Аналитический отчет МБОУ НОШ №17 об организации методической и учебно-воспитательной работы в 2012-2013 уч. году
Содержание:
Анализ методической работы.
Анализ работы с педагогическими кадрами.
Анализ состояния преподавания предметов.
Анализ экспериментальной и инновационной деятельности образовательного учреждения за 2012-2013 учебный год.
Анализ работы с одаренными и талантливыми детьми за 2012- 2013 учебный год.
Анализ работы ОУ за 2012-2013 учебный год по здоровьесбережению.
Анализ обеспеченности ОУ учебниками в 2012-2013 уч. году.
Анализ работы по вопросам реализации процесса информатизации образовательной системы ОУ в 2012-2013 учебном году.
IX. Анализ воспитательной работы ОУ за 2012- 2013 учебный год.
Анализ организации методической работы(Пушкарская А.В.)
Методическая работа – это целостная, основанная на достижениях науки, педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя.
Педагогический коллектив работал над методической темой: «Формирование ключевых компетенций обучающихся – результат профессиональной компетентности учителя».
Целью методической работы в истёкшем году было создание условий, обеспечивающих осознание учителем современных концепций образования, научно-методическое обеспечение разработки новых технологий обучения и воспитания, выявление и учёт индивидуальных особенностей каждого педагога, организация работы по определению и использованию передового педагогического опыта, cоздание атмосферы заинтересованности в росте педагогического мастерства, приоритета педагогической компетентности.
В соответствии с генеральной целью были определены задачи методической работы на 2012-2013 учебный год:
Содействовать повышению компетентности педагогов в свете требований новых правовых инструктивно-методических документов через усиление работы в методических объединениях, творческих группах, методическом совете школы и стимулирование профессиональной активности.
Создание здоровьесберегающей среды для всех участников образовательного процесса, повышение качества образования на основе использования здоровьесберегающих технологий с учетом личностно-ориентированного психолого – педагогического подхода к воспитанию и образованию учащихся
Развитие информационного пространства школы для всех участников образовательного процесса, активное использование и распространение ИКТ, оформление информационных продуктов в различных формах и видах, обмен профессиональной информацией с целью оптимизации возможностей профессионального роста, обеспечение широкой информированности через освещение работы школы на сайте.
Формирование банка современных педагогических технологий, направленных на реализацию стандартов нового поколения, информационно-методического фонда разработок отдельных педагогов, творческих групп и учащихся (педсовет, семинары, участие в конкурсах и конференциях).
Активизировать работу учителей над темами самообразования, актуализация лучшего опыта через участие в профессиональных проектах и конкурсах.
Для решения поставленных задач было сделано следующее:
Составлен и утвержден учебный план, позволяющий заложить фундамент знаний по основам дисциплинам, обеспечить уровень усвоения стандартов образования.
Составлены и утверждены планы работы методического совета школы, педагогического совета.
Методические объединения работали по четким планам в соответствии с утвержденными методическими темами, проблемой школы.
Создана система внутришкольного контроля, как одно из условий эффективной работы.
Создана система работы по обеспечению сохранности здоровья и здорового образа жизни учащихся.
Продолжилась работа по информатизации школы
Нормативно- правовая база методической службы школы:
Закон РФ «Об образовании»
Устав МБОУ НОШ №17
Образовательная инициатива «Наша новая школа»
Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 (одобрена Правительством РФ 01.10.2008, протокол №36)
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 годы
Федеральный государственный стандарт начального общего образования
Стратегия развития системы образования Ставропольского края до 2020 года
Типовое положение об общеобразовательном учреждении
Базисный учебный план
Программы начального общего образования
Инструктивно-методические письма:
- -СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
-О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (от 19.04.2011 № 03255);
-« О подготовке детей к школе»
- « Об организации обучения в первом классе четырёхлетней школы» (№2021/11-13 от 25.09.2000)
- «Рекомендации об организации обучения первоклассников в адаптационный период» (№408/13-13 от 20.04.2001 )
- «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы» ( №220/11-12 от 20.02.1999)
- «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» (№1561/14-15 от 19.11.1998
Школьные локальные акты:
- Положение о методическом совете МБОУ НОШ №17 (принято Советом школы 28.09.2010,утверждено директором)
-Положение о педагогическом совете (принято Советом школы, 16.01.2008,утверждено директором)
- Положение о методическом объединении учителей МБОУ НОШ№17 (принято Советом школы, 21.01.2007,утверждено директором)
-Положение о контроле и оценке результатов обучения (принято Советом школы, 28.09.2010,утверждено директором)
-Положение о контроле и оценке знаний учащихся начальной школы (принято Советом школы, 19.09.2008,утверждено директором)
-Положение об итоговом контроле выпускников школы (принято Советом школы, 28.02.2008,утверждено директором)
- Положение о внутришкольном контроле (принято Советом школы, 02.09.2009,утверждено директором)
- Положение о методических семинарах (утверждено директором 29.09.2007)
-Положение о жюри школьного интеллектуального марафона (принято Советом школы, 18.09.2007,утверждено директором)
-Положение о психолого-педагогическом консилиуме (принято Советом школы, 28.02.2008,утверждено директором)
-Положение о проведении школьной методической недели (принято Советом школы, 28.09.2010,утверждено директором)
- Положение о структуре, порядке разработки
и утверждения рабочих программ отдельных учебных предметов начального общего образования МБОУ НОШ№17
Программа развития общеобразовательного учреждения: «Я – в этом мире, мир –во мне» на 2010- 2020г.г.
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ НОШ №17
Рабочие программы учителей по отдельным предметам
В 2012/13 учебном году школа работала в режиме 5-дневной недели.
Номенклатура предметов федерального компонента сохранена в полном объеме, что является условием полной реализации федерального компонента государственных образовательных стандартов. Запланированные предельно допустимые максимальная и минимальная недельные учебные нагрузки обучающихся соответствует требованиям СанПиНа.
Учебный план школы соответствовал требованиям регламентирующих документов, обеспечивал реализацию государственных образовательных стандартов и гарантировал овладение выпускниками необходимым минимумом содержания образования, обеспечивающим возможность продолжения образования.
В условиях модернизации системы образования предъявляются определенные требования к профессиональной компетенции педагогических работников. Педагог должен уметь на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи, поскольку востребован не просто воспитатель или предметник-урокодатель, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог, умеющий проводить диагностику, выстраивать реально достижимые цели и задачи деятельности, прогнозировать результат, творчески применять известные и разрабатывать авторские образовательные идеи, технологии, методические приемы. Качество методической работы напрямую влияет на эффективность работы, уровень профессионально-педагогической компетенции учителя. Сегодня как никогда возросла потребность в учителе, способном совершенствовать содержание своей деятельности посредством критического, творческого осмысления и применения передовых педагогических и информационных технологий. Методическая работа школы является составной частью системы повышения квалификации, совершенствования мастерства и личностных качеств педагога. Решая цель и задачи методической работы школы, которые вытекают из цели и задач работы школы в целом, методическая служба осуществлялась через следующие структуры: методический совет, МО учителей начальных классов, МО классных руководителей, работа творческих микрогрупп. Поставленные задачи решались через изучение и внедрение новых инновационных технологий, расширение форм методической работы, совершенствование методики проведения урока, индивидуальной и групповой работы со слабоуспевающими и одаренными учащимися, коррекцию знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителя, развитие способностей и природных задатков учащихся, повышение мотивации к обучению и осознание важности его результатов во время итоговой аттестации учащихся.
Цели и задачи обновления школы, анализ существующей передовой практики позволяют выделить следующие направления в деятельности школьной методической службы:
Диагностико - прогностическая деятельность:
- диагностика потребностей кадров в повышении квалификации;
- диагностика информационных запросов
Информационная деятельность:
- создание банка данных педагогических информаций о достижениях науки и практики, в том числе из опыта работы педагогического коллектива школы
Деятельность в области содержания образования:
- освоение вариативного обучения (программы «Школа России», «Гармония», «Школа 2100», системы «Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, Л.В.Занкова),
- изучение и освоение образовательных стандартов
, - изучение и освоение новых педагогических технологий
Деятельность в области аттестации педагогических кадров:
-подготовка к самооценке профессиональной деятельности Формы методической работы, используемые в школе:
- Тематические педагогические советы
- Методический совет
- Методические объединения учителей
- Работа учителей над темами самообразования
-Открытые уроки
- Работа творческих микрогрупп
- Методические семинары
- «Круглые столы»
- Консультации по организации и проведению современного урока
- Организация работы с одарёнными детьми
- Разработка методических рекомендаций в помощь учителю по ведению школьной документации, по организации, проведению и анализу современного урока.
- Педагогический мониторинг
-Организация и контроль курсовой системы повышения квалификации
- Аттестация
Это традиционные, но надежные формы организации методической работы. С их помощью осуществлялась реализация образовательных программ и учебного плана школы, обновление содержания образования через использование актуальных педагогических технологий (личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, информационные, развивающие).
В результате проделанной работы в школе продолжает развиваться необходимая образовательная среда для развития ключевых компетентностей педагога, внедрения и распространения опыта инновационной педагогической практики, осуществление методического, материально-технического, информационного, кадрового обеспечения реализации новых образовательных программ. В результате одни учителя получали необходимый им педагогический опыт, а другие - возможность самовыражения, раскрытия профессионального и творческого потенциала. Разнообразие инновационных технологий, использование возможностей Интернет и информационных технологий делает учебно-воспитательный процесс интересным для учащихся и более эффективным. Профессиональный рост педагога - это цель и процесс приобретения педагогом знаний, умений, способов деятельности, позволяющих ему не любым, а именно оптимальным образом реализовать свое предназначение, решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранению здоровья школьников. Создание условий, обеспечивающих профессиональный рост учителя включает в себя:
1. Планирование работы с кадрами
Анализ изучения затруднений учителей (используемых технологий и форм работы)
Персональное определение учителями форм работы, с помощью которых они будут осваивать содержание того, чем не владеют.
Организация самопроектирования учителями своей методической работы
2. Руководство работой с педкадрами.
Стимулирование и мотивация потребности педагога в своем профессиональном росте
3. Контроль в работе с педагогическими кадрами. Образование, как стратегический ресурс развития общества в настоящее время должно обеспечивать новое качество выпускников, которое измеряется не столько количеством предметных знаний, умений и навыков, сколько их готовностью к здоровому жизненному выбору, к самостоятельному труду, к принятию самостоятельных решений. В связи с новыми запросами общества к качественному образованию возникла необходимость определения направлений работы коллектива по достижению качественного образования и осмысления самого определения «качественное образование». Вся методическая работа в школе направлена на совершенствование качества преподавания. От качества преподавания напрямую зависит качество образования школьников.
Чтобы управлять не формально, а реально, чтобы принимать адекватные управленческие решения, администрации необходимо иметь фактические данные об эффективности протекания образовательного процесса и методической работы. Без информации о ходе и промежуточных результатах деятельности, без постоянной обратной связи процесс управления невозможен. На наш взгляд, наиболее адекватной, объективно оценивающей состояние дел является информация, полученная благодаря организации мониторинга. Большинство педагогов нашей школы стремится определить эффективность своего труда и тех процессов, с которыми связана профессиональная деятельность. К числу наиболее важных процессов, входящих в сферу профессиональной педагогической деятельности, относится воспитательный.
Для того, чтобы увидеть результативность учебно-воспитательной работы, необходима диагностика всего образовательного процесса.
Основная цель изучения заключается в выявлении способности учреждения образования и его развивающей среды содействовать развитию личности ребенка. В зависимости от уровня сформированности данной способности можно определить и степень эффективности образовательного процесса: чем более высок уровень сформированности данной способности, тем выше его эффективность и наоборот.
Мы ставим перед собой следующие диагностические задачи:
- выявить уровень воспитанности учащихся;
- выяснить степень влияния отдельных педагогических средств на личность ребенка и процесс его развития;
- получить информацию о результативности работы учителей, классных руководителей;
-определить степень удовлетворенности учащихся, педагогов и родителей учебно-воспитательным процессом и его результатами.
Целью мониторинга в нашей школе является обеспечение эффективного отражения состояния образования, аналитическое обобщение результатов деятельности, разработка прогноза её обеспечения и развития. Оценивание качества обучения по годовым отметкам и результатам итоговой аттестации остается основным фактором работы педагогического коллектива. Процент отличников и хорошистов остается показателем реализации заданного свойства ученика – умения применять знания.
По качеству образования (мониторинг результативности по годам обучения, мониторинг результативности по предметам)
| 2010-2011
Кач. %
| 2011-2012
Кач. %
| 2012-2013
| Димитрюк С.М.
| 48,3%
| 57,1%
| 59%
| Сергеева Г.П.
| 60,7%
| 59,2%
| 67% //87%
| Жуйкова Н.А.
| 96,3%
| 82,8%
| 93%
| Храмеева Т.П.
| 81,5%
| 54,5%
| 56%
| Батрашкина Н.А.
| 93,3%
| 89,6%
| 92%
| Месникьян В.П.
| 71,4%
| 73,1%
| 1 класс
| Глушко Л.А.
| 60%
| 63%
| 66%
| Анисимова Е.В.
| 64%
| 62,5%
| 1 класс
| Грушина Г.Г.
| 75,9%
| 66,7%
| 1 класс
| Филоненко Е.В.
| 44,8%
| 42,8%
| 1 класс
| Дорошенко О.В.
| 78,6%
| 1 класс
| 82%
| Колесникова Н.А.
| 80%
| 1 класс
| 72%
| Нелюбина М.Ф.
| 61,5%
| 1 класс
| 67%
| Фомичёва Н.Д.
| 1 класс
| 80%
| 73%
| Булгакова С.В.
| 1класс
| 76,7%
| 93%
| Гарасимчук Л.А.
| 1 класс
| 73,1%
| 74%
| Меремкулова З.Х.
| 1 класс
| 46,4%
| 48%
| Попова Н.Б.
| 1 класс
| 65,4%
| 56%
|
Проводится диагностика знаний, умений, навыков учащихся: вводный, промежуточный, итоговый контроль
Проблема исследования и описания образовательной среды, специфической для конкретной школы, в настоящее время стала центральной в педагогической психологии. В методике «Удовлетворённость родителей обучением детей в школе»15 вопросов составляют 5 блоков. Комплекс данных, полученных с помощью данного исследовании, дает возможность проследить удовлетворенность родителей учебным заведением и воспитательной работой школы. Анкетирование проводится один раз в год. Мониторинг результативности по предметам за 2012-2013уч.год
| Русск. яз., кач.%
| Математика
| Чтение
| ООМ
| 1
| 2
| 3
| год
| 1
| 2
| 3
| год
| 1
| 2
| 3
| год
| 1
| 2
| 3
| год
| Дорошенко О.В.
| 88
| 89
| 93
| 89
| 85
| 89
| 89
| 86
| 92
| 96
| 100
| 100
| 92
| 96
| 97
| 100
| Сергеева Г.П.2
| 86
| 83
| 76
| 90
| 93
| 90
| 87
| 90
| 100
| 100
| 100
| 100
| 86
| 93
| 100
| 100
| Колесникова Н.А.
| 68
| 79
| 72
| 75
| 79
| 79
| 71
| 86
| 93
| 89
| 93
| 89
| 86
| 86
| 82
| 82
| Нелюбина М.Ф.
| 68
| 61
| 72
| 72
| 68
| 71
| 69
| 69
| 82
| 86
| 93
| 93
| 92
| 71
| 90
| 93
| Глушко Л.А.
| 55
| 82
| 52
| 70
| 63
| 76
| 63
| 72
| 88
| 79
| 82
| 76
| 85
| 76
| 86
| 84
| Фомичёва Н.Д.
| 76
| 86
| 72
| 72
| 93
| 79
| 72
| 86
| 100
| 100
| 100
| 100
| 100
| 93
| 90
| 96
| Булгакова С.В.
| 93
| 93
| 93
| 93
| 93
| 93
| 93
| 96
| 100
| 100
| 96
| 100
| 96
| 93
| 96
| 96
| Гарасимчук Л.А.
| 62
| 77
| 77
| 74
| 77
| 81
| 78
| 81
| 85
| 85
| 100
| 92
| 77
| 85
| 88
| 92
| Меремкулова З.Х.
| 58
| 48
| 61
| 63
| 50
| 45
| 57
| 56
| 75
| 69
| 82
| 78
| 64
| 66
| 79
| 74
| Попова Н.Б.
|
| 62
| 52
| 66
|
| 69
| 48
| 66
|
| 85
| 93
| 85
|
| 81
| 100
| 96
| Димитрюк С.М.
| 74
| 78
| 74
| 78
| 66
| 74
| 78
| 74
| 81
| 78
| 82
| 81
| 88
| 89
| 85
| 89
| Сергеева Г.П.
| 69
| 64
| 46
| 71
| 69
| 80
| 63
| 79
| 92
| 88
| 100
| 96
| 92
| 92
| 75
| 83
| Батрашкина Н.А.
| 96
| 96
| 89
| 69
| 77
| 92
| 93
| 96
| 100
| 96
| 96
| 96
| 96
| 96
| 96
| 96
| Жуйкова Н.А.
| 92
| 90
| 93
| 93
| 97
| 100
| 100
| 93
| 92
| 87
| 93
| 93
| 97
| 97
| 100
| 100
| Храмеева Т.П.
| 60
| 63
| 56
| 68
| 69
| 63
| 64
| 72
| 73
| 76
| 72
| 80
| 64
| 76
| 72
| 76
|
Выявление потребностей педагогических кадров
Для выявления потребностей учителей, уровня их дидактической подготовки, кругозора в школе разработана система диагностики. Ежегодно на последнем заседании методического объединения проводится анкетирование с целью выяснения, что вызывает в работе учителей затруднение, по каким вопросам они имеют методические наработки, чем могут поделиться с коллегами.
Была отмечена положительная динамика по следующим направлениям: педагогический коллектив школы в системе осваивает и использует в своей практике различные педагогические технологии, соответственно специфике своего предмета, профессионального опыта, материально-технической базы кабинетов. 73% педагогов перешли с уровня теоретического освоения и частичного использования ИКТ на уровень регулярного их использования в образовательном процессе. Основными проблемами, которые выявила диагностика творческого потенциала педагогов школы, психологического климата школьного коллектива можно считать следующие:
9% педагогов не включены в освоение новых педтехнологий, знакомы с ИКТ только теоретически, не применяя в практике;
11% учителей не стремятся к обмену опытом.
Пассивное сопротивление педагогов процессу информатизации заключается:
в нежелании некоторых учителей осваивать новые технологии;
в инертности мышления.
Среди причин, мешающих работе, педагоги выделили следующие:
недостаток времени на творчество;
трудность в нахождении способов и приемов создания таких учебных ситуаций и такого подбора дидактического материала, который обеспечил бы эффективную познавательную деятельность всех учащихся в меру их способностей и подготовленности;
В течение года с педагогами работает психолог школы Лысенко Ю.А., которая проводит анкетирование, опросы, тренинги, позволяющие выявить затруднения учителей. На основании полученных данных строится планирование методической работы школы. Для более эффективной реализации поставленных задач в начале года была проведена диагностика педагогических затруднений в форме анкетирования. По результатам опроса было выяснено, что наибольшие затруднения вызывают у учителей самостоятельное составление ЦОРов (15%),работа с интерактивной доской (15%). С учётом этого были составлены планы заседаний педагогического совета, семинара, заседаний МО учителей начальных классов, на которых планировались рассмотрение данных вопросов. О результативности проведённой методической работы говорят следующие данные:
педагоги удовлетворены собственной деятельностью (по результатам анкетирования)
в коллективе положительный психолого-педагогический климат;
высокий уровень качества образования
| Входные к/р
| Полугодовые к/р
| Итоговые к/р
| Обуч.
| Кач.
| Обуч.
| Кач.
| Обуч.
| Кач.
| Математика (к/р)
| 95,6
| 75,1
| 96
| 76
| 96,5
| 81
| Русский язык
( диктант)
| 93,8
| 67,8
| 98
| 77
| 96
| 83
| Русский язык
( словарь)
| -
| -
| 98
| 90
| 99
| 93
| Техника чтения
| 92
| 83
| 96
| 74
| 98,3
| 93,2
|
Уровень усвоения базовых знаний, умений и навыков
Классы
| Уровень обученности, %
| Качество %
| Средняя отметка
| 2010-2011
| 2011-2012
| 2012-2013
| 2010-2011
| 2011-2012
| 2012-2013
| 2010-2011
| 2011-2012
| 2012-2013
| 2 –е
| 100
| 100
| 100
| 76
| 68,6
| 74
| 3,9
| 3,8
| 3,9
| 3-и
| 100
| 100
| 100
| 63
| 69,6
| 69
| 3,8
| 3,9
| 3,7
| 4-е
| 100
| 99,3
| 100
| 73
| 61
| 74
| 3,8
| 3,7
| 3,9
| Итого 2-4 кл.
| 100
| 99,8
| 100
| 70,7
| 66,4
| 72
| 3,8
| 3,8
| 3,8
| Выявление передового педагогического опыта и развитие творческого потенциала каждого учителя является одним из актуальных направлений методической работы. В этом учебном году улучшилась работа по обобщению передового педагогического опыта учителей. На совещаниях при директоре, заседаниях МО учителя делились с коллегами своими педагогическими находками, уделяя особое внимание проблеме, над которой работали (теме самообразования), проводили самоанализ своей деятельности. |