Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 78.04 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации16.05.2014
Размер78.04 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ КАК СРЕДСТВО МОНИТОРИНГА КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Лезина О.М.

учитель начальных классов

МАОУ «Гимназия №10»

В "Концепции модернизации Российского образования " делается акцент на развитие самостоятельности учебных действий учащихся. Требования, предъявляемые к выпускнику начальной школы, предполагают, не только овладение учащимися предметными знаниями, умениями и навыками, но и овладение разными способами деятельности. На уроке должны создаваться условия, способствующие поддержанию природного любопытства учащихся, их интереса и стремления к самостоятельной работе над решением проблем. Приоритетной целью становится формирование компетенций и компетентностей учащихся.

В начальной школе необходимо и возможно заложить основы готовности к решению проблем, готовности к самообразованию, готовности к использованию информационных ресурсов, коммуникативной компетентности.

Основные методы и способы обучения определяют названия многих образовательных технологий, позволяющих реализовать компетентностно-ориентированный подход: технологии свободного выбора, проблемные технологии, исследовательские, технологии саморазвития, групповые технологии, диалогические технологии, игровые.

Современный компетентностно-ориентированный урок требует применение активных методов обучения на уроке: опорные схемы, диалог, постановка проблемных вопросов, перевод их в проблемные ситуации, игровые моменты, сравнение и аналогия, использование средств художественного воздействия, использование ИКТ.

На уроках естествознания я применяю технологии, направленные на создание атмосферы творчества, желание познавать и исследовать окружающий нас мир. Детям предлагаются не только задания репродуктивного плана, но и компетентностно-ориентированные задания, целью которых является развитие ключевых компетенций, направленных на умение применять полученные знания в различных жизненных ситуациях.

Ожидаемые результаты.

  • Повышение степени обученности учащихся.

  • Сформированность ОУН.

  • Формирование творческого потенциала личности учащегося.

Представленные ниже компетентностно–ориентированные задания направленны на развитие у детей информационных, коммуникативных компетентностей и компетентности разрешения проблем, позволяют научить их поиску и отбору информации, публично выступать перед одноклассниками, ставить и отвечать на заданные вопросы. Задания организуют деятельность учащихся, а не воспроизведение ими информации или отдельных действий.

Компетентностно-ориентированные задания:

  • «Что лишнее».

Предлагается ассоциативный ряд, отражающий содержание той или иной темы. Учащимся предлагается найти лишнее понятие, что позволяет определить уровень владения материалом. Задание направлено на развитие предметных компетентностей.

  • «Верно - неверно».

Предлагаются высказывания по теме, содержащие истинные и ложные высказывания. Задание позволяет учителю провести контроль за усвоением темы, пониманием причинно-следственных связей и направлено на формирование предметных компетентностей.

  • «Ромашка вопросов».

Предлагается придумать вопросы, отражающие содержание изучаемой темы, что позволяет через содержательность вопросов определить уровень и глубину владения материалом. Задание направлено на формирование предметных и коммуникативных компетентностей.

  • «Ключевые слова».

Предлагается составить словарик ключевых слов по изучаемой теме. Задание позволяет провести контроль за усвоением основных понятий, включение в тему, выделение главного, существенного в содержании темы. Задание направлено на формирование информационных и коммуникативных компетентностей.

  • «Продуктивных заданий».

Учащимся предлагается создать и представить схему, таблицу, опорный конспект по теме. Формулировка задания содержит только вопрос – часть задания, требующую от учащегося конкретных действий. Ученик не только извлекает информацию, но и производит действия по её обработке.

Таблица 1

Диагностика формирования ключевых компетентностей.

компетентностно-ориентированные задания

формируемые компетенции

параметры

отслеживания

результат

«Верно-неверно»

Предметные.

Количество правильных ответов.

Рост мотивации, развитие познавательной активности.

«Что лишнее»

Предметные.

Количество правильных ответов.

Развитие операций анализа, синтеза.

«Ромашка вопросов»

Предметные.

Коммуникативные.

Количество составленных вопросов. Содержательность вопросов («тонкие», «толстые» вопросы).

Обогащение словарного запаса.

«Ключевые слова»

Предметные.

Информационные.

Коммуникативные.

Количество слов в цепочке.

Развитие мыслительных операций анализа, синтеза. Выделение самого главного, существенного в содержании темы.

«Продуктивных заданий»

Предметные.

Информационные.

Коммуникативные

Причинно-следственные связи. Обработка информации. Продуктивная групповая коммуникация, публичное выступление.

Способность аргументировать свою точку зрения, развитие познавательной активности.

Критерии наблюдения:

  • I уровень – общекультурный: ученик понимает основные положения темы, может объяснить правило, применить его по образцу, отвечает на вопросы продуктивного характера.

  • II уровень- прикладной: кроме перечисленного ученик выполняет задания в изменённой ситуации, умеет демонстрировать понимание системности (взаимосвязей) понятийного аппарата темы, не выходя за его рамки.

  • III уровень- творческий: ученик способен решать проблемы, выходящие за рамки, самостоятельно выходить за пределы изучаемой темы, применять знания на практике, самостоятельно выбирать цели и программу действий.

С помощью листа самонаблюдения на любом уроке учитель может отслеживать организацию учебно-познавательного процесса с точки зрения формирования ключевых компетенций младших школьников.

Таблица 2

Лист самонаблюдения

за использованием действий учащихся,

связанных с формированием ключевых компетенций.

Тема урока ________________________

Ключевые компетентности,

формируемые учителем

на уроке


Компетентностно-ориентированные

задания

На каком этапе урока

Уровень

Готовность к самообразованию - способность осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников.










Технологическая компетентность - готовность к пониманию инструкции, описания технологии, алгоритма деятельности.










Компетентность решения проблем - умение анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с темой, планировать результат своей деятельности.










Информационная компетенция - способность делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности.










Коммуникативная компетенция - способность продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу.










Использование компетентностно-ориентированных заданий предполагает умение практически применять полученные компетенции в жизненных ситуациях. Одним из подходов к мониторингу развития ключевых компетенций служит и исследовательская работа учащихся, представляемая на научно-практической конференции, проводимой в конце учебного года. С первого класса дети учатся проводить исследования по заинтересовавшим их темам.

Учащиеся готовят рефераты, включающие в себя собственное исследование по выбранной теме, учатся целеполаганию (компетенция решения проблем), создают электронные презентации (информационная компетенция), учатся выступать на научно-практических конференциях различных уровней (коммуникативная компетенция). В первом классе - это выступление перед одноклассниками, в дальнейшем – это представление гимназии на районных, городских, краевых НПК. Работы учащихся по темам: «Жара и холод. Фламинго и пингвины», «Его величество Воздух», «Удивительные свойства воздуха», «Самое необыкновенное вещество» стали победителями научно-практических конференций «Аз. Буки. Веди», «Мой первый опыт», «Дерзание-Старт». А работа «Удивительная жизнь растений» получила приз «за лучшую исследовательскую работу». Опубликованы материалы учащихся в сборнике статей III городской НПК «Мой первый опыт» с краевым участием. 2009г. Успех кроется в мотивации учащихся, создании ситуации успеха и творчества, что позволяет стимулировать развитие познавательных интересов учащихся.

Таким образом, как в течение учебного года, так и на протяжении всей начальной школы, ведётся отслеживание сформированности ключевых компетентностей. Сложность темы исследования, глубина её раскрытия, способность самостоятельно добывать информацию из различных источников, рост словарного запаса, и как итог рост познавательной активности является результатом работы учителя по формированию ключевых компетентностей.

Современный урок предполагает видение учителем развивающего потенциала урока: развитие проблемно-творческого, критического мышления учащихся, формирование предметных, надпредметных, ключевых образовательных компетенций учащихся, развитие их эмоциональной и мотивационной сферы. Знание – не самоцель, а средство для самоопределения человека в мире, способ вхождения ребёнка в культуру и осознания им себя в культурном пространстве – вот то, к чему стремится современный учитель.
Библиографический список

  • Максимова А. А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх // Нач. шк. Плюс. До и после. 2005. №1.

  • Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. –М., 2007.

  • Хуторской А.В. Ключевые компетенции: технология конструирования // Народное образование. 2003.№5


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск