеть о содеянном, ведь времени вспять не повернуть.

Учитель.

- А теперь пришло время проверить группу аналитиков. Прочитайте свое задание.

Ученики. (Учащиеся из группы аналитиков выполняют задание)

Учитель.

- По содержанию сказки мы видим, что злые волшебники живут в реальное время, в реальном лесу и городе.
- Если глубоко вдуматься в смысл этой сказки, то получается, что злые волшебники могут быть и среди нас.




5. Рефлексия деятельности на уроке


Учитель.

- Уместно вспомнить слова А.С. Пушкина: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

СЛАЙД 9 (Слова А.С.Пушкина и иллюстрация по сказке)

Учитель. - Какой урок мы можем извлечь из этой сказки?

- Давайте сделаем обобщение, в каком предложении заключается главная идея сказки? Процитируйте.

Ученики. «Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет» с. 34

СЛАЙД 10 (Цитата и часы-ходики, которые появились вначале урока на 1 слайде)

Учитель. - Какие же выводы вы сделали для себя после чтения сказки Е.Л. Шварца? Запишите их в тетрадь с печатной основой.

Ученики. Делают выводы, записывают их в тетрадях с печатной основой.

6. Домашнее задание


  1. Подготовьте подробный пересказ одной из частей сказки.

  2. Кто желает, может сочинить свою сказку о лени, трудолюбии, о взаимовыручке, о цене времени.

7. Фиксация интереса к уроку

Учитель.- А теперь мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы уйдете после этого урока. Почему? Выберите, пожалуйста, смайлик и объясните свой выбор.

Ученики. Выбирают один из смайликов и объясняют свой выбор (радостное настроение, безразличие, грустное, печальное настроение)

Учитель.- Спасибо за урок, ребята.

СЛАЙД 11 (Благодарность за работу)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Начальная школа iconОбучающий комплекс. Серия Школьный наставник Русский язык 2-4 кл. Начальная школа. 1
Чехляева А. Б. Методическая медиатека: Начальная школа. Русский язык 1 класс. Буква ь (мягкий знак) (Лучшее от лучших)
Начальная школа iconПрограмма «Школа здоровья» для учащихся 1-х классов разработана на...
Программы четырёхлетней начальной школы «Начальная школа 21 века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой
Начальная школа icon1 «Начальная школа хх1 века» Характеристика ведущих идей учебно-методического...
Характеристика ведущих идей учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века» для четырехлетней начальной школы
Начальная школа iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федеральных...
Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс. «Начальная школа 21 века» Литературное чтение и слушание
Начальная школа iconРабочая программа по окружающему миру 1 класс умк "Перспективная начальная школа"
Программа «Окружающий мир» Федотовой О. Н., Трафимовой Г. В., Трафимова С. А. (образовательная программа «Перспективная начальная...
Начальная школа iconКонспект урока математики по теме "Число 10". 1-й класс
Умк: "Начальная школа XXI века", учебник по математике для 1 класса начальной школы руководителя проекта чл корр. Рао проф. Н. Ф....
Начальная школа iconОтчёт о результатах самообследования муниципального бюджетного
Полное наименование образовательного учреждения: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего...
Начальная школа iconДоклад мбоу «Верховажская начальная общеобразовательная школа»
Публичный доклад мбоу «Верховажская начальная общеобразовательная школа» за 2011-2012 учебный год
Начальная школа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Руководитель мо директор мбоу «Саврушская начальная мбоу «Саврушская начальная общеобразовательная школа»
Начальная школа iconПрограмма внеурочной деятельности мс(К)оу начальная школа-детский...
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Начальная школа iconПояснительная записка по умк «перспективная начальная школа»
Рабочая программа для 1-4 классов составлена на основе Примерной программы начального общего образования, Федерального компонента...
Начальная школа iconРабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»
«Литературное чтение» составлена на основе умк «Перспективная начальная школа», авторской программы Чураковой Н. А., Малаховской...
Начальная школа iconРабочая программа по математике составлена на основе Федерального...
В. Н. Рудницкой «Математика» (Образовательная система «Начальная школа XXI века». Сборник программ к комплекту учебников «Начальная...
Начальная школа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая разработка урока английского языка по теме " Начальная школа в Великобритании и России " в 5 классе предназначена для...
Начальная школа iconРабочая программа предмета «Музыка»
Фгос 2009 г., авторской учебной программы «Музыкальное искусство» В. О. Усачёвой, Л. В. Школяр, В. А. Школяр М.; Вентана – Граф,...
Начальная школа iconНадпредметная программа «город как школа» начальная школа
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск