Скачать 419.73 Kb.
|
Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов» МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Федеральное государственное бюджетно-образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (ГОУ ВПО РГТЭУ) Научно-информационный материал №14. Инновационные учебно-методические материалы для проведения олимпиады со школьниками 10-11 классов по русскому языку. Москва, 2011 г.
Олимпиадное задание по русскому языку в 2010-2011 учебном году для осваивающих программу среднего полного (общего) образования, I тур Вариант №1 1. Укажите автора высказывания о русском языке (Н.А. Некрасов, Н.М.Карамзин, М.В. Ломоносов, Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев) Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтенно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса! __________________________________________ 2. Одной из древнейших приставок в русском языке была приставка су-. Проанализируйте значение слов, в которые она входит, и определите первоначальное значение этой приставки. супротив, суперник (совр. соперник), супостат _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. К данным фразеологизмам подберите синонимичные слова или словосочетания: Альфа и омега – ___________________________________________________ В два счета – ___________________________________________________ Авгиевы конюшни – ___________________________________________________ За двумя зайцами – ___________________________________________________ Филькина грамота – ___________________________________________________ 4. Расставьте ударение в словах: Лифты, туфля, флюорография, нефтепровод, медикамент, каталог, досуг, красивейший, создал, звоним. 5. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от слов: киргизы – _____________________________________________________ болгары – _____________________________________________________ молдаване – _____________________________________________________ солдаты – _____________________________________________________ килограммы – _____________________________________________________ кроссовки – _____________________________________________________ шампиньоны – _____________________________________________________ ананасы – _____________________________________________________ кресла – _____________________________________________________ носки – _____________________________________________________ 6. Определите род имен существительных и согласуйте с ними прилагательные: (кашемировый) пальто __________________________________________________ (настенный) бра __________________________________________________ (лакированный) туф(ель/ля) ______________________________________________ (розовый) фламинго __________________________________________________ (новый) евро __________________________________________________ (вишневый) желе __________________________________________________ (молодежный) театр-студия_______________________________________________ (глубокий) Миссисипи ________________________________________________ молод(ой/ая) лауреат(ка) конкурса им. Шопена скрипач(ка) Васильева __________________________________________________________________________ 7. Подчеркните в тексте стихотворения И. Северянина авторские неологизмы. Подумайте, как образованы авторские неологизмы и приведите примеры общеупотребительных слов, образованных по тем же моделям. Я, гений Игорь Северянин, Своей победой упоен: Я повсеградно оэкранен! Я повсесердно утвержден! От Баязета к Порт-Артуру Черту упорную провел. Я покорил литературу! Взорлил, гремящий, на престол! ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ 8. Определите написание (слитно, раздельно или через дефис) наречий, наречных и именных сочетаний и сложных предлогов: в…течение года на…право от дороги жить по…старинке почти…что ис…под…лобья 9. Определите правописание слов: апельсин…ый, варен…ый, окован…ый, маринован…ый разоч..рование, ум…лять значение, неприк..саемый, зар..сли непр..одолимый, пр…увеличить, не(з/с)гибаемый, пред..нфарктный обид…т, колыш…щий, вид…мый, наде…вшийся И в какой стороне я н.. буду, по какой н.. пройду я траве, друга я н..когда н.. забуду, если с ним подружился в Москве. 10. В каких предложениях обороты с союзом КАК не обособляются? 1) Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених. 2) Старик заплакал как дитя. 3) Сегодня озеро как море в непогоду. 4) Её голос звенел как самый маленький колокольчик. 5) Его же в каждом селе знают как облупленного. 11. Составьте текст в форме сочинения-миниатюры в жанре эссе, как Вы понимаете строки Валерия Брюсова? Мой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык! При составлении текста соблюдайте следующие требования:
Председатель методической комиссии по русскому языку __________________ Т. М. Фадеева
Олимпиадное задание по русскому языку в 2010-2011 учебном году для осваивающих программу среднего полного (общего) образования , I тур Вариант №2 1. Укажите автора высказывания о русском языке (А.А. Ахматова, В.Я. Брюсов, Н. В. Гоголь, Н.А. Некрасов, А.Н. Толстой) И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово. ______________________ 2. Приставка нано- пришла к нам из Древней Греции. Проанализируйте значение слов, в которые она входит, и определите значение этой приставки. наносекунда, нанотехнологии, нанодиапозон _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. К данным фразеологизмам подберите синонимичные слова или обороты: Дамоклов меч – ___________________________________________________ Белая ворона – ___________________________________________________ Ходить на цыпочках – ___________________________________________________ Себе на уме – ___________________________________________________ Потемкинская деревня – _____________________________________________ 4. Расставьте ударение в словах: Пульты, жалюзи, трубопровод, христианин, лоскут, ракушка, столяр, продал, звонишь, блокировать. 5. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от слов: белорусы – _____________________________________________ татары – _____________________________________________ туркмены – _____________________________________________ гусары – _____________________________________________ гектары – _____________________________________________ манжеты – _____________________________________________ мандарины – ____________________________________________ блюдца – _____________________________________________ яблоки – _____________________________________________ валенки – _____________________________________________________ 6. Определите род имен существительных и согласуйте с ними прилагательные: (паровозный) депо _______________________________________ (австралийский) кенгуру _______________________________________ (железнодорожный) рельс(а) _______________________________________ (белый) жалюзи _______________________________________ (сладкий) безе _______________________________________ (асфальтированный) шоссе _______________________________________ (яркий) бикини _______________________________________ талантлив(ый/ая) композитор(ша) А. Пахмутова_________________________ (центральный) выставка-продажа____________________________________ (многомиллионный) Чикаго _______________________________________ 7. Подчеркните в тексте стихотворения В.В. Маяковского авторские неологизмы. Подумайте, как образованы авторские неологизмы и приведите примеры общеупотребительных слов, образованных по тем же моделям. Я, златоустейший, чье каждое слово душу новородит, именинит тело, говорю вам: мельчайшая пылинка живого ценнее всего, что я сделаю и сделал! Слушайте! Проповедует, мечась и стеня, сегодняшнего дня крикогубый Заратустра! __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 8. Определите написание (слитно, раздельно или через дефис) наречий, наречных и именных сочетаний и сложных предлогов: в…последствии без…умолку не…смотря на предосторожности всё..таки разделить по…ровну 9. Определите правописание слов: проветрен…ый, юн…ый, плетен…ый, старин…ый. сож..ление, знамена разв…ваются, пл.. вец, бл..стать пр..старелый, пр…гожий, и(з/с)гиб, пред..стория дыш…тся, бор…щийся, колебл…мый, познаком…вший В душе его было такая пустота, точно там н..когда н.. рождалось н.. мыслей, н.. воспоминаний, н.. чувств... 10. В каких предложениях ставится двоеточие? 1) Романы Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» принесли всемирную славу писателю. 2) Обычай мой такой подписано, так с плеч долой. 3) Иметь верных друзей истинное счастье. 4) Дунул ветер всё дрогнуло, ожило, засмеялось. 5) Меня любили все члены семьи и мать, и отец, и старшие сестры. 11. Составьте текст в форме сочинения-миниатюры в жанре эссе, подтверждающий или опровергающий смысл высказывания: Слово – великое орудие жизни. (В.Г. Короленко) При составлении текста соблюдайте следующие требования:
Председатель методической комиссии по русскому языку __________________ Т. М. Фадеева
|
Российский государственный торгово-экономический университет (гоу... Учебно-методический комплекс подготовлен: Арефинкиной Е. Г. кандидатом юридических наук | Российский государственный торгово-экономический университет (гоу... Основная образовательная программа по направлению 040104. 65 – «Организация работы с молодежью» | ||
Российский государственный торгово-экономический университет (гоу... Методические указания составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта | Российский государственный торгово-экономический университет (гоу... Социальная геронтология: Учебная программа дисциплины / Сост. Т. В. Коробицина; сфу, 2009 | ||
Российский государственный торгово-экономический университет (гоу... Республике Дагестан и за ее пределами в целях обеспечения потребностей внутреннего и внешнего рынка, укрепления национальной экономики... | Российский государственный торгово-экономический университет (гоу... Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки направляет для использования в работе методические рекомендации по вопросам... | ||
Российский государственный торгово-экономический университет (гоу... Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном учреждении «Научно-исследовательский институт ревматологии» Российской академии... | Российский государственный торгово-экономический университет (гоу... ... | ||
Российский государственный торгово-экономический университет (гоу... Зоология как наука о животном мире, его происхождении, развитии, современном положении, роли в биосфере и жизни человека. Положение... | Российский государственный торгово-экономический университет (гоу... Аудирование включает 15 заданий, из которых первое – на установление соответствия и 14 заданий с выбором одного правильного ответа... | ||
Российский государственный торгово-экономический университет (гоу... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»... | Российский государственный торгово-экономический университет (гоу впо ргтэу) Подраздел н 74 5 Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский... | ||
Российский государственный торгово-экономический университет (гоу впо ргтэу) Подраздел н 74 5 Рецензенты: кандидат педагогических наук Н. И. Хромов, старший инструктор-методист обж дюк фп «Юниор» А. В. Наследухов, кандидат... | Российский государственный торгово-экономический университет (гоу впо ргтэу) Подраздел н 74 4 Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и примерной программой дисциплины по направлению... | ||
Методические указания по выполнению контрольных работ Гоу впо «российский государственный торгово-экономический университет» новосибирский филиал | Программа дисциплины "Международная экономика" для направления Гоу впо «российский государственный торгово-экономический университет» новосибирский филиал |