Скачать 78.04 Kb.
|
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ КАК СРЕДСТВО МОНИТОРИНГА КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Лезина О.М. учитель начальных классов МАОУ «Гимназия №10» В "Концепции модернизации Российского образования " делается акцент на развитие самостоятельности учебных действий учащихся. Требования, предъявляемые к выпускнику начальной школы, предполагают, не только овладение учащимися предметными знаниями, умениями и навыками, но и овладение разными способами деятельности. На уроке должны создаваться условия, способствующие поддержанию природного любопытства учащихся, их интереса и стремления к самостоятельной работе над решением проблем. Приоритетной целью становится формирование компетенций и компетентностей учащихся. В начальной школе необходимо и возможно заложить основы готовности к решению проблем, готовности к самообразованию, готовности к использованию информационных ресурсов, коммуникативной компетентности. Основные методы и способы обучения определяют названия многих образовательных технологий, позволяющих реализовать компетентностно-ориентированный подход: технологии свободного выбора, проблемные технологии, исследовательские, технологии саморазвития, групповые технологии, диалогические технологии, игровые. Современный компетентностно-ориентированный урок требует применение активных методов обучения на уроке: опорные схемы, диалог, постановка проблемных вопросов, перевод их в проблемные ситуации, игровые моменты, сравнение и аналогия, использование средств художественного воздействия, использование ИКТ. На уроках естествознания я применяю технологии, направленные на создание атмосферы творчества, желание познавать и исследовать окружающий нас мир. Детям предлагаются не только задания репродуктивного плана, но и компетентностно-ориентированные задания, целью которых является развитие ключевых компетенций, направленных на умение применять полученные знания в различных жизненных ситуациях. Ожидаемые результаты.
Представленные ниже компетентностно–ориентированные задания направленны на развитие у детей информационных, коммуникативных компетентностей и компетентности разрешения проблем, позволяют научить их поиску и отбору информации, публично выступать перед одноклассниками, ставить и отвечать на заданные вопросы. Задания организуют деятельность учащихся, а не воспроизведение ими информации или отдельных действий. Компетентностно-ориентированные задания:
Предлагается ассоциативный ряд, отражающий содержание той или иной темы. Учащимся предлагается найти лишнее понятие, что позволяет определить уровень владения материалом. Задание направлено на развитие предметных компетентностей.
Предлагаются высказывания по теме, содержащие истинные и ложные высказывания. Задание позволяет учителю провести контроль за усвоением темы, пониманием причинно-следственных связей и направлено на формирование предметных компетентностей.
Предлагается придумать вопросы, отражающие содержание изучаемой темы, что позволяет через содержательность вопросов определить уровень и глубину владения материалом. Задание направлено на формирование предметных и коммуникативных компетентностей.
Предлагается составить словарик ключевых слов по изучаемой теме. Задание позволяет провести контроль за усвоением основных понятий, включение в тему, выделение главного, существенного в содержании темы. Задание направлено на формирование информационных и коммуникативных компетентностей.
Учащимся предлагается создать и представить схему, таблицу, опорный конспект по теме. Формулировка задания содержит только вопрос – часть задания, требующую от учащегося конкретных действий. Ученик не только извлекает информацию, но и производит действия по её обработке. Таблица 1 Диагностика формирования ключевых компетентностей.
Критерии наблюдения:
С помощью листа самонаблюдения на любом уроке учитель может отслеживать организацию учебно-познавательного процесса с точки зрения формирования ключевых компетенций младших школьников. Таблица 2 Лист самонаблюдения за использованием действий учащихся, связанных с формированием ключевых компетенций. Тема урока ________________________
Использование компетентностно-ориентированных заданий предполагает умение практически применять полученные компетенции в жизненных ситуациях. Одним из подходов к мониторингу развития ключевых компетенций служит и исследовательская работа учащихся, представляемая на научно-практической конференции, проводимой в конце учебного года. С первого класса дети учатся проводить исследования по заинтересовавшим их темам. Учащиеся готовят рефераты, включающие в себя собственное исследование по выбранной теме, учатся целеполаганию (компетенция решения проблем), создают электронные презентации (информационная компетенция), учатся выступать на научно-практических конференциях различных уровней (коммуникативная компетенция). В первом классе - это выступление перед одноклассниками, в дальнейшем – это представление гимназии на районных, городских, краевых НПК. Работы учащихся по темам: «Жара и холод. Фламинго и пингвины», «Его величество Воздух», «Удивительные свойства воздуха», «Самое необыкновенное вещество» стали победителями научно-практических конференций «Аз. Буки. Веди», «Мой первый опыт», «Дерзание-Старт». А работа «Удивительная жизнь растений» получила приз «за лучшую исследовательскую работу». Опубликованы материалы учащихся в сборнике статей III городской НПК «Мой первый опыт» с краевым участием. 2009г. Успех кроется в мотивации учащихся, создании ситуации успеха и творчества, что позволяет стимулировать развитие познавательных интересов учащихся. Таким образом, как в течение учебного года, так и на протяжении всей начальной школы, ведётся отслеживание сформированности ключевых компетентностей. Сложность темы исследования, глубина её раскрытия, способность самостоятельно добывать информацию из различных источников, рост словарного запаса, и как итог рост познавательной активности является результатом работы учителя по формированию ключевых компетентностей. Современный урок предполагает видение учителем развивающего потенциала урока: развитие проблемно-творческого, критического мышления учащихся, формирование предметных, надпредметных, ключевых образовательных компетенций учащихся, развитие их эмоциональной и мотивационной сферы. Знание – не самоцель, а средство для самоопределения человека в мире, способ вхождения ребёнка в культуру и осознания им себя в культурном пространстве – вот то, к чему стремится современный учитель. Библиографический список
|