Учебно-методический комплекс по дисциплине Информационная экология





Скачать 102.12 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине Информационная экология
Дата публикации18.11.2014
Размер102.12 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Информатика > Учебно-методический комплекс
Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тюменская государственная академия культуры, искусств и

социальных технологий»

Институт интеллектуальных ресурсов и информационных технологий

Кафедра библиотечно-информационной деятельности









УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине Информационная экология

(блок общепрофессиональных дисциплин – ОПД)
специальность 071201 Библиотечно-информационная деятельность
квалификация Библиотекарь-библиограф, преподаватель
составитель Маклакова Е. В., ст преподаватель


Тюмень

2010

Содержание
Введение…………………………………………………………………………..4

Тематический план……………………………………………………………….6

Содержание курса………………………………………………………………...7

Список литературы………………………………………………………………10

Ключевые слова………………………………………………………………….11

Введение
Курс «Информационная экология» - дисциплина по выбору студента блока общепрофессиональных дисциплин Включение этого курса в учебный план объясняется возросшей ролью информации в обществе и ее влиянием на социальные, экономические и другие процессы. Бурное развитие компьютерных технологий, вхождение человечества в информационное общество, превращение информации и знаний в товар, в стратегический ресурс государства – все это обусловливает необходимость подготовки специалистов, владеющих знаниями, умениями, навыками информационной экологии, способных решать противоречия, возникшие между возрастающими потребностями человека и возможностью природы удовлетворять их, не нарушая экологического равновесия.

Цель этого курса заложить основы коэволюционного мышления студентов. Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

  1. формируется экологически чистое мышление;

  2. отрабатываются навыки формирования информационно-экологической культуры личности;

  3. осваиваются технологии создания экологически чистой библиотечной среды.

Курс состоит из 3-х разделов: 1) Теоретические основы экологии; 2) Информационная экология и личность; 3) Информационная экология библиотечной среды.

Тематический план дает расчасовку по разделам и темам. Программа курса раскрывает содержание каждой темы.

Формы организации учебного процесса: лекции и практические, включающие поиск информации в Интернете. В самостоятельную работу студентов включено изучение дополнительной литературы, данной в Программе, выполнение практических заданий и ответы на контрольные вопросы.

В конце изучения курса студент должен иметь представление об экологической ситуации на планете, знать основные экологические законы, разрушающие и созидающие свойства информации, уметь защищаться от негативной информации, проводить профилактические мероприятия по предотвращению информационных болезней, помочь читателям библиотерапией в экстремальной ситуации, организовать библиотечное пространство с учетом экологической безопасности, стать пропагандистом экологически чистого мышления.

Заканчивается курс зачетом. Форма зачета может быть разной: устный ответ на вопросы, презентация собственного пособия по теме курса, электронная презентация пособия кафедры, письменный ответ на вопросы, реферат по одной из тем курса с последующей защитой, составление гипертекста по теме курса и др.

Тематический план курса по выбору

«Информационная экология»




п/п

Наименование разделов и тем курса

Количество часов

всего

в том числе




лекции

практи- ческие




Раздел 1. Теоретические основы

экологии

1.1. Определение базовых понятий

1.2. Роль информации и знаний в

обществе

1.3. Законы и принципы экологии

1.4. Гармонический универсум-

основа информационной экологии

Раздел 2. Информационная экология и

личность

2.1. Информационно-экологическая

культура личности

2.2. Воспитание личностных качеств.

Экология мышления

2.3. Механизм воздействия

информации на человека

Раздел 3. Информационная экология

библиотечной среды

3.1. Экология библиотечного

пространства

3.2. Экология информационного

поиска

3.3. Выставочная работа в контексте

информационной экологии

ВСЕГО


8


10


14
4
4
6

34


6

2

2
2
6
2
2
2
10
2
2
2

24


2
2
4


2
2
4
2
2
4

10


Содержание курса по выбору
«ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОЛОГИЯ»
Раздел 1. Теоретические основы экологии
Тема 1.1. Определение базовых понятий
Равновесие – основа развития мира. Информация. Концепции информации как предмет информационной технологии. Наука о жизни экосистем. Экология как научная основа стратегии выживания человечества. Этапы формирования современной концепции экологии. Виды составляющих экологии. Информационная экология как наука о выживании в информационной среде с помощью коэволюционного мышления. Информационная экология – основа всех видов экологии. Библиотечная экология как научная дисциплина, как часть информационной экологии и как направление в работе библиотек.
Тема 1.2. Роль информации и знаний в обществе
Информационная технология как жизнеобеспечивающая и ее роль в сохранении цивилизации. Эволюция информационных технологий. Информационные революции. Современное состояние информации и знаний. Когнитивная библиотека. Роль информационных систем и суперсистем (интернет и т.д.) и их влияние на развитие общества.
Тема 1.3. Законы и принципы экологии
Цель экологических законов. Соблюдение законов – условие сохранения экологического равновесия. Экологические законы и организации международного и российского уровней. Общие законы развития: закон причин и следствий, закон полярности, закон притяжения и др. Экологические законы: закон общей экологии (Коммюнера), закон внутреннего динамического равновесия как один из фундаментальных экологических законов, закон экологической корреляции, закон техно-гуманитарного баланса, закон обратимости биосферы, закон минимума и др. Экологические принципы и правила. Экологический императив – совместное действие по изменению коллективного мышления, как новое мировоззрение и национальная идея. Связи экологических законов, принципов и правил с библиотечной деятельностью см. раздел 3.

Тема 1.4. Гармонический универсум - основа информационной экологии
Гармония как единое органическое целое. Гармонический универсум – объединение противоположных начал с целью сохранения равновесия. Принципы реализации системно-гармонического универсума: принцип единства познания, экологический принцип, нравственно-космический принцип, принцип уважительного отношения к Земле, принцип дополнительности Бора, принцип гармонии, принцип коэволюции природы и общества и др. Информационная экология как система знаний, необходимых для оздоровления окружающей среды.
Раздел 2. Информационная экология и личность.
Тема 2.1. Информационно-экологическая культура личности (ИЭКЛ)
Структура информационно-экологической культуры. Знание и соблюдение экологических законов, принципов и правил. Экологически чистое мышление: технология формирования. Коэволюционное сознание – основа ИЭКЛ. Влияние информационной культуры на экологический императив. Информационно-экологическая безопасность личности.
Тема 2.2. Воспитание личностных качеств
Экология мышления. Любовь как мощная очистительная энергия. Книги, написанные во время любви. Экология духовности. Экологизация общественного сознания: экоцентрический и антропоцентрический типы. Экологическое сознание как способность мыслить категориями экологического императива. Экологически чистое сознание – основа душевного равновесия.
Тема 2.3. Механизмы воздействия информации на человека
Влияние СМИ на личность. Телегонический эффект книги. Информационные болезни. Компьютерная зависимость. Библиотерапия как средство формирования экологической культуры.
Раздел 3. Информационная экология библиотечной среды
Тема 1.3. Экология библиотечного пространства
Библиотечная среда как источник информации. Пространственная организация библиотечной среды. Организация экстерьера и интерьера библиотеки. Акрология. Принципы формирования экологического пространства. Патогенное и салюберогенное воздействие. Геокосмическое, техногенное и биогенное воздействие. Защита электронной библиотеки от аномального излучения. Экологическая реконструкция библиотечного здания: подбор и применение экологических материалов и конструкций, совершенствование энергообеспечения библиотек, озеленение, оснащение библиотек оборудованием для имиджинга, частичной или полной ретроконверсии и др. Видиоэкология. Роль света и цвета в создании экологически чистой библиотечной среды.
Тема 3.2. Экология информационного поиска
Понятие экологичности информационного поиска. Создание ИПС с учетом фактора экологической чистоты информации. Экологичность информации (документа). Экологичность индексирования документа. Экологичность поискового образа документа (ПОД). Экологичность информационного запроса, поискового образа запроса (ПОЗ). Критерии экологичности информационного поиска.
Тема 3.3. Выставочная работа в контексте информационной экологии
Концептуальные подходы к организации библиотечной выставки. Типы и виды выставок. Информационно-экологическая составляющая выставки. Формирование экологически чистого сознания с помощью выставок экологической тематики. М.М. Пришвин и др. – писатели-экологи. Экологическая выставка как элемент системного подхода к формированию коэволюционного сознания читателя.

Библиографический список:

основная литература

  1. Информационное общество : Информационное управление. Информационная безопасность. – Санкт-Петербург, 1999. – 212 с. 1 экз.

  2. Шестые Макушинские чтения : тез. докл. науч. конф., 22-23 мая 2003 г. г. Новосибирск / отв. ред. Е. Н. Савенко. – Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2003. – 436 с.


дополнительная литература

  1. Борисова, О. О. Библиотечная экология / Борисова О. О. // Библиография. – 2001. - № 4. – С. 100 – 104.

2 Воробьев, Г. Г. Твоя информационная культура / Г. Г. Воробьев ; ил. Ю. Аратовского. – М.: Молодая гвардия, 1988. – 303, [1] с. – (Молодежь : проблемы и перспективы).

  1. Гагин, В. Информационные болезни [Электронный ресурс] / В. Гагин. – Электрон. дан. – Режим доступа: http : // psyfactor.ru.

  2. Еремин, А. Л. Природа и физиология информационной экологии человека / А. Л. Еремин // Экология человека. – 2000. – № 2. – С. 55-60.

  3. Жмайло, С. В. Некоторые проблемы информационной экологии и пути их решения / С. В. Жмайло // НТИ. Сер. 1. – 2005. - № 8. – С. 6-10.

  4. Колков, А. Становление информационно-экологической системы / А. Колков // Информ. ресурсы России. – 2001. - № 3. – С. 12-16.

  5. Красилов, А. Л. Экология и информация / Красилов А. Л. // НТИ. Сер. 1. – 2005. - № 2. – С. 11 – 23.

  6. Максимов, Н. В. Информационный поиск и модели поведения пользователей / Николай Вениаминович Максимов, Наталья Николаевна Забегаева // НТИ. Сер. 1. – 2001. – № 11. – С. 10–21.

  7. Мизинцева, М. Ф. Информационная экология / Мизинцева М. Ф., Королева Л. М., Бондарь В. В. – М., 2000. – 231 с.

  8. Моисеев, Н. Н. Универсум. Информация. Общество / Н. Н. Моисеев. – М.: Устойчивый мир, 2001. – 2000 с.

  9. Моргенштерн, И. Г. Информационное общество : учеб. пособие для студентов информ. фак. / И. Г. Моргенштерн ; ЧГИИК, Каф. информ. и библиогр. – Челябинск, 2000. – 127, [1] с.

  10. Ошмарин, А. П. Экология : шк. слов. / А. П. Ошмарин, В. И. Ошмарина. – Ярославль : Акад. развития, 1998. – 298, [2] с.

  11. Столяров, Ю. Н. Сущность информации / Юрий Николаевич Столяров. – М.: ГПНТБ, 2000. – 108 с.

  12. Сукиасян, Э. Р. Системный анализ проблем управления качеством информационно-поисковых систем / Эдуард Рубенович Сукиасян // НТБ. – 1995. – № 3. – С. 6 – 15.

  13. Толкачев, П. С. О духовных причинах всемирного экологического кризиса / Толкачев П. С. // Сознание и физическая реальность. – 1999. – Т. 4, № 1. – С. 2-9.

  14. Хотунцев, Ю. Л. Экологическое мышление и экологическая мораль / Хотунцев Ю. Л. // Человек, технологии, окружающая среда : пособие для преподавателей и студентов / Хотунцев Ю. Л. – М.: Устойчивый мир, 2001. – С. 148-162.

  15. Эпштейн, М. Н. Экология мышления / Эпштейн М. Н. // Парадоксы новизны : о лит. развитии XIX-XX вв. / Эпштейн М. Н. – М., 1988. – С. 382-385.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине Информационная экология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «социальная экология»
Панов В. И. Социальная экология. Учебно-методический комплекс – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 2009, 72с
Учебно-методический комплекс по дисциплине Информационная экология iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс по дисциплине Информационная экология iconУчебно-методический комплекс «Экология микроорганизмов»
Н. Н. Колоколова. Экология микроорганизмов: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 020803....
Учебно-методический комплекс по дисциплине Информационная экология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Экология» составлен в...
Дисциплина входит в федеральный и региональный компонент цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин и является обязательной...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Информационная экология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 Экология...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Информационная экология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 – экология...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Информационная экология iconУчебно-методический комплекс дисциплины «экология»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Информационная экология iconУчебно-методический комплекс дисциплины «экология»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Информационная экология iconУчебно-методический комплекс дисциплины «экология»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Информационная экология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине экология специальность:...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Учебно-методический комплекс по дисциплине Информационная экология iconУчебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Информационная экология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине экология человека (название)
Цырендоржиева Ольга Жундуевна, к б н., доцент кафедры экологии и природопользования
Учебно-методический комплекс по дисциплине Информационная экология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Макроэкономика»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Информационная экология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Искусствоведение»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Информационная экология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Методы оптимальных решений»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных, практических и лабораторных...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Информационная экология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Медиапсихология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск