В соответствии с Уставом и решением Президиума разрешите открыть Общее собрание Российской академии образования





Скачать 135.2 Kb.
НазваниеВ соответствии с Уставом и решением Президиума разрешите открыть Общее собрание Российской академии образования
Дата публикации22.07.2013
Размер135.2 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Н.Д.Никандров

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО НА ОБЩЕМ СОБРАНИИ РАО

18 ДЕКАБРЯ 2012 ГОДА

В соответствии с Уставом и решением Президиума разрешите открыть Общее собрание Российской академии образования.


Прежде всего нам следует отдать дань памяти тем нашим коллегам, которые ушли из жизни со времени Общего собрания 2011 года.
5 марта 2012 г. скончался член-корреспондент Академии Якуб Камболетович Коблев, доктор педагогических наук, крупный ученый в области физической культуры и спорта. Он был создателем и организатором Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета, ведущим в России специалистом по национальным видам единоборств.
28 марта 2012 года ушел из жизни член-корреспондент Академии, доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник Института педагогических исследований одарённости детей Игорь Максимович Бобко. С 1985 года Игорь Максимович возглавлял Научно-исследовательский институт информатики и вычислительной техники Академии педагогических наук СССР. Под его руководством создан ряд учебных и методических пособий по вычислительной технике, несколько пакетов программных средств учебного назначения.

16 апреля 2012 года на 82-м году ушёл из жизни академик Владимир Михайлович Мунипов, профессор кафедры общей психологии Московского психолого-педагогического университета.

Владимир Михайлович был одним из первых крупных специалистов по эргономике, обогативший эту область знаний трудами первостепенного значения. Заслуженный работник культуры РФ, он был одним из создателей ВНИИ технической эстетики, где проработал тридцать лет. Многие из его книг и учебных пособий изданы за рубежом на многих иностранных языках – действительно, многих: на английском, болгарском, венгерском, испанском, немецком, польском, словацком, чешском, французском, шведском.
28 апреля 2012 года скончался академик Александр Сергеевич Батуев. Доктор биологических наук, профессор, старейший сотрудник кафедры высшей нервной деятельности и психофизиологии Санкт-Петербургского государственного университета, Александр Сергеевич помимо собственных крупных достижений в науке подготовил несколько поколений ученых и преподавателей-практиков в своей области знаний.
12 июня 2012 года ушел из жизни академик Анатолий Андреевич Греков. Весь свой талант ученого и организатора Анатолий Андреевич посвятил подготовке высококвалифицированных педагогических и научных кадров, пройдя путь от студента Ростовского государственного университета до ректора Ростовского педагогического университета.
Давайте почтим память наших ушедших из жизни коллег.

- - -

Нам необходимо утвердить предложенную Президиумом повестку дня. ……. Кто за утверждение повестки дня, прошу голосовать.
…….

За отчетный год нашей Академии, ее институтам, сотрудникам, членам Академии удалось немало сделать. Главный ученый секретарь Президиума И.В.Роберт представит вам достаточно подробный письменный отчет о работе Академии, который есть в раздаточном материале. Именно представит, не повторяя все конкретные детали его содержания. В кратком вступительном слове я лишь отмечу некоторые общие проблемы состояния и развития Академии в системе научных исследований страны.


Хотел бы начать с того, что Министерство образования и науки предложило ряд критериев для оценки эффективности как высших учебных заведений, так и научных учреждений. Все вы, конечно, в курсе оживленной полемики, которая отражена в средствах массовой информации, относительно этих критериев. Они вызывают определенные сомнения, результаты их применения, по которым были выделены вузы с так называемыми «признаками неэффективности», также получили весьма неоднозначную, иногда и резко отрицательную оценку вузовской, научной, да и широкой общественности. Возможно, многие читали, например, интервью нашего академика С.О.Шмидта, в котором он выражал сомнение по поводу оценки РГГУ.

Уже после опубликования результатов мониторинга были в определенной мере изменены и смягчены оценки ряда вузов, в том числе нашего многолетнего партнера Московского педагогического государственного университета, возглавляемого нашим академиков и академиком РАН, членом нашего Президиума В.Л.Матросовым. Полагаю, этой, признаем откровенно, достаточно нервной полемики удалось бы избежать, если бы предложенные критерии были более тщательно обсуждены в вузах и научных учреждениях до их использования.

Вместе с тем давайте признаем и другое. Само по себе стремление сделать и образование, и науку более эффективными – стремление вполне естественное, а Минобрнауки не только имеет право, но и обязан над этим работать. Вспомним также, что оценка работы вузов прямо связана с соответствующим поручением Президента страны. И обратите внимание на три вопроса, которые намечены к обсуждению на будущий год в Совете при Президенте РФ по науке и образованию:

1.Формирование и развитие современной инфраструктуры научных исследований в РФ (март 2013).

2. О совершенствовании оценки результативности деятельности научных организаций (май 2013)

3. О совершенствовании организации фундаментальных исследований в РФ и повышении эффективности деятельности государственных академий наук (октябрь-ноябрь 2013)
Работа по оценке эффективности научных учреждений проводится сейчас и в государственных академиях наук, о ней применительно к нашей академии расскажет И.В.Роберт.

Вторая важная сторона дела. Все вы, конечно, помните, что в последние годы наше планирование и отчетность были связаны с разработкой и выполнением Программы фундаментальных исследований государственных академий наук на 2008 – 2012 годы. Таким образом, нынешний год является завершающим годом этой программы. Соответственно, многие темы заканчиваются, некоторые продолжаются, и, самое главное, мы должны принять наши планы на предстоящие годы.

В течение нескольких месяцев шла работа всех госакадемий, Министерства образования и науки и других ведомств над более общим документом, который - по замыслу - должен был целостно представить всю программу развития науки в стране независимо от ведомственной подчиненности и форм организации. Однако до сих пор такого документа создать не удалось, и сейчас, на нашем собрании, мы принимаем те планы исследований, которые разработаны Президиумом в сотрудничестве с институтами Академии. Такое же положение и в других государственных академиях наук. Основой для планирования были направления, разработанные Президиумом и в начале декабря утверждены Правительством РФ. Распоряжением Правительства РФ, подписанным Председателем Правительства Д.А.Медведевым, утверждаются те направления исследований на 2013-2020 годы, которые были нами предложены, утверждаются также и те показатели, на которых будет основана оценка нашей работы. Должен заметить, что эти показатели были в ряде существенных отношений изменены по нашим предложениям для того, чтобы учесть специфику работы нашей Академии. В этом очень сложном процессе участвовали многие члены Президиума, а на завершающем этапе - прежде всего Д.И.Фельдштейн, Б.П.Мартиросян и И.В.Роберт. Обсуждение завершилось на заседании, которое провела заместитель Председателя Правительства О.Ю.Голодец. Мои уважаемые коллеги смогут при необходимости более подробно рассказать и о процессе, и о результатах, которые очень важны для стабильности нашей работы в 2013-2020 годах.

Понятно, что нам, как практически всем, приходится работать в определенной системе ограничений – кадровых и финансовых. Вместе с тем возможности у нас есть. В Академии много высококвалифицированных исследователей, опытных руководителей-профессионалов, способных правильно решать многочисленные юридические, хозяйственные, финансовые вопросы, и возникающие в повседневной практике, и касающиеся средне- и долгосрочных перспектив. Сейчас в Академии работает 2755 человек, из них 1469 исследователей. Более подробно кадровый состав вы можете видеть на слайде. По-прежнему серьезной проблемой является недостаточный приток молодежи, хотя в самое последнее время есть незначительные сдвиги к лучшему.

Что касается финансирования, то несмотря на некоторое запланированное на 2013 год увеличение бюджетных ассигнований (смотрите слайд), без притока внебюджетных средств, т.е. работы по контрактам и грантам, зарплаты научных сотрудников, особенно без степени, оставляют желать лучшего.

- - -

((( Есть еще один вопрос, который Президиум не может решить, не посоветовавшись с вами, уважаемые члены и сотрудники Академии. В октябре будущего 2013 года наша Академия будет отмечать свое семидесятилетие. Она была создана, когда до окончания самой страшной в истории человечества и нашей Родины войны оставалось еще почти два года. Но уже тогда строились планы мирной жизни, уже тогда многим было понятно, что нет ничего важнее воспитания, образования человека. Массовый патриотический порыв советских людей показал это со всей определенностью несмотря на многие отрицательные стороны действительности того времени, несмотря, в частности, на суровые репрессии.

Академия была создана под названием «Академия педагогических наук РСФСР», в 1966 году реорганизована в Академию педагогических наук СССР. В 1992 году была создана Российская академия образования, и практически с тех самых лет от очень многих членов Академии поступают предложения – вернуть ей исторически первое название, в котором было бы сохранено слово «наука». Нет необходимости специально подчеркивать очевидное, то, что содержание и результаты нашей работы важнее названия. Тем не менее предложения о переименовании продолжают поступать. У меня нет абсолютно надежных аргументов в пользу того или иного названия, поэтому хотелось бы в рамках наших обсуждений в предстоящие дни Собрания выслушать ваши мнения, уважаемые коллеги, а потом окончательно решить вопрос голосованием. Голосованием потому, что переименование связано с изменением Устава, а это является исключительной компетенцией Общего собрания Академии. Некоторые изменения в Уставе нам в любом случае придется принять, что связано с с изменениями законодательных основ научной деятельности. В рамках предварительных обсуждений предлагались следующие названия:

- Российская академия педагогических наук (т.е. практически возвращение к исконному названию).

- Российская академия педагогических и психологических наук,

- Российская академия образования и педагогических наук. хх

Входя в Правительство РФ с просьбой внести изменения в Устав, по этому вопросу мы тогда предложим тот вариант, который выберите вы, уважаемые коллеги. )))

---

Определенные успехи есть в нашей издательской деятельности.. Она осуществляется как специально созданным Издательским домом РАО, так и отдельными институтами и нашими журналами.

Издательским домом РАО в 2012 году издано 17 монографий, 17 учебников для вузов, 27 учебно-методических пособий, 6 хрестоматий, 5 курсов лекций.

В качестве хорошего примера не могу не сказать, что Институтом теории и истории педагогики изданы первые 9 томов тридцатитомной серии фундаментальных исследований Института. Несколько интересных крупных работ издано Психологическим институтом к его столетию. И, конечно, издается немало журналов, таких как «Педагогика», «Вопросы психологии», «Мир психологии», «Теоретическая и экспериментальная психология», «Дефектология», «Человек и образование», «Начальная школа плюс до и после», «Информатика и образование», «Новое в психолого-педагогических исследованиях», «Известия РАО» и другие.

- - -

Еще один вопрос, о котором бы хотелось сказать, - наше взаимодействие с партнерами различного уровня. У нас сотни экспериментальных площадок, часть из которых зарегистрированы на уровне Президиума, часть – на уровне отдельных институтов. Желающих стать нашими экспериментальными площадками много. Однако опыт показал, что иногда работа не начинается, а практически заканчивается подписанием соответствующих договоров. Поэтому мы не форсировали эту работу. Но сейчас наступил этап, когда не только отдельные учебные заведения, но и территории, субъекты Федерации обращаются с такими предложениями, в том числе предлагая выделить определенное финансирование тем школам, лицеям, колледжам, которые находятся на этих территориях. Так, совсем недавно предложения пришли от Администрации Томской области, Кемеровской области. Теперь мы будем развивать эту работу, и я бы хотел просить уважаемых членов Академии из различных регионов нашей Родины рассматривать себя как полпредов Академии, готовых практически помочь в этом деле.

Наша Академия имеет творческие связи с другими государственными и общественными академиями наук, совместные советы и программы. Особо хотелось бы отметить два момента.

Во-первых, совместно с Российской академией наук под сопредседательством вице-президента РАН и президента РАО мы создали Координационный совет по научно-методическому обеспечению введения в практику стандартов общеобразовательной школы. Как вы знаете, эта работа по причинам, о которых не хотелось бы еще раз говорить, была очень не простой, и не только из-за собственно научных сложностей. Сейчас стандарты утверждены. Мне уже приходилось говорить на прошлогоднем Общем собрании, что очень конструктивную роль сыграла в этом Комиссия, которую возглавлял М.В.Ковальчук. Комиссии удалось существенно поправить явно неприемлемые положения одного из вариантов стандарта. Но немало проблем осталось, и совсем недавно в нашей Академии состоялось совещание с представителями многих регионов страны, где мы говорили и об этих проблемах, и о том, что надо делать для их решения.

И еще об одной инициативе на Общем собрании говорить пока не приходилось. В соответствии с договором о совместной деятельности с Общественной Малой академией наук «Интеллект будущего» (2009 г.) наша Академия осуществляет теоретико-методологическое сопровождение Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России». Создана и успешно функционирует рабочая научно-исследовательская группа ученых РАО для сопровождения Программы.

Результатом совместной деятельности является разработка сетевой образовательной системы выявления и поддержки интеллектуально-одаренных детей, охватывающей образовательные учреждения из 81 субъекта Российской Федерации. Работа с одаренными очень важна, в соответствующей государственной программе принимают участие два наших института, которыми руководят академики В.В.Рубцов и А.А.Никитин. А коллектив разработчиков упомянутой сетевой Программы удостоен премии Правительства Российской Федерации в области образования (2011 г.). (Лауреатами Премии Правительства от РАО стали М.Л. Левицкий и О.В. Суходольская-Кулешова.)

Можно было бы подумать, что эта работа, когда учеными-исследователями иногда выступают дети из пятого-шестого класса, - не более чем игра. Игровая сторона здесь в определенной мере просматривается и даже планируется. Но, с другой стороны, эта игра - дело вполне серьезное. Известно, что по ряду причин профессии учителя, ученого-исследователя сейчас не являются престижными, и хотелось бы думать, что наше сотрудничество с Малой академией наук поможет в какой-то мере изменить это положение, поможет привлечь детей в малую, а потом, может быть, и в большую науку. Эта работа касается тысяч детей.
- - -

Я уже говорил о внешней оценке нашей работы. В этой связи хотел бы доложить Общему собранию, что, как и в прежние годы, некоторые наши коллеги по Академии – члены Академии, работники академических институтов, сотрудники других учреждений - получили высокие профессиональные награды, прежде всего – премии Правительства РФ в области образования. Эти премии, с одной стороны, - общественное и государственное признание достижений конкретных ученых. С другой стороны, каждая такая премия означает, что сделан еще один шаг к тому, чтобы наше образование стало лучше. Лауреатами премии Правительства РФ в области образования 2012 года стали:

Баева Ирина Александровна,

Кикоть Владимир Яковлевич,

Курнешова Лариса Евгеньевна,

Лазарев Валерий Семенович,

Лебедев Юрий Александрович,

Мартиросян Борис Пастерович,

Патов Николай Александрович,

Тряпицына Алла Прокофьевна,

Филиппова Людмила Васильевна.

Давайте поздравим наших коллег с этим достижением.
Конечно, проблема общественной оценки нашей работы, влияния Академии на образовательную политику и практику не сводится к таким важным и приятным вещам, как различного рода награды. Прямое влияние – это наши методики, учебники и другие учебные книги, различного рода рекомендации, монографии и статьи, отражающие фундаментальные исследования. Но есть не менее важное, хотя и косвенное влияние, которое трудно, а порой и невозможно отразить статистическим показателями.

В этой связи хотелось бы отметить следующее. Все присутствующие, я уверен, либо слушали, либо читали Послание Президента РФ Федеральному собранию. Уверен, обратили внимание на то, как часто Президент обращался к вопросам образования, воспитания, морали, объединяющих нас ценностей, притом в разных частях послания. Поскольку Послания давно стали регулярной практикой, к частым упоминаниям вопросов образования стали уже привыкать. Но гораздо заметнее стали звучать вопросы гражданского, патриотического, духовного воспитания.

И я бы хотел напомнить вам, уважаемые участники собрания, что в этом отношении чрезвычайно важны именно ваши усилия. Дело здесь не только в конкретных делах каждого из нас, а и в наших коллективных действиях. В трудные 1990-е годы, когда для многих стало привычным понимание, что лучше никакого воспитания, чем советское коммунистическое, Институт семьи и воспитания, некоторые коллективы других институтов, Президиум Академии сумели сохранить проблематику воспитания и в своих планах, и в практике работы.

Опираясь именно на эти коллективные усилия, я уже в качестве президента Академии получил премию Президента страны за книгу «Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий».

Позднее, в 2006 году, я чувствовал вашу поддержку, выступая на совместной сессии всех государственных академий наук с докладом «Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности», где говорил о необходимости специального планирования социализации и воспитания в стране.

В 2008 году наше Общее собрание приняло обращение к Президенту страны, Председателю Правительства и Председателям обеих палат Федерального собрания по вопросам социализации и воспитания, работы СМИ, необходимости детского канала телевидения. Это обращение было подготовлено нашими академиками Л.А.Вербицкой и А.С.Запесоцким и принято всеми здесь присутствующими. По этим вопросам и с опорой на это обращение я выступал в профильных комитетах Госдумы и Совета Федерации, а также на проводимых ими телевизионных мероприятиях и марафонах.

В 2011 году Правительством РФ была принята Национальная стратегия действий в интересах детей, существенную роль в подготовке и продвижении которой сыграли усилия Института семьи и воспитания, его директора С.В.Дармодехина. 15 октября этого года распоряжением Правительства утвержден План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации этой стратегии, где впервые за многие годы поставлена задача разработки стратегии развития воспитания в РФ. И вот в Послании Президента 12 декабря четко говорится о необходимости подготовки программы полноценного развития в школе воспитательной компоненты, дано соответствующее поручение Правительству.

Это все очень важно и вполне соответствует направлению нашей работы. Вместе с тем нельзя считать, что теперь во всей стране и на всех уровнях работа по социализации и воспитанию сразу поднимется на новый уровень. Позволю себе напомнить то, что уже говорил в комитетах Госдумы и Совета Федерации в 2010 - 2011 годах, а сейчас хотел бы сказать и на нашем Общем собрании. 22 апреля 2010 года Президент Д.А.Медведев, проводя заседание президиумов Госсовета, Совета по культуре и искусству, Совета по науке, технологиям и образованию среди прочего сказал: «Необходимо также заняться и идеологическим воспитанием, которого после распада Советского Союза фактически не было». Это было в прямом эфире, это было в первых сообщениях на сайте Президента. Но через два дня это высказывание уже не попало в полную стенограмму заседания, что вы можете проверить и сейчас. Важно иметь в виду такие возможности и не ослаблять наших усилий по дальнейшему развитию исследований, которые помогут свести к минимуму риски современного непростого этапа развития и в полной мере использовать его возможности.

Мы на этом собрании принимаем определенные изменения в Устав. Они связаны с некоторыми изменениями законодательной базы в стране. Но основные положения Устава, который, напомню, утвержден Правительством и который находится в розданных вам материалах, сохраняются. Они вновь подтверждают высокую ответственность Академии, еще более высокой становится степень нашей самостоятельности, а недавнее распоряжение Правительства об утверждении нашей программы фундаментальных исследований на 2013 – 2020 годы, т.е. на предстоящие 8 лет, ориентируют нас на стабильную и эффективную работу. Соответствующие вопросы мы и будем обсуждать на Общем собрании.

На этом позвольте завершить мое вступительное слово. Если есть ко мне вопросы по сказанному, готов на них ответить. Но, думаю, лучше будет, если сейчас выступит Д.И.Фельдштейн с докладом «Проблемы психолого-педагогических наук в пространственно-временной ситуации XXI века», а затем я и мои коллеги по Президиуму будем готовы ответить на вопросы. Предлагаю их подготовить в письменном виде.

Я предоставляю слово Д.И.Фельдштейну.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В соответствии с Уставом и решением Президиума разрешите открыть Общее собрание Российской академии образования iconГодовое и внеочередное общее собрание
Российской Федерации, Московской области, Уставом открытого акционерного общества «Управление аварийно – восстановительных работ...
В соответствии с Уставом и решением Президиума разрешите открыть Общее собрание Российской академии образования iconРабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с федеральным...
О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации,...
В соответствии с Уставом и решением Президиума разрешите открыть Общее собрание Российской академии образования iconРабочая программа по математике для 6 класса составлена на основе...
Минобрнауки России от 07. 07. 2005 г. №03-1263, перечень программ по учебным предметам федерального базисного учебного плана для...
В соответствии с Уставом и решением Президиума разрешите открыть Общее собрание Российской академии образования iconРабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии...
О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации,...
В соответствии с Уставом и решением Президиума разрешите открыть Общее собрание Российской академии образования iconРабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным...
Минобразования России и Президиума рао от 23. 12. 2003 г. №21/12 и утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 05. 03. 2004г. №1089 и...
В соответствии с Уставом и решением Президиума разрешите открыть Общее собрание Российской академии образования iconРабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным...
Минобразования России и Президиума рао от 23. 12. 2003 г. №21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05. 03. 2004 г. №1089...
В соответствии с Уставом и решением Президиума разрешите открыть Общее собрание Российской академии образования iconПостановление президиума Российской академии образования
Блок дисциплин дв1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Дисциплины по выбору
В соответствии с Уставом и решением Президиума разрешите открыть Общее собрание Российской академии образования iconРоссийской федерации приказ
России и президиума Российской академии образования от 23. 12. 2003 n 21/12 "О проекте федерального компонента государственного стандарта...
В соответствии с Уставом и решением Президиума разрешите открыть Общее собрание Российской академии образования iconРабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным...
Минобразования России и Президиума рао от 23. 12. 2003 г. №21/12 и утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 05. 03. 2004 г. №1089...
В соответствии с Уставом и решением Президиума разрешите открыть Общее собрание Российской академии образования iconРабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным...
Минобразования России и Президиума рао от 23. 12. 2003 г. №21/12 и утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 05. 03. 2004 г. №1089...
В соответствии с Уставом и решением Президиума разрешите открыть Общее собрание Российской академии образования iconПротокол от 10 июня 2010 г
Российской Федерации, Московской области, Уставом открытого акционерного общества «Управление аварийно – восстановительных работ...
В соответствии с Уставом и решением Президиума разрешите открыть Общее собрание Российской академии образования iconРабочая программа по литературе составлена в соответствии с федеральным...
Г. И. Беленького, Э. А. Красновского, Ю. И. Лыссого и др., которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по литературе...
В соответствии с Уставом и решением Президиума разрешите открыть Общее собрание Российской академии образования iconПравовой статус наблюдательного совета
Российской Федерации, Московской области, Уставом открытого акционерного общества «Управление аварийно – восстановительных работ...
В соответствии с Уставом и решением Президиума разрешите открыть Общее собрание Российской академии образования iconПротокол № б/н от 1 июля 2011 г. Положение
Российской Федерации, Московской области, Уставом открытого акционерного общества «Управление аварийно – восстановительных работ...
В соответствии с Уставом и решением Президиума разрешите открыть Общее собрание Российской академии образования iconРабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного...
Минобразования России и Президиумом Российской академии образования от 23. 12. 2003 г. №21/12, утвержден приказом Минобразования...
В соответствии с Уставом и решением Президиума разрешите открыть Общее собрание Российской академии образования iconРабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного...
Минобразования России и Президиумом Российской академии образования от 23. 12. 2003 г. №21/12, утвержден приказом Минобразования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск