Скачать 70.42 Kb.
|
ПРИМЕНЕНИЕ интернет-ресурсов в ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИИ. Г.Н. Савченко*, Т.В. Медовникова** *г. Тверь, Тверской государственный университет, galinasav69@mail.ru **г. Тверь учитель МОУ СОШ №46, medovnikovatv@mail.ru APPLICATIONS OF THE internet resources IN GEOGRAFY TEACHING. G.N. Savchenko* T.V. Medovnikova** *Tver, Tver State University, galinasav69@mail.ru **Tver, school №46, medovnikovatv@mail.ru Внедрение информационных технологий в образовательный процесс – неотъемлемая часть развития образования. Во многих учебных заведениях практикуется междисциплинарный подход к обучению и интеграция различных дисциплин с уроками информационных технологий, в том числе с использованием сети Интернет. Подобный подход позволяет существенно обогатить содержание проводимых уроков, расширить спектр применяемых форм и методов обучения. Вместе с тем, использование информационно-компьютерных технологий дает возможность развивать такие важные качества учащихся старшей школы, как креативность, способность к творчеству.Интернет-образование понимается как освоение и развитие информационных ресурсов глобальной компьютерной сети пользователями на основе технологий, избранных в соответствии с образовательными задачами и спецификой ресурсов сети.Уроки с использованием ИКТ отличает благоприятная атмосфера, что способствует свободному проявлению дивергентного мышления. Образовательная среда обогащается разнообразными новыми объектами. Интернет открывает разнообразные возможности в рамках учебного предмета географии. Значительная часть учителей и преподавателей имеют высокую квалификацию в области компьютерных технологий. Появилась возможность использовать большой объём интерактивных средств обучения, а также создавать авторские цифровые образовательные ресурсы (ЦОР). Расширение технических возможностей создает необходимость изучения и обобщения опыта российских учителей в области современных педагогических технологий для их широкого внедрения в образовательную практику, тем более что федеральные и местные власти оказывают существенную поддержку инновационной деятельности учителей. Массовое подключение школ к Интернету обострило проблему Интернет-образования учителей-предметников. Учителям, начинающим осваивать содержание Интернет, необходимы каталоги по предметам, обзоры-лоции и другие средства ориентации в глобальной сети. Им может помочь обмен избранными ресурсами по электронной почте. Находясь в сети на интересной странице, можно отправить ее коллеге или в рассылку, вставив в начало письма сетевой адрес страницы. Интернет нужен учителю для обмена опытом и участия в конкурсах, для самообразования, для актуализации информации и иллюстраций к урокам (новая статистика, фотографии и карты, анимации географических процессов - движения воздушных масс, образования рельефа и пр.), для развития сетевых проектов. Учителя географии более других предметников нуждаются в использовании ресурсов Интернет для актуализации и визуализации фактической информации о России и мире, для восполнения недостатка карт и космических снимков разных масштабов, геоинформационных систем. Интернет способствует повышению квалификации учителей, позволяя следить за новым в теоретических основах географии и методике ее преподавания в школе как в нашей стране, так и в мире. Наиболее полезными для использования в школьных курсах географии можно считать: иллюстративные веб ресурсы (карты, фотографии, космические снимки, web-камеры); новую статистику; страноведческие справочники, игровые ресурсы; веб ресурсы по регионам и городам России; метеорологические сайты; методические разработки уроков. Материал для географов в сети достаточно разнообразен. По классификации А.И. Крылова можно выделить их виды: 1. Наглядные ресурсы, 2. Статистика. 3.Справочная информация. 4. Web-атласы. 5. Методика. 6. Авторские публикации. 7. Издательства учебных пособий. 8. Нормативные документы образования. 9. Периодические педагогические издания. 10. Игры. 11. Дистанционное обучение. 12. Сетевые проекты. Материалы Интернет могут использоваться географами и на уроках, во внеурочной деятельности, в дополнительном образовании. Современный кабинет географии позволяет использовать Интернет-ресурсы непосредственно на уроках. Так электронный учебник В.Н.Холиной «География 10-11 класс» предполагает работу в сети непосредственно на уроках. Возможны различные варианты работы как с целым классом, так и самостоятельной работы. Достаточно эффективной можно считать самостоятельную работу при подготовке к урокам как учеников так и учителей, проектную деятельность учащихся под руководством учителя, участие в международных проектах и конференциях. Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения – один из важнейших методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с традиционными средствами обучения. Использование Интернет - одно из направлений в работе с компьютерными технологиями, которое необходимо для разработки учебно-методических материалов и позволяет подготовить иллюстративный материал практически для любого раздела географии. С познавательной точки зрения особенно интересны погодные сайты, снимки из космоса. В компьютерной могут быть наглядно и красочно представлены статистические данные. В современном образовательном пространстве имеется разнообразный набор интерактивных средств обучения. Среди них наиболее распространены электронные учебники. Учебный материал представлен в таких учебниках разными видами компьютерных программ, такими как демонстрационные, учебные (наставнические), тренажерные, контролирующие, справочно-информационные и другие. Одним из новейших разработок является инновационный учебно-методический комплекс, разработанный В.Н. Холиной, состоящий из учебника, электронного учебника, книги для учителя рабочей тетради. Из электронного учебника по специальным ссылкам есть задания, предусматривающие выход в интернет. Наиболее актуальным является использование Интернет при дистанционной форме обучения детей-инвалидов. Практические задания стало возможным отсылать по электронной почте, а лекционные занятия и контроль знаний проводить с помощью скайпа. Преимущества уроков с использованием компьютеров состоят в том, что с их помощью можно реализовать идеи индивидуального, дифференцированного подхода в процессе обучения, реально подготовить учащихся к работе в современных условиях, к жизни в информационном обществе, помочь в решении ряда задач развития личности. Расширяются возможности учащихся по применению прикладного программного обеспечения. Так, в практических работах по предмету с использованием статистических данных в виде таблиц можно построить графики и диаграммы. В этом случае компьютерные программы облегчают выполнение сложных заданий и высвобождает время на более глубокий анализ данных. Основными достоинствами компьютерных вычислений являются скорость, аккуратность и простота ввода информации и обработки данных. Преподавание географических дисциплин особенно успешно может быть реализовано с помощью разнообразных ЦОР. Техническое оснащение современного кабинета географии в школе или аудитории в ВУЗе должно включать компьютерную технику с выходом в Интернет для поиска информации при выполнении творческих работ или при подготовке к аудиторным занятиям. СПИСОК САЙТОВ, ПОЛЕЗНЫХ ДЛЯ ГЕОГРАФА 1. http://www. hrono.ru – историческая энциклопедия с хорошо организованным тематическим, временным и алфавитным поиском. Множество справочников, таблиц, обзоров, портретов, изображений флаг, гербов, древних карт. 2. http://www. old-map.narod.ru –cайт, посвященный старинным картам. 3. http://www. uk.ru – cайт «Все о Великобритании» (аналогичные сайты, есть по большинству стран мира, а также по отдельным городам). 4. japantoday.ru – cайт «Япония сегодня» 5. http://www.geoport.ru 6. http://www.travelphoto.ru - фотоальбомы, фотографии природы, фоторассказы о путешествиях 7. http://www.vokrugsveta.ru - сайт одного из старейших научно-популярных журналов России «Вокруг света». На сайте обширный архив, энциклопедия. 8.http://www.compromat.ru – сайт о том, кто владеет современной экономикой России. 9. http://www.saratovmer.ru – официальный сайт администрации Саратова, имеются статистический, картографический и исторический разделы. 10. http://o-moskve.narod.ru – сайт, посвященный Москве. Замечательная историческая, статистическая информация. Множество фотографий. 11. http://www.etiket.ru – сайт об этикете, имеется много интересной информации о традициях и этикете разных народов и стран. 12.http://oopt.info – сайт о заповедниках России. Нажав нужное название на карте, размещенной в сайте, можно найти полную информацию о любой охраняемой территории России. 13. http://www.vsled.ru – сайт журнала «Всемирный следопыт» 14.http://www.georus.by.ru - информация о каждом регионе России 15.http://www.gismeteo.ru – один из самых известных метеорологических сайтов, космические снимки, карты погоды. 16. http://spacedigest.com.ru - Земля из космоса, спутниковые фотографии 17. http://www.astrolab.ru/ - один из лучших сайтов по астрономии 18. http://www.alleng.ru/edu/geogr.htm - сайт образовательных ресурсов по географии 19. http://www.ethnonet.ru/about.html - сайт по антропологии и этнографии 20.http://www.fipi.ru/ - сайт Федерального института педагогических измерений (тестирование в формате ЕГЭ) 21. http://www.bonistica.narod.ru - сайт по бонистике (денежные единицы стран мира) 22. http://demographia.ru – сайт по демографии России, демографическим проблемам 23. http://www.flags.ru – сайт о флагах государств мира 24. http://geraldika.ru/regions.php - геральдический сайт. Гербы городов, регионов России. Огромное количество внутренних ссылок на интернет-сайты регионов России 25. http://naturewonders.chat.ru – сайт о чудесах природы мира. 26. http://www.ruschudo.ru - cайт проекта « Семь чудес России» 27. http://www.priroda.ru – сайт о природе России Литература. [1] Анненков В.В.Интернет учителю географии. М.: Институт географии РАН. [2] Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательной технологии. М.: Народное образование. - 2002г. [3] Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методидеское пособие. М.: Народное образование. - 2001г. [4] Холина В.Н.География. Профильный уровень.10 кл. - М.: Дрофа,2008. Summary Application of the informational computer technologies is the irreversible process providing variety of advantages: increase informativity and productivity of a lessen, imcrimimts rate of a lessen and saves a time, gives the chance of sixing the lessens, promotes concentration of attention, gives the chance for creativity of teachers and pupils on a new technological level (application of interactive maps in educational process confirms doubtless advantage of this aspect of teaching). |
Применение Интернет-ресурсов в молекулярной генетике Интернет. В настоящее разработаны различные онлайновые программы, базы данных (так называемые банки генов), олигокалькуляторы и тому... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Интернет в нашей жизни. Возможность и преимущества использования интернет-ресурсов. Пример использования интернет-ресурсов в моей... | ||
Обзор российских образовательных Интернет-ресурсов, которые могут... «Технология» в которых принимают участие учащиеся города Волгодонска и близлежащих территорий | Урока с применением ресурсов сети Интернет Методика применения ресурсов сети Интернет на уроке основана на возможности использовать следующие методические приемы | ||
16+ Путеводитель интернет ресурсов в помощь студентам и школьникам Иркутск Существуют различные подходы к классификации интернет-ресурсов. Различия в подходах обусловлены целями, для которых разрабатывается... | Обзор Интернет-ресурсов по географии газовой промышленности На данном сайте можно найти ответы на вопросы о природном газе и о том, что с ним связано. В его структуру входят | ||
Перечень образовательных интернет- ресурсов по профессии 150709.... Перечень образовательных интернет- ресурсов по профессии 151902. 03 Станочник (металлообработка) | Использование Интернет–Ресурсов для формирования устойчивой мотивации... Основная задача учителя в настоящее время повысить эффективность использования икт и Интернет ресурсов на уроке английского языка... | ||
Каталог ресурсов Интернет Тверская областная универсальная научная библиотека им. А. М. Горького. На сайте предоставлены ссылки на ресурсы Интернет | Правила использования сети Интернет в огксу «Александровская ош» Сеть Интернет представляет собой глобальное объединение компьютерных сетей и информационных ресурсов, принадлежащих множеству различных... | ||
"Российский общеобразовательный портал". Каталог интернет-ресурсов:... Каталог образовательных интернет-ресурсов: Российское образование. Законодательство. Нормативные документы и стандарты. Образовательные... | Методические рекомендации по эффективному использованию информационно-образовательных... О методических рекомендациях по эффективному использованию информационно-образовательных ресурсов в сети Интернет | ||
«Исследование возможностей компьютерных программ и интернет-ресурсов... Исследование возможностей компьютерных программ и интернет-ресурсов в обучении английскому языку | Антонина Валентиновна Зиновенко Применение информационных технологий... Интернет-журналистика — новая разновидность журналистики, появившаяся в конце XX века с развитием и распространением интернета | ||
Адреса Интернет-ресурсов для детского чтения Интернет, а также обсуждать пользу или вред делового чтения и особенности восприятия ребенком электронного текста. Мы лишь попытаемся... | Методическая разработка на тему: «организация проектно- исследовательской... ... |