Учебно-методический комплекс по дисциплине экология человека (название)





НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине экология человека (название)
страница1/9
Дата публикации11.08.2015
Размер1.03 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > География > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра экологии и природопользования

Учебно-методический комплекс по дисциплине


ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

(название)
Специальность: 020801.65 – «экология»

____________________________________________


(код по ОКСО) (наименование специальности)

Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое управление Протокол №____

«____» _____________ 200__ г. «___» ___________ 200__ г.

________________________ Зав. кафедрой _________

ЮЖНО-САХАЛИНСК



Цырендоржиева Ольга Жундуевна, к.б.н., доцент кафедры экологии и природопользования

Учебно-методический комплекс по дисциплине "Экология человека" составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой по
специальности 020801.65 – «экология»

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения.

Согласование с деканом обучающего факультета:
Декан В.Н. Ефанов

Директор библиотеки Е.В. Квитченко

Автор-составитель О.Ж. Цырендоржиева

СОДЕРЖАНИЕ


I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

4

2 ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

5

2.1 Объем дисциплины и виды учебной работы

5

2.2 Распределение часов по темам и видам учебной работы

6

3 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

6

3.1 Темы и краткое содержание

7

3.2 ТЕМАТИКА ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

19

4. ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ/КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ/РЕФЕРАТОВ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ

19

4.1 Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

19

4.2 Примерная тематика рефератов, контрольных, курсовых работ

24

4.3 Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу

20

4.4 Контрольные работы по вариантам

23

5 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

24

5.1 Рекомендуемая литература (основная)

24

5.2 Рекомендуемая литература (дополнительная)

24

5.3 Методическая

24

5.4 Материально-техническое и/или информационное обеспечение дисциплин

25

6 ОЦЕНОЧНЫЙ ФОНД. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

25







7 АПИМ ДИСЦИПЛИНЫ

59








I. Организационно-методический раздел

1. Пояснительная записка

Социальное устройство современного общества, его прогресс во мно­гом зависят от уровня образования и информированности населения о насущных проблемах человечества. В настоящее время деятель­ность человеческого общества превратилась в самый средообразующий фактор. В связи с этим изучение экологии человека стало необхо­димым условием формирования личности, воспитания правильного и бережного отношения к природе, рационального ее использования.

Анализ научной литературы позволяет полагать, что негатив­ные тенденции в состоянии здоровья и динамике воспроизводства на­селения, как в нашей стране, так и за рубежом, сохраняющиеся в те­чение двух последних десятилетий, по-видимому, обусловлены воздей­ствием различных антропогенных факторов. Поэтому сегодня с особой остротой встает вопрос прогнозирования вмешательства че­ловека в природную среду.

Знание закономерностей и эколого-физиологических механизмов адаптации человека к различным климато-географическим и антро­погенным факторам среды позволит разработать научно обоснован­ные средства и мероприятия по профилактике болезней, связанных с окружающей средой, и оказать своевременное корригирующее влияние на состояние здоровья населения различных регионов нашей планеты.

Экология человека – молодая наука и новая учебная дисциплина, которая всего несколько лет назад введена в перечень обязательных дисциплин государственного образовательного стандарта по направлению "Экология и природопользование" и по экологическим специальностям.
1.1. Цель курса

Познать сложную систему закономерностей взаимодействия человеческих общностей с окружающей их природной средой, обеспечивающую стабильность в природных экосистемах, а в дальнейшем, и устойчивого развития общества.

 

1.2. Задачи курса

• Определить место, которое занимает человек в этой общей системе, образующей подобно другим организмам часть мира Природы.

• Дать общую интегрированную систему представлений о взаимоотношениях человеческой популяции с окружающим их миром.

• Нацелить обучающихся и общество на рациональное использование ресурсов природы, их воспроизводство и защиту от загрязнения и разрушения с целью обеспечения потребности живущих и будущих поколений людей.
1.3. Требования к уровню освоения содержания курса

В результате изучения студент должен знать:

  • основные общесистемные обобщения в приложении к человеческой популяции;

  • вопросы взаимоотношения человека и окружающей среды;

  • основные факторы риска среды обитания человека, их роль в формировании заболеваемости;

  • взаимоотношение социальной психологии и принципов охраны среды;

  • биологические аспекты экологии человека;

  • вопросы экологической демографии;

  • основные положения урбоэкологии.


Должен уметь:

- Применять полученные знания в производственной и повседневной жизни;

- связывать выявленные заболевания и болезненные состояния с действием тех или иных факторов окружающей среды, распознавать их экологическую обусловленность.

2 ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем дисциплины и виды учебной работы
Распределение времени по видам учебных занятий


п/п

Вид занятий

Очное отделение

Заочное отделение

1

Семестр

6

8

2

Всего часов (по ГОС)

100




3

Из них аудиторных:

64

10

4

Лекций

32

6

5

Лабораторные занятия

32

4

6

Самостоятельная работа

36

50

6

Консультация

2

-

7

Контрольная работа

1

1

8

Рубежный контроль

1

-

9

Реферат

+

+

10

Курсовая работа

+

+

11

Зачет /контр.работа

-

+

12

Экзамен

+

-






2.2 Распределение часов по темам и видам учебной работы

 очное/заочное

 



п/п


Название темы




Лекции

Лаборат.

занятия

Самост. работа

  1.  

Экология человека как система

2/1

2/0

2/4

  1.  

Факторы системы экологии человека

 

2/1

2/4

  1.  

Потребности, определяющие экологию человека

2/1

 

2/4

  1.  

Социально-демографические аспекты экологии человека

2/1

 

 

2/4

  1.  

Загрязнение среды обитания и экология человека

2/0

 

2/1

4/4

  1.  

Экологическая безопасность

2/1

 

2/4

  1.  

Проблемы адаптации в экологии человека

2/1

 

4/4

  1.  

Урбанизация и экология

человека

2/1

 

 

 

4/6

 

  1.  

Обеспечение выживаемости человека в экстремальных условиях природной среды

2/0

 

2/1

 

2/4

 

  1.  

Прикладные аспекты экологии человека

 

2/1

4/6

  1.  

Глобальный антропологический прогноз

2/0

 

4/6

  1.  

Консультация

 

 

 

Итого:

32/6

32/4

36/50


  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


3.1 Темы и краткое содержание
Тема 1. ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА КАК СИСТЕМА

Соотношение экологии человека с другими науками и основные понятие курса. Собственно природная среда, т.е. первая природа. Порожденная агротехническая среда - вторая природа. Искусственная среда - третья природа. Социальная среда. Система экологии человека.

Тема 2. ФАКТОРЫ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА

Генетические и фенотипические совокупности анатомо-физиологических особенностей адаптивного характера. Этолого-поведенческие факторы. Желательный и практически осуществимый характер труда человека. Экономические устремления людей. Иерархические уровни организации антропосистем.

Тема 3. ПОТРЕБНОСТИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЭКОЛОГИЮ ЧЕЛОВЕКА

Биологические (естественные) потребности человека. Этолого-поведенческие (психологические) потребности человека. Этнические потребности человека. Социальные и социально-психологические потребности человека. Трудовые потребности человека. Экономические потребности человека.

Тема 4. СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА

Социальные совокупности. Экологические законодательства. Состояние социальной базы. Общественное сознание. Естественное движение населения - рождаемость, смертность, естественный прирост населения. Брачность. Демографический взрыв. Демографическое регулирование. Миграция населения.

Тема 5. ЗАГРЯЗНЕНИЕ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ И ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

Общие понятия об экологическом здоровье человека. Общие понятия об экологическом здоровье человека. Химическое, физическое, биологическое, радиационное загрязнение среды и экология человека. Принципы оценивания параметров окружающей человека среды.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине экология человека (название) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «социальная экология»
Панов В. И. Социальная экология. Учебно-методический комплекс – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 2009, 72с
Учебно-методический комплекс по дисциплине экология человека (название) iconБиологическая и социальная природа человека учебно-методический комплекс
Биология; магистерские программы: «Физиология человека и животных», «Экология человека», «Экологическая генетика», «Биотехнология»,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине экология человека (название) iconУчебно-методический комплекс «Экология микроорганизмов»
Н. Н. Колоколова. Экология микроорганизмов: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 020803....
Учебно-методический комплекс по дисциплине экология человека (название) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Экология» составлен в...
Дисциплина входит в федеральный и региональный компонент цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин и является обязательной...
Учебно-методический комплекс по дисциплине экология человека (название) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Микробиология и вирусология (название)
Учебно-методический комплекс Микробиология и вирусология составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине экология человека (название) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 Экология...
Учебно-методический комплекс по дисциплине экология человека (название) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 – экология...
Учебно-методический комплекс по дисциплине экология человека (название) iconЭкологическая физиология учебно-методический комплекс
Биология; магистерские программы: «Биотехнология», «Зоология позвоночных», «Физиология человека и животных», «Экологическая генетика»,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине экология человека (название) iconУчебно-методический комплекс дисциплины «экология»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс по дисциплине экология человека (название) iconУчебно-методический комплекс дисциплины «экология»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс по дисциплине экология человека (название) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Информационная экология
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по дисциплине экология человека (название) iconУчебно-методический комплекс дисциплины «экология»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс по дисциплине экология человека (название) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине экология специальность:...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Учебно-методический комплекс по дисциплине экология человека (название) iconУчебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс по дисциплине экология человека (название) iconУчебно-методический комплекс дисциплины дс. 3, Опд. Ф9 Экология человека
Автор программы: кандидат ветеринарных наук, доцент кафедры географии и экологии Николаев А. В
Учебно-методический комплекс по дисциплине экология человека (название) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Биологические основы сельского хозяйства (название)
Учебно-методический комплекс Биологические основы сельского хозяйства составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск