Скачать 109.62 Kb.
|
Модуль 2. Конструирование современного урока с применением ИКТ © А.А. Антонова 2010г Кафедра информатизации и ИКТ в образовании Костромского областного института развития образования Практическая работа № 1. «Использование Интернета для поиска информации для урока с ИКТ» Цели работы:
Сведения из теории Телекоммуникационная сеть реализует синтез компьютерных сетей и средств телефонной, телевизионной, спутниковой связи. Общедоступные телекоммуникационные сети связаны друг с другом, чтобы их пользователи могли обмениваться информацией и на сегодняшний день ярким примером сообщества таких сетей является Интернет. Интернет – это крупнейшая всемирная компьютерная сеть, которая является огромной открытой информационной системой, способной удовлетворить запросы широкого круга пользователей. Одним из наиболее распространённых сервисов сети Интернет является WWW (World Wide Web) или всемирная паутина – распределенная информационная среда, содержащая разнообразную информацию (в том числе мультимедиа-компоненты Web-страниц), обладающая определенными возможностями распределенной базы данных, хотя и не предполагающая наличие единой структуры хранящейся информации. Основными компонентами всемирной паутины являются гипертекстовые документы (веб-страницы), каждая из которых имеет свой адрес, определяющий её местонахождение в сети Интернет. Все адреса ресурсов сети Интернет имеют одинаковую структуру, которая в общем виде может быть представлена следующим образом: <Протокол передачи данных>://<сервисная служба Интернета>.<имя сервера> Например, http://www.google.ru, где
www – всемирная паутина (сервисная служба Интернета), google – имя сервера, ru – географическое расположение сервера. Для указания полного адреса к документу в сети после доменного имени через символ / - прямой слеш указывается имя веб-ресурса, которое записывается так же, как путь от коревого каталога диска к нужному файлу. <Протокол передачи данных>://<доменное имя>/<полный путь к файлу> Например, http://www.google.com/coop/cse/ Такой адрес веб-ресурса, называется URL (Uniform Resource Locator) – унифицированная ссылка на ресурс. Сегодня в сети Интернет накоплены значительные русскоязычные ресурсы для образовательных целей. Они сосредоточены на образовательных порталах, серверах университетов, школ, других образовательных организаций, библиотек. Обучающие курсы и программы, интерактивные учебные пособия, полнотекстовые базы данных, учебная литература, справочники, энциклопедии, статьи из журналов и сборников, материалы научных конференций, готовые рефераты, авторефераты, диссертации – вот далеко не полный перечень ресурсных возможностей. Важно помнить, что ресурсы Интернет динамично развиваются, поэтому и предметные указатели на их местонахождение в сети постоянно обновляются. Рассмотрим, как осуществляется поиск информации в сети Интернет. Поиск информации в сети - это последовательность действий, от определения предмета поиска, до получения ответа на имеющиеся вопросы с использованием всех поисковых сервисов, которые предоставляет сегодня Интернет. Поиск информации в сети интернет может осуществляться двумя способами:
1. Для поиска веб-ресурса по известному URL-адресу необходимо запустить программу-браузер, например Internet Explorer и в адресной строке ввести этот адрес.
Рисунок 1. Внешний вид окна браузера при загрузке веб-страницы
2. Остановимся более подробно на вопросе выбора поисковых инструментов WWW. В Интернет представлена информация на любые темы, которые только можно себе представить. Но найти нужную информацию не так-то легко из-за того, что сеть по своей природе не имеет чёткой структуры. Поэтому для ориентировки в Интернете и быстрого получения свежей справочной информации разработаны системы поиска информации. Все системы поиска информации Интернет располагаются на специально выделенных компьютерах с мощными каналами связи. Ежеминутно они бесплатно обслуживают огромное количество клиентов. Поисковые системы можно разбить на два типа:
Предметные каталоги Предметные каталоги представляют собой систематизированную коллекцию (подборку) ссылок на ресурсы Интернета. Ссылки организованы в виде тематического рубрикатора, представляющего собой иерархическую структуру, перемещаясь по которой, можно найти нужную информацию. Механизм поиска в предметных каталогах и поисковых системах практически одинаков. Различия возникают только на этапе 2 (составление списка ключевых слов). Для поисковой машины - это составление списка ключевых слов, а для каталога на этом этапе производится определение тематики разделов, в которых может находиться необходимая Вам информация. Как показывает практика, при решении поисковой задачи именно каталог, а не поисковая машина оказываются более приемлемыми для начала поиска. Поисковые интернет-каталоги можно найти на любом общедоступном поисковом сервисе. Автоматические индексы Специальные программы-роботы (Spider, Robot или Bot, известные также как «пауки») в автоматическом режиме периодически обследуют Интернет на основе определенных алгоритмов, проводя индексацию найденных документов. Индекс – это хранилище данных, в котором сосредоточены копии всех посещённых роботами страниц. Созданные индексные базы данных используются поисковыми машинами для предоставления пользователю доступа к размещенной на узлах Сети информации. Индексы периодически обновляются и дополняются, поэтому результаты работы одной поисковой машины с одним и тем же запросом могут различаться, если поиск производился в разное время. Пользователь в рамках интерфейса, выбранной поисковой системы, формулирует запрос. Далее запрос обрабатывается программой обработки запроса, которая просматривает индекс на предмет наличия нужной информации и возвращает ссылки на найденные документы. В окне браузера отображаются результаты обработки запроса. В Интернете существует большое число поисковых систем. Как правило, при поиске можно использовать не одну систему, а несколько различных. В этом случае вероятность того, что искомая информация будет найдена, выше, поскольку разные системы используют разные алгоритмы поиска. Ниже приведен список некоторых из них: http://www.yandex.ru http://www.list.ru http://www.google.ru http://www.rambler.ru http://www.aport.ru http://www.metabot.ru http://www.files.ru http://www.ra-gu.net Успех поиска в таких системах в значительной степени зависит от формулировки запроса. Рассмотрим основные моменты, которые помогут вам правильно сформулировать запрос к поисковой машине:
Поисковая машина обычно производит сортировку найденных документов по принципу релевантности. Рассмотрим, что такое релевантность. При индексации документов поисковые машины высчитывают так называемый «вес» слова на странице - соотношение количества повторов на странице заданного Вами слова к общему количеству слов на странице документа. Если Вы задаете запрос, состоящий из нескольких слов, то более релевантными будут документы, в которых совокупный вес слов будет максимальный. Однако, при подсчете веса не учитывается, рядом или раздельно стоят данные слова, и поэтому нет гарантий, что в первых документах содержится максимальное количество повторений словосочетания. Вполне возможно, что такого словосочетания там вообще не будет. Поэтому, если Вы хотите найти заданное словосочетание - задавайте запрос в окне поисковой машины в кавычках. В этом случае будет высчитываться вес словосочетания целиком. Соответственно, гарантируется наличие именно данного словосочетания в найденных документах. В заключение рассмотрим основные этапы поиска информации в сети Интернет.
Общие советы
Список информационных ресурсов: 1. Поиск информации в World Wide Web: проблемы, методики, инструменты [Электронный ресурс] http://www.dist-cons.ru/modules/internet/index_02.htm 2. «Сетевые и спутниковые технологии в учебном процессе». [Электронный ресурс] http://ido.tsu.ru/other_res/ep/setevie_umk 3. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. 10 класс. Базовый уровень [Текст] / Под ред. Проф. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2006. – 238 с. 4. Intel® «Обучение для будущего»: Учеб. Пособие – 8-е изд., исправленное и дополненное [Текст] – М.:Интернет-Университет Информационных технологий, 2006. – 148 с. + CD Ход работы Задание 1. Найдите в Интернете образовательные ресурсы для вашего урока. Для поиска воспользуйтесь предметными каталогами или поисковыми системами.
На основе поисковых двигателей нового поколения можно строить свои собственные индивидуальные или коллективные поисковые машины. Поиск можно адаптировать к определенной тематике и к определенному сообществу. Пример организации социального поиска - персональная или групповая поисковая машина от Google находится по адресу http://www.google.com/coop/cse/ Создание собственного поисковика в Google CSE начинается с определения списка сайтов, которые пользователь считает объективными и актуальными источниками информации в различных сферах деятельности. К работе по изменению созданной поисковой системы можно подключить других пользователей, которые могут стать соавторами и настраивать ее свойства коллективно. Домашняя страница созданной поисковой машины, помимо строки поиска, будет включать профиль создателя и список заданных сайтов. Задание 2. Создайте систему пользовательского поиска в Google CSE, в которую включите найденные ранее образовательные ресурсы к уроку. Интернет-адрес созданного поисковика скопируйте в технологическую карту урока с ИКТ.
Рисунок 3. Кнопка создания системы персонального поиска
Рисунок 4. Описание персональной системы поиска Вы можете задать системе область поиска:
Добавлять сайты к системе можно на странице управление. Гораздо более удобный способ – воспользоваться расширением Google-marker - http://www.google.com/coop/cse/marker После того как вы добавите расширение к панели своего браузера, добавлять нужные сайты к поисковой системе станет значительно проще. Достаточно щелкнуть по иконке маркера и система пользовательского поиска предложит вам добавить аннотацию сайта или страницы. Рисунок 5. Добавление сайта к системе пользовательского поиска К работе по изменению созданной поисковой системы можно подключить других пользователей. Вы можете разрешить им стать соавторами поисковой системы и настраивать ее свойства коллективно. |
Лабораторная работа №1 По теме ««Изучение Internet в целях использовании... Лабораторная работа предназначена для: обоснования потребности, необходимости и удобства использования среды Internet для поиска... | Работа по информатике на тему: «Исследование эффективности поиска сведений в Интернете» Цель работы – исследовать эффективность работы поиска сведений в интернете, путем сопоставления выдаваемой полезной информации в... | ||
Программа дисциплины Технологии поиска, анализа данных и распространения информации в Интернет Значение проекта Семантическая Паутина для расширения возмож-ностей смыслового поиска информации в сети Интернет | Использование икт на уроках английского языка Словарю методических терминов” (авторы: Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин), то мы найдем следующее определение: информационные технологии... | ||
Урок 2 Файлы и папки. Практическая работа №1 «Работа с файлами и папками» Вспомните, какие программ предназначены для обработки числовой, текстовой и графической информации | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: Информационные услуги Интернета. Практическая работа №7 «Работа с электронной почтой и телеконференциями» | ||
6 класс Урок 7 Кодирование текстовой информации. Практическая работа... Самостоятельная работа по переводу чисел из десятичной системы счисления в двоичную и наоборот | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проблемный диалог, групповая работа, работа в парах, самостоятельная работа, работа с учебником, фронтальная работа, использование... | ||
Урока: практическая работа Практическая работа №6 – обучение построению табличных информационных моделей и графов систем в среде ms word 2007 | Реферат по дисциплине: «Информатика и икт» на тему: «Полезные ресурсы Интернета» За последние десять лет Интернет превзошел популярность радио и телевидения как информационный ресурс и воспринят, как полезное и... | ||
Конспект урока по информатике для учащихся 11 класса «Средства поиска данных в Интернете» Введение. Содержание дисциплины и порядок ее изучения. Фактографический поиск. Математические модели фактографического поиска. Информационная... | Определитесь с инструментами поиска Для обнаружения в текстах фрагментов, аналогичных заданному, используются инструменты линейного поиска информации. К таким инструментам... | ||
Конспект урока тема урока: Глобальная сеть Интернет. Службы Интернета... ... | Конспект урока «Назначение и использование браузеров» Гребенюк Роман... Урок 39. Работа с www: использование url-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске | ||
Учебник для 9 класса. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006. План урока Цель урока: Познакомить учащихся с мировой сетью Интернет и его информационной системой – Всемирной паутиной (www), со способами... | Урок изо + технология в 8 классе. Тема урока: «Интерьер комнаты» Методы проведения занятия: беседа с закреплением материала в ходе урока, использование презентаций при объяснении нового материала,... |