Проект: Формирование технологической культуры как основы инновационного ноосферного образования





Скачать 64.48 Kb.
НазваниеПроект: Формирование технологической культуры как основы инновационного ноосферного образования
Дата публикации10.08.2014
Размер64.48 Kb.
ТипАнализ
100-bal.ru > Культура > Анализ

УДК 001(06) Инновационные проекты. Студенческие идеи, проекты, предложения


И.А. ИЛЬНИЦКАЯ1, Ю.А. ПОПОВ

1Институт развития образования Омской области

Московский инженерно-физический институт (государственный университет)
Проект: Формирование технологической культуры как основы инновационного ноосферного образования
Предлагаемый материал представляет расширение проекта «Развитие творческого потенциала учащихся в школе и ВУЗе как основы инновационного образования» [1], дополняя его проблематикой перехода к ноосферному образованию и вопросами формирования технологической культуры в школе и ВУЗе, включая учителей, преподавателей и специалистов.
Технологическая культура является одной из сторон общей культуры Человечества, которая многогранна. Но это важнейшая сторона – грань (технологическая культура), определяющая технический прогресс, развитие знаний и духовности, появление новых стандартов мысли и идеалов. Она должна войти как базовая составляющая в учебный и в воспитательный процесс формирования технологической и общей культуры молодого поколения, являясь основой инновационного и ноосферного образования [2], а также мировоззрения современного человека, определяющего его творческий потенциал. Культура и образование должны исключить возможность самоуничтожения народов и цивилизаций и научить людей жить в гармонии с Природой.

Технологическая культура характеризует уровень развития общества на основе целесообразной и эффективной преобразовательной деятельности людей, использующих передовые технологии в промышленности и при формировании социальной и духовной сферы [3, 4].

Человечество на протяжении всей своей истории занималось преобразованием окружающего мира и природы, обеспечивая себе выживание и надежное существование путем создания науки, технологий и техносферы или научно-технологической сферы.

Наступление эры технической цивилизации обусловило появление множества требований к человеку и появление универсальной культуры – технологической, содержащей десять компонентов.

К ним относятся: культура труда, графическая культура, культура дизайна, информационная культура, предпринимательская культура, культура человеческих отношений, экологическая культура, культура дома, потребительская культура, проектная культура.

Анализ компонентов технологической культуры показывает, что она является важнейшей частью общей культуры человечества, отражающей характер и уровень преобразующей природосообразной творческой деятельности.

Технологическая культура при правильном ее понимании и преподавании сможет обеспечить гармоничность и единство материальной и духовной культуры общества.

Культура и Ноосферное образование должны обеспечить новые возможности возрождения России и научить преодолевать грядущие кризисы.

Технологическое образование представляет процесс подготовки учащихся к восприятию важнейшего элемента мировоззрения специалиста – технологической культуры, а также к концентрации усилий для формирования преобразующего мышления и творческих способностей, как основных целей и средств инновационного образования.

Технологическая картина мира, как система накопленных обществом научно-технических знаний о методах и средствах преобразовательной деятельности, позволяет сформировать у обучаемых индивидуальное технологическое миропонимание или мировоззрение, а также технологическую культуру, как основу технологического мышления, представляющего «обобщенное и опосредованное отражение индивидуумом научно-технической сферы».

Технологическое мировоззрение определяет позицию индивида в процессе преобразовательной деятельности человека, основанную на интеграции естественнонаучных, технических и гуманитарных знаний. Оно является основой инновационной экономики и инновационного образования.

Долгосрочный прогноз инновационного развития России построен на двух принципиально разных сценариях, определяющих выбор инновационной стратегии.

Пока доминирует Инерционно-Рыночный Сценарий с ориентацией на преимущественно рыночные механизмы развития экономики при минимальном участии государства в поддержке инноваций, медленном обновлении основных фондов и растущей зависимости от мировых товаров и технологий. Этот сценарий – путь к распаду России (с большой вероятностью).

В проекте Министерства образования «Концепции государственных стандартов образования». Согласно новому базисному учебному плану в старших классах отменяются уроки Технологий (раньше их называли уроки Труда). Справка: в развитых странах: Великобритании, Франции, Германии, Израиле, Нидерландах, Швеции Технология включена в список обязательных предметов. Педагогическая общественность России прореагировала на данный факт (газета «Труд» 10.11.2006 – «Урок без труда»).

Образовательные технологии, направленные на формирование у обучаемого стремления к преобразовательной деятельности, к изучению ее методов и средств и формировании технологической культуры личности поддерживают Сценарий Инновационного Прорыва. Он ориентирован на реализацию при активном участии государства стратегического курса распространения современных технологических укладов и эффективного образования, как основы перехода к инновационному типу развития экономики и повышения конкурентоспособности России на внутреннем и внешнем рынках. Это обеспечит инновационное обновление основных фондов и продукции, высокие темпы экономического роста и социального развития.

Сценарий Глобального Инновационно-технологического Прорыва России может стать основой распространения ее опыта для сокращения технологического и экономического разрыва между богатыми и бедными странами и цивилизациями в условиях многополярного мира, гуманизацию и экологизацию технологического прогресса, замену неолиберальной глобализации гуманистически-ноосферной моделью.

Ноосферное образование.

Научные основы, концепция, методология и технология ноосферного образования (НО) разработаны академиком РАЕН Н.В. Масловой [2]. Концепция НО является частью концепции ноосферного пути развития России, разработанной РАЕН в 1993-1995 гг.

Задачей ноосферной методики образования является не исправление недостатков существующих методик, а активация возможностей человека путем использования возможностей мозга, позволяющих владеть логическим и образным мышлением на основе гармоничной работы полушарий мозга, что существенно увеличивает потенции личности во всех сферах деятельности.

Задачей НО является мотивация естественных, природосообразных механизмов целостного мышления человека и активизация его воздействия в инновационных и образовательных технологиях, которые сделают возможным социоестественный прорыв. Как следствие, за ним произойдут «технологические прорывы на основе восприятия технологической культуры», управленческие прорывы в разных сферах жизни общества. Так может быть обеспечен выход страны на новый экономический социальный и культурный уровень развития. Парадигму НО академик Н.В. Маслова разработала на основе глубокого анализа и изучении проблем сознания, интуиции, творчества, функционирования мозга человека, целостного мышления, познания и активизации потенциальных возможностей личности. А также использования голографических единиц мышления – мыслеформ. Это обеспечило природосообразный и социоестественный прорыв в образовании.

В основе НО лежит понимание Этики как не нарушения естественного базового права человека развиваться сообразно своей природе, что позволяет организовать природосообразное или биоадекватное образование.

Этот новый для образования принцип можно пояснить через сумму привычных принципов: системность, гармонизация, гуманизация, инструментальность, личностная ориентированность, креативность (творческость), неманипулятивность, проектность, интеллектуальная безопасность, инновационность, экономичность, экологизация.

Студенты научной группы Diamond-МИФИ уже несколько лет работают над созданием адаптивных интеллектуальных систем электронного обучения, поддерживающих ноосферное образование. Их работы демонстрировались на ВВЦ НТТМ 2004, 2005, 2006. Проекты студентов были отмечены пятью медалями на Всероссийских выставках научно-технического творчества молодежи. На научной сессии МИФИ-2007 группой Diamond-МИФИ будет предложен базовый проект IKnownledge – «Развивающая информационная система»: Разработка адаптивного интеллектуального программного комплекса компьютеризированного обучения.

Студентами также разработана система электронного обучения на базе веб-технологий ITutor, обеспечивающих поддержку НО и возможность интегрирования с IT-системами промышленности, образования и управления.

Уверенность в правильности постановки задач и хода их реализации в предлагаемом проекте подтвердила XII Международная Конференция по технологическому образованию школьников «Проблемы технологического образования в школе и вузе» [5]. Часть программного обеспечения базовой разработки студенческой межфакультетской группы Diamond – «Компьютер-собеседник» будет ориентирована на презентацию технологической культуры и ноосферного образования.
Список литературы


  1. Ильницкая Н.А., Попов Ю.А., Проект: Развитие творческого потенциала учащихся в школе и ВУЗе как основы инновационного образования. Научная сессия МИФИ 2006. Сборник научных трудов в 16 томах. Т.11. МИФИ, 2006. 34-39 с.

  2. Маслова Н.В.. Ноосферное образование. Научные основы. Концепция. Методология. М.: 2002.

  3. Симоненко В.Д. Основы технологической культуры. М.: Изд-во Вентана Граф. 1998. 268 с.

  4. Хотунцев Ю.Л.. Программа курса Основы технологической культуры //Школа и производство №7, 2002. С. 9-12.

  5. XII Международная конференция по технологическому образованию школьников «Проблемы технологического образования в школе и ВУЗе». М.: МИОО, 2006.




ISBN 5-7262-0710-6. НАУЧНАЯ СЕССИЯ МИФИ-2007. Том 11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проект: Формирование технологической культуры как основы инновационного ноосферного образования iconРабочая программа по технологии для 6 классов на основании программы...
Важность привития молодежи технологической культуры в настоящее время признается во всем мире: юнеско разработана программа «2000+»...
Проект: Формирование технологической культуры как основы инновационного ноосферного образования iconС. В. Сергеева Формирование экологической культуры учащихся как основы здорового образа жизни
В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования...
Проект: Формирование технологической культуры как основы инновационного ноосферного образования iconОтчёт о результатах апробации комплексного курса
России. Учебный предмет имеет комплексный характер и включает 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,...
Проект: Формирование технологической культуры как основы инновационного ноосферного образования iconМетодическая разработка урока географии по теме «sos ! «Озоновый слой»
Цель урока: формирование экологической культуры личности и экологической ответственности на основе ноосферного мышления
Проект: Формирование технологической культуры как основы инновационного ноосферного образования iconЧто будут изучать ваши дети?
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,...
Проект: Формирование технологической культуры как основы инновационного ноосферного образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской...
Проект: Формирование технологической культуры как основы инновационного ноосферного образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,...
Проект: Формирование технологической культуры как основы инновационного ноосферного образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,...
Проект: Формирование технологической культуры как основы инновационного ноосферного образования iconЯвляется формирование представлений о мире как социокультурной реальности,...
Вопросы как связь культуры и природы, культуры и цивилизации, раскрыть функции культуры в обществе и другие проблемы современной...
Проект: Формирование технологической культуры как основы инновационного ноосферного образования iconМинистерство образования и науки российской федерации
«План семинаров для освоения инновационного инструментария повышения педагогической культуры работников образования и культуры»
Проект: Формирование технологической культуры как основы инновационного ноосферного образования iconОсновы управления инновационными проектами
Понятие инновационного проекта. Особенности инновационного проекта в сфере услуг 5
Проект: Формирование технологической культуры как основы инновационного ноосферного образования iconУтверждено
Знание национальной и мировой истории — современный показатель общей культуры человека. Главная задача школь­ного исторического образования...
Проект: Формирование технологической культуры как основы инновационного ноосферного образования iconРабочая программа по предмету основы религиозных культур и светской...
М.: Просвещение, 2010. 95 с и Электронным приложением к учебнику Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы православной...
Проект: Формирование технологической культуры как основы инновационного ноосферного образования iconУчебник: Кураев А. В. «Основы духовно- нравственной культуры народов...

Проект: Формирование технологической культуры как основы инновационного ноосферного образования iconПрограмма включает в себя следующие разделы: «Материаловедение»
Формирование технологической культуры в первую очередь подразумевает овладение учащимися общетрудовыми и жизненноважными умениями...
Проект: Формирование технологической культуры как основы инновационного ноосферного образования iconВ. И. Вернадский Значение и место России и ноосферного русского образования...
Ества их жизни, а также для сохранения всех форм жизни на планете Земля. В новом веке наступает эпоха ноосферного устойчивого развития...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск