Урок и учитель





НазваниеУрок и учитель
страница1/8
Дата публикации23.11.2014
Размер1.2 Mb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
  1   2   3   4   5   6   7   8
Управление системой образования

Краснокамского муниципального района

МОУ ДПОС «Методический центр»

УРОК И УЧИТЕЛЬ
Сборник материалов зональной научно – практической конференции работников образования

«Новый» урок и профессионализм учителя»

Краснокамск 2011

Отв. за выпуск – Зайцева Н.В., директор МОУ ДПОС «Методический центр»


Урок и учитель

Зональная научно-практическая конференция работников образования «Новый» урок и педагогический профессионализм учителя.

Сборник материалов. Краснокамск. МОУ ДПОС "Методический центр"


В сборник включены выступления педагогов образовательных учреждений Краснокамского района и сценарии мастер-классов, показанных на конференции. Представленные материалы раскрывают практический опыт применения современных педагогических технологий, эффективных типов уроков и организационных форм обучения учащихся, приёмов повышения учебной мотивации.

Опубликованные материалы представляют интерес для всех категорий педагогических работников.

© МОУ ДПОС «Методический центр». 2011

© МОУ ДПОС «ЦИМТО». Оформление. 2011

Содержание
Секция 1. Современные инновационные технологии как основа улучшения качества образовательного процесса

Фомина Г.П. Проектная деятельность на уроках иностранного языка………………………… 4

Ахметшина Т.Г. Развитие разговорной иноязычной речи учащихся средствами технологии коммуникативного обучения…………………. 5

Сапян И.В. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка в начальной школе…………….6

Каменева О.В. Игровые технологии на уроках музыки в начальной школе…………… 8

Гафиятуллина А.А. Интерактивные формы организации деятельности учащихся на уроках истории и обществознания………………9

Батракова Л.И. Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка..10

Реутова М.Л. Блочно-модульная технология как условие повышения качества обучения на уроках геометрии…………..13

Русских С.В. Развитие ключевых компетенций на уроках физики…………. 14

Клапышева Л.В. ИКТ как неотъемлемая часть современного урока………..15
Секция 2. Эффективные типы уроков и организационные формы и методы обучения и их результативность.

Пьянкова Н.С. Приём стилизации при создании собственного текста……… 17

Диер С.В. Приёмы совершенствования речемыслительной деятельности учащихся……….19

Сединина Л.П. Самореализация учащихся через включение в деятельность на уроках литературного чтения…………….20

Третьяк А.Г. Игра как средство обучения продуктивному чтению……..22

Шестакова Н.М. Дебаты как средство активизации учащихся в образовательной деятельности……25

Кунгурова Н.С. Развитие познавательной деятельности на уроках математики и информатики……..26

Пышкина Е.В. Активизация познавательной деятельности на уроках географии…….28
Секция № 3. От мотивации учащихся к качеству обучения.

Воробьёва Л.А. Приёмы учебной мотивации на уроках русского языка………. 33

Авдеева Н.В. Современные подходы в формировании мотивации учения на уроках литературы….34

Кузьминых Т.Н. Приёмы создания ситуации познавательного конфликта на уроках литературы…..36

Кокшарова А.А. Виды разминок на уроках русского языка в начальной школе……….. 37

Черткова С.А. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников……. 39

Шипкова Т.Ф. Реализация системно-деятельностного подхода через межпредметную связь на уроках в начальной школе……….. 40

Олихвер Е.В. Приёмы повышения мотивации учащихся к изучению математики…….42

Ермакова Н.Б. Приёмы формирования устойчивой положительной мотивации к изучению математики…44
Мастер-классы.

Кубасова Т.В. Когнитивные технологии XXI века……….45

Максимова Т.В. Применение метода проекта в начальной школе…..47

Артемьева М.М. Активизация познавательной деятельности учащихся с помощью кейс-технологии…49

Серебреникова М.А. Пассивные, активные и интерактивные формы обучения………51

Михалева Л.Ю. Формы, методы и приёмы обучения учащихся с использованием ИКТ………56


Секция 1

«Современные инновационные технологии как основа улучшения качества образовательного процесса»
Проектная деятельность на уроках иностранного языка.

Фомина Галина Петровна,

учитель английского языка МОУ «Майская СОШ»
Сегодня в наше общество пришло осознание необходимости практического владения иностранным языком, обеспечивающим выход на мировой рынок, приобщение к мировой культуре. Поэтому в качестве приоритетной цели выступает коммуникативная компетенция. В полной мере данный подход реализуется в рамках работы над учебным проектом.

Основные требования к использованию метода проектов хорошо известны, это:

    1. наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, организация заочных путешествий в разные страны, проблемы семьи, свободного времени у молодежи, обустройства дома, отношений между поколениями, организация спортивных мероприятий;

    2. практическая творческая значимость предполагаемых результатов, возможность применения их на уроке, выпуске газеты, проведении недели иностранного языка;

    3. самостоятельная деятельность учащихся на уроке (может быть парной, индивидуальной, групповой);

    4. указание этапов работы;

    5. использование исследовательских методов в старших классах.

В курсе иностранного языка я использую метод проектов практически по любой теме.

Как правило, этому предшествует 6-7 уроков. Проект может быть краткосрочным, долгосрочным, монопроектом или межпредметным, личностным, парным или групповым. Для многих учащихся в 5 классе данный вид работы является новым, поэтому я прежде всего подробно объясняю цель данного задания и предлагаю выбрать им проект, который соответствует их интересам и уровню языковой подготовки.

Работа над проектом проводится в несколько этапов: подготовительный, организационный, завершающий. На последнем этапе проектирования учащиеся и учитель анализируют и оценивают результаты деятельности. Понятно, что обычная пятибалльная шкала оценки при этом не подходит. Иногда оценивается полученный результат: защита проекта и его оформление. Три эксперта (сам ученик, учитель, одноклассники) выставляют оценки, а результат – среднеарифметическая величина. Роль педагога сводится не только к роли экзаменатора. Первый проект я обычно представляю сама в качестве примера. По итогам работы мы организуем выставку лучших проектов, чтобы их могли увидеть ученики других классов, учителя, родители.

Для старшеклассников при выполнении групповых проектов я использую рейтинговую оценку. Для этого перед защитой на каждого учащегося составляется индивидуальная карта. Ее заполняет сначала сам ученик, оценивая свою деятельность по подготовке и презентации проекта, используя такие баллы: 0 – не участвовал, 1 – участвовал, 2 – участвовал как все, 3 – участвовал лучше всех.

Очень важно при подведении итогов работы дать возможность учащимся выразить свое мнение, обменяться впечатлениями. Каждый проект заслуживает одобрение и похвалу, ведь в него вложен большой творческий труд детей. Не надо заострять внимание на ошибках, так как главное – это содержательная сторона высказывания. Ошибки можно зафиксировать незаметно и разобрать на последующих уроках.

Конечно, невозможно говорить об абсолютно верном измерении качества проектирования, оценка предполагает измерение результата и сравнение его с эталоном, но именно эталона у нас не существует. Учителя, использующие метод проекта, знают, что в различных классах в разные годы система оценивания отлична от воображаемого эталона. При чем это отличие может иметь как положительную, так и отрицательную динамику.

В том случае, если отсутствует этап устной презентации проекта, т.е. учащиеся заранее знают, что они работают над микро-сочинением (эссе, рекламой, листовкой), возможны другие критерии оценивания: соответствие работы заданной теме, грамматика, оформление работы. Учащиеся 6-8 классов по традиции предлагают свои "Правила поведения для учащихся в школе" и "Новую школьную форму", участвуют в обсуждении "Какими будут дома в 21 веке" и "Школа 21 века".

Одна из самых интересных и любимых тем в 6 классе - "Магазины и покупки". На заключительном уроке учащиеся защищали свои мини-проекты. На данном уроке я выступала в роли информатора, демонстратора, координатора. Этому предшествовали различные этапы урока:

  • изучили слова - можем их использовать в речи

  • построили диалог продавца и покупателя - "вернулись домой с покупками"

  • "продукты купили"для чего? - "будем готовить пиццу"

Здесь проявляется все: фантазия детей, их слаженность в работе, умение работать в команде. Задача учителя не просто донести знания, объяснить, показать, а организовать действия детей, свести к минимуму пассивное пребывание на уроке.

К словам Л. Толстого "знания только тогда знания, когда они добыты напряжением своей мысли..." хочется добавить "... и могут быть применены на практике", ведь процесс работы над проектом стимулирует интерес к языку, творческое мышление, самостоятельность. Все это в конечном итоге способствует максимальному развитию индивидуальных способностей ученика и повышению профессиональной компетенции самого учителя.

Развитие разговорной иноязычной речи у учащихся средствами технологии коммуникативного обучения

Ахметшина Танзиля Гарафетдиновна,

учитель английского языка МАОУ «ООШ № 3»
Для развития навыков устной речи и активизации рече-мыслительной деятельности в качестве речевой зарядки практикую на уроках выполнение следующих упражнений.

Развитие диалогической речи

Технология коммуникативного обучения предполагает развитие речи через речевые ситуации, максимально приближённых к реальным. Оказавшись в нестандартных ситуациях, дети теряются, не всегда понимают речь своего собеседника. Поэтому главной целью стало обучение учащихся грамотному общению в различных ситуациях, приближенных к реальным, затрагивающих говорящих. Это значит, что приоритетным стало развитие ДР.

Работа над диалогом проводится через ролевую игру (РИ). Это задание повышенного уровня и, следовательно, требует особой подготовки. Основные умения, проверяемые при выполнении этого задания следующие:

  • задать вопросы с целью получения фактической информации;

  • выразить согласие или несогласие;

  • принять решение.

В ходе РИ происходит обмен фактической информацией, участники которой играют свои роли в заданной ситуации. В РИ появляется элемент неожиданности, что может повлечь дополнительные трудности. На выполнение задания «Ролевая игра» отводится не более 2 минут. Здесь же необходимо научить чётко запоминать и выполнять задание в определённое время и обязательно озвучить своё решение в РИ.

Работа с текстом Главная цель работы над иноязычным текстом – не только извлечение информации из текста, но и осмысление ее, обобщение, сравнение, умение сделать вывод, обобщить полученную информацию, с целью ее критического осмысления. В работе над текстом уделяю внимание развитию аналитических умений, которые формируются при выполнении различных проблемных упражнений и заданий к тексту.

Представляю опыт работы с учащимися над текстами страноведческого характера, имеющими целью не только познакомить учащихся с географией, экономикой, городами, достопримечательностями и культурой России и Великобритании, но и расширить их общеобразовательный кругозор.

Как показывает практика, целенаправленное и планомерное использование на занятиях подобных заданий, способствует умению выделить проблему, найти пути ее возможного решения, что, безусловно, формирует у учащихся аналитические умения. Именно упражнения проблемного характера способствуют активизации у ребят мыслительной деятельности, развитию исследовательского рефлекса, творческого поиска, что является наиболее эффективным способом обучения.

Работа над проектами. Главные принципы технологии коммуникативного обучения позволяет реализовать и проектная методика. Класс делится на пары или группы по 3 – 4 человека по интересам. Стараюсь отслеживать, чтобы в группах были и «сильные» и «слабые» ученики. Учитель выполняет роль консультанта.

В ходе создания проекта ученик активен, проявляет творчество. Даже самый слабый в языковом отношении ученик имеет возможность проявить свою фантазию и креативность.

Проектная работа позволяет учащимся задуматься не столько над языковой формой высказывания, сколько над его содержанием.

В своей практике использую мини – проекты, на 1 – 2 урока, и большие проекты, требующие для их выполнения достаточно длительного времени (1-2 месяца, четверть). В любом случае считаю, что важным для проекта является его конечный продукт, который может быть предъявлен в виде рисунка, графика, коллажа, текста.

Конечный продукт обязательно должен быть представлен другим и «защищён».

При представлении проекта группой остальные учащиеся являются активными слушателями, в конце защиты комментируют её и дают оценку работе.

В последнее время старшеклассники в проектной деятельности активно используют ИКТ для получения информации в Интернете и презентации собственных проектов.

Использование технологии коммуникативного обучения позволяет обеспечить более качественное овладение учащимися УР, повысить уровень языковой и речевой подготовки, способствует формированию коммуникативной компетенции. Работу в этом направлении необходимо продолжать. Учителя ИЯ полагают, что эта работа будет более эффективной при проведении мониторинга языковой грамотности учащихся. Для этого необходимо выявить составляющие мониторинга и подготовить контрольные оценочные материалы.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка в начальной школе.

Сапян Ирина Владимировна,

учитель начальных классов МОУ «СОШ № 8»
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» предусматривает трехступенчатую модель обучения:

  1. Вызов (цель: актуализация опорных знаний, мотивация, фокус на теме).

  2. Осмысление (цель: увязать новое со старым, устранение ошибок, заблуждений).

  3. Рефлексия (цель: закрепление знаний, определение области, направления дальнейшего изучения, формирование оценочного суждения).

Преподаватель, использующий основы ВОР, может:

  • Активизировать мышление учащихся;

  • Повышать мотивацию учения;

  • Обеспечить активную учебную деятельность;

  • Стимулировать рефлексию;

  • Обеспечивать обработку информации учащимися;

  • Способствовать критическому мышлению.

Учебное портфолио помогает учителю сместить акцент с того, что учащийся не знает и не умеет на то, что он знает и умеет по данной теме и по данному предмету; интегрировать количественную и качественную оценку; перенести педагогическое ударение с оценки на самооценку.

Четкого списка наименований и количества пунктов, которые необходимо включать в учебное портфолио нет. Это зависит от конкретного учителя, внедряющего учебные портфолио в процесс обучения.

Есть открытый перечень, который существует в двух направлениях: содержательном и процессуальном.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок и учитель iconУрок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается...
Но именно в эти минуты учитель в самой полной мере реализует себя. Урок дает ощущение полезности профессиональной деятельности, и...
Урок и учитель iconШальнева Л. В. учитель начальных классов мбоу «Лицей №3» Урок русского...
Учитель: Сегодня урок русского языка не совсем обычный: нам предстоит с вами не только закрепить наши знания об имени существительном...
Урок и учитель iconОткрытые уроки (фото) Урок истории. Учитель Умарханова Х. М. Урок истории учитель Ганиева Ф. С-а

Урок и учитель iconУрок-концерт в 5 классе Авторы: Р. А. Степанникова, учитель музыки...
Расширение и углубление нравственно-эстетических впечатлений от поэтического слова, музыки, живописи
Урок и учитель iconУрок геометрии и информатики. Тема урока по учебному плану: Построение...
...
Урок и учитель iconУчитель в современном мире (эссэ) Место работы: моу сош с. Питерка...
По-моему, идеальный урок – это урок, начинающийся вопросом ученика к учителю. Идеальный ученик – это ученик, который задает вопросы....
Урок и учитель iconУрок продолжается, Зульфира Аминовна не спеша, но настойчиво и целенаправленно...
Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, как мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет...
Урок и учитель iconОткрытый урок в 9 классе
Учитель: Янкина Екатерина Михайловна, учитель английского языка моу сош №1 р п. Пачелма
Урок и учитель iconВебер Светлана Васильевна, учитель математики I квалификационной...
Этот урок является первым. Урок сопровождался компьютерной презентацией, цором и электронными тестами. Это позволило сделать урок...
Урок и учитель iconКонкурс профессионального мастерства "Мой лучший урок"
Кулинарный поединок" победила Климова О. В., в номинации "Педагогический дебют" Юркина А. А. 3 место завоевала Яцыкова Н. В., учитель...
Урок и учитель iconУрок подготовила Гудзенко Елена Алексеевна, учитель математики мбоу асош №2
Тип урока: Урок решения частных задач по применению открытого способа (урок закрепления и развития знаний, умений и навыков)
Урок и учитель iconУрок №23 Православие о Божием суде Авторы Касымова Д. С., учитель маоу «Гимназия №1»
Литовкина Е. И., учитель Ибрагимовской сош им. А. Д. Трынова Кувандыкского района
Урок и учитель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок русского языка по теме «Обобщение по теме «Причастие» (учитель – Кириллова С. Л.). Урок русской литературы по теме «И. С. Тургенев....
Урок и учитель iconВнеклассное мероприятие по истории. Учитель: Дерендяева Н. В. «Умники и умницы»
Г. Данилов «Эктытись кутъёс» 5 класс урок-экскурсия в музейной комнате. Учитель: Лекомцева Н. В
Урок и учитель iconАнфалова Ольга Владимировна Учитель английского языка Высшее первая Нет конспекты урок
Всероссийский конкурс журнала «Новое образование» на лучшую методическую разработку «Лучший урок – 2012» (урок «День благодарения»)-...
Урок и учитель iconПротокол №1 от 26. 12. 12 План: Урок презентация по истории 11 класс. Учитель Анникова О. В
Открытый урок – презентация по истории 11 класс. Тема: «Великая Отечественная Война» Учитель Анникова О. В


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск