Скачать 1 Mb.
|
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе _________________С.Г. Дембицкий "_____"__________________20___ г. Рабочая программа дисциплины ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Направление подготовки 230700 – Прикладная информатика Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная, заочная
Москва, 2012 Рабочая программа предназначена для бакалавров кафедр Информатики и математики и Информационных технологий как очной, так и заочной формы обучения факультета информационных технологий МПСУ, обучающихся по направлению подготовки 230700 – Прикладная информатика. Программа включает в себя цели освоения дисциплины, место дисциплины в структуре ООП бакалавриата, компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины, структуру и содержание дисциплины, образовательные технологии, применяемые при изучении дисциплины, учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины, включающее в себя основную и дополнительную литературу, рекомендованную для изучения материалов учебного курса, кроме этого, приводятся базы данных, информационно-справочные и поисковые системы, помогающие обучаемым освоить учебный материал. Рабочая программа будет полезна как студентам, так и преподавателям, проводящим занятия по дисциплинам базового и специального циклов. Программа разработана к.т.н., доцентом Абатуровым Владимиром Анатольевичем Рецензент – к.т.н., доцент Голованов Дмитрий Владимирович 1 Цели освоения дисциплины Дисциплина «Имитационное моделирование экономических процессов» посвящена систематическому изложению общих идей и практических методов моделирования сложных систем различного назначения, функционирующих в условиях действия случайных факторов. Целями освоения дисциплины (модуля) Имитационное моделирование экономических процессов являются: – формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций, знаний, умений и навыков владения математическим аппаратом имитационного моделирования экономических процессов для решения задач конечной структуры предметной области бакалавра по направлению (профилю) подготовки 230700 – Прикладная информатика (в экономике); – воспитание культуры логических рассуждений; – привитие элементарных практических навыков формулирования прикладных математических моделей научно-исследовательского, производственного и экономического характера, их анализа и использования для принятия управленческих решений с применением современных методов имитационного моделирования сложных систем. Задачи дисциплины (модуля) Имитационное моделирование экономических процессов: – ознакомить студентов с сущностью, познавательными возможностями и практическим значением моделирования как одного из научных методов познания реальности; – дать представление о наиболее распространённых математических методах, используемых в экономико-математическом моделировании; – сформировать устойчивые навыки решения задач экономико-математического моделирования и постановки модельного компьютерного эксперимента; – научить интерпретировать результаты экономико-математического и имитационного моделирования и применять их для обоснования управленческих решений; – сформировать основу для дальнейшего самостоятельного изучения приложений экономико-математического и имитационного моделирования в процессе профессиональной деятельности. 2 Место дисциплины (модуля) в структуре ООП бакалавриата Дисциплина (модуль) Имитационное моделирование экономических процессов входит в Математический и естественнонаучный цикл дисциплин, Вариативную часть учебного плана. Для усвоения дисциплины (модуля) Имитационное моделирование экономических процессов студентам необходимо усвоение материала дисциплин «Математика», «Дискретная математика», «Информатика и программирование», «Теория алгоритмов», «Теория вероятностей и математическая статистика», «Теория систем и системный анализ», «Математическая логика», «Алгоритмы вычислительной математики», «Численные методы в экономике», «Высокоуровневые методы информатики и программирования», «Экономическая теория», «Эконометрика» и «Математическая экономика». 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) Имитационное моделирование экономических процессов Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций или их составляющих: ОК-1: способен использовать, обобщать и анализировать информацию, ставить цели и находить пути их достижения в условиях формирования и развития информационного общества; ОК-2: способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, владеть навыками ведения дискуссии и полемики; ОК-4: способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность; ОК-5: способен самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, стремится к саморазвитию; ОК-6: способен осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности; ОК-7: способен понимать сущность и проблемы развития современного информационного общества; ОК-8: способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; ПК-2: способен при решении профессиональных задач анализировать социально-экономические проблемы и процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования; ПК-3: способен использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности и эксплуатировать современное электронное оборудование и информационно-коммуникационные технологии в соответствии с целями образовательной программы бакалавра; ПК-4: способен ставить и решать прикладные задачи с использованием современных информационно-коммуникационных технологий; ПК-5: способен осуществлять и обосновывать выбор проектных решений по видам обеспечения информационных систем; ПК-9: способен моделировать и проектировать структуры данных и знаний, прикладные и информационные процессы; ПК-10: способен применять к решению прикладных задач базовые алгоритмы обработки информации, выполнять оценку сложности алгоритмов, программировать и тестировать программы; ПК-17: способен применять методы анализа прикладной области на концептуальном, логическом, математическом и алгоритмическом уровнях; ПК-21: способен применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: знать: – основные хозяйственные задачи, решаемые с помощью экономико-математического и имитационного моделирования; – теоретические основы и прикладные методы решения задач менеджмента с помощью экономико-математического и имитационного моделирования; – теоретические основы моделирования как научного метода; уметь: – выбирать методы моделирования систем, структурировать и анализировать цели и функции систем управления, проводить системный анализ прикладной области; – применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений; – творчески применять экономико-математическое и имитационное моделирование в целях углубления знаний о рынках товаров и услуг, понимания закономерностей их функционирования; иметь целостное представление: – об основных экономико-математических методах и моделях и алгоритмах их реализации; – о методах моделирования сложных социально-экономических систем, возможностях программных средств моделирования; – о способах использования результатов моделирования в практической деятельности в сфере экономики и их роли в деятельности современного объекта экономики; владеть: – навыками формулирования простейших прикладных экономико-математических и имитационных моделей; – навыками моделирования прикладных задач; – навыками выбора прикладных экономико-математических и имитационных моделей для решения задач менеджмента. Содержанием читаемого двухсеместрового курса являются основные понятия системологии, практические методы имитационного моделирования сложных систем различного назначения, функционирующих в условиях действия случайных факторов, основные свойства типичных сложных систем и показатели их эффективности, надежности и качества управления, наиболее распространенные приемы формирования детерминированных и случайных элементов экономико-математических моделей, особенности современного объекта экономики как сложной системы. Изучение дисциплины (модуля) «Имитационное моделирование экономических процессов» базируется на знании основ экономической теории, аналитических и численных методов функционального и дискретного математического анализа, теории вероятностей, математической статистики и эконометрики. Являясь вариативной частью математического и естественнонаучного цикла основной образовательной программы бакалавриата по направлению (профилю) подготовки 230700 – Прикладная информатика (в экономике), данная дисциплина обеспечивает изучение общепрофессиональных и специальных дисциплин, установленных Федеральным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Дисциплина (модуль) «Имитационное моделирование экономических процессов» изучается в 5-м и 6-м семестрах на лекциях, практических и интерактивных занятиях и во время самостоятельной работы. Программа дисциплины состоит из 2 разделов. По дисциплине предусмотрены зачет в 5–м семестре и экзамен в 6–м семестре. 4. Структура и содержание дисциплины (модуля) Имитационное моделирование экономических процессов Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, 216 часов, изучается в двух семестрах как по очной, так и по заочной формы обучения. Очная форма обучения (срок обучения 4 года)
Заочная форма обучения (срок обучения 5 лет)
Содержание дисциплины Введение. Математическое моделирование экономических процессов как технология принятия управленческих решений Историческая справка. Предмет, цель и содержание курса «Имитационное моделирование экономических процессов». Основные понятия и определения. Проблема выделения предметной области из среды. Элементы системного анализа. Понятие сложной системы. Проблема классификации систем. Свойства сложных систем. Сложная система, как объект моделирования. Прикладной системный анализ – методология исследования сложных систем. Инженерное изучение комплексных «общесистемных» проблем крупных технологических, производственных, энергетических, коммуникационных комплексов, систем автоматизированного управления. Современный объект экономики, как сложная система. Наука о сложных системах – системология. Направления развития системологии: создание концептуальных и методологических основ; формирование и формализация новых задач; разработка методов и аппарата решения. Подсистемы и элементы сложной системы. Макропроектирование и микропроектирование. Разработка сложных систем. Этапы создания модели сложной системы. Задачи исследования сложных систем: задачи анализа и задачи синтеза. Процедурно-технологическая схема построения и исследования моделей сложных систем. Основные понятия моделирования. Этапы определения, характерные для любого метода моделирования: предметная (проблемная) область; объект моделирования; целенаправленность и целевая функция; основные требования к моделям; форма представления модели; виды описания и построения модели; характер реализации; методы исследования. |
Программа разработана к п. н., проф. Лейбовским М. А. Рецензент к... Рабочая программа предназначена для бакалавров кафедр Информатики и математики и Информационных технологий очной и заочной формы... | Рабочая программа по курсу «Имитационное моделирование экономических... «Имитационное моделирование экономических процессов» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта... | ||
Рабочая программа по курсу «Имитационное моделирование экономических... «Имитационное моделирование экономических процессов» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта... | Учебно-методический комплекс по дисциплине имитационное моделирование... «Прикладная информатика в экономике». Составитель: доцент к ф м н., доцент Кузьмин П. И. Барнаул, Алтайский государственный университет,... | ||
Методические рекомендации по курсу имитационное моделирование подготовки... Цели освоения дисциплины изучение методов и моделей имитационного моделирования и развитие практических навыков решения задач по... | Ученое звание: Доцент Должность: Доцент кафедры “Математическое моделирование... Утвердить прилагаемую Стратегию развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года | ||
Программа включает Цели освоения дисциплины, место дисциплины в структуре... Андрей Владимирович, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии. Программа по дисциплине «Методы психотерапии»... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Имитационное моделирование экономических процессов Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 октября 2011г.№2267 на основе требований Государственного образовательного... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Имитацтонное моделирование... Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин (дисциплина области применения) и является обязательной... | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Имитационное моделирование бизнес-процессов в системах массового обслуживания Работа выполнена на кафедре прикладной математики и программирования Южного федерального университета | Рабочая программа Цели освоения дисциплины Дисциплина «Философия»... Дисциплина «Философия» входит в блок общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Философия как учебная дисциплина принадлежит... | ||
I. цели освоения учебной дисциплины дисциплина призвана сформировать... Дисциплина призвана сформировать представление о содержании и перспективах глобализационных процессов, их влиянии на государство... | Самостоятельная работа с экзаменом- 78 часов Контактные часы 7 часов... Сформировать базовое представление, знания, умения и навыки студентов по основам объектно-ориентированного программирования для разработки... | ||
Математическое моделирование экономических систем «Основы математического моделирования экономических систем» должно способствовать развитию у студентов более глубокого понимания... | Самостоятельная работа 74 часов Экзамен 3 семестр Зачет нет Составитель... Направление подготовки – фгос впо направления 250100 «Лесное дело» от 12. 08. 2010 г., N 854 |