Приложение
к заявке инновационного проекта Пояснительная записка к заявке инновационного проекта
«Инновационные формы работы и компьютерные инструменты для совершенствования инклюзивной практики воспитания и обучения детей с нарушенным слухом»
_________________________________________________________________________
«ПРЕДСТАВЛЕНО» Государственное образовательное учреждение
города Москвы детский сад
комбинированного вида № 1365
Заведующая Сводина Валентина Николаевна
МП
|
|
|
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА
Название инновационного проекта.
«Инновационные формы работы и компьютерные инструменты для совершенствования инклюзивной практики воспитания и обучения детей с нарушенным слухом»
Обоснование потребности столичного образования в результатах инновационного проекта и соответствие тематики инновационного проекта приоритетным направлениям развития столичного образования:
развитие инклюзивного дошкольного образования;
организация психолого-педагогической поддержки семьи,
повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей.
Краткая концепция инновационного проекта
Совместное воспитание и обучение детей с ОВЗ и нормально развивающихся детей является одним из приоритетов развития образования на современном этапе.
Наше дошкольное учреждение в течение 20 лет совместно с ФГНУ Институт коррекционной педагогики РАО проводит инновационную опытно-экспериментальную работу по приоритетным направлениям совершенствования системы образования и поиску оптимальных форм организации совместного воспитания и обучения детей с нормальным и нарушенным слухом.
В начале пути разрабатывались и апробировались разные модели совместного воспитания и обучения детей с нормальным и нарушенным слухом, создавались первые методические рекомендации педагогам и учителям-дефектологам, сопровождающим интегрированных детей. В последние годы основное внимание было уделено индивидуализации коррекционной помощи детям с нарушенным слухом раннего и дошкольного возраста, в том числе через использование специальных электронных приложений, разработанных Институтом коррекционной педагогики РАО.
На современном этапе развития коррекционной помощи детям с нарушенным слухом важно обеспечить возможность раннего их включения в коллектив слышащих сверстников. Кроме того, необходимо обеспечить коррекционной помощью новую подкатегорию детей – глухие дети, пользующиеся кохлеарным имплантом (особенно в первоначальный период их реабилитации). А также, организовать комплексное психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушенным слухом (в том числе и со сложной структурой нарушения развития), которые воспитываются дома или посещают общеразвивающие дошкольные учреждения, а также младших школьников, обучающихся в общеобразовательной школе. Этому может способствовать широкое использование специализированных компьютерных инструментов.
Совершенствование инклюзивного (совместного с детьми с нормой слуха) воспитания и обучения детей с нарушенным слухом требует особого внимания к методической поддержке как семьи «особого» ребенка, так и педагогов (воспитателей) учреждений общеразвивающего вида, в дошкольных группах и классах которых обучаются эти дети; при этом целесообразно использовать компьютерные технологии.
Решать эти актуальные задачи совершенствования совместного воспитания и обучения детей с нормальным и нарушенным слухом предполагается:
через организацию работы дошкольных групп комбинированной направленности (инклюзивных) для нормально слышащих и слабослышащих и имплантированных детей 2-7 лет;
через организацию деятельности группы кратковременного пребывания для детей с нарушениями слуха:
раннего возраста (первого-третьего года жизни);
детей, перенесших операцию по вживлению электродов в улитку (кохлеарная имплантация);
детей с высоким уровнем психического и речевого развития, обучающихся в дошкольных группах и классах общего образования;
для дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития;
для детей, воспитывающихся дома;
через организацию психолого-педагогического сопровождения детей с нарушенным слухом, обучающихся в дошкольных и школьных учреждениях общего образования на базе единого образовательного комплекса, а также их педагогов;
через создание электронной библиотеки на интернет-ресурсе в помощь педагогам дошкольных и школьных образовательных учреждений и родителей детей с нарушенным слухом;
через использование компьютерных инструментов для формирования и оценки сформированности приемов смыслового анализа текста, элементарных математических представлений, представлений об окружающем мире и т.п.
2. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА 2.1. ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА.
Обоснование потребности столичного образования в результатах инновационного проекта.
Инклюзивное (включенное) образование понимается как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников. В ходе такого образования дети с ограниченными возможностями здоровья могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Но сегодня инклюзивная образовательная практика в большей степени экспериментальна. Инклюзия/интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья вошла в число приоритетных направлений столичного образования, и имеет высокую социальную значимость, т.к. сближает две образовательные системы — общую и специальную (коррекционно-компенсирующую). Ребенок-инвалид должен иметь возможность реализовать свое право на образование в любом типе образовательного учреждения и получить при этом необходимую ему специализированную помощь. Поэтому инклюзия должна стать не экспериментальной, а массовой практикой.
- Имеющиеся результаты инновационной деятельности в рамках
выбранной тематики проекта.
В ходе инновационной деятельности (начиная с 1993 года) разработаны, апробированы и внедрены в практику обучения инновационные разноуровневые модели совместного воспитания и обучения детей с нормальным и нарушенным слухом, которые одобрены Министерством образования РФ (Методическое письмо, 2001); материалы включены в Федеральную программу модернизации образования - 2006-2008, в типовое положение о дошкольном учреждении - 2008.
Все воспитанники учреждения, имеющие нарушение слуха (разной степени), обучаются в условиях инклюзивного образования.
Были получены принципиальные знания о том, что совместное (инклюзивное) обучение может быть эффективным лишь в том случае, если в ходе его реализации удовлетворяются особые образовательные потребности детей с отклонениями в развитии. В силу этого, разработка модели образовательного учреждения, в котором каждому ребенку с нарушенным слухом с учетом уровня его общего и речевого развития подбирается доступная и полезная для него модель интеграции, является актуальной.
Особое внимание было уделено апробации новых форм использования компьютерных технологий в работе со смешанными коллективами дошкольников (слышащие и неслышащие).
За время инновационной деятельности получены следующие результаты:
усиление индивидуализации коррекционной помощи, обеспечение постоянного общения детей с нарушенным слухом с их слышащими и нормально говорящими сверстниками, широкое использование компьютерных технологий позволило повысить результативность воспитания и обучения неслышащих детей. Так дети, воспитывающиеся в условиях инклюзии, оказались готовыми к дальнейшему обучению в общеобразовательной школе в 52% случаев, в то время как воспитанники компенсирующих групп – лишь в 11%.
проведение инновационно-экспериментальной работы способствовало повышению уровня слухоречевого развития воспитанников групп комбинированной направленности, имеющих нарушение слуха, а также сотрудничеству и взаимопомощи со стороны слышащих детей.
обеспечение условия для инклюзивного образования каждому ребенку в зависимости от уровня его психофизического и слухо-речевого развития.
накопление сурдопедагогами и воспитателями опыта совместного воспитания и обучения дошкольников; формирование у них высокого информационного уровня культуры, активности, что отражается на более высоком уровне обучаемости воспитанников, успешности их социализации.
совершенствование целостной модели предметно-развивающей, оздоровительной, диагностической и коррекционной среды для детей в дошкольном учреждении, а также моделей совместного воспитания и обучения способствовало переходу на качественно новый уровень организации педагогического процесса, с использованием инновационных технологий.
На базе дошкольного учреждения ведется работа по распространению и внедрению в практику инновационного опыта, который систематически представляется на окружном, городском, региональном и международном уровнях. Организован постоянно действующий семинар по педагогическому обследованию слуха детей.
Результаты экспериментальной и инновационной деятельности отражены «Дети с отклонениями в развитии», 1997;
Н.Д.Шматко, Т.В.Пелымская «Если малыш не слышит…», 2003;
Т.В.Пелымская, Н.Д.Шматко «Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом», 2003;
Н.Д.Шматко, О.О.Новикова «Речевая ритмика для малышей», 2003; Н.Д.Шматко, Т.В.Пелымская «Альбом для обследования произношения дошкольников с нарушенным слухом», 2004;
в статьях ведущих рецензируемых журналов по коррекционной педагогике и специальной психологии, в том числе:
Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И.
Первый вариант СФГОС: общие и специальные требования к
результатам обучения ребенка с ОВЗ в условиях
интеграции/инклюзии// Вестник образования. – 2010. - № 4. –
с.36-45
Зыкова Т.С. Специальный стандарт: размышляем, предлагаем,
обсуждаем / совм. с М.А. Зыковой// Воспитание и обучение детей
с нарушениями в развитии. – 2009. - № 3. – c. 3-9
Соловьева Т.А., Роснач Д.Ю. Взаимодействие первоклассников с
нарушенным слухом с учителем и слышащими детьми в массовой школе// Дефектология. – 2010. - № 2. – с. 80-87 (авторский вклад 70 %).
Соловьева Т.А. Особые образовательные потребности
интегрированных школьников с нарушенным слухом//
Дефектология. – 2010. - № 4. – с. 27-33.
Соловьева Т.А. Особенности общения интегрированных
первоклассников с нарушенным слухом// Дефектология. – 2010. - № 5. – с. 60-69.
Роснач Д.Ю. Направления коррекционной работы учителя-дефектолога в массовой школе с детьми, имеющими нарушения слуха // Дефектология. - 2010. - № 4. - C. 33-41
в диссертационном исследовании:
Соловьева Т.А. Включение детей с нарушением слуха в образовательную среду массовой школы [Текст]:дис. ...канд. пед. наук . - М., 2009. - 182 с.
в материалах научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья;
в мультимедийном пособии «Детский сад и школа для всех», разработанном по Государственному контракту Федерального агентства образования РФ Институтом коррекционной педагогики РАО: образовательная интеграция дошкольников и младших школьников с различными отклонениями в развитии /разделы «Новый тип групп – смешанные», «Опыт интегрированного воспитания и обучения») – 2007-2008;
в конспектах открытых занятий учителей-дефектологов и воспитателей специальных и массовых групп, в которых отражен опыт совместного воспитания и обучения;
в видеоматериалах (совместная деятельность детей). Результаты инновационной деятельности еще в 2000 году были высоко оценены педагогической общественностью и руководителями органов образования.
Реализация образовательной инклюзии в условиях дошкольного учреждения рекомендована как модельная для организации совместного (инклюзивного) обучения детей и с другими отклонениями в развитии.
2.2. ИНФОРМАЦИЯ ОБ УЧАСТНИКАХ ПРОЕКТА.
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы детский сад комбинированного вида № 1365 – базовое учреждение для создания инновационной площадки. Связь инновационной площадки с научно-исследовательскими, научно-техническими и социальными партнерами по тематике инновационной проекта, а также другие привлекаемые организации и учреждения:
ФГНУ Институт коррекционной педагогики РАО
МИОО (кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики)
Центр Слуха и речи Верботон М +
Федеральный институт развития образования
МГПУ (кафедра дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии)
Педагогический колледж № 10 города Москвы
Детский сурдологический консультативно-диагностический
центр города Москвы
Детская городская поликлиника № 112 Департамента здравоохранения города Москвы
ГБОУ детский сад № 1513 ЮОУО
ГБОУ СОШ № 578 ЮОУО
ГБОУ СОШ интернат среднего (полного) общего образования № 10 «Интеграция» ВОУО
Научный руководитель инновационного проекта Шматко Наталия Дмитриевна, кандидат педагогических наук, доцент, Лауреат премии правительства РФ в области образования, ведущий научный сотрудник ИКП РАО, стаж работы более 30 лет, опыт реализации подобных проектов более 20 лет.
Научные консультанты инновационного проекта
Кукушкина Ольга Ильинична, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, Лауреат премии правительства РФ в области образования, ведущий научный сотрудник ИКП РАО, стаж работы и опыт реализации подобных проектов более 20 лет.
Головчиц Людмила Адамовна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией содержания и методов образования детей с комплексными нарушениями ИКП РАО, стаж работы и опыт реализации подобных проектов более 20 лет.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА 3.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА Цель проекта Повышение эффективности инклюзивного воспитания и обучения детей с нарушенным слухом (совместного с нормально слышащими детьми)
Задачи проекта
Организация инновационных форм коррекционной работы с детьми с нарушенным слухом в условиях их воспитания и обучения совместно со слышащими детьми
Разработка и апробация психолого-педагогического сопровождения детей с нарушенным слухом, воспитывающихся в инклюзивных группах, и методического сопровождения педагогов общего образования, в группах и классах которых обучаются эти дети.
Внедрение специализированных компьютерных инструментов в условиях инклюзивного (совместного воспитания и обучения детей с нормальным и нарушенным слухом).
Создание единого пространства на базе образовательного комплекса для оказания коррекционной помощи в разных организационных формах детям с нарушенным слухом и методической помощи педагогам, воспитывающим их в своих группах и классах.
3.2. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Этапы / календарно-перспективный план работы
инновационной площадки
Этапы
| Содержание работы
| Сроки выполнения
| Стоимость
тыс. руб.
| Организационный
| Организация работы дошкольных групп комбинированной направленности (для нормально слышащих и слабослышащих и имплантированных детей 2-7 лет). Разработка Проекта положения о работе групп кратковременного пребывания для детей с нарушениями слуха:
Организация деятельности группы кратковременного пребывания для детей с нарушениями слуха:
раннего возраста (от рождения до 3-х лет); детей,
перенесших операцию по вживлению электродов в улитку (кохлеарная имплантация);
детей с высоким уровнем психического и речевого развития, обучающихся в дошкольных группах и классах общего образования; для дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития;
для детей, воспитывающихся дома.
Подготовка к созданию электронной библиотеки в помощь педагогам дошкольных и школьных образовательных учреждений и родителям детей с нарушенным слухом - разработка аннотационного списка методической литературы
Подготовка к широкому использованию компьютерных инструментов для формирования и оценки сформированности приемов смыслового анализа текста, элементарных математических представлений, представлений о целостной картине мира и т.п.
Приобретение специализированных компьютерных программ.
Обновление компьютерного класса базового дошкольного учреждения (приобретение компьютерного оборудования)
Организация постоянно действующих обучающих семинаров для педагогов и родителей детей с нормальным и нарушенным слухом.
| Январь-февраль 2013 года
Март-июнь
2013 года
Июль-декабрь 2013 года
Март - декабрь 2013 год
Сентябрь-декабрь 2013 года
| 1658,2
| Реализация инновационной деятельности
| Организация психолого-педагогического сопровождения детей с нарушенным слухом, обучающихся в дошкольных и школьных учреждениях общего образования на базе единого образовательного комплекса, а также их педагогов:
подготовка методических материалов для воспитателей, в дошкольных группах которых обучаются дети с нарушенным слухом совместно с слышащими сверстниками;
подготовка методических материалов для учителей начальных классов, в которых обучаются дети с нарушенным слухом совместно со слышащими сверстниками
Разработка структуры электронной библиотеки в помощь педагогам дошкольных и школьных образовательных учреждений и родителям детей с нарушенным слухом
уточнение и дополнение аннотационного списка методической литературы;
создание схемы электронной библиотеки на интернет - ресурсе инновационной площадки.
Широкое использование в старших и подготовительных дошкольных группах компьютерных инструментов для формирования и оценки представлений о целостной картине мира:
проведение образовательной деятельности с детьми;
подготовка конспектов, сценариев непосредственно образовательной деятельности с детьми
проведение постоянно действующих семинаров для воспитателей и родителей детей с нормальным и нарушенным слухом
| Январь-март 2014 год Апрель-июнь 2014 года
Июль -октябрь 2014 года
Сентябрь - декабрь 2014 года
| 1183,2
| Подготовка трансляции инновационной деятельности
| Завершение создания электронной библиотеки в помощь педагогам дошкольных и школьных образовательных учреждений, а также родителей детей с нарушенным слухом на интернет - ресурсе инновационной площадки. Осуществление работы инклюзивных дошкольных групп (комбинированной направленности) для нормально слышащих и слабослышащих и имплантированных детей 2-7 лет –положение о работе групп комбинированной направленности для детей с нарушениями слуха
Осуществление деятельности групп кратковременного пребывания для детей с нарушениями слуха:
раннего возраста (от рождения до 3-х лет);
детей, перенесших операцию по вживлению электродов в улитку (кохлеарная имплантация);
детей с высоким уровнем психического и речевого развития, обучающихся в дошкольных группах и классах общего образования;
для дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития;
для детей, воспитывающихся дома;
Подготовка доработанного Положения о деятельности группы кратковременного пребывания для детей с нарушениями слуха Осуществление психолого-педагогического сопровождения детей с нарушенным слухом, обучающихся в дошкольных и школьных учреждениях общего образования на базе единого образовательного комплекса, а также их педагогов Проведение постоянно действующего семинара для педагогов дошкольных групп общеразвивающей направленности и учителей общеобразовательных классов, педагогов, сопровождающих детей с нарушенным слухом в ходе совместного со слышащими детьми обучения
Широкое использование в старших и подготовительных дошкольных группах компьютерных инструментов для формирования и оценки сформированности приемов смыслового анализа текста, элементарных математических представлений, представлений о целостной картине мира и т.п.:
проведение образовательной деятельности с детьми;
подготовка конспектов, сценариев непосредственно образовательной деятельности с детьми
проведение постоянно действующих семинаров для воспитателей и родителей детей с нормальным и нарушенным слухом.
Обобщение методических материалов и подготовка методических рекомендаций для воспитателей и учителей начальных классов, в дошкольных группах и классах которых обучаются дети с нарушенным слухом совместно со слышащими сверстниками.
| Январь-март 2015 года
В течение года
В течение года
Март – июнь 2015 года
В течение года
В течение года
В течение года
Сентябрь- декабрь 2015 года
| 1183,2
| ИТОГО:
| 4024,6
|
4. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА 4.1. КАДРОВОЕ, НАУЧНОЕ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ, ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРОЕКТА Предварительные расчеты (тыс. руб.): Кадровое обеспечение - 2948,0
Научное обеспечение – 15,0
Материально-техническое и экономическое обеспечение – 1061,6
4.2. ИСТОЧНИКИ, ОБЪЕМЫ И ПОРЯДОК ФИНАНСИРОВАНИЯ Объем бюджетных денежных средств, выделяемых на реализацию проекта Смета расходов на реализацию проекта
Код статьи
| Наименование статьи затрат
| Сумма,
тыс. руб. (собственные)
| Сумма,
тыс. руб. (бюджетные)
| 1.
| Сырье и материалы
|
| 15,0
| 2.
| Фонд оплаты труда
|
| 2200,0
| 3.
| Начисления на оплату труда
|
| 748,0
| единый социальный налог (взнос)
| 4.
| Приобретение предметов снабжения и расходных материалов
|
| 150,0
| канцелярские и хозяйственные товары; расходные материалы для обслуживания оргтехники и автотранспорта; запчасти; печатная и книжная продукция; прочие предметы снабжения и расходные материалы
| 5.
| Командировки
|
| -
| 6.
| Услуги связи
|
| 20,4
| почтовые расходы; услуги телефонной связи; услуги прочих видов связи
| 7.
| Коммунальные услуги
|
| 345,0
| арендная плата; расходы по текущему ремонту и содержанию помещений, включая коммунальные платежи, и пр.
| 8.
| Прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг
|
| 86,2
| ремонт и содержание оборудования и оргтехники; техническое обслуживание транспорта; обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств; оплата вневедомственной охраны; другие расходы
| 9.
| Оплата работ и услуг сторонних организаций, в том числе:
|
| 60,0
| установка оборудования и др.
| 10.
| Капитальные расходы
|
| 400,0
| капитальные вложения в основные фонды (приобретение оборудования и предметов длительного пользования)
| Итого
|
| 4024,6
|
4.2. РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТА
В результате деятельности инновационной площадки будет обеспечено включение детей с нарушенным слухом в инклюзивное (совместное с нормально слышащими детьми) обучение. При этом будут широко использованы современные компьютерные технологии как в обучении неслышащих детей в группах комбинированной направленности и кратковременного пребывания, так и в дошкольных группах и классах учреждений общего образования.
Это позволит создать на базе образовательного комплекса единое пространство для оказания коррекционной помощи детям с нарушенным слухом в разных организационных формах и методической помощи педагогам, воспитывающим их в своих группах и классах.
Будут созданы материалы:
положения о деятельности:
группы комбинированной направленности для детей с нарушенным слухом,
группы кратковременного пребывания для детей с нарушенным слухом,
разработаны методические рекомендации для педагогов дошкольных и школьных образовательных учреждений, в группах и классах которых обучаются дети с нарушенным слухом,
создана электронная библиотека на интернет - ресурсе инновационной площадки для педагогов и родителей детей с нарушенным слухом,
апробированы компьютерные инструменты для формирования и оценки сформированности приемов смыслового анализа текста, элементарных математических представлений, представлений об окружающем мире и т.п.
Предложенные инновационные формы работы и компьютерные инструменты для совершенствования совместного воспитания и обучения детей с нормальным и нарушенным слухом могут быть успешно реализованы по отношению разным категориям детей с ОВЗ.
|