Скачать 140.79 Kb.
|
Информатика и ИКТ ,10 классФевраль 2013Диагностика по информатике проводилась в феврале 2013 года с целью определения уровня усвоения учащимися 10 классов предметного содержания курса информатики по программе старшей школы, выявления элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения, и диагностики сформированности общеучебных умений. Cодержание и основные характеристики проверочных материалов определяются на основе следующих документов: – Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по русскому языку (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089). – О сертификации качества педагогических тестовых материалов (Приказ Минобразования России от 17.04.2000 г. № 1122). Характеристика инструментарияТестовые задания сбалансированы по основным разделам курса основной и старшей школы и соответствуют современным подходам в системе контроля качества образования по информатике. В диагностической работе были представлены задания базового и повышенного уровней сложности (12 и 3 заданий соответственно). Задания базового уровня сложности проверяли усвоение тем курса, обеспечивающих владение базовыми знаниями об устройстве компьютера, кодировании информации, информационных процессах, моделировании и видах моделей, а также умением выполнять базовые операции над объектами файловой системы, информационными объектами (числам, строками, схемами, диаграммами, таблицами). Задания повышенного уровня сложности проверяли умение применять знания в измененной ситуации, в частности умение переходить от одного способа представления информации к другому, строить и читать простейшие алгоритмические конструкции. Задания диагностической работы требовали умения либо прямо использовать известное правило, алгоритм, либо выбрать из изученных понятий и алгоритмов наиболее подходящий и применить его в стандартной или новой ситуации. Знание теоретического материала проверялось косвенно, через понимание используемой терминологии, взаимосвязей основных понятий и т.д. Все комплекты тестов состояли из 4-х вариантов. Каждый вариант диагностической работы — из 15 заданий: 10 заданий с выбором одного правильного ответа из четырёх предложенных и 5 заданий с кратким ответом. Время выполнения теста – 45 минут. Структура и содержание работы были рекомендованы и одобрены представителями Ассоциации учителей информатики города Москвы. За правильное выполнение каждого задания выставлялся 1 балл. Максимальное число баллов, которое можно было получить за правильное выполнение всей работы, – 15 баллов. За выполнение проверочной работы обучающиеся получили оценки по пятибалльной шкале. Шкала выставления оценок за тест в соответствии с диапазоном тестовых баллов:
Выявление элементов содержания курса информатики, вызывающих наибольшие затруднения, обеспечило возможность определения индивидуального и среднего уровня усвоения содержания как для конкретного учреждения, так и для всей выборки в целом. Анализ, проводимый по всей выборке участников, призван помочь школам проанализировать свои результаты и скорректировать образовательный процесс с целью повышения качества образования. Результаты диагностической работы Диагностическую работу по информатике выполняли 3885 обучающихся 10 классов (из них в компьютерной форме – 513 человек) из 196 общеобразовательных учреждений Москвы. Распределение учащихся по количеству полученных тестовых баллов представлено на диаграмме 1. Диаграмма 1 Большинство тестировавшихся десятиклассников выполнили от 9 до 13 заданий теста. В таблице 1 показано распределение оценок, полученных за выполнение диагностической работы по информатике учащимися 10-х классов в феврале 2013 года и школьных оценок за последнюю промежуточную аттестацию. Таблица 1
Как видно из таблицы, доля учащихся, не достигших достаточного уровня овладения учебным материалом, составляет 9%; 84% десятиклассников по результатам школьной аттестации имеют оценки «4» и «5», но подтвердили эти оценки при выполнении диагностической работы только 61% тестировавшихся. Несоответствие в 2 балла между школьной и тестовой оценкой составило 11%. По результатам тестирования выявлено 6% классов с низким уровнем подготовки («2» получили более 40% учащихся) и 24% классов с высоким уровнем подготовки (процент выполнения выше среднего на 10%). Результаты выполнения диагностической работы в компьютерной форме сопоставимы с результатами выполнения в бланковой форме. Таблица 2
На диаграмме 2 и в приведенной ниже таблице 3 представлены средние результаты выполнения заданий по проверяемым темам. Диаграмма 2 Таблица 3
Средний процент выполнения заданий в бланковом тестировании составил 68%, в компьютерном - 69%. Большинство проверяемых тем усвоено учащимися на достаточном уровне (процент выполнения заданий 65% и выше). На уровне ниже 65% выполнены базовые задания по темам:
На уровне ниже 50% выполнены задания повышенного уровня сложности по темам:
Анализ проблемных заданий Тема «Инструменты создания информационных объектов для Интернета» Задачи по данной теме успешно решены только учащимися, получившими за тест отметки «4» и «5» (66% и 92% соответственно). Пример 1 На месте преступления были обнаружены четыре обрывка бумаги. Следствие установило, что на них записаны фрагменты одного IP-адреса. Криминалисты обозначили эти фрагменты буквами А, Б, В и Г. Восстановите IP-адрес. В ответе укажите последовательность букв, обозначающих фрагменты, в порядке, соответствующем IP-адресу (без пропусков и дополнительных знаков). Абстрагируясь от контекста задания, его можно переформулировать следующим образом: требуется сформировать цепочку из 4 целых чисел, разделенных точками, каждое из которых не превышает 255. Выполняя задание, 64% учащихся продемонстрировали знание принципов адресации в вычислительных сетях. Справились с этим заданием 17% учащихся, получивших оценку «2», 38% - «3», 74% - «4», 94% - «5». Тема «Использование инструментов поисковых систем (формирование запросов)» Знания и умения из этой темы также проверялись во всех вариантах во второй части работы заданиями с кратким ответом, с которыми в среднем справилось 58% учащихся. Пример 2 В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Расположите буквы, обозначающие запросы, в порядке возрастания количества страниц, которые найдет поисковый сервер по каждому запросу. А) Театры Б) Музеи | Театры В) Галереи & Театры Г) Театры | Музеи | Галереи В ответе запишите правильную последовательность букв без пропусков и дополнительных знаков. Ответ: ВБАГ. Только 36% тестировавшихся продемонстрировали знание свойств основных логических операций и умение переходить от одного способа представления информации (текст запросов) к другому (например, к диаграммам Эйлера). Именно эта группа учащихся владеет метапредметным умением применять знания, полученные при изучении других тем и предметов, при решении новых задач. Это задание оказалось по силам только учащимся с высоким уровнем подготовки. Справились с этим заданием 77% учащихся, получивших оценку «5», 56% - «4», 13% - «3», 6% - «2». Тема «Математическая обработка статистических данных» Знания и умения по данной теме проверялись во всех вариантах в первой части проверочной работы на базе заданий с выбором ответа, требующих элементарных знаний об электронных таблицах (имя ячейки, формулы, диаграммы). 81% учащихся, получивших за диагностическую работу отметку «5» и 46% учащихся с отметкой «4» выполнили правильно эти задания. Пример 3 Дан фрагмент электронной таблицы:
После выполнения вычислений была построена диаграмма по значениям диапазона ячеек A1:A4. Укажите получившуюся диаграмму. При выполнении этого задания требовалось произвести арифметические действия с учетом приоритета и затем осуществить переход от одного способа представления информации (таблица) к другому (диаграмма). Низкие результаты выполнения данного задания (54%) могут объясняться, во-первых, слабо развитым умением переводить информацию из одного вида в другой, во-вторых, с плохим усвоением учащимися понятия «переменная». Это задание уверенно выполнили учащиеся с высоким и хорошим уровнями подготовки (100% и 76% соответственно), среди учащихся с удовлетворительным уровнем подготовки выполнить его смогли только 46%. Тема «Вычислимые функции, полнота формализации понятия вычислимости, универсальная вычислимая функция» Задания на данную тему были представлены не во всех вариантах и относились к типу заданий с кратким ответом, уровень их выполнения составляет 39%. Пример 4 В школьном первенстве по настольному теннису в четверку лучших вошли девушки: Наташа, Маша, Люда и Рита. Самые горячие болельщики высказали свои предположения о распределении мест в дальнейших состязаниях. Один считает, что первой будет Наташа, а Маша будет второй. Другой болельщик на второе место прочит Люду, а Рита, по его мнению, займет четвертое место. Третий любитель тенниса с ними не согласился. Он считает, что Рита займет третье место, а Наташа будет второй. Когда соревнования закончились, оказалось, что каждый из болельщиков был прав только в одном из своих прогнозов. Какое место на чемпионате заняли Наташа, Маша, Люда, Рита? Расположите первые буквы имен девушек в порядке увеличения номера занятого ими места. Данное задание было возможно выполнить путем перебора возможных вариантов с проверкой корректности каждого варианта. Отдельная сложность при этом может быть связана с выбором способа представления данных при решении задач (список вариантов, таблица). Также стоит отметить, что в данном задании довольно высок шанс, получить неправильный ответ из-за «технической» ошибки. Успешно выполнили задание 51% учащихся с оценкой за тест «4» и 88% - с оценкой «5». Только треть учащихся с удовлетворительной подготовкой по предмету продемонстрировали необходимый уровень умений. Основной причиной низкой результативности учащихся при выполнении заданий данной темы является неумение применять различные способы представления информации и осуществлять переходы между ними, а также неуверенное использование свойств основных логических операций. Описание уровня подготовки учащихся, получивших различные оценки на диагностической работе
Выводы и рекомендации Анализ результатов выполнения диагностической работы даёт основания констатировать, что использованные материалы позволяют получить объективную картину состояния подготовки учащихся по информатике в соответствии со стандартом образования и выявить элементы содержания, вызвавших наибольшие затруднения. 91 % учащихся 10 классов по результатам рубежной диагностики овладели базовыми знаниями и умениями по информатике и ИКТ. 63% учащихся показали хороший и отличный уровень подготовки. 9% десятиклассников не овладели программным материалом в соответствии с образовательным стандартом. Выявлен недостаточный уровень овладения старшеклассниками умениями по следующим темам: вычислимые функции, полнота формализации понятия вычислимости, универсальная вычислимая функция (39%); математическая обработка статистических данных (39%). Выявлен недостаточный уровень овладения старшеклассниками умениями по следующим темам: вычислимые функции, полнота формализации понятия вычислимости, универсальная вычислимая функция (39%); математическая обработка статистических данных (39%). Поскольку информатика является комплексной, междисциплинарной отраслью научного знания, важно осуществлять интеграцию предметов, знание которых необходимо для успешного выполнения заданий по информатике Прикладной характер информатики требует приобретения учащимися опыта комплексного использования теоретических знаний в реализации практических задач. |
Рабочая программа по Информатике и икт 9 класс «Информатика и икт» составлена на основе авторской программы Н. Д. Угриновича «Преподавание базового курса «Информатика и икт» в... | Пояснительная записка к предмету «Информатика» Рабочая программа по пропедевтическому курсу информатика и икт составлена на основе примерной программы: Информатика и икт 4 класс.... | ||
Тематичекое планирование курса «Информатика и икт» 6-10 класс г.... Учебник: Босова Л. Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007 | Календарно-тематическое планирование по информатике и икт 5 класс Л. Л. Босова. Информатика и икт: учебник для 5 класса. — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013 | ||
Рабочая программа по информатике и икт в 8 (общеобразовательном) классе на 2013 2014 учебный год Составлена в соответствии с «Примерной программой основного общего образования по информатике и икт». Учебник Информатика и икт.... | Рабочая учебная программа базового курса «Информатика и икт» Мо РФ №1312 от 09. 03. 2004 года и авторской программы Н. Д. Угринович «Базовый курс. Информатика и икт. 7-9 класс» | ||
Рабочая программа по информатике и икт 8 класс Икт составлена в соответствии с Программой курса «Информатика и икт» для основной школы (8–9 классы) (И. Г. Семакин, Л. А. Залогова,... | Рабочая программа по информатике и икт в 9 классе составлена на основе... Н. В. Макаровой 5-11 класс, спб.: Питер, 2007., с использованием рекомендаций инструктивно-методического письма моин челябинской... | ||
Учебники «Информатика и икт. 10 класс» и«Информатика и икт. 11 класс» Программа предназначена для изучения курса информатики в 10-11 классах средней школы на углубленном уровне. Это означает, что её... | Тематическое планирование Информатика и икт 8 класс Учебник: Н. Д. Угринович. Информатика и икт. Учебник для 8 класса общеобразовательных | ||
Пояснительная записка с целью реализации непрерывного изучения курса... Икт для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика.... | Рабочая программа по предмету «Информатика и икт» составлена на основе... «Информатика и икт» составлена на основе авторской программы Н. Д. Угриновича «Преподавание базового курса «Информатика и икт» в... | ||
Рабочая программа по предмету «Информатика и икт» составлена на основе... «Информатика и икт» составлена на основе авторской программы Н. Д. Угриновича «Преподавание базового курса «Информатика и икт» в... | Календарно-тематическое планирование по информатике (профиль) 11... Авторы: учебник «Информатика и икт. Учебник для 11 класса» профильный уровень Угринович Н. Д., Бином, 2009 | ||
Календарно-тематическое планирование по информатике (профиль) 10... Авторы: учебник «Информатика и икт. Учебник для 10 класса» профильный уровень Угринович Н. Д., Бином, 2009 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и икт» (утверждена приказом Минобразования России... |