Скачать 126.52 Kb.
|
меры по охране и укреплению здоровья Здоровьесберегающая деятельность ГОУ СОШ № 316 осуществляется в соответствии с программой школы по оздоровлению и формированию здорового образа жизни, критериями СанПиНа, нормами утомляемости, нормами учебного плана, принципами здорового образа жизни и включает в себя следующие пункты:
В школе имеются медицинский и процедурный кабинеты. Медицинская служба состоит из специалистов детской поликлиники N 48, это:
В течение всего учебного года школе постоянно действует санитарно-гигиенический и противоэпидемический режим - ежедневно проводятся влажные уборки, соблюдается режим проветривания. Сотрудники медицинского кабинета проводят беседы с детьми и родителями о необходимости прививок, соблюдении мер гигиены. Ежегодно проводятся диспансеризация в поликлиниках №48, №56 и молодежной консультации № 19 Фрунзенского района. Диспансеризация проводится согласно графику и по возрастам. В случае необходимости отдельные учащиеся школы направляются на консультации к специалистам. По результатам полученного заключения проводится разъяснительная работа с учащимися и их родителями, контролируется выполнение рекомендаций специалистов. Рекреации в школе используются для реализации двигательного режима, коридоры украшены тематическими стендами, детскими рисунками, зеркалами. В школе установлены музыкальные звонки, которые оказывают позитивное воздействие на нервную систему ребёнка. Для увеличения двигательной нагрузки учащихся в школе проводятся танцевальные перемены, утренняя зарядка (нач.школа) и физкультминутки Государственная направленность на формирование здорового образа жизни внесла свои коррективы в учебный план – количество уроков физкультуры с 2011 – 2012 учебном году было увеличено до 3-х в неделю. Общее количество уроков физкультуры по школе возросло до 84 ч в неделю В этой связи администрация школы осуществила поиск оптимальных способов организации уроков физкультуры Традиционными спортивными площадками школы являются:
Однако погодные условия СПб не всегда дают возможность использования уличной спортивной площадки. Возникла необходимость поиска дополнительных ресурсов:
Располагая, таким образом, 5-ю спортивными площадками: 3-мя традиционными и 2-мя альтернативными, школа следующим образом организовала образовательные маршруты по физкультуре в 2012 – 13 уч. году: Начальная школа – 1 ступень обучения
На второй ступени обучения: 5 – 6 классы:
7, 8 классы
9 классы
На третьей ступени обучения: 10 классы
Формирование образовательных маршрутов по физической культуре для учащихся 11 класса осуществляется на основе гендерного подхода:
К психолого-педагогическим факторам в формировании здоровьесберегающего образовательного пространства мы относим
В целях предотвращения перегрузок у учащихся администрацией школы проводится регулярный мониторинг времени, затрачиваемое учащимися на выполнение домашних заданий, рациональности и грамотности использования интерактивного и мультимедийного оборудования. С 2012 года школа № 316 вступила в новый этап своего развития, создав на своей базе «Службу здоровья». Основной идеей проекта является создание в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга здравосозидающей среды через организацию системы междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов по обеспечению здоровья и качества жизни учащихся и педагогов. В состав службы входят специалисты, уже работающие в образовательных учреждениях: медицинские работники, педагоги-валеологи, педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги-организаторы по ОБЖ, учителя физической культуры, другие педагоги близких специальностей. Было принято «Положение о создании Службы здоровья» в школе и принят план работы на 2012/2013 учебный год. Целью Службы здоровья является создание здоровьесозидающей образовательной среды, функционирующей на основе идеологии культуры здоровья, предполагающей формирование здорового образа жизни и организацию здоровьесозидающего уклада жизни образовательного учреждения. Задачами Службы здоровья являются: *Повышение уровня культуры здоровья как компонента общей культуры среди всех субъектов образовательного процесса: учащихся, педагогов, родителей и формирование на ее основе готовности к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья других людей; *Организация внутренней среды образовательного учреждения, обеспечивающей здоровьесозидающий характер образовательного процесса и личную (коллективную) безопасность учащихся; * Создание условий, обеспечивающих уменьшение рисков заболеваемости учащихся (воспитанников) наиболее распространенными болезнями детей и подростков, в т.ч. обусловленными образовательным процессом и социально обусловленными заболеваниями. К основным направлениям деятельности Службы здоровья относятся: * Мониторинг здоровья и образа жизни учащихся (воспитанников) и педагогов, качества здоровьесозидающей среды образовательного учреждения; * повышение готовности педагогов и специалистов к здоровьесозидающей деятельности; * внедрение в образовательный процесс здоровьесозидающих технологий воспитания и обучения * совершенствование образовательных технологий и методики формирования физической, информационной, экологической, психологической, валеологической культуры учащихся (воспитанников); * медицинское и санитарно-гигиеническое обеспечение образовательной среды и образовательного процесса; * создание условий для здорового питания в образовательном учреждении; * содействие укреплению здоровья учащихся (воспитанников) и педагогов В 2012 – 13 учебном году школа № 316 участвовала в городском мониторинге здоровья среди учащихся 2, 6 и 11 классов психофизиологического мониторинга проведенного в 2012 - 13 учебном году в рамках эксперимента «Создание СЗ в школе» позволяют сделать следующие выводы: 1. Сопоставление групп здоровья школьников показывает, что в школе увеличивается количество детей с 3 группой здоровья. Рейтинговое распределение частоты хронических нарушений и ее динамики от 1 к 10 классу ставит на первое место нарушения органов зрения, на втором месте нарушения органов кровообращения; далее равномерно увеличивается количество нарушений пищеварения, дыхания; несмотря на снижение к 10 классу, хронические нарушения костно-мышечной системы имеют достаточно высокий. Такое распределение нарушений прямо свидетельствует о негативном влиянии школы на здоровье учащихся. Наличие «всплесков» заболеваемости в ноябре, декабре и феврале может быть связано с ростом напряженности последних недель триместра, неблагоприятным физиологическим фоном и ослаблением организма в весенний период. В школе № 316школьная мотивация младших школьников высокая, что позволяет сделать вывод о благоприятном влиянии созданных в школе организационно-педагогических условиях на эмоциональное состояние детей. В то же время психическая напряженность старшеклассников имеет тенденцию к повышению. Это связано с предстоящими выпускными экзаменами. 2. Средние значения объема учебной нагрузки не превышают нормативные. Положительное влияние на здоровье детей оказывают ежедневные часовые динамические перемены на улице для учащихся 1 классов, танцевальные перемены для учащихся всей школы, физкультминутки на уроках, регулярное проветривание помещений, но следует обратить внимание на необходимость проведения гимнастики перед уроками. Физическая активность десятиклассников в течение дня недостаточна. 3. Питание школьников организовано на хорошем уровне. Все дети начальной школы обеспечены горячими завтраками и обедами ( в группе продленного дня). Учащиеся основной и средней школы также имеют возможность получать горячие завтраки и обеды по своему желанию. В школе работает буфет. 4. Изучение структуры досуга показывает, что среди любимых занятий детей преобладают малоподвижные занятия; Недостаточен уровень организованной спортивно-оздоровительной активности старшеклассников во второй половине дня. Одновременно сравнительный анализ структуры досуга школьников выявил серьёзные опасения соответствия гигиеническим нормам режима дня школьников: для большинства первоклассников любимым занятием в свободное время является просмотр ТВ, игры на компьютере, нарушение режима дня (позднее выполнение домашних заданий). 5. Представленные данные о готовности педагогов школы № 316 к здоровьесберегающей деятельности позволяют определить в целом выше среднего уровень готовности педагогов, который проявляется в активном отношении к собственному здоровью( многие учителя посещают бассейны, тренажерные заля, регулярно совершают прогулки на свежем воздухе). Хотя, к сожалению, есть и такие, которые безразлично относятся к своему здоровью. Практически все учителя владеют средствами организации здоровьесберегающего образовательного процесса (здоровьесберегающими технологиями)м и достаточно мотивированы к повышению собственной компетентности в этой области. 6 Родители в области совместной работы со школой по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей проявляют достаточную активность и готовность к сотрудничеству. Показателями рациональной организации учебного процесса, на наш взгляд являются:
На уроках оздоровительные паузы проводятся примерно через 20 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса. Учащиеся члены ДОО Голос Юности регулярно устраивают танцевальные перемены. Психологические перегрузки у ряда детей могут быть связаны с особенностями индивидуального развития. Для того, чтобы предупредить подобные ситуации, в нашей школе проводится психологическая диагностика по выявлению данных групп учащихся для последующей педагогической коррекции учебного процесса . Формирование эмоционально благополучной среды в урочной и внеклассной деятельности поддерживает спокойные отношения между учащимися и педагогами. Деятельность педагогического коллектива школы на протяжении ряда лет ориентирована на изучение, разработку и внедрение здоровьесберегающих технологий. В результате многолетней работы педагогического коллектива по здоровьесбережению, выработан ряд гигиенических показателей, характеризующих урок:
Для психологического комфорта учащихся, снижения негативных эмоций и создания условий для личного роста учащихся в 2012 – 2013 уч. году школа тесно сотрудничала со специалистами ЦПМСС. В 1 классах была проведена диагностика общего и эмоционального развития детей, диагностика готовности к школе. По итогам были сформированы группы сменного состава, с которыми психолог проводила тренинги. В течение всего года психологами ЦПМСС проводились индивидуальные консультации для родителей. В 3-х классах была проведена диагностика творческих способностей учащихся. Результаты показали наличие вербальных и/или образных творческих способностей у большинства третьеклассников. Психолог рекомендовала использовать в работе творческую деятельность учащихся вместе с положительной самооценкой. В 4-х классах диагностика психологической готовности учащихся к обучению в средней школе. Результаты показали, что большинство учащихся имеют необходимый уровень готовности к обучению в основной школе. Рекомендовано обратить внимание на учащихся, показавших результаты, соответствующие «слабой» возрастной норме по отдельным показателям. Для обеспечения безопасности детей территория школы благоустроена, по периметру ограждена забором. В вестибюле школы находится охранник, осуществляющий контроль лиц, посещающих школу. Школа оснащена внутренней радиосвязью, позволяющей быстро произвести инструктаж в чрезвычайных ситуациях (ЧС). Каждый класс обеспечен средствами индивидуальной защиты в ЧС. Для формирования навыков поведения в ЧС в течение учебного года проводилось 3 объектовых тренировки для всех учащихся и педагогического состава. В целях предотвращения травматизма в течение всего учебного года ежегодно организуется дежурство по школе. Во время школьных перемен, в соответствии с графиком, учителями осуществляется дежурство в рекреациях и коридорах ОУ. Помощь учителям оказывают 8-11 классов. Регулярно проводились «танцевальные» перемены. В каждом классе ежемесячно проводились беседы и классные часы, способствующие формированию санитарно-гигиенических навыков у детей, занятия по ПДД, включающие как теоретические сведения, так и практические навыки. Для предотвращения негативных ситуация во время школьных занятий в кабинетах повышенной опасности 2 раза в год проводится инструктаж по технике безопасности в этих кабинетах. Дополнительный инструктаж поводится перед каждой лабораторной и практической работой. Перед выездом класса или группы детей на экскурсии проводился целевой инструктаж по технике безопасности для учащихся и педагогов, выезжающих с детьми. Выводы:
|