Использование проектной технологии на уроках как один из способов формирования исследовательских навыков у младших школьников





Скачать 104.86 Kb.
НазваниеИспользование проектной технологии на уроках как один из способов формирования исследовательских навыков у младших школьников
Дата публикации18.12.2014
Размер104.86 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Использование проектной технологии на уроках как один из способов формирования исследовательских навыков у младших школьников.

В своей практической деятельности я стремлюсь реализовать различные способы привлечения каждого школьника к самостоятельной работе в процессе обучения, в том числе я использую исследовательские модели обучения. Мною активно используется метод проектов. Особое внимание уделяется анализу справочных и литературных источников. Мы ставим эксперименты, проводим опытную работу, учимся анализировать и правильно оформлять результаты.

Психолог Л. П. Виноградова, исследуя особенности организации учебно-исследовательской деятельности учащихся младшего школьного возраста, выделила следующие ее этапы, соответствующие этапам исследовательской деятельности вообще:

  • выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

  • поиск возможных вариантов решения, сбор материала, обобщение полученных данных;

  • подготовка проекта (сообщение, доклад, реферат, книга и т.д.);

  • защита проекта.

Анализ собственной педагогической деятельности позволяет сделать выводы о том, проектная деятельность так же является эффективным методом обучения и развития детей.

Следует ли рассматривать проектную деятельность в этом случае как составную часть учебно-исследовательской, или проектная деятельность является самостоятельной, лишь сопутствующей, осуществляемой «параллельно»? Рассмотрим сущность проектной деятельности.

Создание проектов различной сложности ориентировано на организацию самостоятельной деятельности исполнителей проектов (индивидуальной, групповой, коллективной) в течение определенного отрезка времени. Проектная деятельность всегда предполагает решение какой-либо проблемы и предусматривает, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - умение применять знания из различных областей науки.

В прочитанной мною литературе сформулированы основные требования к использованию метода проектов. Эти требования необходимо предъявлять учащимся с первых минут включения их в проектную деятельность. Вместе с тем рассчитывать на полную самостоятельность детей младшего школьного возраста преждевременно — они еще не способны проявлять ее в силу своих возрастных особенностей, поэтому роль учителя здесь особенно велика, хотя необходимо выстроить работу над проектом таким образом, чтобы дети выполняли ее максимально самостоятельно.

В начальной школе могут быть эффективно реализованы следующие типы проектов:

  • творческие проекты (декламация своих стихов, исполнение песен, участие в инсценировках, выпуск газеты, съемки фильма и т. д.), которые позволяют ребенку младшего школьного возраста проявить и развить свои способности;

  • ролевые, игровые проекты, сообразные возрасту и позволяющие младшим школьникам «примерять» на себя чей-то образ, познавать таким образом мир, учиться строить взаимоотношения в нем;

  • ознакомительно-ориентировочные (информационные), предполагающие аналитическую работу с полученной информацией;

  • практико-ориентированные (прикладные), завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет ребенку почувствовать свою социальную значимость;

  • исследовательские проекты, направленные на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления.

Работа школьников над проектом требует особого внимания и контроля со стороны учителя. Скрытая координация, используемая на более поздних этапах проектной деятельности, также позволяет решить ряд педагогических задач. Во-первых, у школьников формируются умения в дальнейшем вести творческий процесс самостоятельно (дети видят и используют приемы учителя), во-вторых, участие «на равных» дает возможность учащимся не согласиться с предложенным решением взрослого и корректно отстоять свою позицию, у них появляется опыт «дипломатических переговоров», который так необходим в жизни.

Детям под силу самостоятельное выполнение внутренних проектов, которые организуются внутри одного класса, но могут и выходить за рамки класса («параллель» все начальные классы и иногда общешкольные проекты). В связи с тем, что в начальной школе у ребенка только начинает развиваться непроизвольное внимание, исполнение долгосрочных проектов нецелесообразно. Наиболее оптимальными, на наш взгляд, являются краткосрочные проекты, так как дети младшего школьного возраста, увлекшись идеей проекта, ориентируются на достижение скорого результата. Важно отметить, что наиболее интересными для учеников начальных классов являются те проекты, которые, наряду с творческим, имеют и социальный характер, позволяют приобрести опыт общественной деятельности, включают ученика в процессы осмысления действительности, формируют его самосознание. Школьники — авторы проектов — проявляют особую активность и личную заинтересованность в получении результатов, если проекты создаются по проблемам, волнующим их самих и предложенных ими самостоятельно.

Вряд ли правомерно говорить о научно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов. Исследовательскую деятельность школьников справедливо следует называть учебно-исследовательской, так как она направлена, главным образом, на овладение знаниями, необходимыми для осуществления поиска новой информации, усвоение приемов и способов самостоятельного познания, специфических методов работы. Но такая работа, как и работа научная, предполагает самостоятельное творческое исследование темы, что позволяет сформировать необходимые для исследователя умения понимать сущность предмета, овладеть методикой научного анализа явлений, осуществлять исследовательскую коллективную и индивидуальную работу. Поэтому можно сказать, что разделение учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности весьма условно, поскольку оба эти вида служат одной цели — формированию готовности учащихся к исследовательской работе, в том числе выработке у них исследовательских умений, развитию творческой активности, самостоятельности и т. п. Основное же различие между учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельностью заключается в степени самостоятельности субъектов этой деятельности и в уровне новизны полученного результата.

В своей работе с учениками начальных классов я значительное место уделяю организации самостоятельной проектной деятельности, направленной на создание ими собственных творческих, исследовательских проектов, который можно назвать учебными исследованиями потому, что главный их результат лежит в педагогической плоскости. Дети младшего школьного возраста, как отмечали многие ученые, уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности.

Руководствуясь научными положениями и методическими разработками, я рассматриваю организацию учебных исследований с младшими школьниками как особое направление, прежде всего, внеклассной работы. Такая работа ориентирована на углубление и закрепление имеющихся у школьников знаний, умений и навыков, но перспективная цель учебных исследований — развитие исследовательской, творческой активности детей. Эта работа на данном этапе проводится индивидуально — только с теми детьми, которые проявляют выраженный интерес, имеют развитые познавательные способности и навыки самостоятельной учебной работы.

Вместе с тем, возможна и коллективная исследовательская работа учащихся непосредственно на уроках. В частности, мы целенаправленно обучаем школьников использованию исследовательских методов при проведении интегрированных уроков, которые позволяют значительно повысить развивающий и воспитательный потенциал учебного процесса. Так, на одном из уроков (объединены уроки окружающего мира и технологии), ученикам предлагается систематизировать учебную информацию по теме «Лес», при этом используется дидактический материал, даются задания проблемного характера, предполагающие анализ сложного состава лесного сообщества (деревья, травы, насекомые, птицы и звери) и специфику их взаимоотношений. При правильном ведении беседы, постановке проблемных вопросов и корректном изложении учебной информации (следует ли взять домой птенцов из гнезда? следует ли порвать паутинку, сплетенную паучком, чтобы спасти бабочку?) у школьников могут быть успешно сформированы представления о гармоничности и устойчивости естественных связей в живой природе, а также о том, что нарушает эти связи, главным образом, человек. Именно он, а значит и каждый из нас, в ответе за то, что происходит в окружающем природном мире; только человек может как разрушить, так и спасти природу. После такой работы на уроке ученики более глубоко оценивают рассказанную учителем сказку о сгоревшем лесе и целенаправленно включаются в работу по созданию на месте «сгоревшего» нового леса, «засаживании» пространства вырезанными из бумаги деревьями.

Организация индивидуальных ученических исследований и специально разработанные интегративные уроки, предполагающие коллективное выполнение исследовательских заданий, дали вполне конкретные результаты, а именно:

1) повысился уровень знаний учащихся, что проявляется в более глубоком понимании закономерностей изучаемых явлений;

2) изменился уровень сформированности мыслительной деятельности детей, они стали рассматривать учебный материал как самостоятельно добываемую важную для них информацию;

3) в процессе выполнения исследовательских заданий увеличилось использование произведений изобразительного искусства, художественной литературы, музыки, что способствует эмоционально-нравственному развитию младших школьников;

4) стали ярче проявляться познавательные интересы детей и их стремление к активной самостоятельной работе на уроках и во внеурочное время;

5) школьники начали активно участвовать в творческой проектной деятельности.

Анализ сущности и особенностей организации исследовательской и проектной деятельности позволяет сделать вывод, что и та, и другая при правильной их организации создают условия для интеллектуального, творческого, личностного развития учащихся. Они направлены на создание у детей качественно новых ценностей на основе самостоятельного приобретения новых знаний, умений и навыков, значимых для них на данном этапе развития. Каковы же значимые ценности младшего школьника, занимающегося такого типа деятельностью? Чувствовать себя активным субъектом этой деятельности, способным к самостоятельному поиску важной в социальном и личностном смысле информации. Учащиеся, осознающие свою способность приобретать новые знания и умения, самостоятельно и продуктивно расширять свой кругозор, переходят на принципиально иной уровень учебной мотивации, приобретают более высокий статус в школьной среде.

Что является критериями успеха работы над проектом?

        Достигнут конечный результат.

        Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем.

        Результат проекта может быть использован другими коллективами.

        Информация о проекте широко распространена.

        Затронуты все аспекты: природный, социальный, экономический.

        Получено удовольствие от своей деятельности.

Логическая схема проекта:

        Задачи: создать, провести, обеспечить, привлечь, подготовить, выполнить…

        Методы-виды деятельности.

        Результат.

Проект может выполняться индивидуально, или группой.  Наилучший результат получается в групповых проектах, комплексных коллективных работах, направленных на решение конкретных проблем.

 Отчёт (оформление проекта) должен содержать следующие разделы:

        Введение, в котором следует чётко сформулировать цель исследования (она должна быть отражена в названии проекта) и указать проблему, на решение которой направлено исследование, место, сроки и продолжительность его выполнения, состав исследовательской группы.

        Отчёт о проведённых исследованиях: описание объекта исследования, методика работы, полученные результаты.

        Выводы и прогноз: на основании полученных результатов оценивается состояние объекта на момент проведённого исследования.

Можно спрогнозировать изменения этого состояния в ближайшее время и в отдалённом будущем при сохранении существующей ситуации.Данный материал собран из разных источников и на основе собственного опыта работы. Он помогает проследить все этапы работы над проектом. В начальных классах я успешно  осуществляю проектную деятельность уже с первого класса. Ведущее место занимают творческие проекты с элементами исследования. Считаю, что такая комбинация уместна, так как творчество обязательно сталкивается с желанием  добыть, исследовать, доказать. Материал для исследований черпаем из жизни.

 Непосредственные наблюдения за природой и работой представителей разных специальностей предоставляют большие возможности для развития творческого мышления.

Экскурсии на  природу, в краеведческий музей, в Дом детского творчества способствуют формированию у детей живых конкретных образов, пониманию многообразия цвета, разнообразия форм при выборе  исходного объекта действия. Темы проектных работ тесно связаны с изучением окружающего мира с использованием краеведческого и природоведческого материала,  с уроками технологии, с применением навыка работы с разными материалами (бумагой, клеем, ножницами, кистями).  

Проектная деятельность младшего школьника должна вводиться в жизнь младшего школьника постепенно. Для начала учитель может включать элементы проектирования в структуру урока,приучая детей к элементарным приемам совместной деятельности, знакомя их с важнейшими приемами, необходимыми для реализации проекта. В дальнейшем степень самостоятельности детей будет постепенно возрастать и их деятельность начнет приобретать специфические черты собственно проектной деятельности.

Проекты,которые обучающиеся 1, 2 класса выполнили в течение года:

  1. Обучение грамоте. Тема «Буквы». Проект «Буквы русского алфавита». Проект (среднесрочный, поисково-творческий, коллективный, индивидуальный). Выполнение букв из различного бросового материала.

  2. Литературное чтение. Тема «СтихотоврениеС.Маршака «Елочка». Проект «Создание ёлочки» (краткосрочный, коллективный, творческий).

  3. Окружающий мир. Тема «Знаки и символы». Проект (среднесрочный, информационный, индивидуальный) «Символы нашего города», посвященный 40-летию Нижневартовска.

  4. Окружающий мир. Тема «Космос». Проект (исследовательский, групповой, школьно-семейный, среднесрочный) «Образы, похищенный у неба» (после похода осенью в Екатеринбургский планетарий)

  5. Окружающий мир. Тема «Органы чувств». Проект «Ухо как орган восприятия информации» (исследовательский, краткосрочный, коллективный).

  6. Окружающий мир. Тема «Скелет и осанка». Проект «Сколько должен весить твой портфель» (исследовательский, долгосрочный, индивидуальный).

  7. Окружающий мир. Тема «Лес». Проект «Как следует себя вести в лесу» (исследовательский, краткосрочный, коллективный).

  8. Литературное чтение, технология, изо (межпредметный). Тема «Русские народные сказки». Проект «Кукольный театр» (творческий, индивидуальный, среднесрочный). Выполнение пальчиковых кукол для постановки кукольного театра по мотивам р.н.с. Проект «Сказка на новый манер» или «Продолжение известной сказки» (творческий, групповой, среднесрочный).

  9. Математика. Тема «Счет в пределах 100». Социологический проект «Какие мы?» (групповой, исследовательский, проблемный, среднесрочный) по проблеме «Дети и деньги».

  10. Русский язык. Тема «Вежливые слова». Проект (краткосрочный, творческий, индивидуальный) «Словарь добрых слов».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Использование проектной технологии на уроках как один из способов формирования исследовательских навыков у младших школьников iconГалина Васильевна Дополнительная литература как средство формирования...
Возможности дополнительной литературы в формировании познавательного интереса младших школьников на уроках природоведения. 15
Использование проектной технологии на уроках как один из способов формирования исследовательских навыков у младших школьников iconПояснительная записка Происходящие изменения в современном обществе...
Проектная деятельность как один из способов развития самостоятельности младших школьников
Использование проектной технологии на уроках как один из способов формирования исследовательских навыков у младших школьников iconИспользование информационных технологий на уроках английского языка...

Использование проектной технологии на уроках как один из способов формирования исследовательских навыков у младших школьников iconДоклад «Применение технологии программированного обучения как один...
...
Использование проектной технологии на уроках как один из способов формирования исследовательских навыков у младших школьников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Использование проектной технологии на уроках как один из способов формирования исследовательских навыков у младших школьников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Использование компетентностно ориентированных заданий на уроках естествознания как средство мониторинга ключевых компетенций младших...
Использование проектной технологии на уроках как один из способов формирования исследовательских навыков у младших школьников iconУчебные проекты как средство развития исследовательских навыков младших школьников

Использование проектной технологии на уроках как один из способов формирования исследовательских навыков у младших школьников iconУрок в Образовательной системе «Школа 2100»
Использование технологии проблемно – диалогического обучения для формирования универсальных учебных действий младших школьников в...
Использование проектной технологии на уроках как один из способов формирования исследовательских навыков у младших школьников iconПротокол №2 от 31. 10. 2011 г. Положение о школьном конкурсе исследовательских...
Настоящее Положение определяет цели и задачи школьного конкурса исследовательских работ и творческих проектов младших школьников...
Использование проектной технологии на уроках как один из способов формирования исследовательских навыков у младших школьников iconПрограмма переаттестации знаний студентов, обучающихся в сокращенные...
Информационно-коммуникационные технологии в проектной деятельности младших школьников
Использование проектной технологии на уроках как один из способов формирования исследовательских навыков у младших школьников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой формирования познавательных способностей младших школьников,...
Использование проектной технологии на уроках как один из способов формирования исследовательских навыков у младших школьников iconСанкт-петербурга
...
Использование проектной технологии на уроках как один из способов формирования исследовательских навыков у младших школьников iconПрограмма по технологии
Н. А. Цирулика, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников...
Использование проектной технологии на уроках как один из способов формирования исследовательских навыков у младших школьников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Политика развития образования в гимназии №1532 предполагает использование компьютерной техники в процессе обучения учащихся как на...
Использование проектной технологии на уроках как один из способов формирования исследовательских навыков у младших школьников icon«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии»
Моу kоробовской сош проходил семинар-практикум для учителей технологии Шатурского муниципального района по теме: «Использование информационно-коммуникационных...
Использование проектной технологии на уроках как один из способов формирования исследовательских навыков у младших школьников iconТема обобщенного опыта
Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» как средство формирования коммуникативной компетенции...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск