Базы данных





Скачать 149.89 Kb.
НазваниеБазы данных
Дата публикации12.11.2014
Размер149.89 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Информатика > Программа




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой ______________ Декан факультета _____________

___________________________ _____________________________

«___»_______________200 г. «___»_______________200 г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине Базы данных

Подготовки бакалавра по направлению 230700«Прикладная информатика»

Курс 3

Вид промежуточной аттестации: зачет, экзамен

Кафедра Информационного обеспечения экономической деятельности

Архангельск

2012

1.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Концепция баз данных является определяющим фактором при создании эффективных информационных систем автоматизированной обработки информации.

Цель учебной дисциплины «Базы данных»: формирование у студентов концептуальных представлений об основных принципах построения баз данных; систем управления базами данных; математических моделях, описывающих базу данных; о принципах проектирования баз данных, а также об основных технологиях реализации баз данных.

Задачами дисциплины «Базы данных» является:

  • освоение ряда фундаментальных понятий, таких как модель данных, модели организации работы пользователей с базой данных, нормализация, индексация, целостность баз данных.

  • изучение процесса проектирования базы данных, включающего составление формализованного описания предметной области (внешней модели); разработку концептуальной модели и ее специфицирования к конкретной модели данных СУБД (логическая и физическая модель).

  • ознакомление со способами обработки данных в БД, технологиями обработки OLTP и OLAP, проблемами создания информационных хранилищ

  • приобретение практических навыков по проектированию, созданию и обработке данных в СУБД Access и Visual FoxPro 9.0.

2. Место дисциплины в структуре ООП
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 230700 «Прикладная информатика». Дисциплина «Базы данных» относится к профессиональному циклу дисциплин, базовой (общепрофессиональной) части.

Для успешного усвоения материала по дисциплине «Базы данных» необходимы знания и практические навыки, приобретенные при изучении дисциплин «Информационные системы и технологии», «Информатика и программирование».

Знания и практические навыки, полученные в курсе «Базы данных» используются в дальнейшем при разработке курсовых и дипломных работ, а также при изучении дисциплин «Программная инженерия», «Проектирование информационных систем», «Проектный практикум».

Изучение дисциплины предполагает проведение лекций, выполнение лабораторных работ, курсовой работы, а также индивидуальной работы и самостоятельной работы студентов.

3.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:

Общекультурные компетенции

Коды формируемых компетенций

Способность самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, стремится к саморазвитию

ОК-5

Способность понимать сущность и проблемы развития современного информационного общества

ОК-7

Способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах

ОК-18



Профессиональные компетенции




Способность ставить и решать прикладные задачи с использованием современных информационно-коммуникационных технологий


ПК-4

Способность моделировать и проектировать структуры данных и знаний, прикладные и информационные процессы


ПК-9

Способность применять к решению прикладных задач базовые алгоритмы обработки информации, выполнять оценку сложности алгоритмов, программировать и тестировать программы


ПК-10

Способность применять методы анализа прикладной области на концептуальном, логическом, математическом и алгоритмическом уровнях

ПК-17

Способность анализировать рынок программно-технических средств, информационных продуктов и услуг для решения прикладных задач и создания информационных систем


ПК-19

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать

  • модели данных;

  • архитектуру БД;

  • системы управления БД и информационными хранилищами;

  • методы и средства проектирования БД;

  • особенности администрирования БД в локальных и глобальных сетях;


уметь:

  • проводить анализ предметной области;

  • выявлять информационные потребности пользователей и разрабатывать требования к базам данных;

  • разрабатывать концептуальную, логическую и физическую модели базы данных;

  • выбирать инструментальные средства и технологии разработки баз данных;

владеть:

  • навыками работы с современными СУБД;

  • навыками разработки модели данных;

  • навыками разработки приложений баз данных.



4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Общая трудоемкость дисциплины - 6 зачетных единиц


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

5

Аудиторные занятия (всего)

95

95

В том числе:







Лекции (Л)

28

28

Практические занятия (ПЗ)

67

67

Самостоятельная работа студентов (СРС)

72

72

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

36

36

Общая трудоемкость час

зач. ед.

216

216

6

6



5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Содержание разделов дисциплины



п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

2

3

  • 1

Введение в базы данных.

Тема 1. Базы данных, основные понятия.

Тема 2. Типология БД. Основные классы:

Тема 3. Система управления базами данных.

  • 2

Модели данных. Общие представления.

Тема 4. Иерархическая, сетевая модели данных

Тема 5. Реляционная, постреляционная модели данных

Тема 6. Многомерная модель, объектно-ориентированная модели данных.


  • 3

Модели организации работы пользователей с БД

Тема 7. Модель вычислений с сетью и файловым сервером (Архитектура «файл-сервер»).

Тема 8. Распределенная модель вычислений (Архитектура «клиент-сервер»).

  • Тема 9. Распределенная модель вычислений. (Архитектура «клиент-сервер». Трехзвенная (многозвенная) архитектура).

  • 4

Проектирование баз данных. Жизненный цикл БД.

Тема 10. Общие принципы разработки базы данных. Построение концептуальной модели предметной области.

Тема 11. Нормализация отношений

Тема 12. Разработка реляционной базы данных на примере СУБД Visual FoxPro.

  • 5

Организация процессов обработки данных. OLTP технологии

Тема 13. Методы и способы доступа к данным.

Тема 14. Организация процессов обработки данных средствами Visual FoxPro.

Тема 15. Транзакции и блокировки.

  • 6

Информационные хранилища. OLAP - технологии

Тема 16. Хранилища данных, системы аналитической обработки информации(OLAP-системы).



5.2. Разделы дисциплины и виды занятий


п/п

Наименование раздела дисциплины

Л

ПЗ

СРС

Всего часов

1

Введение в базы данных.

2




6

8

2

Модели данных. Общие представления.

4

4

9

17

3

Модели организации работы пользователей с БД

4




16

20

4

Проектирование баз данных. Жизненный цикл БД.

8

25

30

63

5

Организация процессов обработки данных. OLTP технологии

8

38

30

76

6

Информационные хранилища. OLAP - технологии

2




30

32




Итого

28

67

121

216


6. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ

ЗАНЯТИЙ



п/п

Наименование раздела дисциплины

Интерактивные формы проведения занятий

Длительность

(час.)

  • 1

Введение в базы данных.

  • лекция-визуализация

2

  • 2

Модели данных. Общие представления.

  • лекция-визуализация

6

  • 3

Модели организации работы пользователей с БД

  • лекция-визуализация

6

  • 4

Проектирование баз данных.

  • лекция-визуализация

2

  • работа в команде

4

  • 5

Организация процессов обработки данных. OLTP технологии

  • лекция-визуализация

4

  • проектный метод

6

  • работа в команде

4

  • 6

Информационные хранилища. OLAP - технологии

  • лекция-визуализация

2

  • семинар-дискуссия

2

Итого (час.)

38

Итого (% от аудиторных занятий)

41


7. ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

7.1 Текущая СРС.

  • работа с лекционным материалом, поиск и обзор литературы и электронных источников информации по индивидуально заданной проблеме курса,

  • выполнение домашних заданий, домашних контрольных работ,

  • изучение тем, вынесенных на самостоятельную проработку,

  • подготовка к лабораторным работам;

  • подготовка к контрольной работе, к зачету, экзамену.


7.2 Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа

(ТСР).

  • поиск, анализ, структурирование и презентация информации,

  • выполнение домашнего задания;

  • исследовательская работа и участие в научных студенческих конференциях, семинарах и олимпиадах;

  • анализ научных публикаций по заранее определенной преподавателем теме.



Перечень научных проблем и направлений научных исследований

  1. Гипертекстовые БД

  2. Мультимедийные БД

  3. Технология и модели архитектуры клиент/сервер.

  4. Серверы баз данных, XML – серверы

  5. Распределенные базы данных.

  6. Корпоративные базы данных

  7. Информационные хранилища

  8. OLAP –технологии

  9. Проблемы создания и сжатия больших информационных массивов.

  10. Фрактальные методы в архивировании.

  11. Web-технологии и СУБД. Публикация данных

Оценка результатов самостоятельной работы организуется как единство двух форм: самоконтроль и контроль со стороны преподавателей
8. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
8.1. Формы текущего контроля
Формы текущего контроля:

1. Устные формы контроля - собеседование, доклад, защита проектов.

2. Письменные формы контроля – выполнение тестов, рефератов, конспектов.

Перечень тем рефератов, докладов, практических работ приводится в 4 разделе учебно-методического комплекса дисциплины «Средства оценки компетенций»

8.2. Формы промежуточной аттестации – зачет, экзамен
Зачет по дисциплине проводится в форме собеседования по определенному перечню вопросов.

Экзамен проводится в виде тестовых заданий открытого и закрытого типа.

Вопросы к зачету и экзамену приводятся в 4 разделе учебно-методического комплекса дисциплины «Средства оценки компетенций».
9. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
9.1. Основная литература


  1. Диго С.М. Базы данных: проектирование и использование Учебник – . – М.: Финансы и статистика, 2005.

  2. Избачков Ю.С., Петров В.Н. Информационные системы. Учебник – 2-е изд. – СПб. Питер , 2005.

  3. Хомоненко А.Д., Цыганков В.М., Мальцев М.Г. Базы данных. Учебник – 5-е изд., доп. – М.: Бином Пресс; СПб. Корона , 2006.

  4. Омельченко Л.Н. Самоучитель Visual FoxPro 8. – СПб. Питер , 2005.

  5. Мусина Т.В. Visual FoxPro 9.0. Учебный курс. – К.: ВЕК+, СПб. Корона, 2007.

9.2. Дополнительная литература


  1. Карпова Т.С. Базы данных: модели, разработка реализация. Учеб. пособие. – Питер, 2001.

  2. Конноли Томас, Бегг Каролин, Страчан Анна, Базы данных: про-ектирование, реализация и сопровождение. Теория и практика, 2-е изд.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2000.

  3. Малыхина М.П. Базы данных: основы, проектирование, использование. Учеб. пособие. – СПб. БХВ-Петербург, 2004.

  4. Информационные системы общего назначения (Аналитический обзор систем управления базами данных). Пер. с англ. – М, Статистика, 1975.

  5. Харрингтон Джен Л. Проектирование реляционных баз данных. – М.: «Лори», 2000.

  6. Шапорев Д.С. Visual FoxPro.Уроки программирования. СПб. БХВ-Петербург, 2007.

  7. Швецов В.И., Визгунов А.Н., Мееров И.Б. Базы данных. – Нижний Новгород. Издательство Нижегородского госуниверситета, 2004.

  8. Шпак Ю.А. SQL. Просто как дважды два. – М.: Эксмо, 2007.

9.3. Программное обеспечение и интернет-ресурсы




10. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Для проведения теоретических и практических занятий по дисциплине «Базы данных» используются:

1. Компьютерный класс

2. Аудиовизуальное средство обучения - мультимедийный проектор

3. Учебная база данных

4. Презентационный материал

11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине

Анкета-отзыв на дисциплину «________________» (анонимная)

Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «_____________». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.

1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________
2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________
3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий_____________________________________________________

_________________________________________________________________
4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий______________________________________________________

__________________________________________________________________
5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности?

____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

СПАСИБО!
Автор:


Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись

Ст. преподаватель факультета менеджмента и информатики СГМУ

Гундарь А.В.





Рецензент(ы):

Место работы

Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись





































Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Базы данных iconУрок по информатике по теме "Системы управления базами данных. Создание...
Повторить понятие “База данных”, “поле базы данных”, “запись базы данных”, “субд”
Базы данных iconБазы данных
Для признания исключительного права на базы данных не требуется специальной регистрации (однако предпочтительно осуществлять государственную...
Базы данных iconКурсовая работа Тема: «Создание базы данных ’’Поставщики’’»
Базы данных обеспечивают надежное хранение информации, структурированном виде и своевременный доступ к ней. Практически любая современная...
Базы данных iconПонятие информационно – коммуникационных технологий – (икт) и их роль в образовательном процессе
Повторить понятие “База данных”, “поле базы данных”, “запись базы данных”, “субд”
Базы данных iconБазы данных, экспертные системы реферат «Реляционная модель данных...
...
Базы данных iconЦикла (nazv)- строка до 120 символов, обязательного заполнения
Задание: Для модели базы данных, разработанной в первой самостоятельной работе [1], используя DataBase Desktop, дать описание системы...
Базы данных icon2. Реляционные базы данных. Занятия 7-10 Занятие Практическая работа...
Цель занятия: закрепление практических навыков построения Базы данных, составления простых и сложных запросов, в том числе, с использованием...
Базы данных iconРеферативные и библиографические базы данных
Библиотека Омгу предоставляет своим читателям возможность воспользоваться локальными и удаленными электронными ресурсами: библиографические,...
Базы данных iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В этой теме мы рассмотрим работу с базами данных оборудования: создание новой базы, подключение существующей базы; создание, копирование...
Базы данных iconОтчет по дисциплине «информационные системы и технологии»
Оcнову всех cиcтем информационного здравоохранения cоcтавляют гоcударственная статистическая документация, данные социологических...
Базы данных iconТема : Поиск и сортировка информации в базах данных
В фрагменте базы данных представлены сведения о родственных отношениях. Определите на основании приведенных данных фамилию и инициалы...
Базы данных icon1 Системы с интеллектуальным интерфейсом
Интеллектуальные базы данных отличаются от обычных баз данных возможностью выборки по запросу необходимой информации, которая может...
Базы данных iconРабочая программа дисциплины «Корпоративные информационные системы...
Корпоративные информационные системы и базы данных: рабочая программа /Малов Ю. Ю.– Спб.: Ивэсэп, 2012. – 13 с
Базы данных iconКурсовая работа По дисциплине «Базы данных»
Программное обеспечение для создания систем управления базами данных
Базы данных iconРеферат выпускницы 11 класса Яковлевой Александры по теме «Разработка...
Взяв данную тему Александра провела попытку систематизации и приведения к одному стандартному виду информации по учащимся Раздольнинской...
Базы данных iconПравила оформления заявки (документов и материалов), представляемой...
Эвм или базы данных. В тех случаях, когда сведения по какой-то из граф заявления или дополнения к нему отсутствуют или ответ при...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск