Введение основная тематика, включаемая в итоговый междисциплинарный экзамен





Скачать 323.63 Kb.
НазваниеВведение основная тематика, включаемая в итоговый междисциплинарный экзамен
страница1/3
Дата публикации25.07.2013
Размер323.63 Kb.
ТипЗакон
100-bal.ru > Информатика > Закон
  1   2   3




ВВЕДЕНИЕ

Основная тематика, включаемая в итоговый междисциплинарный экзамен.

Итоговый междисциплинарный экзамен

по направлению - 040 200.62 – Социология

включает дисциплины:


  • социальная теория

  • методология социологических исследований

  • методы математико-статистического анализа данных

  • социальная стратификация и социальная структура

  • экономическая социология


Требования к бакалавру по направлению - 040 200.62 – Социология, предусмотренные государственным образовательным стандартом.
Бакалавр социологии знает:

  • основные положения социологической теории, а также политологии, социальной психологии и других социальных наук

  • структуру программы социологического исследования, методы социологического исследования и математико-статистического анализа

  • закономерности функционирования общества и социологические теории «среднего уровня»


Бакалавр социологии умеет:

  • использовать в исследованиях основные социологические теории, концепции и понятия

  • систематизировать и обобщать информацию и использовать основные методы социологического анализа

  • участвовать в социологических и маркетинговых исследованиях, писать отчеты и делать презентации по их результатам;

  • использовать компьютеры и программные пакеты (прежде всего, SPSS, MS Office) для решения профессиональных задач.


Форма проведения итогового междисциплинарного экзамена.

Итоговый междисциплинарный экзамен проводится в письменной и устной форме, после окончания письменной части экзамена студенты устно отвечают на дополнительные вопросы.

На выполнение письменного задания отводится 4 академических часа или 180 минут.

Экзамен проводится в компьютерном классе. Ответы студента записываются и сохраняются в файлах в формате *.doc. Члены экзаменационной комиссии знакомятся с распечатанными результатами письменного экзамена, выставляют студенту предварительную оценку, затем задают студентами вопросы по тем заданиям, которые хотя бы один член комиссии оценил как выполненные неполно или неверно, и выставляют окончательную оценку.
Примерное распределение заданий по тематике:

Задание 1: Социальная теория

Задание 2: Методология и методы социологии

Задание 3: Математико-статистический анализ данных и интерпретации его результатов

Задания 4 Социальная стратификация и социальная структура

Задания 5: Экономическая социология.
Задания ставят перед студентом задачу применить знание теории и методов социологии и смежных дисциплин для анализа какой-либо проблемной ситуации. Например, охарактеризовать то новое, что внес в социологическую науку тот или иной крупный исследователь, сравнить подходы двух теоретических школ к какой-либо социологической проблеме, написать план программы социологического исследования, проинтерпретировать результаты математико-статистического анализа, сделать краткий обзор основных результатов социологических исследований в какой-либо области.
Критерии оценки.

При проведении Итогового междисциплинарного экзамена устанавливаются следующие критерии оценки знаний выпускников:
Оценка «отлично» – студент верно, обоснованно и содержательно выполнил не менее чем четыре письменных задания из пяти, а также сумел обосновать свои ответы, отвечая на устные вопросы. 10 «блестяще»- 5 верных и исчерпывающих письменных ответов, 9-«отлично»- четыре верно выполненных заданий и убедительные устные ответы по заданию, выполнение которого в письменной форме не вполне удовлетворило комиссию, во время собеседования; 8-«почти отлично» – четыре верно и полно выполненных заданий , но пробелы в выполнении одного задания, не восполненные во время собеседования.

Оценка «хорошо» – студент верно, обоснованно и содержательно выполнил не менее чем три из пяти заданий, а по двум остальным дал удовлетворительные пояснения в ходе собеседования; 7 – «очень хорошо» - верные и качественные ответы на три задания и убедительные устные пояснения по остальным ; 6 - верные и качественные ответы на три задания и удовлетворительные ответы на вопросы комиссии во время собеседования;

Оценка «удовлетворительно» – удовлетворительные результаты по двум заданиям и убедительные ответы на дополнительные устные вопросы, которые позволяют считать выполненным еще одно задание. 5 – «весьма удовлетворительно» - 3 удовлетворительных письменных ответа и удовлетворительные ответы во время собеседования еще по двум вопросам; 4 – «удовлетворительно» - верные письменные ответы на три вопроса и удовлетворительные ответы на еще один вопрос во время собеседования. .

Оценка «неудовлетворительно» – правильные и обоснованные ответы менее чем на два письменных вопроса.

Социальная теория

Тема1. Структурная перспектива в социологии. Социологизм Э.Дюркгейма.

Предмет и метод социологии. Определение общества как особой реальности. Методы объективации социальной жизни. Понятие социального факта. Самоубийство как социальный факт. Социальная норма и патология. Понятие аномии. Теория общественного разделения труда. Идея «коллективного сознания». Понятие и формы социальной солидарности. Религия и ее функции в теории Э.Дюркгейма. Категория «священного». Коллективные представления. Общество как система символических образцов.

Дальнейшее развитие структурного направления во французской социологиии (от Мосса до Леви-Стросса).

Тема 2. Структурный функционализм Т. Парсонса.

Понятие системы. Структура элементарного действия. Специфика человеческого действия как системы (интеграция, нормативность, волюнтаризм). Обобщенная система действия и ее подсистемы, и их иерархичность (по степени контроля). Функции подсистем действия. AGIL. Социальная система и ее подсистемы, и их функции. Нормативный характер социального устройства. Взаимодействие подсистем. Обобщенные эквиваленты и символические посредники. Личность в системе Парсонса. Статусно-ролевой комплекс и понятие роли. Типовые переменные социального действия.

Тема 3. Структурный функционализм Р.Мертона.

Критика классических постулатов функционализма. Функции, дисфункции и нонфункции. Понятие явных и латентных функций. Социальная теория и эмпирические исследования. Теории среднего уровня. «Социальная структура и аномия» как образец структурно-функционального анализа. Типы и причины девиантного поведения.

Тема 4. Понимающая социология М.Вебера.

Методология социального познания М.Вебера. Понятие социальной реальности и предмет социологии. Социальная реальность как смысловая структура. Определение социального действия и его типы. Инструменты анализа социального действия. Категория «идеальный тип». «Свобода от ценностей» и «ценностное суждение». Идеальный тип и его применение в социально-исторических исследованиях. «Протестантская этика и дух капитализма». Теория исторически-прогрессирующей рациональности и понятие бюрократии. Определение и типы легитимного господства.

Тема 5. Феноменологическая социология. А. Шюца.

Как конструируется смысл человеческого действия. Влияние Э. Гуссерля. Понятия феноменологического epoché, жизненного мира, естественной установки. Интерсубъективность и коммуникация в трактовке Шюца. Типизация как основной механизм становления объективных форм жизни. Тезис взаимных перспектив. Миры опыта А. Шюца. Понятие когнитивного стиля. Повседневность как высшая реальность. Социальное конструирование реальности П.Бергера и Т. Лукмана.

Тема 6. Этнометодология.

«Вечное обычное общество» Г.Гарфинкеля. Социология здравого смысла и рутины. Общество как понимание, основанное на «искусных действиях участников». Концепция фоновых ожиданий, их основные характеристики и функции. Постулаты этнометодологии. Различие между профессиональным и «бытовым» социологом. Гарфинкелинг – кризисная экспликация смысла.

Тема 7. Социальный театр И.Гофмана.

Конформизм как основа общественного порядка. Повседневность – свободная импровизация в рамках жестких правил. Фокус анализа – ситуации соприсутствия. Действующие лица, зональность взаимодействия. Техники презентации себя и концепция «самости». Ролевая дистанция. Проблема определения ситуации и понятие рабочего консенсуса. Почему случаются фиаско.

Концепция тотальных институтов, их классификация и отличие от повседневных взаимодействий. Множественный индивид и ролевая дистанция. Стигматизация. Frame analysis – назад к структурализму?

Тема 8. Предтечи критической теории. В поисках истинных оснований.

К.Маркс. Понятие общественно-экономической формации. Экономическая основа социального порядка. Критика идеологии. «Ложное сознание». Идеалы, истина и интересы. Познание как «обработка людей людьми». Основные иллюзии эпохи – свобода, равенство, товарный фетишизм – их разоблачение Марксом. Теория отчуждения. Иррациональность капитализма.

Ф.Ницше. Основные направления влияния Ницше на соц. теорию: критика познания, концепция власти, генеалогия морали. Прагматика истины. Как и зачем мы используем истину. Функция знания – защитный купол. К первоистокам морали - генеалогия наших ценностей. Мораль как симптом регресса. «Восстание рабов морали». Добро и зло, страх и совесть, эквивалентный обмен и справедливость – генезис превращений.

Тема 9. Критическая теория Франкфуртской школы.

Основные идеи критической теории общества М. Хоркхаймера. Критика позитивизма и «научной социологии». Понятие тотальности социального. Тождество субъекта и объекта, невозможность истины и чистой теории. Теория «неудавшейся цивилизации» - история «сумасшествия разума». Понятие рациональности и просвещения у Хоркхаймера и Адорно. «Поздний капитализм» и связанные с ним новые формы господства. Концепция и критика инструментального разума. Субъект как продукт воли к власти. Отчуждение и противостояние природе. Культуриндустрия. Овеществление и фетишизация искусства. Концепция авторитарной личности.

Ю.Хабермас. В поисках нового разумного потенциала общества. Жизненный мир и система. Теория коммуникативной рациональности. Концепция идеальной речевой ситуации. Буржуазная общественность и ее структурные изменения. Идея делиберативной демократии.

Тема 10. Игры истины М.Фуко.

Археология знания и генеалогия власти. Власть как отношение. Критика репрессивной теории власти. Микрофизика власти. Концепция дисциплинарной власти.

Понятия «отношений власти» и «(у)правления» - по ту сторону дилеммы: власть как результат общественного договора/власть как институционализированное насилие. (У)правление как основная форма социальных отношений в современных обществах: управление собой и управление другими. Отношение индивида к самому себе как социо-культурный институт (понятия «проблематизации», «практики себя» и «этического субъекта», «эстетики существования»; модели, предлагаемые индивидам для понимания самих себя, герменевтика субъекта, практики «заботы о себе»).

Тема 11. «Цивилизационный процесс» Н.Элиаса.

Социогенезис человека цивилизованного. История манер, рационализация общения и рождение государства.

Тема 12. Социологический синтез и теория практик П.Бурдье.

Агент, хабитус, стратегии, практики и структуры. Концепция двойного структурирования. Виды капитала и их конвертация. Иерархия полей. Символическое насилие. Конкретные исследования практик (фотографии, вкусы, мода) как примеры воспроизводства социальной структуры.

Литература

Дж. Ритцер Современные социологические теории. 5-е изд. СПб: Питер. 2002.

История теоретической социологии. В 4-х тт. / Отв. ред. и сост. Ю.Н.Давыдов. М.: Канон+, ОИ «Реабилитация». 2002.

Теоретическая социология: Антология. В 2-х ч. / Под ред. С.П.Баньковской. М.: Книжный дом “Университет”. 2002.
Дополнительная учебная литература.

А.Арон Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс, Университет. 1993.

Новые направления в социологической теории. М.: Прогресс. 1978.

Ф.Каркюф Новые социологии. М., СПб: Алетейя. 2002.

И.Громов, А.Мацкевич, В.Семенов Западная теоретическая социология. СПб: Ольга. 1996.

Дж.Тернер Структура социологической теории. М.:Прогресс. 1985.

Л.Г.Ионин Понимающая социология. М. 1978.
Хрестоматии.

Социология. Хрестоматия. / Сост. Ю.Г.Волков, И.В.Мостовая. М.: Галорлики. 2003.

А.И.Кравченко Социология. Хрестоматия для вузов. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга. 2002.

Американская социологическая мысль: Тексты. / Под ред. В.И.Добренькова. М.: Изд-во МГУ. 1994.

Западно-Европейская социология XIX в.: Тексты. / Под ред. В.И.Добренькова. М.: Изд-во МГУ. 1996.

Западно-Европейская социология XIX – нач. ХХ вв.: Тексты. / Под ред. В.И.Добренькова. М.: Изд-во МГУ. 1996.
Методология социологических исследований

Тема 1. Социологические «рынки» и классификация социологических методов.

Типы социологических рынков: академическая наука, преподавание социологии, работа в исследовательских фирмах, консалтинг (в том числе политический). Классификация социологических методов. Полевые – лабораторные. Проблема повседневного и лабораторного реализма. По типу и способу получения данных: опросы, наблюдение, эксперимент, анализ документов, моделирование (симуляция). Прямые и косвенные (unobtrusive). По временному параметру: кросс-секции, лонгитюды, панели. Типология социологических исследований: сбор и обобщение фактов, сравнительные исследования, исследования развития, теоретические исследования, оценочные исследования, прикладные исследования. Практические и прикладные задачи, решаемые социологами: просвещение, опровержение распространенных заблуждений, идентификация неочевидных социальных проблем, практические рекомендации и решение проблем.

Тема 2. Общие методологические принципы социологического исследования.

Социология и другие социальные науки, научный метод: отличия от здравого смысла и магии. Социология и журналистика. Теоретическая и эмпирическая социология. Позитивистская (количественная) и понимающая (качественная) социология: два методологических подхода к исследованию общества. Понятие метода. Связь методов и исследовательской парадигмы. Интерпретация полученных эмпирических данных. Программа социологического исследования.

Количественное социологическое исследование (жесткие методы) – ориентация на методологию естествознания формирование априорных гипотез, использование статистики, шкалы и измерение, репрезентативность и выборочный метод, представление данных как статистических распределений. Внутренняя, конструкционная, внешняя валидность и надежность. Примеры количественных исследований.

Качественное («неколичественное) социологическое исследование «мягкие методы»: связь с психологической традицией, отказ от априорных моделей изучаемой реальности, ориентация на понимание, "включенность" в изучаемые ситуации. Качественные ("мягкие") методам сбора и анализа эмпирических данных: анализ казусов (case studies), биографический метод, свободное и «глубинное» интервью. Примеры качественных исследований.

Сочетание количественных и качественных методов «триангуляция».

Тема 3. Методология количественного социологического исследования.

Этапы и структура исследовательского процесса. Постановка проблемы в теоретическом и практическом исследовании. Разработка программы исследования или технического задания. Подготовка теоретического, методического и организационного разделов программы исследования. Проблема перевода теоретических «конструктов» в эмпирические индикаторы – «операционализация».

Пилотаж (пробное, предварительное исследование) – тестирование и корректировка методик. Полевой этап сбора данных, организация и контроль «поля». Проверка собранной информации, контроль и «ремонт» выборки, ввод данных. Статистическая обработка, анализ и интерпретация собранной информации. Подготовка отчета. Выводы и практические рекомендации.

Источники ошибок на каждом этапе исследования. Понятие случайных и систематических ошибок.

Выборочный метод в социологических исследованиях. Сплошные и выборочные исследования в статистике и социологии: преимущества и недостатки. Основные понятия выборочного метода: генеральная совокупность и выборка, основа выборки, возможности систематических ошибок выборки, случайный и неслучайный отбор, многоступенчатая выборка, стратифицированная выборка, квотная выборка, «удобная выборка», метод «снежного кома».

Тема 4. Методология качественного исследования в социологии.

Основные предпосылки возникновения качественных методов. Теоретические основания качественной методологии (понимающая социология, феноменология, драматургический подход, этнометодология). Возможности и ограничения качественных методов исследования. Основные исследовательские стратегии, стили, тактики (история жизни, история семьи, case-study, и др.).

Качественные методы в России. Современные тенденции качественной социологии; основные проблемные поля качественных методов исследования (инновационные процессы, конструирование культурных миров, динамика социальных процессов, социальная, устная история, процессы социального исключения, и др.). Примеры исследований, в которых использовались качественные методы.

Особенности разработки программы качественного исследования (формулировки исследовательского вопроса, выбора методологии исследования, обоснование целей, задач и гипотез); стратегии построения выборки в качественном исследовании (теоретическая выборка, открытая, вариативная, выборка на основе контрастных случаев, метод «снежного кома»). Основные положения дискуссии о понятии валидности в качественных методах, инструменты обеспечения надежности результатов исследования.

Методологические подходы к анализу данных (индукция, grounded theory А. Страус, Б. Глейзер). Этнометодологический подход к анализу текстов. Общие принципы аналитического описания. Плотное (насыщенное) описание. Структура плотного описания. Типы и этапы кодирования данных (открытое, осевое кодирование, и др.). Представление качественных данных к публикации.

Тема 5. Эксперимент в социологии.

Специфика эксперимента в естественных и общественных науках. «Двойная слепая» схема эксперимента. Логическая структура эксперимента. Зависимые и независимые переменные. Экспериментальные и контрольные группы. Рандомизация. Проблема отношения к экспериментальной ситуации субъектов эксперимента («demand characteristics»). Реальная и заявляемая цель эксперимента, этика эксперимента и дебрифинг. Научно-исследовательские и практические эксперименты. Проективные эксперименты (активные и пассивные). «Квази-эксперименты» («параллельная схема», «до и после» схема). Классификация экспериментов по содержанию. Примеры использования экспериментов в различных сферах социальной практики: управлении, прогнозировании, маркетинге, рекламе.

Тема 6. Метод наблюдения.

Общие принципы научного наблюдения в естественных и гуманитарных науках. Специфика наблюдения в социологии: связь наблюдателя с объектом наблюдения, эмоциональная окрашенность восприятия при наблюдении, сложность повторного наблюдения. Этические проблемы наблюдения. Наблюдение в комплексе других методов сбора данных. Классификация видов наблюдения по степени формализации: особенности структурированного и неструктурированного наблюдения. Виды наблюдения по степени участия наблюдателя: включенное (участвующее) и не включенное (внешнее). Полевое и лабораторное наблюдение. Контроль достоверности результатов наблюдения: сравнение результатов различных наблюдателей, контроль другими методами сбора информации, повторное наблюдение, исключение оценочных терминов при регистрации результатов наблюдения.

Наблюдение в качественном исследовании. Основные типы наблюдения. Этнографический подход. Проблемы включенного наблюдения: исследовательские и этические. Классификация исследовательских ролей. Проблемы доступа в поле: этические, практические. Процесс анализа и описания результатов (дневник наблюдения). Анализ данных наблюдения. Стратегии концептуализации данных. Нейтральность или участие. Акционистские методы исследования. Примеры исследований, данным методом.

Тема 7. Опросные методы – общая характеристика.

Преимущества и ограничения опросных методов. Типы опросных методов: интервью, анкетирование, почтовые опросы, уличные опросы, опросы в Интернете, опросы с помощью компьютера (CATI и CAPI).

Метод опроса в общественных науках, его специфика в зависимости от предмета общественной науки (психология, социальная психология, педагогика, этнография, правоведение и др.).

Статистическая традиция метода опроса: развитие методологических принципов. Проблема достоверности результатов переписей, становление норм и санкций, по обеспечению достоверности статистической информации.

Психологическая традиция в развитии метода опроса. Особенности ролевых позиций в психологическом опросе: методические принципы тестирования, интроспекция, самоотчеты, клинические интервью, нарративное интервью, биографический метод.

Виды опроса: основания классификации. Анкетирование и интервьюирование. Опросы по месту жительства, работы, учебы, в целевых аудиториях. Блиц опрос на улице. Массовые опросы и опрос экспертов. Индивидуальные и групповые виды опроса. Почтовый, прессовый и телефонный опросы.

Проблема адекватности вида опроса исследовательской задаче, особенностям опрашиваемых, границам интерпретации. Соотношение критериев оперативности, экономичности, достоверности эмпирической информации в различных видах опроса. Возможности разрешения противоречий между содержательными задачами исследования и организационно-экономическими ограничениями.

Тема 8. Смешанные методы (mixed-method) исследования.

Проблемные ситуации исследований, породившие потребность в нарушении методологической «чистоты» применения методов. Когнитивный анализ методик опросов. Последовательное и параллельные использование количественных и качественных методов. Поисковое исследование как элемент смешанных методов. Фокус-группы post-factum для поиска качественных объяснений выявленных количественных закономерностей.

Метод триангуляции в социологии. Понятие метаанализа. Сбор парадата для оценки роли параметров, не входящих в методику основного исследования.
Тема 9. Шкалирование. Индексы. Технологии измерения социальных установок.

Понятие "социальная установка", особенности его операционализации в конкретном социологическом исследовании. Изучение направленности социальных установок как предпосылка формирования прогноза характера массового действия. Ценностная природа социальных установок и принципы их классификации. Терминальные и инструментальные ценности Роттера. Исследование установок методами прикладной социологии - шкалированием. Шкала самооценки, ее конструирование, возможности использования. Шкала ранжирования, ее конструирование, возможности использования. Метод парных сравнений, его сущность, использование при измерении "социальных дистанций". Шкала Богардуса, ее конструирование и возможности использования. Шкала Терстоуна, ее конструирование и возможности использования. Шкалограммный анализ Л.Гуттмана. Методика исследования социальных установок М. Рокича: терминальные и инструментальные ценности.

Тема 10. Личное интервью и его применение в социологии.

Типы интервью (биографическое, нарративное, лейтмотивное, полуструктурированное, фокусированное и др.). Особенности разработки сценария (гайда) интервью. Специфика формулирования тем (вопросов) интервью. Организация, проведение и расшифровка интервью. Личность интервьюера. Работа с информантом. Условия успешного интервью. Анализ данных интервью.

Ситуация интервью как фактор достоверности эмпирической информации. Третьи лица в ситуации интервью. Подготовка интервьюеров и контроль качества их работы. Эффект интервьюера: положительные и отрицательные его проявления. Профилактика и контроль ошибок интервьюеров.

Область применения глубинных интервью и ограничения метода. Программные вопросы и задач глубинного интервью. Подготовка «гайда» -- сценария глубинного интервью. Выбор респондентов для глубинного интервью. Методы стимулирования респондентов. Подготовка интервьюеров для глубинного интервью. Особенности клинического социального и маркетингового глубинных интервью. Фиксирование и расшифровка данных глубинного интервью.

Тема 11. Метод экспертных оценок, прогнозирование, футурология.

Характеристика основных методологических принципов использования метода экспертных оценок. Паспорт социальной структуры объекта, номенклатура социальных ролей и типология экспертов. Критерии отбора экспертов.

Техника проведения экспертного опроса (групповая, индивидуальная работа). Виды экспертных методик, техника «Дельфи». Использование шкал в процедурах экспертной оценки. Процедуры интеграции концепций экспертов.

Тема 12. Анализ документов и контент-анализ.

Понятие документа в социологии. Классификация документов: по типу фиксирования информации, по способу получения, по характеру авторства, по степени "близости" к материалу. Возможность использования метода анализа документов в конкретном социологическом исследовании, преимущества и недостатки данного метода.

Традиционный (неформализованный, понимающий, качественный) анализ текстов, связь с исторической, герменевтической традициями. Источниковедение и принципы критического анализа текстовых источников. Ограничения и возможности традиционных методов анализа.

Определение понятий (контент-анализ, дискурс анализ, анализ документов). Происхождение метода (семиотическая традиция, этнометодологический подход). Структурный анализ текста: наличие и соотношение различных тем, установок, оценок, идей. Анализ длительных и комплексных пропагандистских кампаний: взаимоотношение различных средств пропаганды и различных видов сообщений, их соотношение во времени, последовательность, частота, объем.

Подходы к определению дискурса, методологические направления анализа дискурса (позитивистский, контрпозитивистский). Типы дискурса по Т.А. Ван Дейку. Два значения языка: язык как репрезентант власти; язык как способ структурирования властных отношений. Компоненты дискурса.

Тема 13. Метод фокус-групп.

Обоснование метода группового интервью – группа как модель социума. Принципы формирования групп: число участников, гомогенность состава, ограничения на участие в фокус-группах, количество групп, география мест проведения, отбор респондетов. Требования к помещению и техническим средствам. План и сценарий (гайд) дискуссии. Разработка и использование сценария-гайда. Роль и подготовка ведущего-модератора. Желательные и нежелательные личностные качества модератора. Особенности применения фокус-групп в социальных исследованиях и маркетинге. Стимулы и тесты, методы зондирования, стимулирование обсуждения. Расшифровка результатов. Методы анализа результатов. Подготовка отчетов.

Тема 14. Биографический метод в социологическом исследовании.

Происхождение биографического метода в социальных науках. Три слоя биографического повествования. Рассказ о жизни в качестве материала для биографического исследования. Классификация источников биографических материалов. Оценка достоверности биографических материалов. Анализ и интерпретация биографического материала. Примеры использования метода в российской социологии.

Тема 15. Тесты и тестирование в социологии.

Понятие теста. Роль тестирования в социологическом исследовании. Разновидности тестов: общеличностные и групповые; объективные и субъективные; вербальные и невербальные; диагностические и проективные. Классические тестовые методики (опросник MMPI, 16PF, NEO PI, и др.). Принципы создания тестовых методик. Требования к процедуре тестирования. Ситуационные переменные в процессе тестирования Шкалы в тестировании. Полные и сокращенные шкалы. Выборка в тестировании. Анализ первичной информации. Основные статистические понятия в тестировании. Надежность тестов. Стандартная ошибка измерения. Интерпретация результатов теста.

Использование метода смысловых ассоциаций при создании тестов. Семантический дифференциал Осгуда: возможности применения и технология проектирования.

Тема 16. Организация «поля» -- сбор данных и подготовка данных для анализа.

Определение точек опроса. Тренинг интервьюеров и супервайзеров. Контроль качества работы интервьюеров. Первичный контроль массива данных при подготовке к обработке. Ремонт выборки. Кодирование ответов на открытые вопросы.

Тема 17. Подготовка отчета и презентация результатов исследования.

Связь интерпретации с исследовательской стратегией. Использование математических методов анализа данных. Виды отчетов и формы представления результатов. Оформление отчетов и презентаций. Графическое представление результатов. Возможности и процедуры разработки практических рекомендаций. Подготовка результатов исследования к публикации.
Основная литература:
Ядов В.А Стратегия социологического исследования : Описание, объяснение, понимание соц. реальности : Учеб. для студентов вузов. М: Ин-т социологии РАН. 2003

Ковалев Е.М., Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М. 1999.

Ноэль Э. Введение в методику демоскопии. М., 1993.

Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М. 1998.

Страусс А., Корбин Д. Основы качественного исследования. Обоснованная теория. Процедуры и техники. М. 2001.

Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. 2002.

Малхотра, Н. Маркетинговые исследования – Практическое руководство. М. 2002.

Denzin N., Lincoln Y. (Ed.) Handbook of Qualitative Research. Sage, 1994.

Denzin N., Lincoln Y. The Landscape of Qualitative Research. Sage, 1998.

Silverman D. Interpreting Qualitative Data. Sage, 1993.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Введение основная тематика, включаемая в итоговый междисциплинарный экзамен iconОсновная тематика, включаемая в итоговый междисциплинарный экзамен
Итоговый междисциплинарный экзамен по направлению 080100. 62 «Экономика» включает тематику: общепрофессиональных дисциплин по направлению...
Введение основная тематика, включаемая в итоговый междисциплинарный экзамен icon1. введение основная тематика, включаемая в итоговый междисциплинарный экзамен
...
Введение основная тематика, включаемая в итоговый междисциплинарный экзамен iconПрограмма итоговой государственной аттестации
Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности, защита выпускной квалификационной работы
Введение основная тематика, включаемая в итоговый междисциплинарный экзамен iconКогда проводится Итоговый междисциплинарный экзамен?
Охватывает четыре традиционных для учебного курса по криминалистике раздела
Введение основная тематика, включаемая в итоговый междисциплинарный экзамен iconПрограмма итогового государственного экзамена «Теория и практика таможенного дела»
Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности 08. 01. 15 «Таможенное дело» 3
Введение основная тематика, включаемая в итоговый междисциплинарный экзамен iconВиды аттестационных испытаний: итоговый междисциплинарный экзамен...
Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью Социальная педагогика
Введение основная тематика, включаемая в итоговый междисциплинарный экзамен iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Итоговый междисциплинарный экзамен на факультете менеджмента ниу вшэ – Пермь является составной частью государственной аттестации...
Введение основная тематика, включаемая в итоговый междисциплинарный экзамен iconИтоговый междисциплинарный экзамен программа итогового междисциплинарного...
Положения об итоговой государственной аттестации выпускников Кузгпа (2004г.), приказа ректора Кузгпа «О форме проведения итогового...
Введение основная тематика, включаемая в итоговый междисциплинарный экзамен iconОбластное автономное образовательное учреждение среднего профессионального...
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами...
Введение основная тематика, включаемая в итоговый междисциплинарный экзамен iconОбластное автономное образовательное учреждение среднего профессионального...
Учебно-методическое пособие по педагогической (методической) практике, для студентов 4-го и 5-го курсов отделения романо-германской...
Введение основная тематика, включаемая в итоговый междисциплинарный экзамен iconПрограмма итоговой государственной аттестации по Прикладной математике...
Программа предназначена для выпускников факультета физико-математического образования, информатики и программирования по специальности...
Введение основная тематика, включаемая в итоговый междисциплинарный экзамен iconРабочая программа Тематика и планы практических занятий
«культурология») и является логическим продолжением курсов по истории культуры XX века (зарубежной и отечественной). Программой предусмотрено...
Введение основная тематика, включаемая в итоговый междисциплинарный экзамен iconПрограмма итогового междисциплинарного экзамена по направлению подготовки...
Итоговая государственная аттестация бакалавра социально-экономического образования включает итоговый междисциплинарный экзамен по...
Введение основная тематика, включаемая в итоговый междисциплинарный экзамен icon1. Дисциплины, входящие в междисциплинарный экзамен
Государственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
Введение основная тематика, включаемая в итоговый междисциплинарный экзамен iconмеждисциплинарный экзамен по Политологии
...
Введение основная тематика, включаемая в итоговый междисциплинарный экзамен iconИтоговый экзамен по химии
Письмо Рособрнадзора от 22 января 2013 г. №10-14 (сроки проведения гиа в новой форме)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск