Сборник материалов по образовательным технологиям Творческий коллектив





НазваниеСборник материалов по образовательным технологиям Творческий коллектив
страница1/13
Дата публикации26.12.2014
Размер1.57 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13



Муниципальное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья – Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат


Сборник материалов по образовательным технологиям
Творческий коллектив

Руководитель: А.В. Слонова - социальный педагог

А.Ю. Созонова – учитель русского языка и литературы

Т.А.Шмидт – учитель – логопед

С.В. Евстратова - учитель русского языка и литературы

В данный сборник включены, подобраны материалы, раскрывающие основные виды современных образовательных технологий.

Материалы сборника изданы в помощь педагогам для использования в работе.

Содержание

1.

Понятие «педагогическая технология», предпосылки

возникновения термина………………………………………………..


5

2.

Классификация педагогических технологий (Г.К. Селевко)………

10

3.

Современные информационные технологии в образовании……….

14

4.

Перспективы использования средств новых

информационных технологий в образовании………………………..


17




4.1.Информационная среда……………………………………...

4.2.Математизация и информатизация предметных областей……….

4.3.Интеллектуализация деятельности…………………………………

4.4.Интеграционные процессы………………………………………….

4.5.Совершенствование инфраструктуры системы

образования и механизмов управления………………………………….

17

18

18

18
19

5.

ИКТ в образовательном процессе……………………………………...

20




5.1.Классификация образовательных средств ИКТ…………………….

5.2. Учащиеся и информационные технологии…………………………

5.3.Преподаватели и информационные технологии……………………

20

21

21

6.

Технологии на основе активизации деятельности учащихся……..

23




6.1.Игровые технологии в начальной школе……………………………

6.2. Игровые технологии как вид педагогических технологий………..

6.3.Сущность и функции игры и игровой деятельности……………….

6.4.Значение игры в обучении……………………………………………

6.5. Игровые технологии………………………………………………..


6.6. Игровые технологии в младшем школьном возрасте……………

6.7. Дидактические игры…………………………………………………

6.9. Сюжетно-ролевые игры…………………………………………….

6.10. Деловые игры………………………………………………………

23

24

25

28

31

33

34

35

36

7.

Здоровьесберегающее образование …………………………………...

38




7.1.Здоровьесберегающие технологии…………………………………..

7.2.Здоровьесберегающие образовательные технологии………………

7.3.Классификация здоровьесберегающнх технологий………………..

7.4.Роль педагога в здоровьесберегающей педагогике…………………

7.5.Функции здоровьесберегающей технологии………………………..

7.6.Основные компоненты здоровьесберегающей технологии………..

7.7.Типы технологий……………………………………………………...

7.8.Рекомендации по организации здоровьесберегающей

деятельности в школе…………………………………………………….

40

43

45

45

47

48

50
52

8.

Технология работы социального педагога с семьёй………………...

56




8.1.Семья как социальный институт……………………………………..

8.2. Функции семьи……………………………………………………….

8.3.Типология семьи………………………………………………………

8.4.Специфика работы социального педагога с семьёй………………

8.5. Современная помощь семье………………………………………..

56

58

59

61

62

9.

Применение информационных компьютерных

технологий в работе логопеда……………………………………….


65

10.

Личностно ориентированные технологии обучения………………..

68




10.1. Личностно ориентированное развивающее обучение……………

10.2. Принципы построения личностно ориентированной

системы обучения………………………………………………………..

10.3. Технология личностно ориентированного образовательного

процесса………………………………………………………………….

10.4. Функция урока в системе личностно ориентированного

обучения………………………………………………………………….

10.5. Анализ и диагностика эффективности

личностно ориентированного урока…………………………………..

10.6. Диагностика эффективности урока………………………………

68
69
72
77
81

82

11.


12

Технологии интегрированного обучения на основе изучении русского языка с включением элементов национально-регионального компонента…………………………………………….

Методика использования информационных технологий в специальной (коррекционной) школе VΙΙΙ вида……………………

12.1.Введение в методику……………………………………….

12.2. Методические требования к уроку в специальной (коррекционной) школе VIII вида ……………………………………….

12.3.Требования к наглядным учебным пособиям……………




85
90

90
93

94




Голосарий…………………………………………………………………

96




Список литературы……………………………………………………...

102



Понятие «технология» в педагогической науке и практике


  1. Понятие «педагогическая технология», предпосылки

возникновения термина
Для того, чтобы знание могло стать фактором управления, оно само должно быть известным образом упорядочено, структурировано и организовано. Именно благодаря специальной дидактической обработке научного знания, связанной с преобразованием его в форму учебной информации, последняя становится фактором управления. Далее мы рассмотрим этот процесс на примере современных педагогических технологий.

Выбор той или другой технологии обучения определяется, прежде всего, спецификой содержания учебного предмета и способом его конструирования. Всякая перестройка в структуре учебного предмета влечет за собой перемены в способах преподавания и учения.

Впервые в 20-е годы термин «педагогическая технология» упомянут в работах по педологии, основанных на трудах по рефлексологии (И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, С.Т. Шацкий). В это же время распространилось и другое понятие – «педагогическая технология», которая в Педагогической энциклопедии 30 – х годов была представлена как совокупность приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебных занятий. К педагогической технологии было отнесено также умение оперировать учебным и лабораторным оборудованием, использовать наглядные пособия.

В 40-50-е годы, когда началось внедрение в учебный процесс обучения технических средств, появился термин «технология образования» который в последующие годы под влиянием работ по методике применение различных ТСО, в частности кино, радио, средств контроля, модифицировался в «педагогические технологии».

В середине 60-х гг. содержание этого понятия подверглось широкому обсуждению в педагогической печати за рубежом и на международных конференциях, где было определено два направления его:

  1. Первого утверждали необходимость применения технических средств и средств программированного обучения.

  2. Второго направления главное видели в том, чтобы повысить эффективность организации учебного процесса.

К началу 70-х годов была осознана необходимость модернизации различных видов учебного оборудования и учебных предметных средств как необходимого условия, без которого не работали прогрессивные методики и формы обучения.

Таким образом, к концу 70-х – началу 80-х гг. вследствие развития техники и начавшейся затем за рубежом компьютеризации обучения понятия «технология обучения» и «педагогическая технология» все чаще стали осознаваться как система средств, методов организации и управления учебно-воспитательным процессом. При этом были выделены две стороны педагогической технологии: применение системного знания для решения практических задач и использование в учебном процессе технических устройств.

Важная особенность – связь педагогической технологии с психологией. Каждое технологическое звено, цепочка, система достигает высокой эффективности, если имеет психологические обоснования и практические выходы. Одни технологические средства, связанные с наглядностью, основываются на особенностях образного мышления и обеспечивают, наиболее яркое восприятие учебного материала. В основании других положены психологические законы запоминания по сходству, по ассоциации, по силе эмоционального возбуждения. Третьи базируются на способности нервной системы к бессознательному освоению информации или навыка в процессе игровой деятельности, или даже сна.

Известны три принципа педагогической технологии – это

* последовательно развертывающиеся характеристики педагогического воздействия:

*направленность на инициирование субъектности ребенка, направленность на содержание свободного выбора ребенка как субъекта

*направленность на отношение как результат воспитания и основной объект воспитательного процесса.

Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

  • Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

  • Педагогическая технология − совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

  • Педагогическая технология - это описание процесса достижения регулируемых результатов обучения (И.П.Волков).

  • Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния.

  • Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).

  • Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).

  • Педагогическая технология - то системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

  • Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).

В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами:

  1. научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

  2. процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

  3. процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Технологическая схема - условное изображение технологии процесса, разделение его на отдельные функциональные элементы и обозначение логических связей между ними.

Технологическая карта - описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий (часто в графической форме) с указанием применяемых средств.

Терминологические нюансы. В литературе и практике работы школ термин педагогическая технология часто применяется как синоним понятия педагогическая система. Как уже отмечалось выше, понятие системы шире, чем технологии, и включает, в отличие от последней, и самих субъектов и объектов деятельности.

Глубинный смысл педагогической технологии В. П. Беспалько видит:

во-первых, в отходе от экспромтов и переходе к предварительному проектированию;

во-вторых, в разработке структуры и содержания учебно-познавательной деятельности самого учащегося;

в-третьих, в диагностическом целеобразовании и объективном контроле качества усвоения учащимися учебного материала и развития личности в целом;

в-четвёртых, в реализации принципа целостности структуры и содержательности компонентов учебно-воспитательного процесса.

Преимущества технологии. По сравнению с обучением, построенным на основе методики, технология обучения имеет серьезные преимущества.

Во-первых, основой технологии служит четкое определение конечной цели. В традиционной педагогике проблема целей не является ведущей, степень достижения определяется неточно. В технологии цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно.

Во-вторых, технология, в которой цель (конечная и промежуточная) определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.

В-третьих, технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда учитель поставлен перед выбором и вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта.

В-четвертых, в отличие от ранее использовавшихся методических поурочных разработок, ориентированных на учителя и виды его деятельности, технология предлагает проект учебного процесса, определяющего структуру и содержание учебно-познавательной деятельности учащихся, что ведет к более высокой стабильности успехов практически любого числа учащихся.

Ведущей, стержневой характеристикой технологии обучения является гибкость. Содержательная гибкость отражается, прежде всего, в возможности, как дифференциации, так и интеграции содержания обучения.

Область применения понятия «технология» в педагогике в настоящий момент не определена достаточно четко. Сегодня понятие «технология» употребляется в педагогике, по крайней мере, в трех смыслах:

  1. Как синоним понятий «методика» или «форма организации обучения» (технология написания контрольной работы, технология организации групповой деятельности, технология общения и т.д.)

  2. Как совокупность всех использованных в конкретной педагогической системе методов, средств и форм (технология В.В. Давыдова, традиционная технология обучения и т.д.)

  3. Как совокупность и последовательность методов и процессов, позволяющих получить продукт с заданными свойствами.

Использование понятия «технология» в первом смысле не дает педагогике чего-то нового, не конкретизирует процесс обучения. Просто происходит подмена одного понятия другим. Например, если ранее говорили «методика (или система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова», то теперь для того, чтобы блеснуть своей эрудицией, говорят «технология Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова». От перемены слов суть предмета (системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова) не изменилась.

Еще совсем недавно учителю предлагалось только готовое тематическое планирование учебное содержание «нарезалось» по одному, двум, трем учебным часам и от лица министерства предлагалось учителям для обязательного исполнения. Поэтому Российский учитель оказался неподготовленным, сегодня он не может отличить методику от технологии. Есть смысл уточнить – методика в большинстве случаев – это совокупность рекомендаций по организации и проведению учебного процесса. Педагогическую технологию характеризуют два принципиальных момента гарантированность конечного результата и проектирование будущего учебного процесса. Педагогическая технология – это упорядоченная система процедур, неукоснительное выполнение которых приведет к достижению определенного планируемого результата, т.е. в данном случае – государственного стандарта.

Во втором случае, когда под технологией подразумевается совокупность всех использованных в конкретной педагогической системе методов, средств и форм, речь идет о новом понятии со своим смыслом. Однако в этом случае понятие «технология» теряет свой первоначальный смысл, с которым оно пришло из промышленной сферы. Кроме того, нет четкого разграничения, что ведет к неразберихе. Вывод можно сделать однозначный: замена хорошо известных и отработанных понятий на более общие и неконкретные - определенный шаг назад, отступление от научных позиций.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сборник материалов по образовательным технологиям Творческий коллектив iconСборник статей и материалов, посвящённых традиционной культуре Новосибирского...
Песни, люди, традиции (из серии «Традиционная культура Новосибирского Приобья»): Сборник статей и материалов / Под ред. Н. В. Леоновой....
Сборник материалов по образовательным технологиям Творческий коллектив iconВременный творческий коллектив (вкт)
Развитие социального измерения Европейского Союза и процесс формирования концептуальной базы Европейской социальной модели
Сборник материалов по образовательным технологиям Творческий коллектив iconСборник
Сборник методических материалов: Из опыта работы сотрудников системы образования Юго-Восточного образовательного округа/ Составители:...
Сборник материалов по образовательным технологиям Творческий коллектив iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Творческий коллектив “Success” Сунозова Ирина Анатольевна, Южакова Лариса Васильевна
Сборник материалов по образовательным технологиям Творческий коллектив iconВнеклассное мероприятие по русскому языку «Своя игра» для учащихся 5-6 классов
Сборник рмк «Труд и творчество педагогов. Сборник материалов педагогов Курагинского района» №11
Сборник материалов по образовательным технологиям Творческий коллектив iconРеспублики Коми Коми республиканский центр детско-юношеского туризма и экскурсий сборник
Составители: Акишина Е. С., Канева Т. Н. Сборник методических материалов для руководителей школьных музеев
Сборник материалов по образовательным технологиям Творческий коллектив iconОсновная образовательная программа основного общего образования муниципального...
В школе работают 18 педагогов. Педагогический коллектив отличает высокий творческий потенциал и готовность развивать инновационные...
Сборник материалов по образовательным технологиям Творческий коллектив iconСоциальные аспекты работы с подростками и молодежью в библиотеках...
Социальные аспекты работы с подростками и молодежью в библиотеках: сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции...
Сборник материалов по образовательным технологиям Творческий коллектив iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Из опыта работы учителя русского языка по современным образовательным технологиям
Сборник материалов по образовательным технологиям Творческий коллектив iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Творческий коллектив “Success” Сунозова Ирина Анатольевна, учитель английского языка, Южакова Лариса Васильевна, учитель английского...
Сборник материалов по образовательным технологиям Творческий коллектив iconРабочая программа рассчитана на изучение информатики на базовом
Цель: подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых образовательным стандартом основного общего образования по информатике...
Сборник материалов по образовательным технологиям Творческий коллектив iconА. Т. Твардовского «Библиотека. Книга. Чтение: новые подходы и технологии»...
Б-59 Библиотека. Книга. Чтение: новые подходы и технологии: Сборник материалов «круглого стола» по проблемам чтения / Смоленская...
Сборник материалов по образовательным технологиям Творческий коллектив iconМетодическое объединение культурологии это творческий коллектив учителей,...
МО, и, возможно, будет полезна в качестве методической копилки для коллег других школ. На странице Вы сможете познакомиться с нашими...
Сборник материалов по образовательным технологиям Творческий коллектив icon4. качество кадрового обеспечения и система работы с кадрами проведённый...
Оу позволяет констатировать, что в школе трудится стабильный, профессионально подготовленный, творческий педагогический коллектив,...
Сборник материалов по образовательным технологиям Творческий коллектив iconУрок и учитель
Сборник материалов зональной научно – практической конференции работников образования
Сборник материалов по образовательным технологиям Творческий коллектив iconЧ. II обновление содержания образования в условиях регионализации...
Р 32 Региональный компонент содержания образования: опыт, проблемы, перспективы: Сборник материалов научной конференции. В 3-х частях....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск