Программа дисциплины «Визуализация 3D объектов» для специальности 072500. 62 «Дизайн»





Скачать 158.46 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Визуализация 3D объектов» для специальности 072500. 62 «Дизайн»
Дата публикации17.12.2014
Размер158.46 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Информатика > Программа дисциплины



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Визуализация 3D объектов» для специальности 072500.62 «Дизайн» подготовки бакалавра


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"



Факультет дизайна


Программа дисциплины «Визуализация 3D объектов»


для направления 072500.62 «Дизайн», специализации «WEB-дизайн»,

«Графический дизайн», «Телевизионный и кино дизайн»

подготовки бакалавра

Автор программы:

Московкин В.В., ассистент,

vmoskovkin@hse.ru

Утверждена УС Факультета дизайна «5» сентября 2013 г.

Ученый секретарь Е.Н. Цховребадзе ________________________

Москва, 2013
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для направления 072500.62 "Дизайн" по профилям обучения: «WEB-дизайн», «Графический дизайн», «Графический телевизионный и кино дизайн» изучающих дисциплину «Визуализация 3D объектов».

Программа разработана в соответствии с:

072500.62 "Дизайн"

Образовательных программ для направления 072500.62 "Дизайн" «WEB-дизайн», «Графический дизайн», «Графический телевизионный и кино дизайн»

Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки для направления 070601.65 "Дизайн" профиль «WEB-дизайн», «Графический дизайн», «Телевизионный и кино дизайн» утвержденным в 2013 г.


1. Цели освоения дисциплины


Основные цели изучения данной дисциплины - овладение навыками работы в программных пакетах Autodesk 3D Studio Max и Chaos Group V-ray, приобретение навыков визуализации, приобретение знаний, необходимых для работы с трёхмерной графикой вне зависимости от приложения.

В рамках изучения курса Autodesk 3DS Max происходит ознакомление с современными методиками построения трехмерных сцен различной степени сложности и получение продуктов современной компьютерной графики.

2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать

- существующие программные решения для производства компьютерной графики, их принципиальные отличия и сферы применения;

- основы трёхмерной графики, базовые понятия и принципы;

- необходимые настройки, необходимые для работы в Autodesk 3D Studio Max;

- основы визуализации, как средствами Autodesk 3D Studio MAX, так и средствами внешнего модуля визуализации Chaos Group V-ray;

  • Уметь

- использовать основной инструментарий Autodesk 3D Studio Max;

- настраивать встроенный визуализатор Mental Ray;

- настраивать внешний визуализатор V-Ray;

Иметь навыки (приобрести опыт)

- подготовки трехмерных сцен к визуализации посредством встроенных и внешних модулей визуализации;

- создания стилизованных и реалистических растровых изображений на основе построенных трехмерных сцен.

В процессе освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

ОК-1

Дает определениям основным понятиям трехмерной графики и ее внутренних составляющих; способен выбрать наиболее оптимальный метод создания трехмерного объекта на основе эскиза или представления.

Лекции, практические занятия

владеет рисунком, умением использовать рисунки в практике составления композиции и переработкой их в направлении проектирования любого объекта; владеет принципами выбора техники исполнения конкретного рисунка; навыками линейно-конструктивного построения и основами академической живописи; элементарными профессиональными навыками скульптора; современной шрифтовой культурой; приемами работы в макетировании и моделировании; приемами работы с цветом и цветовыми композициями; методами и технологией классических техник станковой графики (гравюра, офорт, монотипия); основными правилами и принципами набора и верстки

ПК-2

Знает приемы, управления трехмерными сценами и получения синтетических изображений как статического, так и динамического вида; использует разнообразные приемы создания трехмерных объектов; знает приемы создания реалистичных и стилизованных текстур и шейдеров; владеет навыками постановки различных типов виртуального освещения; использует приемы композиции и гармонизации при создании изображений;

Практические занятия, анализ работ из профессиональной области.



  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу х дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих специальную профессиональную подготовку.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

Проектирование

Пропедевтика

Цветоведение и колористика

Основы производственного мастрества

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

- знать основы работы на компьютере;

- уметь работать с научной и учебной литературой;

- знать принципы создания гармоничных композиционных решений;

- знать принципы работы растровых графических редакторов;

- уметь использовать растровые и векторные графические редакторы для создания и изменения изображений;

- уметь вести проектно-поисковую и эскизную деятельность.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

Современные технологии в дизайне.

  1. Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

Раздел 1. Визуализация

1

Работа с редактором материалов. Текстурные координаты и работа с ними

14







8

6

2

Введение в V-ray. Теория света, источники света, тени

14







8

6

3

Основные материалы V-ray

14







8

6

4

Алгоритмы просчета освещения средствами рендера V-ray

22







8

14

5

Работа с камерами. Базовые настройки и эффекты

16







8

8

6

Настройка рендера V-ray и постобработка полученного изображения

28







10

18




Итого:

108







50

58



  1. Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

2 курс

Параметры **

1

2

3

4

Текущий

(неделя)

Контрольная

работа































Эссе
















Реферат
















Коллоквиум
















Домашнее задание







4

4

Выполнение заданий по темам: полигональное моделирование, сплайновое моделирование, визуализация, анимация

Промежуточный

Зачет
















Экзамен
















Итоговый

Зачет












*

Просмотр выполненных работ по всем темам в виде статичных компьютерных изображений, роликов или демонстрационных планшетов



5.1. Критерии оценки знаний, навыков


При выполнении текущего контроля на 4-ой неделе 3-го и 4-го модулей необходимо предоставить файл в программной среде Autodesk 3DS Max или скриншоты, демонстрирующие промежуточный этап работы над проектом.
Домашнее задание. При выполнении домашнего задания студент должен продемонстрировать знания и умения на заданную тему. Так же, по созданию материалов и текстур реалистично отображающих различные физические свойства материалов предметного мира. Создание и настройку различных типов освещения трехмерной сцены, отображающие разнообразные световые ситуации в реальности. Настройке внешнего модуля визуализации Chaos Group V-Ray. Постобработке полученных, в результате рендера изображений. Формат представляемых работ: набор изображений, демонстрирующих абстрактную композицию на заданную тему

Зачет на втором курсе обучения. На экзамене студент должен продемонстрировать знание по созданию тематической визуализации: выбор и моделирование объектов, настройка материалов и освещения, работа с рендером V-ray, постобработка полученного изображения средствами Adobe Photoshop или иным графическим редактором.
В процессе оценки рассматривается умение студента создавать материалы, имитирующие различные свойства поверхностей. Студент должен продемонстрировать навыки постановки освещения в сценах, работы с рендером V-ray, постобработки полученного изображения, композиционные и колористичские качества изображенийБ общий уровень презентационных материалов.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

5. Порядок формирования оценок по дисциплине


Итоговая оценка по дисциплине складывается из суммы оценок за промежуточный контроль и итоговый.


Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

  1. Просмотр домашнего задания на 4-ой неделе модуля

  2. Просмотр работ на зачете.

На промежуточный просмотр предоставляются домашние задания по ранее пройденным темам. На итоговый просмотр предоставляются работы по всем заданиям курса.
На просмотрах оценивается: качество созданных объектов; наличие всех заданий и полнота их выполнения; грамотность настройки визуализатора.
Итоговая оценка выводится по формуле средней взвешенной с учетом введенных весов.

В ведомость проставляется итоговая оценка.

Вес зачета в итоговой оценке – 0,6 (k); самостоятельная работа (промежуточный контроль по выполнению домашнего задания) - 0,4 (k1).
Оценку за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным контролем – Онакопл.

Оценка за зачет выставляется в результате итогового просмотра - Оэкз/зач.

Таким образом, итоговая оценка рассчитывается по формуле

Орезульт = k1* Онакопл + k *·Оэкз/зач

Например, оценка за зачет - 8 баллов; за самостоятельную работу - 6, тогда итоговая оценка (ИО) складывается следующим образом:

ИО = 6*0,4 + 8*0,6 = 2,4+ 4,8 = 7,2 – округляем по правилам округления чисел и получаем итоговую оценку –7.

В ведомость проставляем итоговую оценку – 7.



На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.

Оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.

  1. Содержание дисциплины



Раздел 1. Визуализация

Тема 1. Работа с редактором материалов. Текстурные координаты и работа с ними
Количество часов аудиторной работы – 8 часов

Самостоятельная работа – 6 часов
Редактор материалов, основные элементы интерфейса. Создание и назначение материалов объектам. Работа с библиотекой материалов: создание, загрузка, сохранение. Координаты текстуры (мэппинг). Модификатор UVW Map - основные виды проекций, базовые параметры. Понятие относительного и абсолютного размера текстуры на объектах. Разделение мэппинга с использованием каналов. Разделение мэппинга с использованием комбинации модификаторов UVW Map и Mesh Select. Составной материал – Multi/Sub-Object. Введение в создание координатных разверток – модификатор Unwrap UVW. Обзор основных инструментов и подходов к созданию разверток.



Задание 1. Выполнение заданий для закрепления знаний по работе с редактором материалов и текстурными координатами (мэппинг).
Задание для самостоятельной работы:

Создание, настройка и применение материалов к сцене и ее элементам. Создание правильных текстурных координат на объекте.

Форма отчетности: файл сцены Autodesk 3DS Max или скриншоты, демонстрирующие промежуточный этап создания материалов и текстур для сцены и ее объектов.
Тема 2. Введение в Vray. Теория света, источники света, тени
Количество часов аудиторной работы – 8 часов

Самостоятельная работа – 6 часов
Обзор визуализатора Vray, как отдельного программного продукта. Применение Vray. Реализация Vray в Autodesk 3DS Max. Теория света, цветовая температура, интенсивность излучения. Фотометрические источники света. Основные настройки. Настройка “гаммы” (Gamma 2.2). Источник света Vray Light, базовые настройки. Источники света IES. Основные настройки. Технология VraySun. Формирование динамического освещения HDR. Алгоритмы формирования теней, настройка теней.
Задание 1. Выполнение заданий для закрепления знаний по постановке света с использованием возможностей рендера Vray.
Задание для самостоятельной работы:

Постановка освещения в сцене проекта c использованием рендера Vray.

Форма отчетности: Набор изображений (рендеров), демонстрирующих работу над освещением в сцене проекта.
Тема 3. Основные материалы Vray
Количество часов аудиторной работы – 8 часов

Самостоятельная работа – 6 часов
Материал VrayMtl, базовые параметры. Использование текстурных карт для контроля различных свойств материала: прозрачность, отражающая способность, глянец, рельеф. Создание различных по физическим свойствам поверхностей. Материал VrayLightMtl, имитация свечения объекта. Способы применения. Материал VrayOverrideMtl, основные параметры. Смешивания нескольких материалов – VrayBlendMtl. Материалы для имитации эффекта рассеивания света внутри поверхности: Vray2SidedMtl, VrayFastSSS. Карта загрязнения - VrayDirt.
Задание 1. Выполнение заданий для закрепления знаний по созданию и настройке материалов Vray.
Задание для самостоятельной работы:

Настройка материалов V-ray для сцены и ее объектов.

Форма отчетности: Набор изображений (рендеров), демонстрирующих работу над материалами в сцене проекта.
Тема 4. Алгоритмы просчета освещения средствами рендера V-ray
Количество часов аудиторной работы – 8 часов

Самостоятельная работа — 14 часов
Обзор алгоритмов просчета освещения средствами рендера V-ray. Возможности и ограничения. Алгоритм - Irradiance map, основные параметры. Алгоритм Light cache, основные параметры. Специфика использования, методы оптимизации.
Задание 1. Выполнение заданий для закрепления знаний по работе с алгоритмами просчета освещения средствами рендера V-ray.
Задание для самостоятельной работы:

Настройка алгоритмов просчета освещения в сценах проекта c использованием рендера V-ray.

Форма отчетности: Набор изображений (рендеров), демонстрирующих работу над освещением в сцене проекта.
Тема 5. Работа с камерами. Базовые настройки и эффекты
Количество часов аудиторной работы – 8 часа

Самостоятельная работа — 8 часов

Камера VRayPhysicalCamera. Основные настройки. Настройка фокуса камеры и экспозиции. Эффект размытости движения – Motion Blur. Эффект глубины резкости - Depth of Field.
Задание 1. Выполнение заданий для закрепления знаний по настройке камер и созданию различных эффектов.
Задание для самостоятельной работы:

Постановка и настройка камер для сцены проекта.

Форма отчетности: Набор изображений (рендеров), демонстрирующих работу с камерами в сцене проекта.
Тема 6. Настройка рендера V-ray и постобработка полученного изображения
Количество часов аудиторной работы – 10 часов

Самостоятельная работа — 18 часов

Антиалайзинг (сглаживание) финального изображения. Фильтрация – дополнительное сглаживание. Оптимизация рендеринга. Обзор основных инструментов и подходов по постобработке финального изображения средствами Adobe Photoshop. Инструменты для работы с цветокоррекцией: Levels, Curves, Hue/Saturation, Color Balance. Комплексное использование корректирующих слоев с масками. Применение режимов наложения слоев для реализации различных дополнительных эффектов.
Задание 1. Выполнение заданий для закрепления знаний по настройке рендера и постобработке финального изображение.

Задание для самостоятельной работы:

Настройка рендера Vray. Постобработка финального изображения средствами пакета Adobe Photoshop.

Форма отчетности: Набор изображений (рендеров), демонстрирующих работу с камерами в сценах проекта.

Литература по разделу:

Базовый учебник


  1. Келли Мэрдок 3ds Max 2012. Библия пользователя: ДиалектикаВильямс, 2012

Основная литература

  1. Келли Мэрдок 3ds Max 2012. Библия пользователя: ДиалектикаВильямс, 2012

  2. Миловская О. Дизайн архитектуры и интерьеров в 3ds Max Design 2012: БХВ-Петербург, 2012

Дополнительная литература

  1. Joep van der Steen “Rendering with Mental Ray and 3ds Max” – Focal Press, 2007, Elsevier Inc

  2. Arnold Gallardo "3D Lighting: History, Concepts, and Techniques" - Charles River media, inc.

  3. Билл Флеминг "Фотореализм. Профессиональные приемы работы" - ДМК, Москва, 2000

Основные учебные технологии, используемые при изучении раздела: изучение теоретического материала, выполнение практических работ по заданным темам, решение и рассмотрение задач, разбор домашних заданий.


  1. Образовательные технологии


При реализации учебной работы предусмотрены следующие формы проведения занятий: изучение теоретического материала по дисциплине (знакомство с основными терминами и понятиями); выполнение практических заданий по разделам дисциплины; разбор практических задач.
  1. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

8.1 Тематика заданий текущего контроля


Текущий контроль осуществляется в виде просмотров выполненных работ по темам дисциплины. В ходе данного контроля оценивается качество и количество работ, выполненных студентом.

Темы заданий соответствуют темам практических занятий:

1. Настройка Autodesk 3DS Max под индивидуальный стиль работы

2. Создание и настройка базовых объектов

3. Инструменты для построения и редактирования кривых

4. Инструменты для построения объектов на базе кривых

5. Полигональное моделирование – методы и инструменты

6. Создание материалов и работа с текстурами

7. Постановка освещения и камер в сцене

9. Имитация различных видов освещения

8. Работа с рендером Vray

9. Постобработка изображения средствами Adobe Photoshop

8.2 Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Самопроверка студентов может быть осуществлена по следующим вопросам:

1. Основные элементы интерфейса Autodesk 3DS Max и способы его настройки ?

2. Создание и настройка базовых объектов.

3. Перечислить основные инструменты для работы с кривыми.

4. Перечислить основные инструменты для построения поверхностей на базе кривых.

5. Создание и настройка материалов.

6. Виды источников света и основные параметры?

7. Назвать основные параметры камеры VRayPhysicalCamera?

8. Назвать способы освещения с помощью рендера Vray.

9. Назвать основные материалы Vray.

10. Перечислить основные способы постобработки изображения.
  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


Базовый учебник


  1. Келли Мэрдок 3ds Max 2012. Библия пользователя: ДиалектикаВильямс, 2012

Основная литература

  1. Келли Мэрдок 3ds Max 2012. Библия пользователя: ДиалектикаВильямс, 2012

  2. Миловская О. Дизайн архитектуры и интерьеров в 3ds Max Design 2012: БХВ-Петербург, 2012

Дополнительная литература

  1. Joep van der Steen “Rendering with Mental Ray and 3ds Max” – Focal Press, 2007, Elsevier Inc

  2. Arnold Gallardo "3D Lighting: History, Concepts, and Techniques" - Charles River media, inc.

  3. Билл Флеминг "Фотореализм. Профессиональные приемы работы" - ДМК, Москва, 2000


  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для проведения дисциплины необходима стандартно оборудованная аудитория для проектных и макетных работ, а также для демонстрации образцов работ, компьютер РС, видеопроектор и экран настенный. Для изучения дисциплины необходимо индивидуальное аппаратное и системное программное обеспечение, минимальные требования которого соответствуют спецификации среды разработчика Autodesk 3D Studio Max. В дисплейном классе требуется установка Windows совместимой системы. Для обеспечения возможности отображения шейдерных моделей в реальном времени требуется видеоплата, поддерживающая соответствующие шейдерные модели на аппаратном уровне.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «Визуализация 3D объектов» для специальности 072500. 62 «Дизайн» iconПрограмма дисциплины «Материаловедение» для направления 072500. 62 «Дизайн»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для...
Программа дисциплины «Визуализация 3D объектов» для специальности 072500. 62 «Дизайн» iconПрограмма дисциплины «Живопись» для направления 072500. 62 «Дизайн»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для...
Программа дисциплины «Визуализация 3D объектов» для специальности 072500. 62 «Дизайн» iconПрограмма дисциплины «Рисунок» для направления 072500. 62 «Дизайн»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для...
Программа дисциплины «Визуализация 3D объектов» для специальности 072500. 62 «Дизайн» iconПрограмма дисциплины «Фотографика» для направления 072500. 62 «Дизайн»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для...
Программа дисциплины «Визуализация 3D объектов» для специальности 072500. 62 «Дизайн» iconПрограмма дисциплины «3D моделирование и анимация» для специальности 072500. 62 «Дизайн»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для...
Программа дисциплины «Визуализация 3D объектов» для специальности 072500. 62 «Дизайн» iconПрограмма дисциплины «Звукорежиссура» для направления 072500. 62 «Дизайн»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для...
Программа дисциплины «Визуализация 3D объектов» для специальности 072500. 62 «Дизайн» iconПрограмма дисциплины «Материаловедение» для направления 072500. 62 «Дизайн»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для...
Программа дисциплины «Визуализация 3D объектов» для специальности 072500. 62 «Дизайн» iconВ. М. Марков история и методология
Рабочая программа учебной дисциплины «История и методология дизайн-проектирования» предназначена для студентов направления 072500....
Программа дисциплины «Визуализация 3D объектов» для специальности 072500. 62 «Дизайн» iconПрограмма дисциплины «Трехмерная графика и анимация» для направления 072500. 62 «Дизайн»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для...
Программа дисциплины «Визуализация 3D объектов» для специальности 072500. 62 «Дизайн» iconПрограмма дисциплины «Пропедевтика» для направления 072500. 62 «Дизайн»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для...
Программа дисциплины «Визуализация 3D объектов» для специальности 072500. 62 «Дизайн» iconПрограмма дисциплины «Пропедевтика» для направления 072500. 68 «Дизайн»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для...
Программа дисциплины «Визуализация 3D объектов» для специальности 072500. 62 «Дизайн» iconПрограмма дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 072500....
Программа дисциплины «Визуализация 3D объектов» для специальности 072500. 62 «Дизайн» iconРабочая программа Учебной дисциплины Актуальные проблемы рыночной...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 072500. 62 «Дизайн»
Программа дисциплины «Визуализация 3D объектов» для специальности 072500. 62 «Дизайн» iconПрограмма дисциплины «Моделирование методом наколки» для направления 072500. 62 «Дизайн»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 072500. 62 "Дизайн",...
Программа дисциплины «Визуализация 3D объектов» для специальности 072500. 62 «Дизайн» iconПрограмма дисциплины «Проектирование» для направления/ специальности «Дизайн среды»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для...
Программа дисциплины «Визуализация 3D объектов» для специальности 072500. 62 «Дизайн» iconПрограмма дисциплины Физическая культура для направления 072500....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ для...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск