Скачать 66.71 Kb.
|
Урок по теме «Принципы радиосвязи», 11 класс Цели: - изучить физические основы радиосвязи; - развитие мышления; - создать условия для повышения интереса к предмету, помочь учащимся осознать практическую значимость изучаемого материала.
Тема нашего урока «Принцип радиосвязи», т.к. тема новая, нам предстоит урок изучения знаний. Какие знания будут ведущими? Что необходимо усвоить в процессе изучения материала? Сегодня мы должны ответить на вопросы:
Суть темы, конечно, заключается во втором вопросе, но чтобы на него ответить, нужно сначала ответить на первый вопрос.
Мы живем в технической цивилизации, и каждый из нас пользуется благами цивилизации, в том числе радиосвязью.
Радиосвязь - это передача информации с помощью радиоволн. В первые возможность применения э/м волн для радиосвязи показал Александр Степанович Попов 7 мая 1895года (день радио). Прежде чем такая возможность появилась, Максвелл создал теорию э/м поля, Герц экспериментально доказал существование э/м волн.
Итак, мы выяснили, что такое радиосвязь, перейдем к вопросу, как осуществляется радиосвязь? Для этого рассмотрим блок - схему радиовещания. модулятор Детектор фильтр УНЧ Приемный контур контур ГВЧ УВЧ Рассмотрим назначение каждого элемента блок схемы
Преобразование механических звуковых колебаний в э/м колебания
Низкая частота, волны не будут распространяться. Т.о. мы приходим к выводу о необходимости генератора, вырабатывающего высокочастотные колебания. Высокие частоты нужны: - чем выше диапазон частот, тем больше независимых радиостанций можно в нем разместить; - интенсивность волны зависит от частоты в 4 степени, чем выше частота, тем дальше распространяются волны.
- не несут информацию
- точки, тире (включение и выключение) Радиотелеграфная связь – использование азбуки Морзе Радиотелефонная связь – передача речи, музыки Значит, ни низкочастотные сигналы, ни высокочастотные сами по себе не позволяют осуществить радиосвязь. Почему? Графики Колебания высокой частоты распространяется в среде, но не несут информации, 105-109 Гц Колебания звуковой частоты несут информацию, но не распространяются в среде, 20-20000 Гц Что необходимо сделать с этими колебаниями? -нужно высокочастотные колебания изменить в соответствии с низкочастотными. Какие характеристики колебаний вы знаете? - амплитуда и частота. Значит, можно изменять либо амплитуду, либо частоту колебаний. Процесс изменения амплитуды высокочастотного сигнала с частотой изменения низкочастотного звукового сигнала называется амплитудной модуляцией. Амплитудно – модулированные колебания несут информацию и распространяются в среде. Антенна обеспечивает возможность излучения э/м волн. Под действием э/м волны передатчика в антенне приемника возникают модулированные колебания высокой частоты, тождественные колебаниям в антенне передатчика, но гораздо более слабые.
Кроме того поступают колебания других станций с другими частотами.
Заземление превращает поверхность Земли в часть открытого колебательного контура, что увеличивает дальность приема.
нет Что необходимо сделать? выделить одно колебание. Для этого служит приемный контур
Что происходит, если частота колебательного контура совпадает с частотой одного из колебаний, пришедших на антенну? В чем заключается явление резонанса? увеличение амплитуды колебаний, тем самым данное колебание будет выделено. А если в колебательный контур включен конденсатор переменной емкости, то можно добиваться совпадения частоты контура с частой сначала одного колебания, пришедшего на антенну, затем другого и. т.д. Т. е. осуществлять настройку. Приемный контур служит для выделения колебаний нужной частоты. Используется явление резонанса.
Прежде чем отравить сообщение, мы соединили низкочастотные и высокочастотные колебания.
Мы получили модулированное высокочастотное колебание.
Процесс выделения низкочастотного звукового сигнала из амплитудно- модулированного высокочастотного сигнала называется детектированием.
- модуляцию
- детектирование
- обратные Поэтому детектирование по-другому называется демодуляцией. Простейшая схема детектирования.
- диод Какими основными свойствами обладает полупроводниковый диод? - односторонняя проводимость Какой получится сигнал после диода? - пульсирующий Детектор – полупроводниковый диод, обладающий односторонней проводимостью Фильтр - параллельно соединенные конденсатор и резистор. В тот полупериод, когда диод не пропускает ток, конденсатор разряжается через резистор, в результате через него течет ток, амплитуда которого изменяется со звуковой частотой. Т. о. мы получили колебания со звуковой частотой.
- преобразование в механическую звукового волну.
- обратные Т.о. мы рассмотрели работу каждого элемента блок-схемы, т.е. мы рассмотрели, как осуществляется радиосвязь. Итак, давайте подведем итоги: - что такое радиосвязь? - какие процессы необходимы для осуществления радиосвязи? Что такое модуляция? Что такое детектирование? Почему они необходимы? Скажите, мы ответили на вопросы, поставленные в начале урока? На вопрос «Как осуществляется радиосвязь?» односложно ответить нельзя. Поэтому домашнее задание:
Скажите, а на какой вопрос мы не ответили? - Как практически осуществляется модуляция и детектирование? Это то, чем вы займетесь на следующем уроке. Благодарю всех за урок, за хорошую работу. Урок закончен. До свидания. Комментарии к уроку: Тип урока – урок изучения нового материала. Учебный материал достаточно объемный, сложный. Очевидна практическая значимость изучаемого материала. Предшествующие знания, необходимые для усвоения темы, актуализировались в ходе самого урока. Постановкой вопросов достигались: - включение учащихся в диалог; - активизация мыслительной деятельности; - коллективная работа, так как ответы учащихся дополняли друг друга, уточняли, общими усилиями они приходили к правильному варианту ответа; - творческая атмосфера урока, учащиеся при ответе на очередной вопрос совершали «открытие»; - создавалась ситуация успеха. В целом формировалось системное представление учащихся о процессе радиосвязи, обнаруживались и устанавливались внутрипредметные связи. Для наглядности использовались схемы, модели, графики, приборы. Воспитательное значение урока - удовлетворенность учащихся активной работой, общением на уроке, приращением собственных знаний. |