Скачать 98.44 Kb.
|
Конспект урока истории в 10 классе. Тема урока: Драма после Освобождения. Тип урока: комбинированный, урок-зачет по теме. Цель: 1. -показать историческую неизбежность и значение либеральных реформ 60-70-х г.г.; -дать характеристику общественно-политического движения, проследив его крен к крайним экстремистским течениям; -определить роль Александра II в событиях 60-70-х г.г. XIXв; -достичь понимания того, почему царь-Освободитель стал заложником своих же реформ; 2. -дать моральную и политическую оценку цареубийства; 3. -развивать познавательную активность обучающихся, решать проблемные задачи, работать с таблицей, документом, учиться альтернативному мышлению, высказывать и отстаивать свою точку зрения, учиться выполнять тестовые задания. Ход урока.
Тема нашего урока: «Драма после Освобождения» В ходе урока мы должны дать ответ на следующий вопрос ? Почему так драматично закончилась жизнь царя – Освободителя? Почему Александр II стал жертвой революционеров, оказавшись заложником своих же реформ? (показ на интерактивной доске) Ныне редко кто знает, что до Октября 1917 года в России больше всего памятников стояло не Петру Великому, не Екатерине II, а царю – Освободителю, Александру II. (показ портрета, интерактивная доска). Среди русских монархов Александр II выделяется особо. На его царствование пришлась рубежная для страны пора – поворот от исчерпавшего себя феодального строя к капиталистическому, установление на место старого общества нового буржуазного, взлет российской культуры. Вряд ли все это можно поставить в прямую заслугу Александру II, но впадать в другую крайность и отрицать за правителем государства ощутимое влияние на весь ход развития общества тоже непозволительно. Итак, давайте разберемся и оценим роль Александра II в российской истории.
(обучающиеся выполняют задания, затем в ходе урока они проверяются). Задание №1. Определите значение либеральных реформ 60-70-х г.г. XIX века. Задание №2. Прочитайте приведенные ниже 3 фрагмента из статей А.И. Герцена: «Александр II сделал много, очень много, его имя теперь уже стоит выше всех его предшественников. Он боролся во имя человеческих прав, во имя сострадания против хищной толпы закостенелых негодяев и сломил их. Этого ему ни народ русский, ни всемирная история не забудут…»; «…но горе, если он остановится, если руки его опустятся. Зверь не убит, он только ошеломлен…»; «…зачем этот человек не умер в тот день, когда был объявлен манифест освобождения…» Почему так меняется тон этих статей?
Несомненно, что на личность любого человека большое влияние оказывает его воспитание, влияние семьи, учителей, окружающей среды. Не исключение и Александр II. ? Какое влияние на характер будущего царя оказало его образование и воспитание в детские годы? (обучающиеся дают краткую биографическую справку) Царь вступил на престол в возрасте 36 лет, вполне сложившимся человеком, он не был ни либералом, ни сторонником коренных реформ в стране. Более того, ему нравились порядки, установленные Николаем I, его отцом (показ портрета, интерактивная доска). Но все же, как военный человек, осознававший причины поражения в Крымской войне, как государственный деятель, для которого престиж и величие державы были превыше всего, он встал на путь реформ. ? Сейчас мы выясним предпосылки и социально-экономические причины реформ. А для этого мы поработаем с документами.
(обучающиеся делятся на 6 групп: 2 рядом стоящих стола) 1.«Записка, составленная в департаменте полиции в 1859 году о волнениях крестьян.» 2.П.А. Валуев, министр внутренних дел о внутреннем состоянии России. 3.Отрывок из книги тамбовского краеведа И.И. Дубасова «Очерки из истории Тамбовского края» о положении помещичьих крестьян на Тамбовщине. В ходе работы с документами обучающиеся отвечают на поставленный выше (см. вопрос). К.Д. Кавелин (показ портрета на интерактивной доске) писал: «Русский царь – не дворянин, не купец, не военный, не крестьянин, он выше всех сословий, и в то же время всем им близок. Сила вещей, нередко вопреки личным наклонностям, стремлениям и понятиям непременно делает русского царя посредником, верховным третейским судьей общественных интересов, справедливым мерилом всех классов и сословий». Именно поэтому Александр II смог переступить через интересы своего класса, возможно, так понимая свой долг перед богом и людьми. ? Вспомним основные реформы, проведенные в царствование Александра II. Для этого устно и кратко заполним таблицу. Она представлена на интерактивной доске.
«Основные либеральные реформы 60-70-х г.г. XIXвека»
Проверка индивидуальной карточки – задания №1 (значение либеральных реформ 60-70-х г.г.) Реформы, начатые Александром II имели огромное значение в экономической, культурной, социально-политической областях, стали толчком к развитию общества европейского, буржуазного типа. Новые условия требовали соответствующей надстройки – политических прав и свобод, конституционного строя, ограничения самодержавия. Но государство, начавшее реформы, не могло пойти на самоуничтожение. По словам С.Ю.Витте, было перестроено здание общества, но не построен купол. Более точен другой образ: купол оставался старым и своей тяжестью давил на хрупкое здание обновляющегося общества.
Дома вы должны были подумать и предложить альтернативы развития ситуации в России после реформы 60-70-х г.г. Послушаем ваши варианты (1-2 выступления). Прозвучавшие точки зрения – лишь наши предположения, а ситуация в России конца 70-х г.г. развивалась по своему сценарию. ? В пореформенное время в России произошел вполне понятный рост общественного движения. Такое бывало и в других странах. Но в России стали брать верх экстремистские течения. Почему? (пока звучит ответ на вопрос, один из обучающихся заполняет таблицу на интерактивной доске)
? В чем, по-вашему, причины произошедших в программах изменений? Были ли во 2 период правления Александра II попытки продолжить реформы? Ответ на индивидуальную карточку - задание №2 1 марта 1881 года случилось драматическое событие. По приговору ИК «Народной воли» был убит Александр II. ? Дайте моральную и политическую оценку цареубийства.
Задание. Охарактеризуйте отношение к деятельности и правлению Александра II различных общественных групп России второй половины XIXв. 1гр. - помещики 2гр. - крестьяне 3гр. - предприниматели 4гр. - члены «Земли и воли» 5гр. - «третий элемент» 6гр. - эксперты (после выступлений групп дают краткую оценку и выбирают самое лучшее и объективное)
На сегодняшнем уроке мы восстановили события 60-80-х г.г. XIX в. Тогда в России шли реформы, и Александр II, не сумевший довести их до конца, был сметён революционной волной. В современной России тоже идут реформы в различных сферах жизни, поэтому важно учитывать исторический опыт наших предшественников, важно вглядеться в прошлое, чтобы уяснить современность и почерпнуть позитивный опыт, чем так же богата история России. А на ошибках наших предшественников надо учиться и не повторять их впредь. Это хороший урок всем реформаторам, в том числе и современным. Если уже реформы начались, их надо решительно и бесповоротно доводить до конца.
а) Н.Г. Чернышевский б) А.И. Герцен в) М.А. Бакунин г) К.Д. Кавелин 2. Главный комитет и Редакционная комиссия в середине 19 века являлись: а) цензурными органами; б) законосовещательными органами в системе государственного управления; в) органами подготовки и проведения реформы по отмене крепостного права в России; г) корпоративными дворянскими организациями. 3. Редакционные комиссии в конце 50-х г.г. возглавлял: а) Ю.Ф. Самарин б) Я.И. Ростовцев в) В.И. Назимов г) Н.А. Милютин 4. Ознакомившись с проектом крестьянской реформы, помещики черноземных губерний: а) не возражали против наделения крестьян землей; б) потребовали за передаваемую крестьянам землю несоизмеримый ее стоимости выкуп; в) требовали освобождения крестьян без земли; г) требовали свободы печати, местного самоуправления, независимого суда. 5. Назовите условие, не входившее в содержание реформы 1861г. по отмене крепостного права: а) сохранение помещичьего землевладения; б) сохранение и укрепление крестьянской общины; в) временное сохранение обязательств крестьян перед землевладельцами; г) освобождение крестьян лично и с землей, без выкупа и условий.
стало: а) создание рынка вольнонаемного труда; б) развал экономики страны; в) внешнеполитическое ослабление страны; г) политическое усиление самодержавия. 7. Закон о земском самоуправлении был утвержден 1 января 1864 г. Земства учреждались с целью: а) руководство местными хозяйственными делами; б) проведения крестьянской реформы на местах; в) заключение выкупных сделок крестьян с помещиками; г) для выполнения полицейских и фискальных функций. 8. Военная реформа Александра II не предусматривала: а) сохранение военных поселений; б) отмену рекрутчины; в) перевооружение армии нарезным оружием; г) создание в России парового флота. 9. Согласно «Городовому положению» 1870 г. в выборах органов городского самоуправления не участвовали: а) горожане неправославного вероисповедования; б) горожане, не платившие налогов с собственности; в) горожане, находившиеся на государственной службе; г) лица духовного звания. 10. Единоличный суд по незначительным уголовным и гражданским делам, согласно судебной реформе Александра II, называется: а) окружным судом; б) мировым судом; в) общим судом; г) волостным судом. 11. Центральной идеей проекта М.Т. Лорис-Меликова в начале 80-х годов 19 века стало: а) проведение реакционной жесткой внутренней политики; б) отмена земств и городского самоуправления; в) доведение до логического завершения либеральных реформ в стране; г) милитаризация общества и государства. 12. Идеологом русского анархизма во второй половине 19 века явился: а) А. Герцен; б) М. Бакунин; в) Н. Чернышевский; г) Г. Плеханов. 13. Пропагандистское направление в русском революционном народничестве связывают с именем: а) П. Ткачев; б) Н. Чернышевский; в) М. Бакунин; г) П. Лавров 14. Заговорщическое направление в народничестве, возглавляемое П.Н. Ткачевым главной целью ставило: а) создание хорошо законспирированной революционной организации, нацеленной на захват власти; б) «пропаганду фактами»; в) «хождение в народ»; г) неустанную пропаганду революционных идей среди народа. 15. Исполнителями убийства Александра II стали члены организации «Народная воля»: а) А. Желябов и С. Перовская; б) С. Нечаев и П. Кропоткин; в) С. Халтурин и Д. Каракозов; г) Н. Русаков и И. Гриневиц КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ ТЕСТА «2» - 0- 6 верных ответов «3» - 7-10 верных ответов «4» - 11-13 верных ответов «5» - 14-15 верных ответов КЛЮЧ К ТЕСТУ 1-Г 9-Б 2-В 10-Б 3-Б 11-В 4-В 12-Б 5-Г 13-Г 6-А 14-А 7-А 15-Г 8-А
|