Скачать 258.38 Kb.
|
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе _________________С.Г. Дембицкий "_____"__________________20___ г. Рабочая программа дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ Направление подготовки 230700 – ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА Профиль подготовки Прикладная информатика (в экономике) Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная, заочная
Москва 2012 Рабочая программа предназначена для бакалавров кафедр Информатики и математики и Информационных технологий очной и заочной формы обучения факультета информационных технологий МПСУ, обучающихся по направлению подготовки 230700 – Прикладная информатика. Программа включает в себя цели освоения дисциплины, место дисциплины в структуре ООП бакалавриата, компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины, структуру и содержание дисциплины, образовательные технологии, применяемые при изучении дисциплины, учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины, включающее в себя основную и дополнительную литературу, рекомендованную для изучения материалов учебного курса, кроме этого, приводятся базы данных, информационно-справочные и поисковые системы, помогающие обучаемым освоить учебный материал. Рабочая программа будет полезна как студентам, так и преподавателям, проводящим занятия по дисциплинам базового и специального циклов. Программа разработана к.п.н., проф. Лейбовским М.А. Рецензент – к.т.н., доцент Голованов Д.В. 1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Введение в специальность» является получение слушателями представления о будущей специальности, перспективах ее развития и особенностях профессиональной подготовки по специальности в вузе, получения знаний в области основ информационных технологий, необходимые для успешной организации своего компьютеризированного учебного рабочего места для последующего обучения и творчества, умения пользоваться информационными ресурсами и программно-аппаратным обеспечением. Задачи преподавания дисциплины является: ознакомить студента-первокурсника со структурой учебного плана по специальности; показать роль и место специальности и специалиста в народном хозяйстве и непосредственно в сфере избранной специализации; познакомить с ролью и направлением научной и информационной деятельности кафедры в указанном направлении; подготовить студента к плодотворной учебной и творческой работе в вузе и на кафедре, адаптируя его к программно-методическому, информационному и аппаратному обеспечению по кафедре; познакомить с главной содержательной деятельностью подготавливаемого специалиста: проектированию и сопровождению ИС по областям применения; подготовить студентов к самостоятельной работе по изучению учебной литературы. 2.Место дисциплины (модуля) Введение в специальность в структуре ООП бакалавриата Дисциплина (модуль) Введение в специальность входит в Гуманитарный, социальный и экономический цикл дисциплин, Вариативную часть учебного плана. Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей: дисциплины профессионального цикла, такие как: Вычислительные системы, сети и телекоммуникации Операционные системы Программная инженерия Информационные системы и технологии Базы данных Проектирование информационных систем Информационная безопасность Интернет технологии Разработка и стандартизация программных средств Предметно-ориентированные экономические информационные системы Теория экономических информационных систем Интеллектуальные информационные системы Мировые информационные ресурсы Мат. методы в исследовании экономики Методы принятия решений Автоматизированный бух учет и финансовая отчетность Автоматизированные банковские системы. 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) Введение в специальность. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций или их составляющих: ОК-2: способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, владеть навыками ведения дискуссии и полемики; ОК-5: способен самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, стремится к саморазвитию; ОК-6: способен осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности; ОК-8: способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; ПК-3: способен использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности и эксплуатировать современное электронное оборудование и информационно-коммуникационные технологии в соответствии с целями образовательной программы бакалавра; ПК-4: способен ставить и решать прикладные задачи с использованием современных информационно-коммуникационных технологий; ПК-22: способен готовить обзоры научной литературы и электронных информационно-образовательных ресурсов для профессиональной деятельности. В результате освоения данной дисциплины (модуля) студент должен: знать:
уметь:
владеть навыками:
Основными видами занятий являются лекции, практические занятия. 4. Структура и содержание дисциплины (модуля) Введение в специальность. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов, изучается в одном семестре и по очной, и по заочной форме обучения. Очная форма обучения (срок обучения 4 года)
Заочная форма обучения (срок обучения 5 лет)
5. Образовательные технологии Лекционные занятия проводятся с использованием педагогической технологии продукционного обучения. Используя проектор на большой экран и (или) интерактивную доску, преподаватель демонстрирует студентам вид экрана своего компьютера и выполняет операции по решению задачи изучаемой темы, объясняя суть выполняемой работы. Наблюдая за действиями преподавателя, студент повторяет их, самостоятельно решая задачу изучаемой темы. В результате студент приобретает не только знания, но и практические навыки по решению задач на компьютере. Альтернативным вариантом проведения лекционного занятия является демонстрация слайдов лекционного материала с подробным объяснением излагаемого учебного материала. Это занимает примерно половину лекционного занятия. Затем студентам предлагается воспроизвести на своих компьютерах решение тех задач, которые перед этим объяснял преподаватель. При этом преподаватель оказывает индивидуальную помощь тем студентами, у которых возникают затруднения при выполнении задания. Содержание дисциплины Раздел 1. Введение. Системный подход к подготовке специалистов в сфере прикладной информатики 1.1. Основные требования Государственного образовательного стандарта специальности 230700.65 Прикладная информатика Вводная лекция. Понятие «Прикладная информатика» как отрасль знаний. Особенности возникновения специальности. Система государственного регулирования профессиональной подготовки будущих специалистов. Основные положения Государственного образовательного стандарта специальности 230700.65 Прикладная информатика. 1.2. Системный подход к подготовке специалистов в сфере прикладной информатики Принципы построения системы профессиональной подготовки будущих специалистов. Особенности современной системы обучения по специальности 230700.65 Прикладная информатика. Раздел 2. Основные аспекты профессиональной подготовки будущих специалистов в системе высшего профессионального образования 2.1. Общекультурные компетенции и дисциплины в подготовке специалиста по специальности Перечень необходимых для профессиональной подготовки общепрофессиональных дисциплин. Комментарии к курсам «Информатика» и «Теория информации». Традиционные науки, на которые опирается «Информатика». 2.2. Профессиональные компетенции и дисциплины по специальности Перечень компетенций и дисциплин. Раскрытие наиболее значимых дисциплин для будущей специальности. Обобщение раздела. 2.3. Цикл дисциплин вариативной части учебного плана подготовки по специальности. Дисциплины по выбору студента Особенности построения учебного плана профессиональной подготовки по специальности в вузе. Принципы вариативности в учебном процессе. Дисциплины по выбору студента. Раздел 3. Телекоммуникации и их программное обеспечение в системе непрерывного образования 3.1. Компьютерные сети и мировые информационные ресурсы Понятие компьютерных сетей. История развития сетей. Формирование мировых информационных ресурсов. Современные принципы построения глобальных информационных сетей. ЛВС. Интернет. 3.2. Особенности обслуживания компьютерных сетей Техническое и программное обслуживание компьютерных сетей. Методы мониторинга сетей. Раздел 4. Базы данных и базы знаний. Серверы баз данных 4.1. Особенности построения баз данных в сети Базы данных. Базы знаний. Банки данных. Принципы формирования и построение данных. Базы данных в компьютерных сетях. 4.2. Принципы организации обработки данных Способы организации обработки данных. Принципы обработки данных. Основные понятия функциональности баз данных в сетях. 4.3. Инструментальное программное обеспечение поддержки и обработки данных в сети Инструментальные средства накопления, обработки данных. Программные комплексы управления базами данных. Раздел 5. Проектирование информационных систем 5.1. Особенности построения информационных систем Понятие информационной системы. Принципы построения информационных систем. Жизненный цикл информационных систем. 5.2. Основные принципы проектирования информационных систем Понятие проектирования информационных систем. Этапы проектирования информационных систем. Особенности моделирования в проектировании информационных систем. Интерфейс. Навигация. Раздел 6. Информационно-социальные технологии 6.1. Информационные технологии в образовании Информационные технологии в обществе. ИКТ в образовательном процессе. Интернет и образование. 6.2. Дистанционное обучение Современное дистанционное образования. Средства организации дистанционного образования. Основные принципы и особенности построения и организации дистанционного образования. Раздел 7. Информационная безопасность 7.1. Системное и сетевое администрирование Понятие администрирования в компьютерных сетях. Системное администрирование. Задачи системного и сетевого администрирования. Роль администрирования в информационных системах и сетях. 7.2. Защита информации в компьютерных сетях Основные угрозы информационной безопасности. Принципы построения информационной безопасности. Средства обеспечения информационной безопасности в современных информационных системах и компьютерных сетях. Раздел 8. Мобильные информационные технологии 8.1. Виды современных мобильных систем и направления их развития Карманные компьютеры (PDA). Мобильность в сфере информационных технологий и перспективы развития единого информационного пространства. Отношение к информационно-социальным технологиям. Домашний компьютер. 8.2. Особенности программной среды мобильных систем Появление Windows CE. Основные приложения Windows CE. Другие операционные среды мобильных устройств и систем. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Основными видами промежуточного контроля знаний являются задания для самостоятельной проработки, выполняемые самостоятельно в течение семестра. Основными видами рубежного контроля знаний является экзамен. Формы текущего контроля
Рассчитывается интегральная оценка текущей работы студента (Оаудиторная) как процент оценок «зачтено» за проверочные работы, приведенная к 10-балльной оценке
Форма промежуточного контроля
Форма итогового контроля
Методика формирования накопительной оценки текущего контроля знаний и умений Накопительная оценка текущего контроля знаний и умений студентов рассчитывается как среднее арифметическое четырех 10-балльных оценок: оценки работы студента в аудитории, оценки выполнения заданий для самостоятельной работы и оценки за домашнюю работу. Методика формирования результирующей оценки итогового контроля знаний и умений Изучение дисциплины заканчивается экзаменом, который (с учетом ответов студента на заданные преподавателем дополнительные вопросы по тематике изучаемой дисциплины) оценивается 10-балльной оценкой. Итоговая оценка рассчитывается по формуле: Оитоговый = k1·Озачет + k2 (Ок/р + Одз +Оаудиторная+ Осам. работа )/4 где k1 = 0,6; k2 = 0,4 Вопросы к экзамену
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) Введение в специальность. а) основная литература: 1. Морозевич А.Н. Информационные технологии в жизни общества. – Мн.: НАНБ, 2008. 2. Якубайтис Э.А. Информационные сети и системы. Проектирование. Справочная книга. Доп. издание, переработанное – М.: Финансы и статистика, 2009. 3. Мордвинов В.А. Информсреда новых информационных технологий \ Под ред. Н.В. Петропольского: Уч. Пособие. – М.: МГДТДиЮ – МИРЭА, 2006. б) дополнительная литература: 1. Ефремова О.В., Моисеева М.В., Шафрин Ю.А. Практикум по компьютерной технологии. Упражнения, примеры и задачи. ABF. – М.: 1997. 2. Информационные материалы на сервере кафедры, в том числе учебный план по специальности и примеры производственных и студенческих проектов. в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: 1. Анкудинов Г.И., Бригаднов И.А., Чалов Д.В. Введение в специальность: Рабочая программа. Методические указания. Задание и методические указания к выполнению реферата (направление подготовки 654600 – «Информатика и вычислительная техника»). – СПб.: СЗТУ, 2002 – 22 с. http://window.edu.ru/window_catalog/redir?id=25137&file=nwpi234.pdf 2. Гладких Б.А. Информатика: Введение в специальность. Учебное пособие для вузов. – Томск: Изд-во научно-техн. литературы, 2002 – 350 с. http://window.edu.ru/window_catalog/files/r24052/index.html 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) Введение в специальность. Персональные компьютеры слушателей не ниже Pentium 4 с подключением к Internet, ОС Windows не ниже Windows XP или *nix. Компьютер преподавателя. Проектор, подключенный к компьютеру преподавателя. Экран или интерактивная доска. |
Программа разработана к т. н., доцентом Абатуровым Владимиром Анатольевичем... Рабочая программа предназначена для бакалавров кафедр Информатики и математики и Информационных технологий как очной, так и заочной... | Рабочая программа Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины... Дисциплина «Психология» относится к «Дисциплинам по выбору» гуманитарного, социального и экономического цикла ( В. Дв. 3). Для освоения... | ||
Рабочая программа Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины... Изучение дисциплины "Юридическая психология" студентами-юристами предполагает следующие цели | Рабочая программа Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины... Изучение дисциплины "Юридическая психология" студентами-юристами предполагает следующие цели | ||
Рабочая программа дисциплины Введение в профессию Целями освоения дисциплины «Введение в профессию» является формирование представлений об области, объектах, видах и задачах профессиональной... | Рабочая программа Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Менеджмент» ... | ||
Рабочая программа Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины (модуля) «Немецкий язык: вводный курс» являются формирование систематизированных знаний в области второго... | Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Международные стандарты аудита» (мса) Цель: к концу урока учащиеся смогут рассказать о книгах, которые они читают и почему | ||
2. Автор программы: Гафаров Р. М., канд филол наук, доцент кафедры... Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы по... | Программа разработана в соответствии с рабочим учебным планом университета... ... | ||
2. Автор программы: Пожидаева О. В., канд филол наук, доцент кафедры... Физика. Основное общее образование. Приказ Минобразования России от 05. 03. 2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных... | Программа включает Цели освоения дисциплины, место дисциплины в структуре... Османбекова Замира Зарифовна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры клинической психологии. Программа по дисциплине «Нейрофизиология»... | ||
Программа включает Цели освоения дисциплины, место дисциплины в структуре... Османбекова Замира Зарифовна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры клинической психологии. Программа по дисциплине «Нейрофизиология»... | Программа разработана в соответствии с рабочим учебным планом университета... ... | ||
Методические рекомендации преподавателям по организации обучения... Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 23 | Российской федерации Целями освоения дисциплины (модуля) «Введение в специальность» является ознакомление студентов с особенностью профессиональной деятельности... |