Методические рекомендации по курсу имитационное моделирование подготовки бакалавриата 080500. 62 Бизнес-информатика (общий профиль)





Скачать 255.67 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по курсу имитационное моделирование подготовки бакалавриата 080500. 62 Бизнес-информатика (общий профиль)
Дата публикации15.04.2015
Размер255.67 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Математика > Методические рекомендации
Методические рекомендации по курсу

Б2.В1. Имитационное моделирование

подготовки бакалавриата 080500.62 Бизнес-информатика (общий профиль)
Цели освоения дисциплины - изучение методов и моделей имитационного моделирования и развитие практических навыков решения задач по моделированию экономических, социальных и производственно-технологических систем для формирования, принятия и реализации управленческих решений.

Задачи дисциплины - получение студентами теоретических знаний и практических навыков создания и использования имитационных моделей.

5. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Имитационное моделирование» входит в вариативную часть математического и естественно-научного цикла дисциплин. Она проводится в пятом семестре, трудоемкость составляет 3 ЗЕТ, форма отчетности: в 5 семестре – зачет. 

Для полного понимания и усвоения материала, изложенного в курсе «Имитационное моделирование», изучению данного курса должно предшествовать освоение курсов по математическому анализу, теории вероятностей и математической статистике, случайным процессам, исследованию операций, эконометрике, экономико-математическому моделированию, численным методам, информационным технологиям в экономике. Студенты должны быть знакомы с системами управления базами данных, программным продуктом Statistica, электронными таблицами Excel.

Знания, полученные в рамках курса, будут востребованы организациями и специалистами, применяющими в своей деятельности информационные технологии и математические методы моделирования макро- и микроэкономических процессов.
6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
(модуля) *
ОК- 4, 11, 12, 13,16, 17, ПК-10, 13, 19, 20, 27

.

7. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины (модуля) составляет 3 зачетных единицы
(из расчета 1 ЗЕТ= 36 часов); 108 часов.

№ п/п

Шифр и наименование направления с указанием профиля (названием магистерской программы), формы обучения

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость в

часах/ЗЕТ

Всего аудит.

Часов в интеракт.форме. (из ауд.)

ЛК

ПР

СМ

Часы на СРС

. (для дисц-н с экзаменом, включая часы на экзамен)*


1

080500 Бизнес-информатика

3

5

108/3

42

9

16

26

66

66

зачет

8. Содержание дисциплины (модуля)

№ п/п

Наименование раздела, темы

Всего ауд.ч./в интеракт.ф.

ЛК

ПР

ЛБ

Часов на СРС

Часть 1. Методология имитационного моделирования

1.1

Имитационные модели, процесс имитационного моделирования (базовые определения)

8/1

4

4




12

1.2

Математический аппарат имитационного моделирования

8/1

4

4




12

1.3

Основные методологические подходы к построению имитационных моделей

6/2

2

4




12

Часть 2. Компьютерные среды имитационного моделирования

2.1

Современные универсальные компьютерные среды и языки имитационного моделирования

10/2

4

6




14

2.2

Компьютерное имитационное моделирование экономических, социальных и производственно-технологических систем

10/2

2

8




16




ИТОГО:

42/8

16

26




66


9. Содержание разделов дисциплины

ЧАСТЬ 1. Методология имитационногомоделирования

Раздел 1.1. Имитационные модели, процесс имитационного моделирования (базовые определения)

Введение в имитационное моделирование. Имитационные модели, область применения и основные определения. Структура процесса имитационного моделирования.

Раздел 1.2. Математический аппарат имитационного моделирования

Применение теории вероятностей и математической статистики к имитационному моделированию. Виды вероятностных распределений, используемых в имитационном моделировании. Статистические проблемы имитационного моделирования.

Системность имитационного моделирования. Условие системности имитационного моделирования. Модели общих систем. Возможности интеграции имитирующих моделей с помощью моделей общих систем.

Раздел 1.3. Основные методологические подходы к построению имитационныхмоделей

Имитационные модели систем. Дискретные Имитационные модели. Непрерывные имитационные модели.

Методологии имитационного моделирования. Принципы и методы построения имитационных моделей. Аналитический метод, метод статистического моделирования (Монте-Карло), комбинированный подход.

ЧАСТЬ 2. Компьютерные среды имитационногомоделирования.

Раздел 2.1. Современные универсальные компьютерные среды и языки имитационногомоделирования

Компьютерные среды моделирования. Построение моделей в компьютерных средах для производственно-технологических и социально-экономических систем. Виды применяемых систем и примеры формирования имитирующих моделей. Возможности использования имитационных языков. Сведения о современных программных продуктах в этой области.

Раздел 2.2. Компьютерное имитационное моделирование экономических систем

Моделирование прогнозирования объёма продаж. Алгоритм построения прогноза объёма реализации для продукции с сезонным характером продаж.

Имитационное моделирование инвестиционных рисков. Установление взаимосвязи между исходными и выходными показателями в виде математических уравнений или неравенств. Законы распределения вероятностей для ключевых параметров модели. Компьютерная имитация значений ключевых параметров модели. Расчет основных характеристик распределений исходных и выходных показателей. Анализ полученных результатов и принятие решения.

Имитационное моделирование операций с ценными бумагами. Фактор времени и оценка потоков платежей. Долгосрочные обязательства с фиксированным доходом. Краткосрочные и коммерческие ценные бумаги.

Имитационные модели для построения системы согласованных тарифов и цен. Общее и особенное в методиках формирования тарифов и цен на услуги субъектов разных отраслей естественных монополий. Имитационные модели для построения системы согласованных тарифов. Сведения о современных программных продуктах в этой области и обучение их применению.

Имитационные модели систем массового обслуживания. Классификация систем массового обслуживания. Основная задача теории систем массового обслуживания. Модели потоков событий. Применение прикладных пакетов программ для моделирования СМО.

10. Темы для самостоятельного изучения

Наименование раздела

дисциплины (модуля)

Форма самостоятельной

работы

Кол-во часов


Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1. Планирование имитационного эксперимента. Стратегии

запуска и правила остановки.

2. Условие системности имитационного моделирования и общие

системы.

3. Особенности и область применения дискретных

имитационных систем.

4. Особенности и область применения непрерывных

имитационных систем.

5. Особенности и область применения агрегативных моделей.

6. Проблема взаимосвязанной имитации процессов в

совокупности производственно-технологических и социально-

экономических систем.

7. Системы программного обеспечения имитационного

моделирования на основе языка GPSS (сравнение возможностей).

8. Системы программного обеспечения имитационного

моделирования на основе SLX, Proof Animation, ProcessModel,

AnyLogic (по выбору).

- подготовка реферата или выступления с презентацией

- подготовка реферата или выступления с презентацией

- подготовка реферата или выступления с презентацией

- подготовка реферата или выступления с презентацией

- подготовка реферата или выступления с презентацией

- подготовка реферата или выступления с презентацией
- подготовка реферата или выступления с презентацией


- подготовка реферата или выступления с презентацией

8

8


8

8

8

8


8
10


- защита реферата или выступление с презентацией

- защита реферата или выступление с презентацией
- защита реферата или выступление с презентацией

- защита реферата или выступление с презентацией

- защита реферата или выступление с презентацией

- защита реферата или выступление с презентацией
- защита реферата или выступление с презентацией


- защита реферата или выступление с презентацией


Темы теоретико-практических работ:

1. Моделирование производственных и технологических процессов.

2. Моделирование равновесия на конкурентном рынке.

3. Моделирование ценообразования на продукцию конкретной фирмы.

4. Моделирование ценообразования на услуги конкретной фирмы.

5. Моделирование влияния производственного лага на устойчивость

экономики.

6. Моделирование влияния срока службы изделий на динамику

производства.

7. Моделирование эффективности проведения маркетинговой

кампании на примере деятельности конкретной фирмы.

8. Моделирование инвестиций в производственный сектор экономики и

анализ их эффективности.

9. Моделирование инвестиций в сферу услуг и анализ их

эффективности.

10. Имитационная модель максимизации прибыли в краткосрочном

периоде для фирм, действующих в среде монополистической конкуренции.

11. Имитационная модель максимизации прибыли в долгосрочном

периоде для фирм, действующих в среде монополистической конкуренции. 14

12. Имитационная модель эффективного использования рекламы для

увеличения сбыта продукции.

13. Имитационная модель эффективного использования рекламы в

стимулировании сбыта товаров и услуг для завоевания конкурентного

преимущества.

14. Моделирование ценообразования на рынках продукции и ресурсов в

условиях совершенной.

15. Моделирование ценообразования на рынках продукции и ресурсов в

условиях несовершенной конкуренции.

16. Моделирование взаимоотношений между отраслями и рынками,

между секторами экономики.

17. Моделирование равновесия на рынках товаров и денег для закрытой

экономики.

18. Моделирование равновесия на рынках товаров и денег для открытой

экономики.

19. Моделирование функционирования системы массового

обслуживания на примере конкретного предприятия.

20. Моделирование интуитивных (экспертных) методов

прогнозирования.

21. Применение имитационного моделирования в демографических

моделях общественного развития.

22. Моделирование курса ценных бумаг на фондовом рынке.

23. Имитационные модели в страховании.

24. Имитационное моделирование и прогнозирование развития страны,

региона, производственного комплекса и т.п.

25. Моделирование инфляционных процессов в экономике.

26. Моделирование и оптимизация рекламной деятельности на примере

конкретной фирмы.

27. Имитационные модели ценообразования на рынке недвижимости. 15

28. Имитационные модели ценообразования на рынке услуг.

29. Имитационные модели ценообразования в энергетических отраслях

экономики.

30. Имитационное моделирование параметров денежных потоков с

учетом инфляции и налогообложения.

31. Имитационное моделирование в транспорте, связи и

телекоммуникациях.

32. Имитационная модель оптимальной ставки налога на прибыль

предприятий.

33. Моделирование в системах административного управления.

34. Имитационное моделирование в проектировании.

35. Имитационное моделирование оценивания параметров

регрессионной модели.

36. Имитационное моделирование и анализ бизнес-процессов на

примере конкретного предприятия.

37. Моделирование и исследование ценообразования на услуги.

38. Моделирование формирования портфеля ценных бумаг с заданным

значением доходности при минимальном риске.

39. Моделирование максимизации доходности портфеля ценных бумаг

при ограниченном риске.

40. Построение имитационной модели экономической системы на языке

имитационного моделирования GPSS.

41. Построение имитационной модели экономической системы с

помощью программы MathCad Professional.

42. Разработка имитационной модели финансово-экономической

деятельности предприятия с помощью программы Project Expert.
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля)

Лектором в конце каждой лекции по каждой теме формируется индивидуальное задание. Индивидуальность каждого задания достигается тем, что оно выдается из практикума, подготовленного по данной дисциплине, либо основано на том, что матрица индивидуального задания формируется специальным образом из последних трех цифр зачетной книжки.

Преподавателем на каждом практическом занятии с помощью студентов и при их активном участии у доски решается и разбирается задача по очередной теме. В начале следующего занятия преподавателем быстро оценивается выполнение индивидуального занятия каждым студентом и делается соответствующая отметка в журнале.

На второй контрольной точке (примерно в середине семестра) студенту выставляется неудовлетворительная оценка за каждую невыполненную к этому времени лабораторную работу (по числу среднего количества выполненных к этому времени практических работ).

Ближе к концу семестра преподавателем организуется прохождение всей группой тестовых заданий в компьютерном классе. Процент выполнения теста фиксируется преподавателем в журнале напротив фамилии студента.

Посещение лекций, практических занятий, выполнение заданий всех практических занятий, выполнение тестовых заданий оценивается в баллах. Итоговая аттестация по дисциплине проводится согласно итоговой сумме, набранной студентом в течение семестра. При выставлении итоговой оценки на экзамене учитывается итоговая сумма баллов, набранная студентом в течение семестра.
Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение дисциплины
(модуля)


1. Основная литература

1. Емельянов А. А. Имитационное моделирование экономических процессов : учеб. пособие для студ., обуч. по спец. "Прикладная информатика (по обл.)", а также по др. компьютерным спец. и направл. / Емельянов А. А., Власова Е. А., Дума Р. В. ; под ред. А. А. Емельянова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Финансы и статистика, 2006. - 416 с. : ил. - ISBN 5-279-02947-5 [Гриф УМО]

  1. Гельман В.Я. Решение математических задач средствами Excel. Практикум. – Спб.: Питер, 2003. – 240 с.

  2. Кельтон В., Лоу А. Имитационное моделирование. Классика CS. 3-ое изд. – СПб.: Питер; Киев: Издательская группа BHV. – 2004. – 847 с., ил.


2. Дополнительная литература

1. Машинные имитационные эксперименты с моделями экономических систем. Под ред. Нейлора Т.М. — М.: Мир, 1975 - 501 стр.

2. Руководство по GPSS/PC. Пер. с англ. под ред. Якимова И. — М. Казань, 1997 - 351 с.

3. Клейнен Дж. Статистические методы в имитационном моделировании. /Пер с англ.; Под ред. Ю.П.Адлера и В.Н.Варыгина. - М.: Статистика, 1978. – Вып.1 – 221 с.; Bып.2 – 335 с.

4. Шеннон Р. Дж. Имитационное моделирование систем – искусство и наука. — М.: Мир, 1978 - 418 с.

5. Шмидт Б. Искусство моделирования и имитации: Введение в имитационную систему Simplex3. Изд-во "Финансы и статистика", 2003.
3.Электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

http://e.lanbook.com/ - Электронно-библиотечная система Издательство «Лань»

http://www.biblioclub.ru/ - Университетская библиотека On-Line

http://ibooks.ru/ - Электронно-библиотечная система ibooks.ru

Главная ссылка

http://scintific.narod.ru/literature.htm#PhysMath

Техническая библиотека http://techlibrary.ru

Электронная библиотека попечительского совета МГУ http://lib.mexmat.ru/

VILennins Home Page http://www.vilenin.narod.ru/Mm/Books/Books.htm

Физико-математическая библиотека EqWorld http://eqworld.ipmnet.ru/ru/library.htm

Библиотека по программированию Programmers Klondike http://www.proklondike.com/
4. Программное обеспечение:

1. Электронные таблицы Excel MS Office.

2. Система Statistica в среде Windows. 20

3. Программа MathCad Professional.

4. Программа Project Expert.

5. Системы программного обеспечения имитационного моделирования на основе языка GPSS.

14. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

  • перечень используемых технических средств: разработан электронный курс в Системе управления обучением ФМОИП

  • перечень используемых пособий: компьютерные лабораторные практикумы.

  • программное обеспечение:

1. Электронные таблицы Excel MS Office.

2. Система Statistica в среде Windows. 20

3. Программа MathCad Professional.

4. Программа Project Expert.

5. Системы программного обеспечения имитационного моделирования на основе языка GPSS.


  • Примерные зачетные тестовые задания.






  • Примерный перечень вопросов к зачету.

1. Место имитационного моделирования в исследованиях

экономических систем.

2. Этапы построения имитационных моделей.

3. Сбор информации о системе, формулирование проблемы и

определение целей исследования.

4. Структура представления данных в имитационных моделях.

5. Виды оценок и методы оценивания параметров имитационной моде-

ли.

6. Общие положения проверки гипотез о согласии.

7. Разработка концептуальной модели: логико-математическое

описание моделируемой системы в соответствии с формулировкой

проблемы.

8. Создание имитационной модели средствами системы

моделирования.

9. Испытание и исследование имитационной модели с использованием

исходных данных моделирования.

10. Проведение направленного вычислительного эксперимента на

имитационной модели.

11. Анализ и интерпретация результатов имитационного моделирования.

12. Аналитический метод имитационного моделирования.

13. Метод статистических испытаний.

14. Комбинированный метод построения имитационных моделей.

15. Параметры и переменные имитационной модели.

16. Классификация имитационных моделей в зависимости от типа

модельного времени.

17. ПринципΔ t в имитационном моделировании.

18. Принцип особых состояний. 17

19. Датчики случайных величин.

20. Метод середины квадрата.

21. Мультипликативный конгруэнтный метод.

22. Требования к базовым датчикам и их проверка

23. Имитация случайного события.

24. Имитация сложного события.

25. Имитация сложного события, состоящего иззависимых событий.

26. Имитация событий, составляющих полную группу..

27. Моделирование дискретных случайных величин

28. Моделирование непрерывных случайных величин

29. Метод обратной функции.

30. Метод Неймона (режекции).

31. Алгоритм получения значений нормально распределенной

случайной величины.

32. Алгоритм получения случайной величины, распределенной по

Пуассону.

33. Имитация нестационарных случайных процессов.

34. Имитация стационарных СП.

35. Статистические проблемы имитационного моделирования.

36. Условие системности имитационного моделирования.

37. Модели общих систем.

38. Возможности интеграции имитирующих моделей с помощью

моделей общих систем.

39. Дискретные имитационные системы.

40. Непрерывные имитационные системы.

41. Принципы и методы построения имитационных моделей.

42. Аналитический метод построения имитационной модели.

43. Метод статистического моделирования.

44. Комбинированный подход.18

45. Сетевое имитационное моделирование, входные и выходные

спецификации.

46. Построение моделей в компьютерных средах для производственно-

технологических и социально-экономических систем.

47. Виды применяемых систем и примеры формирования имитирующих

моделей.

48. Возможности использования имитационных языков. Сведения о

современных программных продуктах в этой области и обучение их

применению.

49. Моделирование прогнозирования объёма продаж.

50. Имитационное моделирование операций с ценными бумагами.

51. Имитационное моделирование инвестиционных рисков.

52. Имитационные модели для построения системы согласованных

тарифов.

53. Современные программные продукты в области построения системы

согласованных тарифов.

54. Проблема взаимосвязанной имитации процессов в совокупности

производственно-технологических и социально-экономических систем.

55. Планирование имитационного эксперимента. Стратегии запуска и

правила остановки.
Методические указания по изучению дисциплины

Изучение дисциплины следует начинать с проработки рабочей программы, особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.

При подготовке к занятиям студент должен просмотреть конспекты лекций, рекомендованную литературу по данной теме; подготовиться к ответу на контрольные вопросы.

Успешное изучение курса требует от студентов посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.

Запись лекции – одна из форм активной самостоятельной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки. Культура записи лекции – один из важнейших факторов успешного и творческого овладения знаниями. Последующая работа над текстом лекции воскрешает в памяти ее содержание, позволяет развивать аналитическое мышление. В конце лекции преподаватель оставляет время (5-10 минут) для того, чтобы студенты имели возможность задать уточняющие вопросы по изучаемому материалу.

Лекции имеют в основном обзорный характер и нацелены на освещение наиболее трудных и дискуссионных вопросов, а также призваны способствовать формированию навыков работы с научной литературой. Предполагается также, что студенты приходят на лекции, предварительно проработав соответствующий учебный материал по источникам, рекомендуемым программой.

Работа с конспектом лекций предполагает просмотр конспекта в тот же день после занятий, пометку материала конспекта, который вызывает затруднения для понимания. Попытайтесь найти ответы на затруднительные вопросы, используя рекомендуемую литературу. Если самостоятельно не удалось разобраться в материале, сформулируйте вопросы и обратитесь за помощью к преподавателю на консультации или ближайшей лекции. Регулярно отводите время для повторения пройденного материала, проверяя свои знания, умения и навыки по контрольным вопросам.

Для выполнения письменных домашних заданий студентам необходимо внимательно прочитать соответствующий раздел учебника и проработать аналогичные задания, рассматриваемые преподавателем на лекционных занятиях.

Основным методом обучения является самостоятельная работа студентов с учебно-методическими  материалами, научной литературой, статистическими данными, в том числе из сети Интернет.

Постоянная активность на занятиях, готовность ставить и обсуждать актуальные проблемы курса - залог успешной работы и положительной оценки.
Требования, предъявляемые к выполнению реферата
Реферат является наиболее простой формой студенческой научно-исследовательской работы. Он должен представлять собой достаточно краткое, но ясное и четкое изложение определенного вопроса или проблемы. Для его написания требуется изучение наряду с учебной литературой нескольких научных статей или монографий, посвященных заявленной тематике. Обычно для подготовки реферата используется от 3 до 5 научных работ, рассматриваемых автором реферата в качестве основных. Это способствует более глубокому по сравнению с изложением в учебной литературе уяснению отдельного вопроса. Поэтому использовать только учебную литературу для написания реферата не рекомендуется. Она играет лишь роль того теоретического фундамента, который позволяет разобраться и проанализировать соответствующие научные работы. 

В процессе написания работы студенты должны отслеживать новейшие изменения в соответствующей математической области и области компьютерных технологий. При поиске информации по теме реферата рекомендуется обращение к информационно-поисковым системам в сети Интернет, а также сайтам научно-исследовательских организаций и предприятий.

Объем реферата колеблется от 15 до 30 страниц. Оформляется реферат на отдельных листах (формат А-4), сшитых (или прочно скрепленных) между собой. Титульный лист реферата оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научно-исследовательским студенческим работам. Страницы реферата должны быть пронумерованы. На цитируемую литературу должны быть сделаны сноски, оформленные одним из допустимых способов. Завершается текст реферата списком используемой при написании литературы, оформленным соответствующим образом.

Поскольку в реферате излагается, как правило, конкретный вопрос, то текст:

а) может не разбиваться на параграфы, допустимым является выделение отдельных вопросов прямо в тексте жирным шрифтом или курсивом;

б) при разделении текста реферата на параграфы, «оглавление» содержания реферата (план) следует выносить на отдельный лист;

в) введение и заключение как отдельные разделы работы выделять необязательно, вступление и заключительные выводы могут содержаться непосредственно в тексте рассматриваемого вопроса;

г) список, используемой литературы (библиография) обязательно приводится в конце текста с новой страницы, оформленный в соответствии с общими правилами любого научного исследования.
Формы контроля
Основной формой итогового контроля и оценки знаний студентов по дисциплине «Имитационное моделирование» является зачет. На зачете студенты должны продемонстрировать не только теоретические знания, но и практические навыки пользования математическим аппаратом и инструментарием компьютерных технологий, поэтому на итоговом контроле помимо теоретических вопросов студенту может быть предложено выполнить практическое задание.

По результатам написанных реферативных работ проводится семинар. Формой контроля выполнения реферата является открытая защита. В ходе семинара студенты выступают по написанным рефератам и отвечают на возникшие вопросы. По результатам семинара отбираются лучшие работы. Студентам имеющим наиболее успешные результаты в написании и защите реферата предлагается участие в студенческой научной конференции.


  1. Словарь терминов (глоссарий)

Амперпеременная - переменная, введенная в GPSS/H и резко увеличивающая его вычислительную мощность. Название объясняется тем, что переменная обозначается знаком амперсанд - &.

Антитеза - значение случайного числа дополнительного потока, являющееся разностью между единицей и значением случайного числа основного потока.

Атрибут - стандартные числовые, символьные и логические характеристики, а также характеристики встроенных функций.

Буфер (накопитель или память) - одна из единиц аппаратной категории, способная накапливать приходящие заявки.

Вычислительный эксперимент (прогон) - процесс получения характеристик моделируемой системы на компьютере в течение одной реплики.

Число реплик в прогоне зависит от заданной статистической точности или от времени, отведенного на прогон.

Имитационное моделирование - часть компьютерного моделирования, позволяющая:

а) получать на ЭВМ статистические характеристики случайного процесса функционирования системы,

б) определять лучший способ управления в детерминированных структурах путем проведения вычислительного эксперимента.

Заявка (в GPSS - транзакт) - динамический элемент, движущийся по модели от оператора к оператору блоков строго один в единицу времени.

Канал - путь прохождения заявок через систему массового обслуживания (различают одноканальные и многоканальные СМО).

Компьютерное моделирование - расширение возможностей математического моделирования за счет использования последних достижений ИТ, внедряемых во все сферы человеческой деятельности.

Модель - отображение особенностей реальной системы путем создания концептуального или машинного описания.

Модуль - часть программы ИМ, включающая неисполняемый модуль описания, модуль исполнения и модуль управления.

Оператор - элемент ЯИМ, предназначенный для построения машинной модели (различают операторы описания (compiler directives), операторы блоков (blocks) и операторы управления (control statements)).

Операнд - числовое или символьное значение одной из характеристик оператора любого вида.

Поток - последовательность событий при моделировании (различают потоки случайных чисел, генерируемых встроенными генераторами, входные потоки заявок на обслуживание, выходные потоки обслуженных транзактов, потоки необслуженных заявок).

Прибор (устройство) - одна из единиц аппаратной категории, осуществляющая обслуживание транзактов.

Приоритет - показатель значимости приходящего транзакта, являющийся одним из его операндов.

Прогон - проведение вычислительного эксперимента с моделью, состоящего из n реплик.

Процесс - совокупность событий, действий и связанных с ними временных отрезков, характеризующих функционирование системы или ее модели.

Список (последовательность) (в первоисточнике Chain - цепь) - перечень транзактов, находящихся в одном из шести возможных списков: будущих событий, текущих событий, прерываний, синхронизации, пользователя и, очень редко, применяемого системного.

Реплика - одна реализация вычислительного эксперимента или прогона.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по курсу имитационное моделирование подготовки бакалавриата 080500. 62 Бизнес-информатика (общий профиль) iconМетодические рекомендации по курсу б3: управление жизненным циклом...
Дисциплина Управление жизненным циклом ис относится к базовой части дисциплин профессионального цикла
Методические рекомендации по курсу имитационное моделирование подготовки бакалавриата 080500. 62 Бизнес-информатика (общий профиль) iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 11 Деловые коммуникации...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 11 Деловые коммуникации для студентов, обучающихся по направлению подготовки...
Методические рекомендации по курсу имитационное моделирование подготовки бакалавриата 080500. 62 Бизнес-информатика (общий профиль) iconМетодические рекомендации по курсу базы данных подготовки бакалавриата...
Цель данного курса дать основные понятия теории баз данных и подходы к проектированию реляционных баз данных. Представить современные...
Методические рекомендации по курсу имитационное моделирование подготовки бакалавриата 080500. 62 Бизнес-информатика (общий профиль) iconМетодические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной...
Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы). Направление подготовки 38. 03. 05...
Методические рекомендации по курсу имитационное моделирование подготовки бакалавриата 080500. 62 Бизнес-информатика (общий профиль) iconПрограмма научного семинара " Моделирование и оптимизация бизнес процессов "
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 68 Бизнес-информатика...
Методические рекомендации по курсу имитационное моделирование подготовки бакалавриата 080500. 62 Бизнес-информатика (общий профиль) iconРабочая программа Учебной дисциплины Научно-исследовательский семинар...
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Методические рекомендации по курсу имитационное моделирование подготовки бакалавриата 080500. 62 Бизнес-информатика (общий профиль) iconПрограмма дисциплины «Философия»  для направления 080500. 62 «Бизнес-информатика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080500....
Методические рекомендации по курсу имитационное моделирование подготовки бакалавриата 080500. 62 Бизнес-информатика (общий профиль) iconРабочая программа по курсу «Имитационное моделирование экономических...
«Имитационное моделирование экономических процессов» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта...
Методические рекомендации по курсу имитационное моделирование подготовки бакалавриата 080500. 62 Бизнес-информатика (общий профиль) iconПрограмма дисциплины Информационные технологии управления знаниями...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 68 «бизнес-информатика»...
Методические рекомендации по курсу имитационное моделирование подготовки бакалавриата 080500. 62 Бизнес-информатика (общий профиль) iconПрограмма дисциплины «Системы имитационного моделирования» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 68 «Бизнес-информатика»...
Методические рекомендации по курсу имитационное моделирование подготовки бакалавриата 080500. 62 Бизнес-информатика (общий профиль) iconПрограмма дисциплины «Методология и практика ит-консалтинга» для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 68 «Бизнес-информатика»...
Методические рекомендации по курсу имитационное моделирование подготовки бакалавриата 080500. 62 Бизнес-информатика (общий профиль) iconПрограмма дисциплины «Анализ неструктурированной информации» для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 68 «Бизнес-информатика»...
Методические рекомендации по курсу имитационное моделирование подготовки бакалавриата 080500. 62 Бизнес-информатика (общий профиль) iconПрограмма дисциплины «Методология и практика ит-консалтинга» для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 68 «Бизнес-информатика»...
Методические рекомендации по курсу имитационное моделирование подготовки бакалавриата 080500. 62 Бизнес-информатика (общий профиль) iconПрограмма дисциплины «Информационные системы целевого управления»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 68 «Бизнес-информатика»...
Методические рекомендации по курсу имитационное моделирование подготовки бакалавриата 080500. 62 Бизнес-информатика (общий профиль) iconРабочая программа Учебной дисциплины менеджмент для направления подготовки...
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Методические рекомендации по курсу имитационное моделирование подготовки бакалавриата 080500. 62 Бизнес-информатика (общий профиль) iconРабочая программа Учебной дисциплины менеджмент для направления подготовки...
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск