Программа по здоровьесбережению и навыкам здорового образа жизни Тюмень 2011 удк 316. 7 Ббк с5 Рецензенты





НазваниеПрограмма по здоровьесбережению и навыкам здорового образа жизни Тюмень 2011 удк 316. 7 Ббк с5 Рецензенты
страница1/15
Дата публикации21.07.2013
Размер2.08 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Информатика > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


Общественное движение

«Союз утверждения и сохранения Трезвости

«ТРЕЗВЫЙ УРАЛ»

ОСНОВА ЗДОРОВЬЯ НАЦИИ –

ТРЕЗВОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ


Обучающая программа по здоровьесбережению

и навыкам здорового образа жизни

Тюмень 2011

УДК 316.7

ББК С5
Рецензенты:

кандидат педагогических наук, доцент кафедры воспитания и дополнительного образования ГОУ ДПО ЧИППКРО

А. В. Кисляков;
доктор педагогических наук, профессор,
заведующая кафедрой психолого-педагогических дисциплин ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»

Т. Ф. Орехова.
Авторы:

Е. В. Богословская, Т. С. Дымшакова, А. А. Зверев,

В. А. Загумённый, Н. Н. Исаева, Т. В. Коба,

И. П. Огородникова, Ф. Н. Петрова, Р. В. Распопов,

Л. А. Щербакова

Основа здоровья нации – трезвое мировоззрение: обучающая программа по здоровьесбережению и навыкам здорового образа жизни / Е. В. Богословская, Т. С. Дымшакова, А. А. Зверев и др. – Тюмень : ТюмГНГУ, 2011. – 192 с.

Программа содержит основные положения, необходимые для формирования трезвых убеждений учащихся и молодых людей от 7 до 18 лет. Составлена на основе многолетней практики на базе различных образовательных учреждений.

Программа полезна преподавателям, родителям и предназначена для организации занятий по формированию трезвых убеждений, профилактике зависимостей у детей.

© Общественное движение

«Союз утверждения и сохранения Трезвости «Трезвый Урал», 2011

Содержание


От авторов…………...………………………………………...

4

Рецензии………………………………………………………

8

Информационная карта………………………………………

14

Пояснительная записка

15

Учебно-тематический план комплексной программы

«Основа здоровья нации – трезвое мировоззрение»……......


20

Содержание обучающего курса

«Основа здоровья нации – трезвое мировоззрение»……......


21

Методическое обеспечение…………………………………..

25

Список литературы для преподавателей……………………

28

Список литературы для учащихся и родителей…………….

30

Приложения




Обучающая программа для преподавателей

образовательных учреждений «Обретение Трезвости»…...


35

Обучающая программа для родителей «Сохранение

естественной Трезвости у детей»……………..……………..


37

Поурочные планы…………………………………………….

39

Анкетирование учащихся…………………………………….

45

Отзывы об уроках трезвости…………………………………

47

Язык утверждения и сохранения Трезвости –

язык освобождения…………………………………………...


59

Программа утверждения и сохранения Трезвости

в России «Трезвость – воля народа!»………………….…..


87

Огородникова И. П. План-конспекты уроков Трезвости

в начальной школе……………………………………………


89

Загуменный В. А. Уроки Трезвости в вопросах и ответах….

141

Богословская Е. В. Формирование трезвеннических

убеждений у детей дошкольного возраста. Рекомендации

педагогам и родителям……………………………………….



162

Государственная поддержка общественных инициатив…...

188

Заключение……………………………………………………

192

Сведения об авторах………………………………………….

193

От авторов
Уважаемый соратник!

Сейчас это почти забытое обращение. В древности у нас был бог РА. С этим корнем у нас много «солнечных» слов: радуга, радость и другие. Или, например, работник. Некоторые филологи утверждают, что у этого слова корень не «раб», а два корня «ра» и «бот». «Ботать» - говорить.

Дословное понимание слова «работник» - человек, встающий с солнцем и разговаривающий с ним. Землепашец – «ратай» по-старому. И «орать» в старину обозначало – пахать.

Для защиты своего труда ратаи содержали княжескую дружину. Мелкие набеги отражала дружина, а когда дело доходило до серьёзного, собиралась «рать», и ратаи становились «соратниками». В языке сохранилось – «рать собирается неисчислимая, сила в ней скажется необоримая».

Сейчас положение более чем серьёзное. Россия стремительно исчезает с карты мира. И причиной всему «зелёный змий», что тугой петлёй затянулся на шее народа. Все остальные беды - следствия из этой родоначальной.

Пора нам вспомнить, что мы, по определению, все соратники. Только «ратью» через утверждение и сохранение Трезвости мы победим зелёного змия раз и навсегда. Тогда появится и надежда на сохранение и возрождение страны. Будущее есть только у трезвых народов.

Борьбы с «зелёным змием» у нас было много. А где результат?

Исторический анализ, сравнение с опытом других стран (напомним 2/3 населения Земли живут в полной Трезвости в обстановке морали Трезвости) показывает: борьба с зелёным змием, политика преодолений, политика запретов, борьба с алкоголизмом и пьянством, профилактика злоупотреблений - делают только зло, увеличивают силу зелёного змия.

Эффективны только грамотные действия по утверждению и сохранению Трезвости.
Дорогие соратники! Образно говоря, дело утверждения и сохранения Трезвости не по зубам «княжеской дружине», нужна грамотная «рать».

Накопленный опыт при грамотных действиях позволяет в нашей стране утвердить и сохранить Трезвость «на веки вечные» в самое короткое время. Предлагаемая нами образовательная программа - важное подспорье в этом главном сейчас для России деле.
Слова благодарности
Очень жаль, что мы здесь не сможем выразить благодарность всем людям, усилиями которых появилась эта программа. Это, прежде всего, участники трезвого движения, в разговорах с которыми, во взаимном обмене опытом зарождались, а в жарких дискуссиях «обкатывались» основные положения программы.

Это также те люди, которые прошли через занятия по формированию трезвых убеждений и получили свободу от интоксикантной зависимости (только через занятия в «Трезвой Тюмени» прошло свыше 9000 человек). Каждый из них оставил после себя частичку опыта, частичку убеждения, уверенности в эффективности работы, в правильности выбранного направления.

Большой вклад в программу внесли ученики, студенты, с которыми проводились уроки Трезвости. Их живая заинтересованная реакция, вопросы, предложения дали обильную пищу для размышлений и закрепления выявленных закономерностей.

Поэтому мы здесь перечислим лишь часть участников, без которых представленная программа просто не состоялась бы:

Мешков Николай Владимирович, издатель. Член союза журналистов СССР. Взял на себя все заботы по вёрстке, художественному оформлению программы и её выходу в свет.

Петрова Фаина Николаевна. Первой в России составила образовательную программу по вопросам утверждения и сохранения Трезвости и организовала плановую работу по ней в течение 4-х лет в высшем учебном заведении. И тем поставила высокую планку в деле утверждения и сохранения Трезвости в России. Этот пример наглядно показал высокую эффективность уроков Трезвости в образовательных учреждениях.

Щербакова Лариса Андреевна. Явилась фактическим «мотором» в создании программы. Именно её энергия, непрерывно вливаемая в дело согласований, редактирования, позволила довести дело до логического конца – выхода программы в печать.

Отдельная благодарность сотрудникам кафедры воспитания и дополнительного образования ГОУ ДПО ЧИППКРО и лично кандидату педагогических наук, доценту А. В. Кислякову, которые взяли на себя нелёгкий труд - весь опыт, накопленный авторами, уложить в чёткие рамки официальных требований к подобного рода документам.

Особую благодарность составители выражают президенту России Д. А. Медведеву за его выступление 12 августа 2009 г. в Сочи, в котором он, явно отступая от заготовленного текста, просто по-человечески, выразил большую озабоченность положением в стране и официально подтвердил, что проблема алкоголизма в стране приобрела характер национального бедствия. Именно эмоции, сопровождавшие выступление президента, добавили энергии разработчикам этой программы.



















Информационная карта
Обучающая программа по здоровьесбережению

и навыкам здорового образа жизни

«Основа здоровья нации – трезвое мировоззрение»
Ф. И. О. педагогов:

Богословская Елена Васильевна (г.Ставрополь),

Дымшакова Татьяна Сергеевна (г.Шадринск),

Загуменный Владимир Афанасьевич (г.Тюмень),

Зверев Александр Александрович (г.Тюмень),

Исаева Нина Николаевна (г.Южноуральск),

Коба Татьяна Васильевна (г.Тюмень),

Огородникова Ирина Палладьевна (г.Тюмень),

Петрова Фаина Николаевна, к.ю.н. (г.Москва),

Распопов Роман Владимирович (г.Тюмень),

Щербакова Лариса Андреевна (г.Копейск).
Тип программы: авторская.
Вид программы: комплексная.
Продолжительность освоения программы: цикл публичных лекций.
Возрастной диапазон: 7-18 лет.
Уровень обобщения знаний: прогностический.

Пояснительная записка
В соответствии с Конституцией РФ, законом РФ «Об образовании», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

Все люди рождаются трезвыми. Трезвость – это естественное, творческое состояние человека, семьи, общества в целом, свободное от запрограммированности на самоотравление интоксикантами (табаком, алкоголем, другими ядами) и физического отравления ими в любых количествах.

Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года направлена на стабилизацию и рост численности населения, повышение общего коэффициента рождаемости в 1,5 раза и увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 75 лет.

Достижение таких показателей невозможно без принятия государством эффективных мер по утверждению и сохранению Трезвости в стране.

Практика как нашей, так и других стран, свидетельствует о том, что негативный процесс алкоголизации населения можно прекратить и развернуть в сторону утверждения и сохранения Трезвости лишь грамотными и согласованными действиями всего общества и его структур. В других случаях она безрезультативна, и остановить процесс самоотравления просто невозможно.

Самоотравление интоксикантами (табаком, алкоголем и другими), к сожалению, введено в культуру общества и насаждается информационными технологиями, доводится до каждой семьи, каждого человека. В итоге в обществе сформированы стойкие установки на самоотравление. По данным Роспотребнадзора, в стране более 28 миллионов человек вовлечены в пьянство. А из 10 миллионов детей в возрасте от 11 до 18 лет более 50% регулярно отравляют себя алкоголем, в том числе пивом. В возрасте от 13 до 16 лет это двое из трех российских детей. Люди ошибочно считают, что самоотравление интоксикантами (табаком, алкоголем и другими) даёт благо для экономики страны и несет различные социально-психологические функции: ритуальные, компенсаторные, релаксации, эйфоризации и т.д.

Актуальной задачей является формирование в сознании населения позитивного настроя на трезвый образ жизни.

В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, стабилизация численности населения и коренное улучшение демографической ситуации являются стратегическими целями обеспечения национальной безопасности, а алкоголизм назван одной из главных угроз национальной безопасности.

По сведениям Национальной алкогольной ассоциации, на начало 2008 года официально были признаны алкоголиками около 60 тысяч детей. Реальное число таких несовершеннолетних намного больше. Согласно данным Минздравсоцразвития регулярное потребление пива у россиян начинается в 12 лет, вина - в 15 лет, водки - в 16 лет. Алкогольные коктейли, согласно последним социологическим опросам, - самые покупаемые среди детей от 13 до 17 лет. При этом средний возраст отравляющихся алкогольными ядами, в основном пивом, за последние десять лет снизился с 14 до 11 лет.

Специалисты предупреждают, что разрушительное воздействие алкоголя на организм подростка, как правило, отсрочено по времени. Например, рождение в будущем умственно отсталого ребенка – может явиться результатом алкогольных отравлений в подростковом возрасте.

Таким образом, появилась острая необходимость решения данной проблемы в масштабе страны, региона, города, учебного заведения и т.д.

Данная авторская программа внеурочной деятельности является комплексной, гармонично дополняет традиционную систему обучения и воспитания детей и молодёжи.

Цель программы – формирование у обучающихся морали Трезвости, как общечеловеческой ценности.

Задачи обучающей программы:

  1. Формирование трезвых убеждений и умения отстаивать трезвенническую точку зрения;

  2. Закрепление знаний о разрушительном воздействии алкоголя, табака и других интоксикантов на человека;

  3. Приобретение навыков:

- сохранения Трезвости, здоровья,

- различения информации, программирующей людей на самоотравление;

  1. Формирование мотивации и способности обучающихся к самообразованию;

  2. Воспитание чувства патриотизма и ответственности перед обществом и будущими поколениями.

Новизна данной программы в том, что она позволяет в век информационных технологий формировать у каждого человека знания, умения и качества личности, которые гарантированно помогут ему защититься от вредного информационного воздействия и не позволят отнять у него Трезвость, как естественное состояние. Отдельные беседы в рамках профилактических мероприятий не оказывают должного устойчивого воздействия на обучающихся. Поэтому необходимо проведение постоянных занятий, с учетом возрастных особенностей при изложении материала и с использованием в курсе языка утверждения и сохранения Трезвости, который лежит в основе понятий теории Трезвости.

Следует отметить, что данная программа является комплексным средством воспитания и может быть реализована как в учебном заведении в форме тематических курсов или циклов бесед в рамках классных часов, так и в системе дополнительного образования в форме семейных клубов и клубов по интересам на базе учебного заведения.

Программа состоит из трех возрастных блоков. Изложение материала может проводиться как на протяжении всего периода обучения в школе, так и по отдельным блокам. Обучение проводится в группе с постоянным составом и на добровольной основе. Периодичность и количество занятий указана в тематических планах программы и составляет 8 часов в год для каждого класса каждой возрастной ступени.

Отличительная особенность применения данной программы заключается в использовании наряду с традиционными формами, авторских методов работы. Например:

- Исполнение бардовских песен на тему Трезвости (Загумённый В.А.),

- Использование авторских сказок и ребусов для младших школьников (Огородникова И.П.),

- Показ видеороликов с материалами трезвых слётов и конференций (Исаева Н.Н.),

- Театрализация занятий (Щербакова Л.А.).

- Заслуживает интереса моделирование созидательного подхода к устройству общества (Зверев А.А.,

- Привлечение к проведению уроков Трезвости студентов и аспирантов ВУЗов (Коба Т.В., Распопов Р.В.), что даёт практику подготовки преподавательского состава.

В разработку методики и проведения нестандартных уроков Трезвости большой вклад внесли Богословская Е.В., Дымшакова Т.С., Петрова Ф.Н.

Авторские технологии предусматривают: концептуализацию информации, закрепление изученного материала посредством выполнения заданий и упражнений индивидуально и совместно с родителями, а также участие тех и других в общественной жизни.

Навыки по формированию трезвых убеждений обеспечивают умение отвергать рискованные предложения, видеть положительные и отрицательные стороны явлений, взаимодействовать со сверстниками, дружить, правильно выражать свои мысли и чувства, а также выстраивать свой будущий жизненный трудовой путь.

Для успешной работы по программе преподавателям уроков Трезвости требуется предварительное обучение с целью освоения методов сохранения и утверждения Трезвости в обществе.

Обучение (желательно очное) предусматривает десятидневные занятия (36 часов).

Такие занятия регулярно проводятся в рамках деятельности общественного движения «Союз утверждения и сохранения Трезвости «Трезвый Урал».

В результате реализации программы у обучающихся формируются:

- мотивация на сохранение естественного состояния Трезвости с рождения на протяжении всей жизни;

- мотивация на возвращение себе Трезвости, если она уже утрачена;

- навыки и правила поведения в различных жизненных ситуациях;

- желание делиться новыми знаниями по вопросам Трезвости с родственниками и друзьями;

- потребность вернуть Трезвость своим близким;

- кругозор в вопросах укрепления здоровья;

- понимание необходимости и права каждого гражданина быть трезвым;

- умение утверждать и сохранять Трезвость в себе, семье, обществе в целом;

- грамотное владение языком утверждения и сохранения Трезвости;

- умение компетентно обосновать свою позицию в любых ситуациях;

- познавательный интерес к истории Трезвости в нашей стране.
В программе отсутствуют:

- агитация за какую-либо конфессию или политическую партию;

- методы манипулирования сознанием и нейролингвистическое программирование;

- заместительная трудотерапия;

- навязывание чужих моральных ценностей;

- элементы гипноза, кодирования;

- индивидуальные консультации с выходом в семью.


Учебно-тематический план комплексной программы

«Основа здоровья нации – трезвое мировоззрение»



Темы

1-4

класс

5-8

класс

9-11

класс




Год обучения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11




Количество часов

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

1

Основы теории Трезвости.

Язык утверждения и сохранения Трезвости.

Роль Трезвости в жизни человека, семьи, общества. Преимущества трезвого образа жизни. История трезвого движения. Известные знаменитые люди – трезвенники.


1


1



1


1


1


1



1


1


1


1


1

2

Право на Трезвость.

Защита прав ребенка.

Трезвость и закон.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

3

Мораль Трезвости.

Понятие морали Трезвости.

Законы теории Трезвости.


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1

4

Социальное программирование.

Понятие о социальном программировании на самоотравление интоксикантами.

Приемы и средства программирования. Способы защиты от разрушительных информационных воздействий.


2


2


2


2


2


2


2


2


2


2


2

5

Причины потери Трезвости

Механизм 3-2-3. Мифы и абсурды об интоксикантах.










1

1

1

1

1

1

1

1

6

Трезвость - основа созидания.

Выработка социального иммунитета к вредным привычкам. Утверждение созидательных жизненных целей.


3


3


3


2


2


2


2


2


2


2


2


С учётом того, что весь курс излагается в форме публицистических лекций на основе обобщения имеющихся знаний и имеет небольшое количество часов, практические занятия не выделяются в отдельные уроки, а проводятся как часть урока.

Данный тематический план может использоваться как в целом для проведения занятий с 1 по 11 класс, так и отдельно взятыми блоками. Каждый отдельный блок учитывает возрастные особенности школьников, и материал излагается на уровне их восприятия.
Содержание обучающего курса «Основа здоровья нации – трезвое мировоззрение»
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по здоровьесбережению и навыкам здорового образа жизни Тюмень 2011 удк 316. 7 Ббк с5 Рецензенты iconСогласованно Утверждаю «01»
Основа здоровья нации – трезвое мировоззрение: обучающая программа по здоровьесбережению и навыкам здорового образа жизни / Е. В....
Программа по здоровьесбережению и навыкам здорового образа жизни Тюмень 2011 удк 316. 7 Ббк с5 Рецензенты iconПопов валерий Александрович
Основа здоровья нации – трезвое мировоззрение: обучающая программа по здоровьесбережению и навыкам здорового образа жизни / Е. В....
Программа по здоровьесбережению и навыкам здорового образа жизни Тюмень 2011 удк 316. 7 Ббк с5 Рецензенты iconПоэтика классического и неклассического нарратива
Основа здоровья нации – трезвое мировоззрение: обучающая программа по здоровьесбережению и навыкам здорового образа жизни / Е. В....
Программа по здоровьесбережению и навыкам здорового образа жизни Тюмень 2011 удк 316. 7 Ббк с5 Рецензенты icon1. Общая характеристика поздних трупных явлений 3 Характеристика...
Основа здоровья нации – трезвое мировоззрение: обучающая программа по здоровьесбережению и навыкам здорового образа жизни / Е. В....
Программа по здоровьесбережению и навыкам здорового образа жизни Тюмень 2011 удк 316. 7 Ббк с5 Рецензенты iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 050601....
Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601....
Программа по здоровьесбережению и навыкам здорового образа жизни Тюмень 2011 удк 316. 7 Ббк с5 Рецензенты iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Здоровьесберегающая деятельность гоу сош №316 осуществляется в соответствии с программой школы по оздоровлению и формированию здорового...
Программа по здоровьесбережению и навыкам здорового образа жизни Тюмень 2011 удк 316. 7 Ббк с5 Рецензенты iconРезультатов анкетирования студентов по принципам здорового образа жизни
Воспитание у молодых людей привычки к соблюдению правил и норм здорового образа жизни является одним из важнейших направлений воспитательной...
Программа по здоровьесбережению и навыкам здорового образа жизни Тюмень 2011 удк 316. 7 Ббк с5 Рецензенты icon
Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601....
Программа по здоровьесбережению и навыкам здорового образа жизни Тюмень 2011 удк 316. 7 Ббк с5 Рецензенты iconСамостоятельная работа 60 >ӀӀ. Форма контроля: Зачёт 2-ый семестр...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа по здоровьесбережению и навыкам здорового образа жизни Тюмень 2011 удк 316. 7 Ббк с5 Рецензенты iconСамостоятельная работа 62 >ӀӀ. Форма контроля: Зачёт 2-ый семестр...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа по здоровьесбережению и навыкам здорового образа жизни Тюмень 2011 удк 316. 7 Ббк с5 Рецензенты iconПлан работы Общественного формирования наркопост по профилактике...
Формирование здорового образа жизни в среде школьников, ответственного отношения к своему здоровью и негативного отношения к разным...
Программа по здоровьесбережению и навыкам здорового образа жизни Тюмень 2011 удк 316. 7 Ббк с5 Рецензенты iconУниверсальные защитные устройства от электромагнитных излучений д...
Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601....
Программа по здоровьесбережению и навыкам здорового образа жизни Тюмень 2011 удк 316. 7 Ббк с5 Рецензенты iconДыхание по фролову
Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601....
Программа по здоровьесбережению и навыкам здорового образа жизни Тюмень 2011 удк 316. 7 Ббк с5 Рецензенты iconЭкзаменационные вопросы
Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601....
Программа по здоровьесбережению и навыкам здорового образа жизни Тюмень 2011 удк 316. 7 Ббк с5 Рецензенты iconПрограмма по здоровьесбережению содержание программы Паспорт программы Актуальность программы
Формирование у обучающихся понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни
Программа по здоровьесбережению и навыкам здорового образа жизни Тюмень 2011 удк 316. 7 Ббк с5 Рецензенты iconПрограмма по биологии общие указания
Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск