РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(РГТЭУ)
Кафедра Информационных технологий и телекоммуникаций
Одобрено УМС факультета
Информационных технологий
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ Учебно-методический комплекс
Для специальности: 080502
Экономика и управление на предприятии (торговли)
Москва 2011
Авторы составители:
Колпаков Юрий Алексеевич кандидат технических наук,
доцент кафедры информационных технологий и телекоммуникаций;
Романова Елена Витальевна, кандидат экономических наук,
доцент кафедры информатики и информационной безопасности Учебно-методический комплекс дисциплины «Информационные технологии» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Основной образовательной программы по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (торговли)». Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин и является обязательной для изучения.
© Российский государственный торгово-экономический университет, 2011
С О Д Е Р Ж А Н И Е 1. Цели и задачи дисциплины . . . . . . . . . . . . . 4
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины . . . . 6
2.1. Инновационные технологии, используемые в преподавании
дисциплины . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
3. Объем дисциплины . . . . . . . . . . . . . . . . 8
3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы . . . . . . . . 8
3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы . . . . 9
4. Содержание дисциплины . . . . . . . . . . . . . 13
5. Темы практических занятий . . . . . . . . . . . . 17
6. Задания для самостоятельной работы студентов . . . . . . 21
7. Темы контрольных работ и методические указания по их выполнению . 23
8. Темы рефератов . . . . . . . . . . . . . . . . 32
9. Вопросы для подготовки к зачету . . . . . . . . . . . 32
10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины . . . . . . 35
10.1. Литература . . . . . . . . . . . . . . . .. 35
10.2. Методическое обеспечение дисциплины . . . . . . . . 36
10.3. Материально-техническое и информационное обеспечение
дисциплины . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
1. Цели и задачи дисциплины Целью курса "Информационные технологии" является изучение студентами проблематики и областей использования имеющегося современного арсенала информационных технологий.
Новые информационные технологии оказывают громадное влияние на жизнь общества. Они радикально изменяют всю сферу управления, позволяя быстро и качественно решать сложные задачи, получать и обрабатывать необходимую информацию. Новые технические средства, используемые в информационных технологиях, прогрессируют очень быстро. За последние десятилетия появились персональный компьютер, ксерокс, факс, лазерная оптическая техника передачи и хранения информации, информационные сети, спутниковая связь и многое другое. Сегодняшние студенты попадают в совершенно иную информационно-технологическую среду по сравнению с предыдущим поколением. Они должны быть готовы максимально полно использовать преимущества новых информационных технологий в своей работе.
Цель изучения дисциплины "Информационные технологии" обусловлена необходимостью обучения будущих специалистов применению в экономической и коммерческой деятельности современных средств построения информационных систем для решения экономических и коммерческих задач в различных сферах деятельности человека. Особое внимание уделяется вопросам построения и функционирования объектно-ориентированных, открытых, документальных и геоинформационных систем, которые являются наиболее значительным результатом практической реализации современного арсенала информационных технологий. Рассматриваются процедуры построения экспертных систем в определенной предметной области, алгоритмы выделения признаков для описания ситуаций в условиях неопределенности.
Цель дисциплины – дать студентам - будущим специалистам в области экономики и коммерции комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для определения проблем, постановки задач информационных технологий и определения методов решения этих задач, включая задачи поддержки принятия решений. Включает также изучение содержания и методов инженерии знаний, роли и места баз знаний, возможностей глобальных сетевых информационных технологий, аналитических информационных технологий.
Цель курса – дать студентам полное представление об имеющемся современном арсенале информационных технологий. Задачами изучения дисциплины являются:
формирование у студентов представления об эволюции информационных технологий, о современных технических и программных средствах, которыми реализуются конкретные информационные технологии,
изучение и построение моделей организации знаний, проектирование реляционных баз данных;
изучение сетевых информационных технологий Internet;
изучение объектно-ориентированных информационных технологий;
изучение документальных информационных технологий и организация электронного документооборота;
изучение аналитических и геоинформационных информационных систем.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины В результате изучения дисциплины специалист должен:
Иметь представление об актуальных и о перспективных направлениях развития информационных технологий, о технологиях информационных хранилищ, об аналитических информационных технологиях.
Знать состав информационных технологий управления.
Информационные технологии:
Объектно-ориентированные.
Глобальные сетевые.
Открытых систем.
Баз данных.
Корпоративных информационных систем.
Документальных информационных систем.
Геоинформационных систем.
Уметь:
Проводить анализ предметной области и определять задачи, для решения которых целесообразно использование информационных технологий;
Пользоваться электронной почтой;
Пользоваться услугами глобальных информационных сетей;
Проектировать и пользоваться технологиями электронного офиса;
Организовать систему электронного документооборота;
Приобрести навыки:
проектирования базы знаний.
проектирования реляционной базы данных.
использования сетевых информационных ресурсов.
использования технологии анализа данных.
использования корпоративной системы.
Владеть, иметь опыт:
осуществления информационного поиска и пользования основными поисковыми средствами Internet;
использования телеконференций и других информационных сервисов Internet;
практического применения программных средств и методов разработки WEB-страниц;
|