Отчет о работе над проектом по теме: «Узнаем мнение каждого» организация и проведение серии социологических опросов среди студентов Филиала Омгпу в г. Таре»





Скачать 421.68 Kb.
НазваниеОтчет о работе над проектом по теме: «Узнаем мнение каждого» организация и проведение серии социологических опросов среди студентов Филиала Омгпу в г. Таре»
страница1/4
Дата публикации05.12.2014
Размер421.68 Kb.
ТипОтчет
100-bal.ru > Информатика > Отчет
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФИЛИАЛ ГОУ ОмГПУ В Г.ТАРЕ

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по научной работе

_____________Н.Д. Шатова

«_____»________2011г.

ОТЧЕТ

О РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ

ПО ТЕМЕ: «Узнаем мнение каждого» организация и проведение серии социологических опросов среди студентов Филиала ОмГПУ в г. Таре»

Руководители темы__________________ Камнева Александра Сергеевна

(подпись, дата)

______________________ Попова Ксения Владиславовна

(подпись, дата)

Научный руководитель темы _____________ Бахмат Наталья Владимировна

(подпись, дата)

Тара 2011

2. Список исполнителей:

1. Саренко Полина Васильевна, студентка II курса, 24 группы, математического факультета, направление «Социально-экономическое образование», профиль «Экономика», очная форма обучения, модератор: интервьюер при групповом анкетировании.

3. Введение.

Руководство вуза, чтобы правильно строить свою работу, должно владеть всей необходимой информацией о происходящем. Как известно, «кто владеет информацией, тот владеет миром». Одним из решений этой проблемы выступает социологический опрос, в ходе которого можно выявить мнение и отношение потребителей и сотрудников вуза к происходящему в Филиале. В связи с этим мы предложили провести ряд социологических опросов по следующей тематике:

  • «Роль самообразования в учебной деятельности студентов Филиала ГОУ ОмГПУ в г. Таре»

  • «Место и роль театра в структуре студенческого досуга»

  • «Приёмы мерчендайзинга в Филиале ГОУ ОмГПУ в г. Таре»

Тематика опросов, в ходе работы над проектом, была скорректирована и дополнена в соответствии с интересами заказчика, в роли которого выступила Администрация вуза (приложение 1).

Опрос - это метод сбора первичной социологической информации посредством устного или письменного обращения исследователя к определённой совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых освещает изучаемую проблему на уровне эмпирических показателей, последующей регистрации и статистической обработки полученных ответов, а так же их теоретической интерпретации. Этот метод отличается от других методов тем, что позволяет достаточно быстро и эффективно получить большой объем необходимой информации от целой группы или нескольких групп путём сбора ответов на перечень заранее подготовленных вопросов. В нашем случае этот метод послужил нам «палочкой-выручалочкой» для проведения ряда социологических опросов.

Цель проекта: организация и проведение серии социологических опросов среди студентов Филиала ГОУ ОмГПУ в г. Таре – «Узнаем мнение каждого».
Задачи проекта:

  1. Анализ литературы по методике проведения социологических опросов.

  2. Разработка и утверждение программы социологических опросов.

  3. Разработка анкет для социологических опросов.

  4. Проведение серии социологических опросов.

  5. Обработка результатов и анализ итогов опросов.

  6. На основе полученных данных подготовить серию статей для публикаций в газетах «Универ плюс» и «Тарское Прииртышье».

Новизна поставленной задачи: На сегодняшний день проблема мерчандайзинга в образовательных учреждениях (даже не все торговые точки используют приёмы мерчандайзинга), специфика организации студенческого досуга, а также самообразование студентов мало изучена в г. Таре Омской области, данный проект помог выявить сложившуюся ситуацию в Филиале ГОУ ОмГПУ в г. Таре. Была выявлена структура досуга среди студентов Филиала, значимость и роль самообразования в учебном образовательном процессе студентов, а также определено их отношение к приёмам визуального и коммуникативного мерчандайзинга в Филиале ГОУ ОмГПУ в г. Таре.

Практическая значимость: Опрос - это метод сбора первичной социологической информации посредством устного или письменного обращения исследователя к определённой совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых освещает изучаемую проблему на уровне эмпирических показателей, последующей регистрации и статистической обработки полученных ответов, а так же их теоретической интерпретации. Этот метод отличается от других методов тем, что позволяет достаточно быстро и эффективно получить большой объем необходимой информации от целой группы или нескольких групп путём сбора ответов на перечень заранее подготовленных вопросов. Результаты социологических опросов «Узнаем мнение каждого», по нашему мнению, могут быть использованы для улучшения атмосферы и уюта в университете; способствовать разработке программы воспитательной работы в Филиале с учётом специфики досуга студенческой молодёжи; выявления мнения и отношения студентов к самообразованию.

4. Основная часть.

В ходе работы по выполнению проекта ««Узнаем мнение каждого» - организация и проведение серии социологических опросов среди студентов Филиала ОмГПУ в г. Таре», в рамках гранта филиала ОмГПУ в г.Таре поставленные нами задачи были решены. А именно:

  1. Проведён анализ литературы по методике проведения социологических опросов и составления анкет, который включал в себя анализ понятийного аппарата исследования. Результатом этого этапа работы стало определение таких понятий как: досуг, социологическое исследование, опрос, респондент, анкета, выборочная совокупность (выборка), виды выборки, генеральная совокупность, этапы проведения социологического исследования, мерчандайзинг, самообразование. В частности, выявлено, что:

Досуг – это совокупность видов деятельности, предназначенных для удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей в свободное время [6, с. 86], являющийся неотъемлемой частью общественной жизни.

Мерчандайзинг – это «прикладная» дисциплина маркетинга, которая занимается организацией продажи и управлением атмосферой продаж [7, с. 160].

Мерчандайзинг – это система организации продаж товара и управление ими [9, с. 8].

Самообразование - самостоятельное образование, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п., предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала [8].

Социологическое исследование – это один из основных способов развития социологического знания, который состоит в сознательной концентрации усилий исследователя (коллектива исследователей) на определенных задачах. В наиболее общем виде социологическое исследование определяется как система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, позволяющих получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их дальнейшего использования в практике социального управления [1].

Так как целью нашего проекта является проведение социологического опроса, то под опросом мы будем понимать метод сбора первичной информации в социологическом исследовании, предусматривающий устное или письменное обращение к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне, а также статистическую обработку полученных ответов. Метод опроса является наиболее распространенным в социологии. Качество социологических данных, полученных в результате исследования, в значительной мере зависит от качества применяемых методик опроса. Специфика социологического опроса:

  • при опросе информацию дает непосредственно носитель изучаемой проблемы или участник изучаемых событий;

  • опрос нацелен на те стороны проблемы, которые не всегда отражаются в документальных источниках и не всегда доступны прямому наблюдению;

  • опрос является разновидностью социально-психологического общения анкетера с респондентом;

  • опрос может быть использован при изучении самых разных сфер общества;

  • опрос позволяет в короткие сроки опрашивать большие группы людей;

  • при опросе регистрируются и мотивы деятельности индивидов, и продукты их деятельности;

  • вербальная информация, полученная методом опроса, дешевле и легче поддается количественной обработке, чем невербальная.

Однако информация, полученная с помощью опроса, не отличается большой надежностью и достоверностью. Необходимо постоянно учитывать возможность искажения информации, полученной методом опроса. Основные элементы опроса [3]:

1. Социолог, конструирующий инструментарий,

2. Анкетер или интервьюер.

3. Анкета или план интервью.

4. Ситуация опроса.

5. Респондент.

7. Социальная реальность.

Под респондентом мы понимаем лицо, от которого получены сведения в ходе опроса [5].

Анкета - это опросный лист с перечнем вопросов, просуммированные и обработанные ответы на которые дают возможность провести социологическое обследование, изучить общественное мнение [5].

Анкетный опрос - один из основных видов опроса, особенностью которого является использование анкеты, заполняемой респондентом. Анкета или опросный лист заполняется респондентом самостоятельно (в отличие от интервью) и поэтому должна быть для него предельно понятной. Анкета не должна быть очень большой, время ее заполнения не должно превышать 45 минут - в противном случае притупляется внимание, ослабевает интерес. Имеет значение подготовка процедуры опроса - наличие спокойного места, карандаша, возможности самостоятельно ответить на вопросы анкеты. Отсутствие помощи со стороны анкетера при заполнении сложных вопросов и отсутствие контроля исследователя за возможным влиянием на ответы ближайшего окружения респондента - это недостатки анкетного опроса. Преимущество его - минимум влияния анкетера на респондента. Виды анкетирования: раздаточное, почтовое, прессовое. Раздаточное анкетирование - наиболее надежный вид опроса, когда респондент получает анкету непосредственно из рук социолога [3].

Перед тем, как начать проведение социологического опроса, необходимо для начала определиться с выборкой, выбором генеральной совокупности, т. к. это важно в отношении социологического исследования. Следовательно, под выборкой мы будем понимать множество случаев (испытуемых, объектов, событий, образцов), с помощью определённой процедуры выбранных из генеральной совокупности для участия в исследовании. Выборки делятся на два типа:[4].

  • Вероятностные;

  • Невероятностные.

Вероятностные выборки

  1. Простая вероятностная выборка:

  • Простая повторная выборка. Использование такой выборки основывается на предположении, что каждый респондент с равной долей вероятности может попасть в выборку. На основе списка генеральной совокупности составляются карточки с номерами респондентов. Они помещаются в колоду, перемешиваются и из них наугад вынимается карточка, записывается номер, потом возвращается обратно. Далее процедура повторяется столько раз, какой объём выборки нам необходим. Минус: повторение единиц отбора.

Процедура построения простой случайной выборки включает в себя следующие шаги:

1. Необходимо получить полный список членов генеральной совокупности и пронумеровать этот список. Такой список, напомним, называется основой выборки;

2. Определить предполагаемый объем выборки, то есть ожидаемое число опрошенных;

3. Извлечь из таблицы случайных чисел столько чисел, сколько нам требуется выборочных единиц. Если в выборке должно оказаться 100 человек, из таблицы берут 100 случайных чисел. Эти случайные числа могут генерироваться компьютерной программой.

4. Выбрать из списка-основы те наблюдения, номера которых соответствуют выписанным случайным числам.

  • Простая случайная выборка имеет очевидные преимущества. Этот метод крайне прост для понимания. Результаты исследования можно распространять на изучаемую совокупность. Большинство подходов к получению статистических выводов предусматривают сбор информации с помощью простой случайной выборки. Однако метод простой случайной выборки имеет как минимум четыре существенных ограничения:

1. Зачастую сложно создать основу выборочногo наблюдения, которая позволила бы провести простую случайную выборку.

2. Результатом применения простой случайной выборки может стать большая совокупность, либо совокупность, распределенная по большой географической территории, что значительно увеличивает время и стоимость сбора данных.

3. Результаты применения простой случайной выборки часто характеризуются низкой точностью и большей стандартной ошибкой, чем результаты применения других вероятностных методов.

4. В результате применения SRS может сформироваться нерепрезентативная выборка. Хотя выборки, полученные простым случайным отбором, в среднем адекватно представляют генеральную совокупность, некоторые из них крайне некорректно представляют изучаемую совокупность. Вероятность этого особенно велика при небольшом объеме выборки.

  • Простая бесповторная выборка:

Процедура построения выборки такая же, только карточки с номерами респондентов не возвращаются обратно в колоду.

  1. Систематическая вероятностная выборка. Является упрощенным вариантом простой вероятностной выборки. На основе списка генеральной совокупности через определённый интервал (К) отбираются респонденты. Величина К определяется случайно. Наиболее достоверный результат достигается при однородной генеральной совокупности, иначе возможны совпадение величины шага и каких-то внутренних циклических закономерностей выборки (смешение выборки). Минусы: такие же как и в простой вероятностной выборке.

  2. Серийная (гнездовая) выборка. Единицы отбора представляют собой статистические серии (семья, школа, бригада и т. п.). Отобранные элементы подвергаются сплошному обследованию. Отбор статистических единиц может быть организован по типу случайной или систематической выборки. Минус: Возможность большей однородности, чем в генеральной совокупности.

  3. Районированная выборка. В случае неоднородной генеральной совокупности, прежде, чем использовать вероятностную выборку с любой техникой отбора, рекомендуется разделить генеральную совокупность на однородные части, такая выборка называется районированной. Группами районирования могут выступать как естественные образования (например, районы города), так и любой признак, заложенный в основу исследования. Признак, на основе которого осуществляется разделение, называется признаком расслоения и районирования.

  4. «Удобная» выборка. Процедура «удобной» выборки состоит в установлении контактов с «удобными» единицами выборки — с группой студентов, спортивной командой, с друзьями и соседями. Если необходимо получить информацию о реакции людей на новую концепцию, такая выборка вполне обоснована. «Удобную» выборку часто используют для предварительного тестирования анкет.

Невероятностные выборки

Отбор в такой выборке осуществляется не по принципам случайности, а по субъективным критериям – доступности, типичности, равного представительства и т.д.

  1. Квотная выборка – выборка строится как модель, которая воспроизводит структуру генеральной совокупности в виде квот (пропорций) изучаемых признаков. Число элементов выборки с различным сочетанием изучаемых признаков определяется с таким расчётом, чтобы оно соответствовало их доле (пропорции) в генеральной совокупности. Так, например, если генеральная совокупность у нас представлена 5000 человек, из них 2000 женщин и 3000 мужчин, тогда в квотной выборке у нас будут 20 женщин и 30 мужчин, либо 200 женщин и 300 мужчин. Квотированные выборки чаще всего основываются на демографических критериях: пол, возраст, регион, доход, образование и прочих. Плюсы: обычно такие выборки репрезентативны. Минусы: применение данного способа построения выборки возможно при наличии достаточно полной информации о генеральной совокупности.

  2. Метод снежного кома. Выборка строится следующим образом. У каждого респондента, начиная с первого, просятся контакты его друзей, коллег, знакомых, которые подходили бы под условия отбора и могли бы принять участие в исследовании. Таким образом, за исключением первого шага, выборка формируется с участием самих объектов исследования. Метод часто применяется, когда необходимо найти и опросить труднодоступные группы респондентов (например, респондентов, имеющих высокий доход, респондентов, принадлежащих к одной профессиональной группе, респондентов, имеющих какие-либо схожие хобби/увлечения и т.д.)

  3. Стихийная выборка – выборка так называемого «первого встречного». Часто используется в теле- и радиоопросах. Размер и состав стихийных выборок заранее не известен, и определяется только одним параметром – активностью респондентов. Минусы: невозможно установить какую генеральную совокупность представляют опрошенные, и как следствие – невозможность определить репрезентативность.

  4. Маршрутный опрос – часто используется, если единицей изучения является семья. На карте населённого пункта, в котором будет производиться опрос, нумеруются все улицы. С помощью таблицы (генератора) случайных чисел отбираются большие числа. Каждое большое число рассматривается как состоящее из 3-х компонентов: номер улицы (2-3 первых числа), номер дома, номер квартиры. Например, число 14832: 14 – это номер улицы на карте, 8 – номер дома, 32 – номер квартиры.

  5. Районированная выборка с отбором типичных объектов. Если после районирования из каждой группы отбирается типичный объект, т.е. объект, который по большинству изучаемых в исследовании характеристик приближается к средним показателям, такая выборка называется районированной с отбором типичных объектов.

Совокупность всех возможных социальных объектов, которые подлежат изучению в пределах программы исследования, называется генеральной совокупностью.

Выборочная совокупность (выборка) - часть объектов генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных приемов для получения информации обо всей совокупности [2].

Проведение социологического исследования - сложный и многоэтапный процесс. Некоторые специалисты рассматривают процесс социологического исследования как состоящий из двух стадий:

  • первая стадия - подготовительная,

  • вторая стадия - собственно исследовательская.

В любом исследовании можно выделить пять этапов исследовательской процедуры:

1. Составление программы исследования.

2. Определение объекта и единиц наблюдения.

3. Разработка средств сбора материала - методик исследования.

4. Сбор материала.

5. Анализ материала и его обобщение.

В социологической литературе встречаются и другие схемы проведения социологического исследования. Многие социологи выделяют четыре последовательных, взаимосвязанных этапа:

1) подготовка исследования;

2) сбор первичной социологической информации;

3) подготовка собранной информации к обработке и обработка на электронно-вычислительной машине;

4) анализ обработанной информации, подготовка отчета по итогам исследования, формулировка выводов.

В зависимости от целей прикладных исследований они подразделяются на разведывательные, описательные и аналитические.

Разведывательное исследование (пилотажное) используется в качестве предварительного этапа масштабных исследований. Оно охватывает небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и методике. Разновидность разведывательного исследования - экспресс-опрос (так называемый зондаж общественного мнения).

Описательное исследование применяется в случае исследования большой общности людей, отличающихся разнообразными характеристиками. Такое исследование проводится по достаточно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария.

Аналитическое исследование - самый глубокий вид социологического анализа, ставящее своей целью кроме описания изучаемого явления еще и выявление причин, лежащих в основе.

Выбор того или иного вида социологического исследования зависит от: цели исследования (практической или научной); особенностей того явления, которое предстоит изучить; практических навыков социолога, знаний методики и техники [1].

При составлении анкет была использована методика разработки анкет, предлагаемая В.И. Беляевым в работе «Маркетинг: основы теории и практики» [10, с. 191].

Анализ литературы по методике проведения социологических опросов явился основой для разработки анкет.

2. После предварительных консультаций с заказчиком, в качестве которого выступили: Жилин В. И. – директор Филиала ГОУ ОмГПУ в г. Таре, Филоненко Л. А. – помощник директора по воспитательной работе .была разработана программа проведения серии социологических опросов среди студентов Филиала ОмГПУ в г. Таре (приложение 1).
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Отчет о работе над проектом по теме: «Узнаем мнение каждого» организация и проведение серии социологических опросов среди студентов Филиала Омгпу в г. Таре» iconРазработка урока по немецкому языку на тему „ Meine kleine Heimat ist von großer Bedeutung“
При работе над проектом мне особенно понравилось При работе над проектом мне было тяжело при работе над проектом в следующий раз...
Отчет о работе над проектом по теме: «Узнаем мнение каждого» организация и проведение серии социологических опросов среди студентов Филиала Омгпу в г. Таре» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
План оценивания в проекте «Художественная обработка стекла- витраж» (Витраж, 2 курс, тема «Витражная роспись») График оценивания...
Отчет о работе над проектом по теме: «Узнаем мнение каждого» организация и проведение серии социологических опросов среди студентов Филиала Омгпу в г. Таре» iconОтчет по опытно-экспериментальной работе образовательного учреждения за 2011-2012 г г
Ознакомление педагогического коллектива с проектом оэр. Организация проектной группы участников оэр
Отчет о работе над проектом по теме: «Узнаем мнение каждого» организация и проведение серии социологических опросов среди студентов Филиала Омгпу в г. Таре» iconОтчет о выполнении работ (оказании услуг) для государственных нужд...
«Организация и проведение конкурсов в образовательной и научно-исследовательской деятельности для аспирантов и молодых научно-педагогических...
Отчет о работе над проектом по теме: «Узнаем мнение каждого» организация и проведение серии социологических опросов среди студентов Филиала Омгпу в г. Таре» iconУрок №16-17 тема: Проект Цель: Познакомить учеников с понятием «проект»...
Цель: Познакомить учеников с понятием «проект» и алгоритмом работы над проектом. Выполнить свой проект – отчёт об изученном курсе...
Отчет о работе над проектом по теме: «Узнаем мнение каждого» организация и проведение серии социологических опросов среди студентов Филиала Омгпу в г. Таре» iconОтчет по дисциплине «информационные системы и технологии»
Оcнову всех cиcтем информационного здравоохранения cоcтавляют гоcударственная статистическая документация, данные социологических...
Отчет о работе над проектом по теме: «Узнаем мнение каждого» организация и проведение серии социологических опросов среди студентов Филиала Омгпу в г. Таре» iconОтчет по итогам работы Городской экспериментальной площадки по информатизации...
Аналитический отчет по итогам работы Городской экспериментальной площадки по информатизации над проектом «Маленькие художники» в...
Отчет о работе над проектом по теме: «Узнаем мнение каждого» организация и проведение серии социологических опросов среди студентов Филиала Омгпу в г. Таре» iconКраткое содержание проекта Работа над проектом это поиск новых форм...
Работа над проектом – это поиск новых форм методов преподавания истории по теме «Правление княгини Ольги»
Отчет о работе над проектом по теме: «Узнаем мнение каждого» организация и проведение серии социологических опросов среди студентов Филиала Омгпу в г. Таре» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Меня зовут Маха, я работаю над проектом создания первого профессионального справочника мотопутешественника «мото украина». Концепт...
Отчет о работе над проектом по теме: «Узнаем мнение каждого» организация и проведение серии социологических опросов среди студентов Филиала Омгпу в г. Таре» icon«Исследовательская деятельность учащихся и учителей в рамках работы...
Городской семинар по обмену методическим опытом учителей мбоу «сош №21» по теме: «Исследовательская деятельность учащихся и учителей...
Отчет о работе над проектом по теме: «Узнаем мнение каждого» организация и проведение серии социологических опросов среди студентов Филиала Омгпу в г. Таре» iconКраткое содержание проекта Работа над проектом это поиск новых форм...
...
Отчет о работе над проектом по теме: «Узнаем мнение каждого» организация и проведение серии социологических опросов среди студентов Филиала Омгпу в г. Таре» iconХакасский технический институт
Ш55 Организация и проведение дипломного проектирования студентов специальности «Экспертиза и управление недвижимостью» : метод указания...
Отчет о работе над проектом по теме: «Узнаем мнение каждого» организация и проведение серии социологических опросов среди студентов Филиала Омгпу в г. Таре» iconОтчет о научной исследовательской работе студентов (магистрантов) Института
Организация научно-исследовательской деятельности студентов и их участие в научных исследованиях и разработках в 2012 году
Отчет о работе над проектом по теме: «Узнаем мнение каждого» организация и проведение серии социологических опросов среди студентов Филиала Омгпу в г. Таре» iconКонспект открытого занятия кружка «юный журналист»
Аналитический отчет по итогам работы Городской экспериментальной площадки по информатизации над проектом «Маленькие художники» в...
Отчет о работе над проектом по теме: «Узнаем мнение каждого» организация и проведение серии социологических опросов среди студентов Филиала Омгпу в г. Таре» iconВ конкурсе приняли участие
Всероссийский Конкурс рефератов среди студентов художественных училищ по ведению работы над дипломом в 2014-2015 году по единой теме:...
Отчет о работе над проектом по теме: «Узнаем мнение каждого» организация и проведение серии социологических опросов среди студентов Филиала Омгпу в г. Таре» iconКонспект интегрированного урока по физике и математике для 11 класса
Аналитический отчет по итогам работы Городской экспериментальной площадки по информатизации над проектом «Маленькие художники» в...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск