Отчет о научно-исследовательской работе «Диагностика текущего состояния и прогноз перспектив развития инновационной деятельности в городском округе Тольятти»





НазваниеОтчет о научно-исследовательской работе «Диагностика текущего состояния и прогноз перспектив развития инновационной деятельности в городском округе Тольятти»
страница1/21
Дата публикации17.12.2014
Размер3.56 Mb.
ТипОтчет
100-bal.ru > Информатика > Отчет
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

УДК 316.444:331.6

№ госрегистрации

Инв. №
УТВЕРЖДАЮ

____________

«___»________________ 2011 г.

ОТЧЕТ

О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

«Диагностика текущего состояния и прогноз перспектив

развития инновационной деятельности

в городском округе Тольятти»

Тольятти 2011

СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

Научный руководитель

д.пед.н., профессор, директор

Тольяттинского института

технического творчества и

патентоведения, профессор

патентного поверенного РФ №807 З.Ф.Мазур
Исполнители темы:

д. экон. н., доцент, директор

по патентно-лицензионной

работе ТИТТП,

патентно-поверенный № 972,

судебный эксперт,

оценщик

интеллектуальной

собственности Н.З.Мазур

д.филос. н.. профессор,

начальник отдела

маркетинговых

исследований ТИТТП И.В.Цветкова

к.соц.н. доцент,

начальник отдела стратегического

развития ТИТТП Т.Н.Иванова


к. экон.н, начальник

отдела оценки ТИТТП М.П.Павлова

Нормоконтролер ___________________ Ю.П.Чернышова

НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем отчете о НИР использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 2.105 – 95 Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам.

ГОСТ 2.111 – 68 Единая система конструкторской документации. Нормоконтроль.

ГОСТ 6.38 – 90 Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов.

ГОСТ 7.1 – 84 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления.

ГОСТ 7.9 – 95 (ИСО 214 – 76) Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Реферат и аннотация. Общие требования.

ГОСТ 7.12 – 93 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила.

РЕФЕРАТ

Отчёт – 222 стр., 6 рисунков, 31 таблица, 108 источников.

Настоящий отчет составлен в соответствии с муниципальным контрактом №962-д/2.2 от 12.12.2011г. между Мэрией городского округа Тольятти (Департамент экономического развития) и НОУ «Тольяттинский институт технического творчества и патентоведения».

Объект исследования - инновационная сфера г.о. Тольятти Самарской области и тенденции ее развития.

Цели исследования:

  • Оценка соотношения спроса и предложения на рынке инновационной продукции городского округа Тольятти, в том числе в разрезе отраслевой и видовой структуры экономической деятельности.

  • Анализ и оценка инновационного потенциала городского округа Тольятти – как в целом, так и по отраслям экономики и видам экономической деятельности.

  • Анализ и оценка инновационного климата в городском округе Тольятти.

  • Оценка состояния нормативной правовой базы инновационной деятельности.

  • Оценка эффективности действующих субъектов инновационной деятельности в городском округе Тольятти.

  • Оценка потребности в финансовых ресурсах для развития инновационной деятельности в городском округе Тольятти и возможных источников их обеспечения.

  • Формирование прогноза развития инновационной деятельности в городском округе Тольятти до 2015 года включительно, с учетом реализуемых и планируемых к реализации инновационных проектов.

Методы исследования:

В исследовании использованы следующие научные подходы: кластерный, ресурсно-аналитический, патентно-информационный. Они позволяют анализировать функционирование научно-технологического комплекса региона, его потенциала и факторов, влияющих на развитие инновационной сферы региона.

В исследовании используются социологические методы анализа документов, анализ статистических показателей инновационной сферы.
СОДЕРЖАНИЕ
Основная терминология инновационной сферы г.о. Тольятти Самарской области 6

Введение 8

  1. Заключение о текущем состоянии рынка инновационной продукции в городском округе Тольятти 15

  2. Перечень показателей, характеризующих инновационный потенциал городского округа Тольятти 40

  3. Характеристика инновационного климата в городском округе Тольятти с указанием проблем, препятствующих его улучшению 70

  4. Заключение о текущем состоянии нормативной правовой базы инновационной деятельности на федеральном, областном и местном уровнях 88

  5. Заключение об уровне эффективности хозяйствующих субъектов, осуществляющих инновационную деятельность на территории городского округа Тольятти 115

  6. Заключение об объемах необходимого финансово - ресурсного обеспечения развития инновационной деятельности и возможных источниках привлечения инвестиций (иных форм финансирования) с указанием условий привлечения 146

  7. Прогноз развития инновационной деятельности в городском округе Тольятти до 2015 года включительно, с учетом реализуемых и планируемых к реализации инновационных проектов 170

Список источников 192

Приложения Инновационно-активные предприятия г.о. Тольятти 2010-2011 гг. 201

Основная терминология анализа инновационной сферы г.о. Тольятти Самарской области:

В документах, посвященных социально-экономическому развитию российского общества, часто употребляется понятия, связанные с инновационной сферой. Они используются в широком контексте, иногда как синонимы «модернизации». При этом ссылаются на «Руководство Осло» по вопросам измерения научно-технической деятельности, в котором дается очень широкая трактовка понятия «инновация» и «инновационная деятельность». В частности в этом документе 2010 г. говорится: «Инновационной деятельностью являются все научные, технологические, организационные, финансовые и коммерческие действия, реально приводящие к осуществлению инноваций или задуманные с этой целью. Некоторые виды инновационной деятельности являются инновационными сами по себе, другие не обладают этим свойством, но тоже необходимы для осуществления инноваций. Инновационная деятельность включает также исследования и разработки, не связанные напрямую с подготовкой какой-либо конкретной инновации». Ссылаясь на такое определение в России, забывают, что в большинстве стран ЕС существуют давние традиции уважения к законам и к нормам деловой этики.

В рамках данного исследования объектом выступает инновационная сфера г.о. Тольятти Самарской области, поэтому, при определении инноваций мы опираемся на Закон Самарской области о государственной поддержке инновационной деятельности на территории Самарской области (в ред. Законов Самарской области от 16.03.2006 N 21-ГД, от 04.05.2011 N 35-ГД):

Инновационная деятельность - деятельность, направленная на поиск, создание и использование научных и (или) научно-технических результатов в технологических процессах, товарах, услугах, реализуемых на внутреннем и внешнем рынках, при условии создания и (или) использования в этой деятельности объекта интеллектуальной собственности;

Инновации (нововведение) - результат инновационной деятельности, предназначенный для реализации;

Субъект инновационной деятельности - физическое либо юридическое лицо, осуществляющее инновационную деятельность;

Инновационная инфраструктура - совокупность организаций, способствующих осуществлению инновационной деятельности;

Инновационная политика в Самарской области - стратегия и механизмы поддержки инновационной деятельности, направленные на достижение целей социально-экономического развития Самарской области и определенные органами государственной власти Самарской области в пределах их компетенции;

Государственная поддержка инновационной деятельности на территории Самарской области - совокупность правовых, экономических и организационных действий органов государственной власти Самарской области, направленных на создание благоприятных условий для осуществления и развития инновационной деятельности;

Инновационная программа - комплекс мероприятий, разработанных в соответствии с целями, задачами, ресурсами, исполнителями и сроками их осуществления и обеспечивающих эффективное решение задач по освоению и распространению инноваций;

Инновационный проект - система мероприятий, обеспечивающих в течение заданного периода времени решение конкретной проблемы, связанной с созданием и реализацией инновации, и включающих документацию по технико-экономическому, правовому и организационному обоснованию, сведения о целях, этапах реализации, объемах финансирования, исполнителях, сроках исполнения и окупаемости проекта.

Особая, cвобо́дная экономическая зона (сокращённо ОЭЗ) - ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.

Программа комплексного социально-экономического развития городского (сокращено ПКСЭР)- округа Тольятти на 2010 - 2020 годы - это прогнозно-плановый документ, формулирующий и увязывающий по срокам, финансовым, трудовым, материальным и иным ресурсам реализацию приоритетных целей городского округа Тольятти, а также текущую деятельность его экономического и социального секторов, обеспечивающую сбалансированное, устойчивое развитие городского округа.

Программа предполагает продолжение реализации приоритетных национальных проектов, федеральных, областных, городских целевых программ в сфере здравоохранения, образования, культуры, обеспечения жильем населения, создание благоприятного инвестиционного климата, модернизацию промышленности и активизацию инновационной деятельности, которые позволят обеспечить устойчивые темпы экономического роста.

Введение

В основе прогноза развития основных направлений экономики России, лежит «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

Согласно Концепции, развитие России до 2020 года возможно по трем сценариям долгосрочного развития: инерционному, энерго-сырьевому и инновационному.

I. Инерционный вариант предполагает консервацию экспортно-сырьевой модели при замедлении добычи и экспорта топлива, углеводородов и пр.

    1. Энерго-сырьевой сценарий предполагает ускоренное развитие и модернизацию энерго-сырьевых отраслей и транспорта.

    2. Инновационная модель предполагает создание эффективной национальной инновационной системы и реализации проектов в высокотехнологичных отраслях.

Основные сценарии развития России до 2020 г.

Показатели

Инерционный

Энерго-сырьевой

Инновационный

Результаты

снижение конкурентоспособности обрабатывающих производств и рост зависимости от импорта товаров и технологий

частичная модернизация высокотехнологичных секторов при отсутствии масштабного экспорта продукции и услуг с высокой добавлено стоимостью

конкурентоспособный человеческий капитал и создание новых региональных центров развития

Доля сектора экономики высоких технологий к 2020г.

13,3%

16,9%

17,2%

Несмотря на достаточно высокие, а по ряду параметров близкие показатели первых двух вариантов развития к инновационному сценарию, достижение указанных показателей вызывает определенные сомнения. Фактически инерционный и энерго-сырьевой сценарии предполагают развитие России по существующему пути без внедрения каких-либо передовых технологий, что не позволит расширить конкурентный потенциал российской экономики за счет наращивания преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях. Такие пути развития являются в перспективе «тупиковыми».

Поэтому Концепция, разработанная Правительством РФ, базируется на показателях и достижениях инновационного сценария развития. Среди целевых приоритетов данного пути развития можно выделить следующие:

  • достижение высоких стандартов благосостояния человека;

  • перестройка экономики в сторону экономики инноваций;

  • достижение высокого уровня безопасности граждан и общества;

  • региональное развитие: реализация потенциала каждого региона;

  • повышение национальной конкурентоспособности и привлекательности отраслей экономики.

Повышение национальной конкурентоспособности и привлекательности ведущих отраслей промышленности является приоритетным направлением развития России до 2020 года.

Основными целями промышленного развития России, согласно Концепции, озвучены следующие:

1. Диверсификация экономики.

2. Повышение глобальной конкурентоспособности промышленной продукции.

3. Поддержка экспорта российской промышленной продукции.

4. Обеспечение технологической безопасности страны.

Перспективы структурной перестройки экономики и ее диверсификации обеспечиваются следующими направлениями:

  • развитие науки и технологий;

  • развитие высокотехнологичных отраслей;

  • развитие базовых отраслей промышленности.

Стоит отметить, что у Правительства РФ нет единой Концепции национальной промышленной политики. Существуют лишь концепции развития отдельных отраслей промышленности, что означает отсутствие комплексного подхода к развитию промышленности в целом.

Для социально-экономического развития субъектов РФ и их территорий важным направлением является «Региональное развитие: реализация потенциала каждого региона».

В рамках данного направления поставлены следующие задачи:

  • содействие развитию человеческого потенциала;

  • создание условий для развития отраслей экономики и социальной сферы;

  • формирование центров опережающего экономического роста;

  • оказание дополнительной финансовой поддержки нуждающимся регионам;

  • создание максимально благоприятных условий для комплексного социально-экономического развития регионов;

  • развитие крупных транспортно-логистических и производственных узлов;

  • значительное снижение межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации в уровне и качестве социальной среды и доходах населения, сближении стандартов жизни между столичными регионами и провинцией, крупными и малыми городами, городским и сельским населением.

Согласно Концепции, Приволжский федеральный округ будет играть ведущую роль в инновационном сценарии развитии РФ. Причем ПФО рассматривается как один из основных «полюсов роста» РФ на период до 2020 года, в первую очередь, за счет модернизации промышленного потенциала и внедрения новых технологий.

Поволжский макрорегион выделяется наличием крупных агломераций Нижнего Новгорода, Казани, Самары-Тольятти, что увеличивает емкость внутреннего рынка. Сочетание развитых обрабатывающих отраслей и нефтедобычи (особенно в Татарстане и Самарской области) может обеспечить более устойчивое развитие. Преимуществом также является относительно развитая инфраструктура региона. На темпах экономического роста в большинстве регионов Поволжья сказывается внутреннее местоположение, не преодоленный спад состояния обрабатывающих отраслей и замедленный рост экономики крупных агломераций из-за недостатка инвестиций.

Ведущую роль в развитии Приволжского федерального округа будут играть Нижегородская и Самарская области, Республика Татарстан. По наличию крупных городов и возможностям формирования вокруг них агломераций Приволжский федеральный округ занимает первое место.

Успешное развитие экономики должно базироваться на развитии соответствующих научно-образовательных центров и инновационной инфраструктуры (университеты, технопарки, промышленные парки, бизнес-инкубаторы и пр.), связанной с производством программного обеспечения, радиоэлектроники и электронных компонентов.

Значительной проблемой для растущей экономики округа станет снижение численности занятых, которая весь период до 2020 года будет медленно уменьшаться, уступая среднероссийскому уровню.

Таким образом, ПФО рассматривается как один из перспективных в плане развития инновационной модели.

Самарская область в результате кризиса вошла в число семи регионов РФ с наихудшим состоянием экономики. В регионе промышленное производство в I квартале 2009 года снизилось более, чем на 47%, что значительно больше среднероссийского снижения данного показателя, составляющего 14,3%.

Низкие результаты показал весь Приволжский федеральный округ, что во многом обусловлено падением рынка автомобилестроения. В этом округе промышленность имела наибольшую глубину падения среди всех федеральных округов – на 20,1%. Обеспечен этот результат был, прежде всего, показателями Нижегородской области – падение на 34,5%, Ульяновской области – на 32% и Самарской – на 47%.

Стратегические цели и приоритеты развития Самарской области на среднесрочную перспективу определены в контексте целей и приоритетов, обозначенных Концепцией развития РФ до 2020 года, с учетом специфических проблем и возможностей региона, и закреплены в Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года.

К основным целевым ориентирам относятся повышение уровня и качества жизни населения, повышение уровня национальной безопасности, обеспечение устойчивого экономического роста и создание потенциала для будущего экономического развития.

В Самарской области разработаны сценарные условия (на вариантной основе). Отличия по вариантам состоят в различной динамике конкурентоспособности реального сектора экономики, а также интенсивности реализации мер, принимаемых региональными органами власти с целью ускорения экономического роста и повышению инвестиционной активности.

Первый вариант (инерционный) предполагает сохранение тенденций и основных макропропорций, сложившихся в экономике области за предшествующий период, а также недостаточный уровень конкурентоспособности производимой продукции. По данному варианту темпы прироста ВРП сохранятся на уровне среднегодовых темпов — 5,0-5,4% в год.

Второй вариант (умеренно оптимистичный) ориентируется на повышении конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности области, активизации усилий в сфере инновационного развития и диверсификации экономики области, успешной реализации комплекса мер по ускорению экономического роста. В этом варианте темпы прироста повышаются до 6,4-6,7%.

В рамках Концепции РФ, а также достижения запланированных результатов инновационного сценария, базовым вариантом развития Самарской области принят второй вариант.

В прогнозном периоде развитие экономики Самарской области будет определяться влиянием следующих основных факторов:

  1. усилением зависимости экономического роста от инвестиционной политики;

  2. необходимостью активизации инновационно-инвестиционной компоненты роста;

  3. сокращением численности населения в трудоспособном возрасте в сочетании с усилением дефицита высококвалифицированных кадров рабочих специальностей;

  4. усилением конкуренции на внешних и внутренних рынках.

В качестве приоритетных направлений устойчивого развития Самарской области определены:

  • инновационно-внедренческая деятельность;

  • автомобилестроение и производство автокомплектующих;

  • авиационное и космическое машиностроение;

  • производство химической продукции и новых материалов;

  • транспортная логистика и коммуникации;

  • рекреационно-туристический сервис;

  • научно-образовательная и медицинская деятельность.

С целью повышения конкурентоспособности экономики и достижения стратегических целей развития региона Правительство Самарской области предполагает использовать эффективный современный инструментарий, основанный на кластерном подходе.

В Самарской области разработан проект долгосрочной областной целевой программы развития инновационной деятельности в Самарской области на 2007-2015 годы, реализация которой нацелена на развитие научно-технологической базы экономики Самарской области.

Одним из наиболее перспективных направлений научных исследований и разработок в Самарской области определено исследования в области нанотехнологий. Правительством Самарской области начата работа по подготовке программы развития нанотехнологий и наноиндустрии в Самарской области.

Таким образом, в Самарской области планируется активное внедрение кластерной модели, а также развитие нанотехнологий и наноиндустрии, формирование инфраструктуры инновационной деятельности. Основной целью выбранного пути развития является повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности экономики региона.

Разработана программа социально-экономического развития Тольятти до 2020 года, которая была утверждена 07 июля 2010 года. В основу программы было положено решение двух задач - это создание новых рабочих мест в Тольятти и диверсификация экономики города.

Стратегическим приоритетом является реализация проекта создания промышленно-производственной особой экономической зоны (ОЭЗ) в г.Тольятти, специализированной на организации производств высокотехнологичных автокомпонентов нового поколения для российских и зарубежных автопроизводителей.

Специализация ОЭЗ - производство автокомпонентов, автомобилестроение;
Полный объём инвестиций - 71820 млн. рублей. Планируемый годовой оборот - 223830 млн. рублей. Количество новых рабочих мест - 30 тыс. За счет реализации программы комплексного социально-экономического развития к 2020 году в Тольятти планируется создать 134 тысячи новых рабочих мест, из которых 110 тысяч – это временные работы. А в результате инвестиционных проектов будет создано 37 тысяч рабочих мест. Эти проекты подразумевают государственно-частное партнерство, то есть бюджетное финансирование и финансирование инвесторов. Что касается бюджетного финансирования, то на реализацию этих проектов программа подразумевает выделение 89 миллиардов рублей из бюджетов разного уровня - городского, регионального и федерального.

Стратегическими направлениями программы являются диверсификация экономики на основе создания особой экономической зоны, организация новых сфер экономической деятельности инновационного типа, создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства. Областные власти   заключили соглашения с 11 потенциальными отечественными и зарубежными резидентами по поводу их размещения на территории ОЭЗ.

Целью Комплексного инвестиционного плана модернизации городского округа Тольятти Самарской области на 2010-2020 годы является обеспечение устойчивого развития экономики, повышение уровня и качества жизни населения городского округа Тольятти.

Для достижения поставленных целей в период до 2020 года необходимо решение следующих приоритетных задач:

  • диверсификация и модернизация экономики на новой технологической основе;

  • создание импортозамещающих производств;

  • создание новых высокопроизводительных высокотехнологичных рабочих мест;

  • повышение инвестиционной привлекательности городского округа Тольятти;

  • создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства;

  • обеспечение эффективной занятости и роста доходов населения;

  • увеличение доходной базы муниципального бюджета;

  • налаживание эффективного межмуниципального взаимодействия.

В отчете «Анализ документов стратегического планирования городского округа Тольятти» подготовленном в 2010 году отмечено, что главные ценности, сформулированные в Миссии и Генеральной цели – развитие человеческого потенциала и экономики – остались в стороне от реализационной активности на уровне целевых программ. Основное внимание на этом уровне в СП сосредоточено на направлениях улучшения жилищной инфраструктуры и повышения безопасности горожан. Исходя из этого, можно заключить, что Стратегический план разработан для решения текущих проблем, а не построения желаемого будущего. Подавляющее большинство целевых программ сосредоточено на социальной сфере и жилищной инфраструктуре. На развитие экономики направлена только одна целевая программа – поддержки и развития МСП.

Таким образом, в Главной цели ПКСЭР основной движущей силой развития города декларируется экономика, но в действительности деятельность городских властей сконцентрирована не на развитии экономики, а на других областях. Смягчающим обстоятельством является наличие в ПКСЭР перечня инвестиционных проектов, направленных, в том числе, на развитие экономики.

В частности отмечено, что цели Стратегического плана не подкрепляются проектно-программным обеспечением по важнейшим направлениям социально-экономического развития:

  1. Повышение инвестиционной привлекательности городского округа;

  2. Формирование в городском пространстве условий для образования и развития научно обоснованной и гуманной системы создания и применения инновационных технологий в различных сферах городской жизни;

  3. Повышение эффективного взаимодействия органов власти, бизнеса, науки и некоммерческих организаций.

Анализ материалов об инновационном потенциале г.о. Тольятти может способствовать более четкому осознанию перспектив реализации данных целей.

1.Заключение о текущем состоянии рынка инновационной продукции в городском округе Тольятти
Измерение, так и анализ роли спроса в инновациях являются сложной задачей, требующих специальных исследований по изучению инновационной деятельности предприятий. В России сбор данных по инновациям находится на начальном этапе, он стал проводиться с 2010 года. Результаты данной отчетности представлены в разделе по изучению инновационной деятельности предприятий. Однако они не позволяют четко разделить спрос и предложение на инновации.

В руководстве по исследованию инноваций (Осло 2010), говорится о том, что трудно разделить влияния спроса и предложения, и мало известно о том, как измерить эффект спроса при инновационных обследованиях. Тем не менее, при обследовании все же можно выявить некоторые аспекты спроса, например такие, как степень, в какой инновации в продуктах и услугах, а также в способах их поставок определяются явно выраженными запросами потребителей, а в какой - предложением. Характер потребителей и пользователей также является фактором спроса, который должно учитывать инновационное предприятие. Инновационные обследования могут дать определенную информацию обо всем этом в виде оценок важности рыночных факторов (как позитивных, так и негативных) для инновационной деятельности. Чтобы получить эти данные нужно организовать систематический сбор информации по предприятиям города, нацеленный на изучение спроса и предложений.

Рынок инновационной продукции в городском округе Тольятти формируется как элемент инновационного потенциала Самарской области. Самарская область входит в десятку сильнейших индустриальных регионов страны с диверсифицированной экономикой, высокой концентрацией обрабатывающих производств и мощным научно-инновационным потенциалом, которые составляют промышленное ядро России.

Научно-техническая продукция - это логичный результат интеллектуальной (научно-исследовательской, научно-технической и инновационной) деятельности. Научно-техническая продукция признается товаром, если она выступает средством углубления, расширения и получения новых знаний, а ее использование обеспечивает экономию затрат общественного труда при сохранении потребительской стоимости материального продукта, созданного на ее основе. При этом рынок научно-технической продукции представляет собой форму экономических отношений между владельцем интеллектуальной собственности и покупателем права владения, пользования и распоряжения, в результате которых происходит эквивалентный обмен платежеспособного спроса покупателя на потребительскую ценность, заключенную в научно-технической продукции.

Субъекты инновационного рынка - это государство, предприятия, организации, учреждения, университеты, фонды, физические лица (ученые и специалисты).

Инновационная продукция, подвергавшаяся технологическим изменениям разной степени охватывает изделия:

1) новые (вновь внедренные) – радикальная продуктовая инновация; 

2) изделия, подвергавшиеся усовершенствованию, – инкрементальная продуктовая инновация;

3) изделия, основанные на новых или значительно усовершенствованных методах производства, – прочая инновационная продукция. 

Статистика  учитывает объем инновационной продукции, аналогично отгруженной продукции в отпускных ценах предприятий без налога на добавленную стоимость  и акцизов.

Регион обладает уникальным сочетанием крупных и технологически прогрессивных промышленных предприятий и современных научно-образовательных центров, и в области есть все предпосылки для развития передовых технологий во многих сферах производства.

Сегодня Самарская область относится к регионам России, в которых сформирован комплекс необходимых условий для успешной модернизации и построения новой инновационной экономики. Ведущие позиции области в этой сфере подтверждаются высокими рейтингами независимых экспертов:

- 5 место в рейтинге российских регионов по версии Института инноваций инфраструктуры и инвестиций и фонда «Общественное мнение», входит в группу регионов «готовых к инновационному развитию»;

- 9 место среди субъектов Российской Федерации и третье место среди регионов Приволжского федерального округа по уровню инновационного потенциала по комплексной оценке рейтингового агентства «Эксперт РА» в 2009-2010 гг.;

- 8 место в рейтинге инновационной активности регионов, проводимом Национальной ассоциацией инноваций и развития информационных технологий и тем самым входит в группу регионов с высокой инновационной активностью.

По итогам 2010 года Самарская область является лидером среди регионов Приволжского федерального округа (ПФО) по ряду показателей инновационного развития:

- 2-ое место в ПФО по объему отгруженной инновационной продукции. В Самарской области производится 17,4% инновационной продукции ПФО.

- 2-ое место в ПФО по числу созданных передовых производственных технологий. В области создается каждая седьмая из передовых производственных технологий Приволжского федерального округа. Все эти технологии не имеют аналогов в России.

- 2-е место в ПФО по количеству используемых новых технологий.

- 6-ое место по уровню инновационной активности регионов ПФО (удельному весу организаций, занимающихся инновационной деятельностью, в общем числе обследуемых организаций).

Основу развития экономики области составляют высокотехнологичные обрабатывающие производства с высокой добавленной стоимостью – автомобилестроение, авиационно-космический комплекс, производства с высокой глубиной переработки в сырьевых отраслях, химии, металлургии. Внедрение инновационных технологий – важнейшее условие их развития, модернизации на базе технического перевооружения, применения инновационных методов в управлении.

Самарская область занимает второе место в России по общему объему производства инновационной продукции. В регионе производится около 10% инновационной продукции страны. Объем инновационной продукции области по стоимости больше, чем в любом из федеральных округов России (за исключением Приволжского и Центрального).



Рис. 1. Удельный вес инновационной продукции в общем объёме отгруженной продукции в Российской Федерации и Самарской области, в 2004-2010 гг., в %
По такому показателю масштаба производства инновационной продукции, как её доля в общем объеме отгруженной продукции, за последние несколько лет Самарская область опережала среднероссийский уровень в 4-5 раз (см. рис. 1).

С 2008 года наблюдалось некоторое снижение характеристик инновационного развития, обусловленное последствиями мирового финансового кризиса.

Самарская область является инновационно-активной, имеющей высокие абсолютные и относительные характеристики инновационного развития. Доля предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, в Самарской области значительно выше, чем в Российской Федерации в целом (см. рис. 2).


Рис. 2. Уровень инновационной активности на территории Российской Федерации и Самарской области (удельный вес предприятий занимающихся инновационной деятельностью, в % к общему числу обследованных предприятий) в 2000-2010 гг.
Активно внедряют инновационные процессы организации таких видов деятельности, как производство кокса и нефтепродуктов (37,5% обследованных организаций в 2009 году), химическое производство (26,1%), производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (25%), производство транспортных средств и оборудования (22%), текстильное и швейное производство (21,4%).

Центральное место в характеристике инноваций занимают показатели затрат на технологические инновации. Это обусловлено их экономической значимостью для оценки состояния и перспектив инновационного развития.

В 2010 г. затраты на технологические, маркетинговые и организационные инновации в Самарской области составили 9,9 млрд. руб., из них затраты на технологические инновации – 9,4 млрд. руб. или 95,0%.

Каждая седьмая из передовых производственных техно­логий ПФО и около 2,8% всех передовых технологий в РФ создаются в Самарской области. По количеству используемых новых технологий регион занимает второе место в ПФО.

Исследовательская активность Самарской области (количество созданных технологий на 1000 исследователей) значительно выше, чем в России – в 2005-2009 гг. разрыв составлял более 60% (см. рис. 3).



Рис. 3. Количество созданных передовых производственных технологий в расчете на 1000 человек исследователей на территории Российской Федерации и Самарской области, в 2005-2010 гг.
Из общего числа созданных технологий наибольшую долю составляют технологии, относящиеся к группе «Производство, обработка и сборка» (47,4%), проектирование и инжиниринг и аппаратура автоматизированного наблюдения и контроля (по 15,8%) и интегрированное управление и контроль (10,5%).

Перспективные инновационные разработки и технологии при участии организаций инновационной инфраструктуры активно внедряются на предприятиях ведущих отраслей специализации региона - автомобилестроительных, химических, нефтеперерабатывающих и других, среди них.

Согласно официальным статистическим данным обследования в 2010 году 218 организаций Самарской области использовали 6209 передовых производственных технологий, что более, чем в 2 раза превышает уровень десятилетней давности. Большинство из них использовалось в производстве, обработке и сборке (40,5%), в области связи и управлении – 2409 технологий (38,8%). Третья по величине область применения новых технологий – это проектирование и инжиниринг, пришлось 13,3% от общего числа используемых предприятиями Самарской области передовых производственных технологий (см. рис. 4).


Рис. 4. Число использованных передовых производственных технологий по видам в Самарской области, в 2010 г., единиц
О потенциале инновационного рынка г.о. Тольятти свидетельствует, в частности сотрудничество ОАО "АВТОВАЗ" - Тольяттинский государственный университет (Тольяттинский политехнический институт) в создании совместных патентных разработок.:

  • Российская Федерация - 63 патента

  • Англия - 1 патент

  • Франция - 1 патент

  • Италия - 1 патент

  • Германия - 9 патентов

  • Болгария - 8 патентов

  • Швеция - 1 патент

Число патентов Российской Федерации и зарубежных патентов, выданных на имя ТПИ – ТГУ, авторами которых являются сотрудники кафедры – более 80.

Количество поданных заявок на изобретения на имя ТГУ за период 2010-2011 год – 11.

Количество поданных в ФИПС Российской Федерации заявок на изобретения в 2010 году – 8.

Планируемое количество заявок на изобретения в 2011 году – не менее 15.

Количество заявок на изобретения, поданных в 2010-2011 годах, в соавторстве со студентами и аспирантами кафедры – 8.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Отчет о научно-исследовательской работе «Диагностика текущего состояния и прогноз перспектив развития инновационной деятельности в городском округе Тольятти» iconОтчет о научно-исследовательской работе
Гост 32-2001. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской...
Отчет о научно-исследовательской работе «Диагностика текущего состояния и прогноз перспектив развития инновационной деятельности в городском округе Тольятти» iconОтчет о научно-исследовательской работе
Межгосударственный стандарт (гост 32-2001). Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления (редакция 2005...
Отчет о научно-исследовательской работе «Диагностика текущего состояния и прогноз перспектив развития инновационной деятельности в городском округе Тольятти» iconОбщие положения отчет
Отчет о научно-исследовательской работе (нир) документ, который содержит систематизированные данные о научно-исследовательской работе,...
Отчет о научно-исследовательской работе «Диагностика текущего состояния и прогноз перспектив развития инновационной деятельности в городском округе Тольятти» iconОтчет о научно-исследовательской работе в рамках федеральной целевой...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Отчет о научно-исследовательской работе «Диагностика текущего состояния и прогноз перспектив развития инновационной деятельности в городском округе Тольятти» iconОтчет о научно-исследовательской работе в рамках федеральной целевой...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Отчет о научно-исследовательской работе «Диагностика текущего состояния и прогноз перспектив развития инновационной деятельности в городском округе Тольятти» iconОтчет о научно-исследовательской работе в рамках федеральной целевой...
Санкт-петербургский государственный электротехнический университет «лэти» им. В. И. Ульянова (ленина)
Отчет о научно-исследовательской работе «Диагностика текущего состояния и прогноз перспектив развития инновационной деятельности в городском округе Тольятти» iconОтчет о научно-исследовательской работе в рамках федеральной целевой...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Отчет о научно-исследовательской работе «Диагностика текущего состояния и прогноз перспектив развития инновационной деятельности в городском округе Тольятти» iconОтчет о научно-исследовательской работе в рамках федеральной целевой...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Отчет о научно-исследовательской работе «Диагностика текущего состояния и прогноз перспектив развития инновационной деятельности в городском округе Тольятти» iconРеферат Отчет о научно-исследовательской работе состоит
Отчет о научно-исследовательской работе состоит из 33 рисунков, 8 разделов, 12 подразделов, 9 формул, 31 источника. Общий объем 48...
Отчет о научно-исследовательской работе «Диагностика текущего состояния и прогноз перспектив развития инновационной деятельности в городском округе Тольятти» iconОтчет о научно-исследовательской работе по государственному контракту...
Русский язык и культура речи: учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения / сост. И. А. Крым; Кузбасский институт...
Отчет о научно-исследовательской работе «Диагностика текущего состояния и прогноз перспектив развития инновационной деятельности в городском округе Тольятти» iconОтчет о научно-исследовательской работе в рамках федеральной целевой...
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт физики микроструктур Российской академии наук
Отчет о научно-исследовательской работе «Диагностика текущего состояния и прогноз перспектив развития инновационной деятельности в городском округе Тольятти» iconОтчет о научно-исследовательской работе в рамках федеральной целевой...
«Разработка новых методов индивидуальной коррекции сводно-радикального статуса при бактериальных инфекциях»
Отчет о научно-исследовательской работе «Диагностика текущего состояния и прогноз перспектив развития инновационной деятельности в городском округе Тольятти» iconО развитии дистанционного образования в Златоустовском городском округе в 2012 году
Утвердить концепцию развития системы дистанционного образования в Златоустовском городском округе (приложение 1)
Отчет о научно-исследовательской работе «Диагностика текущего состояния и прогноз перспектив развития инновационной деятельности в городском округе Тольятти» iconОтчет о научно-исследовательской работе по теме: «Концепция долгосрочной...
Малинин Виктор Леонидович, к э н., генеральный директор ООО «Эконом. Информ. Консалтинг», руководитель коллектива исполнителей
Отчет о научно-исследовательской работе «Диагностика текущего состояния и прогноз перспектив развития инновационной деятельности в городском округе Тольятти» iconОтчет о научно-исследовательской работе
Двухфакторная многокритериальная методика аттестации научно-педагогических работников спбгу на основе показателей эффективности их...
Отчет о научно-исследовательской работе «Диагностика текущего состояния и прогноз перспектив развития инновационной деятельности в городском округе Тольятти» iconНаучно-исследовательская работа это научный отчет о выполненной работе,...
Цель: повторить и обобщить зун по теме «Агрегатные состояния вещества»; сформировать представления о фазе вещества и фазового перехода;...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск