Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный индустриальный университет гоу впо мгиу научно-информационный материал





НазваниеГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный индустриальный университет гоу впо мгиу научно-информационный материал
Дата публикации17.07.2013
Размер53.1 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов»

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
Московский государственный индустриальный университет

ГОУ ВПО МГИУ

Научно-информационный материал

«Поиск знаний в современной системе образования»

Состав научно-образовательного коллектива:

Князев С.В., ведущий инженер

Лукьянова Н.В., к.т.н.

Москва 2010 г.

Поиск знаний в современной системе образования

Информационное поля современной системы образования огромно по своим масштабам и продолжает стремительно развиваться. Каковы точки соприкосновения отдельного человека с современной системой образования? Как и в каком направлении развивается это взаимодействие?

Человек как информационная система. Сколько мыслей или идей может вместить человеческий мозг? Как утверждает профессор Бингемтонского университета Хироки Саяма, 218000 Гб или 46500 DVD-дисков [1]. При расчёте он учёл среднее количество нейронов в головном мозге человека, среднее количество связей нейронов между собой, а так же фактор изменения уровня возбуждения каждого нейрона, вызванные сигналами поступающими от других нейронов. Профессор отметил, что это очень много, даже если учесть, что немалая часть этой памяти работает на жизнедеятельность (работа сердца, дыхание, пищеварение и т.д.). Однако такой подход позволяет оценить объем информации, который может быть воспринят человеком. Вопрос, как подсчитать мысли или идеи, требует принципиально другого подхода. На первый план выступают не количественные характеристики наполняемости отведенного природой объема памяти, а характер взаимодействия человека с информационным полем и людей между собой.

Социальные сети. Сегодня расширение информационного пространство сопровождается стремительным ростом социальных сетей. Если возможности отдельного человека как информационной системы выглядят довольно скромно в масштабах современного потока информации, который удваивается ежегодно, то потенциал социальных сетей представляется многообещающим. Уже сегодня усилия многих мировых образовательных и научных центров направлены на расширение социальных контактов и связей. Например, европейское сообщество сложных систем, возникшее в декабре 2004 года, на сегодняшний день построило сеть, включающую более 40 веб-сайтов, более 4300 пользователей. Некоторые примеры социальных сетей этого научного сообщества представлены на Рис.1.

Рис 1. Научная сеть европейского сообщества сложных систем (CSS).

Слева – сеть отдельных ученых;

справа – сеть отдельных научных направлений.

Научная сеть стремительно расширяется, но при этом используются все доступные информационные технологии для налаживания более тесных связей и контактов между участниками сети. Так создаются профили участников сети, ежегодно выпускаются информационные бюллетени «Кто есть кто», предоставляются возможности интерактивного участия в различных проектах, создаются социально-семантические браузеры, позволяющие отслеживать цепочки связей по разным направлениям и т.д. При этом доступ к сети является открытым, т.к. достаточно зарегистрироваться на соответствующем сайте.

Некоторые узлы очень быстро разрастаются и имеют много контактов. Другие представлены в сети значительно скромнее, но это не принимает характер антагонистического соперничества. Сосуществование и сотрудничество являются основными движущими силами динамики развития социальных сетей (Рис.2).Рис.2. Процесс формирования социальных сетей

В социальной сети индивидуальные характеристики ученых только частично определяют процесс научного поиска. Не менее важными являются связи между людьми, их влияние друг на друга, обмен мнениями, идеями и т.д. Цепочки связей позволяют в любой момент активизировать любой массив знаний и быстро наладить совместную работу самых разных ученых и коллективов, работающих в данной области. Связи, а также потоки ресурсов позволяют многократно усиливать возможности отдельных личностей или небольших команд.

В этом отношении социальный капитал превосходит человеческий капитал. Прошли времена одиночных гениальных ученых и наступили времена научных сообществ. Дело не в том, что сила отдельных личностей поблекла, а в том, что в мире появилась неслыханная доселе сила связей, которую обеспечивают современные информационные технологии. Возможности быстрого объединения усилий создали и неслыханные возможности ускорения процесса научного поиска и получения научных результатов.

Образование. Сегодня образование не может обойти стороной цепочки социальных связей и отношений, т.к. их вес в конечном результате процесса обучения приобретает все большее и большее значение. Так, между образованием и экономическим ростом страны или между образованием и инновациями находится длинная цепочка социальных связей и взаимодействий, не выстроив которую невозможно получить желанный результат, т.е. получится как у М.Жванецкого: «Консерватория, аспирантура, мошенничество, афера, суд, Сибирь. Консерватория, частные уроки, еще одни частные уроки, зубные протезы, золото, мебель, суд, Сибирь. Консерватория, концертмейстерство, торговый техникум, зав. производством, икра, крабы, валюта, золото, суд, Сибирь. Может, что-то в консерватории подправить?» К сожалению, все реформы образования в нашей стране в конечном счете сводятся к попытке перестроить «консерваторию».

Кроме того, отстранение системы образования от процесса формирования социальных связей не позволяет овладеть информацией современного мира, как бы современные учебные программы не старались загрузить информацией отдельного человека.

Развитие науки в рамках клановой модели, где ум, опыт, профессиональная компетенция не имеют самостоятельного значения и подчинены системе корпоративных интересов, ценностей и требований, приводит к существенной деформации социальных сетей (Рис.3). Если значимость личности ученого оценивается не на основе его компетентности и научных достижений (в том числе и на мировом уровне), а на основе того, как они вписываются в рамки социальной нормативности, насколько причастны к группе определенных лиц и их требований, то в социальные сети впускают или не впускают. Задача ученого в этом случае состоит в том, чтобы не оказаться за бортом научного сообщества, а не в том, чтобы найти свое место в нем. Звания, должности ученого сигнализируют, скорее, о его личных связях, чем об идеях, вокруг которых объединяются научные школы или отдельные ученые.


Рис.3 Процесс формирование клановой сети
Моделирование динамики развития корпоративно-клановой социальной сети с помощью языка мульти-агентного моделирования NetLogo, показывает, что за бортом социальной сети оказывается значительная часть информации, носители которой не связаны друг с другом. Вместо роста горизонтальных связей наблюдается атомизация научного сообщества. Социальная сеть не объединяет, а разъединяет. В такой ситуации вряд ли можно говорить об информационной экономике. Даже высокое качество отдельных школ и достижения отдельных ученых не могут компенсировать упущенные альтернативные возможности, что в современном мире снижает научный и образовательный потенциал страны. Не говоря уже о том, что за бортом социальной сети могут остаться лучшие, тогда нормы и стандарты научной и образовательной деятельности будут способствовать росту паразитической сети «псевдонаучной деятельности».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный индустриальный университет гоу впо мгиу научно-информационный материал iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Задачи: формирование знаний учащихся о развитии животных, учить рассуждать, делать выводы, умение работать с текстом
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный индустриальный университет гоу впо мгиу научно-информационный материал iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Составитель: к э н. Асеев Роман Михайлович, доцент, кафедра социально-культурного сервиса и туризма
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный индустриальный университет гоу впо мгиу научно-информационный материал iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Российский фонд фундаментальных исследований объявляет непрерывный прием заявок на конкурс по изданию научных трудов на русском языке...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный индустриальный университет гоу впо мгиу научно-информационный материал iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Интернет-технологии: язык разметки html, ссылки, абзацы, таблицы, рисунки, объекты; каскадно-стилевые таблицы css, элементы, классы,...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный индустриальный университет гоу впо мгиу научно-информационный материал iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный индустриальный университет гоу впо мгиу научно-информационный материал iconМосковский государственный индустриальный университет (фгбоу впо «мгиу») утверждаю
Умк составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и типовой (примерной)...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный индустриальный университет гоу впо мгиу научно-информационный материал iconМосковский государственный индустриальный университет (фгбоу впо «мгиу») утверждаю
Умк составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и типовой (примерной)...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный индустриальный университет гоу впо мгиу научно-информационный материал iconРоссийский государственный торгово-экономический университет (гоу впо ргтэу) Подраздел н 74 5
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный индустриальный университет гоу впо мгиу научно-информационный материал iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая гоу впо "Нижневартовский государственный гуманитарный университет" по...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный индустриальный университет гоу впо мгиу научно-информационный материал iconРабочая программа м 01. 01 «научно-исследовательская практика»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный индустриальный университет гоу впо мгиу научно-информационный материал iconРоссийский государственный торгово-экономический университет (гоу...
Учебно-методический комплекс подготовлен: Арефинкиной Е. Г. кандидатом юридических наук
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный индустриальный университет гоу впо мгиу научно-информационный материал iconОтчет о выполнении 2 этапа Государственного контракта №14. 740. 11....
«Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (мэси)»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный индустриальный университет гоу впо мгиу научно-информационный материал iconРоссийский государственный торгово-экономический университет (гоу...
Основная образовательная программа по направлению 040104. 65 – «Организация работы с молодежью»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный индустриальный университет гоу впо мгиу научно-информационный материал iconРоссийский государственный торгово-экономический университет (гоу...
Методические указания составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный индустриальный университет гоу впо мгиу научно-информационный материал iconРоссийский государственный торгово-экономический университет (гоу...
Российской Федерации, Правительства Москвы, Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы, Всемирной...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный индустриальный университет гоу впо мгиу научно-информационный материал iconРоссийский государственный торгово-экономический университет (гоу...
Социальная геронтология: Учебная программа дисциплины / Сост. Т. В. Коробицина; сфу, 2009


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск