Скачать 57.67 Kb.
|
Тема урока: «Улицы нашего детства» Цели: образовательная - организовать обучение учащихся исследовательской деятельности на уроке русского языка через практическое решение лингвистических задач; воспитательная – формировать у учащихся чувство патриотизма, любви к своей малой родине. Формировать УУД: регулятивные: планировать совместную работу в группах, прогнозировать и корректировать результаты работы; познавательные: находить необходимую информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; коммуникативные: осознанное построение речевых высказываний с учетом мнения группы. Методы обучения: исследовательский, частично-поисковый, эвристический. Формы обучения: фронтальная, групповая. Ход урока 1.Мотивационный этап. Просмотр фрагмента видеофильма «Старый город» об улице Комсомольской Бежицкого района города Брянска (название улицы не звучит). - О какой улице идет речь? - Как вы это определили? - Знакома вам данная информация? - Интересно ли вам эта информация? 2.Целеполагание. Недавно вы получили домашнее задание: написать сочинение об улице, на которой вы живете. Многие не смогли рассказать о происхождении названия улиц. Но, может быть, это только вы столкнулась с этим затруднением? Группа ребят провела социологический опрос на улицах города. (Видеофрагмент об опросе жителей Бежицы). - С какой проблемой столкнулись ученики во время прогулки по родной Бежице? ( Жители не знают, где находятся некоторые улицы, их старое название). - Почему возникает эта проблема? (Нет популярного и доступного источника информации). - Могут ли интернеткарты полностью разрешить данную проблему? (Нет, они не отражают исторические изменения названий). 3. Выдвижение гипотез. -Что же необходимо, чтобы решить данную проблему? ( Ученики предлагают обратиться к изучению литературы, архивам, интернетисточникам, к знаниям старожилов). - Будет ли собранная информация служить людям? (Нет, ее надо проанализировать, систематизировать и найти способ донести до людей). -Сейчас вы назвали ряд этапов, по которым проводится научное исследование. К ним нужно добавить еще несколько важных моментов. (См. приложение1) Сегодня мы попытаемся провести научное исследование по предложенному заданию. Источники информации находятся на столе учителя. 4. Исследовательский этап. Работа в группах. Задания. 1 группа. Именные улицы Брянска. 1.Найдите источники информации. 2.Выберите информацию, связанную с улицами Бежицы. 3. Проведите классификацию названий. 4. Спланируйте свои действия по анализу информации и подготовке сообщения. 2 группа. Улицы, названия которых связано с историческими событиями и знаменательными датами. 1.Найдите источники информации. 2. Выберите необходимую информацию. 3. Спланируйте свои действия по анализу информации и подготовке сообщения. 3 группа. Улицы с географическими названиями. 1.Найдите источники информации. 2. Выберите необходимую информацию. 3. Спланируйте свои действия по анализу информации и подготовке сообщения. 4 группа. Классификация номинаций. 1.Составьте классификацию улиц Бежицы по номинациям. 2.Проведите статистические исследования по перечню улиц, утвержденному Брянской городской администрацией. Использовать в работе данные 1-3 групп. 3.Создайте диаграмму, отражающую статистику. 5 группа. Изменение названий улиц. 1.Найдите источники информации. 2. Выберите необходимую информацию. 3. Спланируйте свои действия по анализу информации и подготовке сообщения 6 группа. Народные названия улиц. 1. Найдите таблицу с народными названиями улиц, дополните ее. 2. Определите с помощью дополнительной информации лингвистическое явление. 3. Спланируйте свои действия по анализу информации и подготовке сообщения. 5. Выступление учащихся с подготовленными сообщениями. 6. Проверка гипотез, построение выводов. Результаты работы групп. 1.Ученики нашли принцип классификации и объяснения происхождения 344 названий улично-дорожной сети Бежицкого района г. Брянска классификация проводилась по номинациям:
II. Учащиеся сделали выводы после анализа информации. 1. До революции 1917 года улицы поселка Бежица имели географические названия, многие из которых сохранились до сих пор (54 улицы). Подобный выбор связан с заселением данных мест. По одной из версий на строительство нового завода, вокруг которого возник поселок Бежица, шли люди из близлежащих городов и поселков, многие искали не только работу, но и прибежище. 2. 55 улиц – именные, названные в честь исторических, политических военных деятелей, деятелей науки и культуры. Достаточно много улиц (38) имеют названия, характеризующие их особенности. Среди них самые красивые и самые спорные названия: улица Жасминная, улица Рассветов, улица Кленовая, улица Розовая, улица Рябиновая, улица Славянская, улица Весенняя, улица Ясная, улица Васильковая, улица Ореховая. 3. В названиях улиц отражены исторические события; связанные с революцией 1917, построением социализма и коммунизма. Улицы для этого переименовывались, однако это явление не носило всеобщего характера. 4. Во вновь застраиваемых микрорайонах улицы отсутствуют: микрорайон «Автозаводец», микрорайон «Московский». Микрорайон «Отрадное» представляет собой одну улицу – Вокзальную. 5. Таблица с народной топонимикой появилась по инициативе местных жителей. Сбор данной информации – это отражение через топонимы особенностей народного восприятия объекта, а главное особенностей языка жителей данного района. В результате исследовательской работы был собран небольшой словарь-справочник «Годонимы Бежицкого района г. Брянска». Приложения №1 Этапы научного исследования
Приложение №2 Источники информации: книги «Именные улицы Брянска», С. Кизимова «Бежица», в «Брянской газете» (1997 г.) статья «Улицы и переулки Бежицы в1912 году», интернет-ресурсы, " Постановление 2011 г. об утверждении перечня наименований элементов улично-дорожной сети города Брянска". Приложение №2 |
People speak English all over the world Ребята, это прозвучал не только ответ на мой вопрос, но и тема нашего урока! Как вы думаете как будет звучать тема нашего урока? | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Музейные уроки на основе передвижных выставок: «Крепость Оскол», «Улицы нашего города», «Православные храмы | ||
Нашего урока «Сложноподчиненные предложения и знаки препинания в... Слово учителя. Тема нашего урока «Сложноподчиненные предложения и знаки препинания в них». Эпиграфом нашего урока мы возьмем китайскую... | Урок тема Тема урока сегодня «Основные положения теории электролитической диссоциации». Эта тема является продолжением предыдущего занятия.... | ||
Тема урока: "Весна идет! Весне дорогу!" Сегодня мы продолжим работу над правописанием слов. Материалом нашего урока будут слова, предложения, тексты на тему… Тема спрятана... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока: М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Тема судьбы и случая в повести «Фаталист» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема нашего урока «Принцип радиосвязи», т к тема новая, нам предстоит урок изучения знаний | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема нашего урока: «Драма после Освобождения» в ходе урока мы должны дать ответ на следующий вопрос | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема нашего урока «Природа в творчестве М. Ю. Лермонтова». Талант Лермонтова, как настоящего гения, многогранен. Но есть такая тема... | План работы моу сош №29 г. Краснодара по «Кубановедению» на 2009-2010 учебный год Классные часы по «Кубановедению» символика, герб, гимн, флаг, традиции, обычаи казачества, «Их именами названы улицы нашего города»,... | ||
Конспект урока тема урока «Смутное время» 10 класс Предмет: История Цель урока: подвести учащихся к пониманию причин смутного времени в России, сформировать представление о Смуте и значении данного... | Реферат История улицы Гоголя В последнее время люди всё чаще обращаются к историческому прошлому нашей Родины, заново пересматривают те или иные события с позиций... | ||
Урока: Образовательные: обобщить знания по теме «Световые явления» Итак, тема нашего урока: «Оптические явления». А что понимают под оптическими явлениями? | Конспект урока по природоведению Класс: 5 Учитель: Медовченко Людмила... Вселенной. В пути нам предстоит приземлиться на некоторых планетах. Старт нашего корабля будет совершен с Земли. Пассажиры нашего... | ||
Урок русского языка класс: 3 Тема урока : Чередование согласных в корне слова закрепление Так что работаем дружно и очень активно. Но сначала постарайтесь узнать тему нашего урока | Тема урока : «Межнациональные отношения» Воспитание уважения и толерантности к народам нашего многонационального государства |