Скачать 93.83 Kb.
|
ИНФОРМАТИКА В ВУЗЕ И ШКОЛЕ: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ С.А Карташова, Е.В.Ростова Волжский филиал (ГТУ) МАДИ, г. Чебоксары, kartashovas@mail.ru В настоящее время в мировом сообществе бурно развиваются процессы глобальной информатизации всех сфер общественной жизни. От уровня информационно-технологического развития и его темпов зависит состояние экономики и качество жизни людей. Во многих странах интенсивно проводится информатизация образования, вкладываются большие средства в разработку и внедрение новых информационных технологий [1]. Информатизация образования предусматривает изменение содержания, методов, организационных форм и технологий обучения, оснащение учебных заведений компьютерной техникой, пересмотр учебно-методического обеспечения образовательных программ, повышение квалификации преподавателей, административных и инженерно-технических кадров. В настоящее время объективной реальностью является активное формирование информационного общества. Для информационного общества первостепенное значение имеет информатизация образования. Научным фундаментом процесса информатизации общества является научная дисциплина – информатика. Информатика как наука, переживает этап бурного развития. Она превращается в фундаментальную науку об информации и информационных процессах в природе и обществе, а не только в технических системах. Необходимо перейти к более широкой трактовке содержания данного предмета от «компьютерной грамотности» к «информационной культуре» Необходимым условием формирования информационной культуры обучаемых является преемственность содержания школьного и вузовского курсов информатики. Говоря о проблеме обучения предмету «Информатика» в школе и вузе, необходимо, прежде всего, отметить огромный разрыв в знаниях и умениях учащихся и студентов, который как ни в одной дисциплине проявляется наиболее ярко. Во-первых, те студенты, у которых есть дома компьютер, как правило, на порядок выше по уровню знаний и умений учеников и студентов, может быть более способных, но не имеющих возможности пользоваться ЭВМ в домашних условиях. Уже сам факт наличия дома компьютера снижает у студентов страх при работе с этой техникой, который испытывают многие новички, впервые сев за ЭВМ. Боязнь нажать какую-либо «не ту кнопку» или запустить «не ту программу» сковывает этих учеников и студентов, а попадание в какую-либо нестандартную ситуацию, связанную либо со сбоем в работе ЭВМ, либо с собственными неправильными действиями, вызывает у них состояние «кролика перед удавом». В то время, как студенты, вдоволь натренировавшиеся дома на компьютерных играх, и не раз попадавшие во время этих игр во всевозможные нестандартные ситуации, уже знают, что надо делать в тех или иных случаях, или, по крайней мере, пытаются методом «тыка» выбраться из нестандартной ситуации, не испытывая при этом страха перед техникой и приобретая неоценимый опыт. Даже тот факт, что учеников и студентов, имеющих опыт работы на компьютере не нужно учить, как правильно пользоваться мышью, или то, что они уже освоились с расположением букв на клавиатуре, значительно облегчает труд преподавателя информатики. Следует заметить, что при изучении предмета «Информатика», как нельзя более полно проявляются творческие способности учащихся и студентов, чего, к сожалению, в значительной мере лишены такие классические предметы, как математика, физика и др. Компьютер позволяет учащимся и студентам, с одной стороны, создавать произведения искусств на уровне мастеров-художников, а с другой - производить расчеты, непосильные многим ученым еще середины прошлого века и пользоваться данными, накопленными человечеством за все время его существования, что не могли себе представить люди еще каких-то 10 - 15 лет назад. Вот здесь-то и кроется другая причина разрыва в знаниях и умениях учащихся и студентов. Те ученики и студенты, которые почувствовали вкус к творчеству, стараются получить доступ к компьютеру и во внеучебное время и уходят в своем творческом порыве далеко вперед от пользователей, «отбывающих свой срок» на занятиях по информатике в школе или вузе [2]. В результате такого разрыва в знаниях и умениях учащихся и студентов становится практически невозможным работать по «стандартным» программам изучения предмета «Информатика». Особенно наглядно это проявляется со студентами первого курса, поступающими в Вузы из «глубинки» или из школ, где как таковой практической работы с компьютерами не было. Такой студенческий состав представлен в вузах Чувашии: Чувашская государственная сельскохозяйственная Академия (ЧГСХА) и Волжский филиал Московского автодорожного института (ВФ МАДИ)– это яркие представители данного студенческого сообщества. Значительное время в обучении этих учащихся и студентов уходит на овладение ими навыками пользования мышью, освоение клавиатуры, запоминание последовательности действий при выполнении стандартных операций во время работы на компьютере, т.е. всего того, что в некоторых школах начинают изучать с 1-го класса или даже с детского сада. В то же время те школьники и студенты, которые получили навыки работы на компьютере, будь то в начальных или средних классах школы или же в домашних условиях, безусловно, тоже нуждаются в углублении и совершенствовании своих знаний. Здесь следует заметить, что хотя многие ученики и студенты, имеющие опыт работы с компьютером, и обладают определенными знаниями и умениями, но, тем не менее, опыт показал, что их знания носят отрывочный несистемный характер и здесь важно определить глубину их знаний в том или ином вопросе (той или иной информационной технологии) с тем, чтобы скорректировать программу их дальнейшего обучения. Для этого в Волжском филиале МАДИ используется система тестов по всему курсу информатики (разработаны кафедрой Информатики и информационных технологий), которая используется для выявления уровня знаний студентов. Тест состоит из 20 вопросов. На каждый ответ дается одна минута. В качестве примера приведем Тест № 1. Вопрос 1. На каких устройствах работает ЭВМ? Варианты ответов:
Вопрос 2. Для чего предназначена ЭВМ? Варианты ответов:
Вопрос 3. Какие основные части входят в состав ЭВМ? Варианты ответов:
Вопрос 4. Какое устройство ЭВМ выполняет вычисления? Варианты ответов:
Вопрос 5. Какое устройство ЭВМ служит для кратковременного хранения информации? Варианты ответов:
Вопрос 6. Какое устройство ЭВМ служит для длительного хранения информации? Варианты ответов:
Вопрос 7. Что вмещает бит? Варианты ответов:
Вопрос 8. Что вмещает байт? Варианты ответов:
Вопрос 9. Что вмещает Кбайт? Варианты ответов:
Вопрос 10. Что вмещает Тбайт? Варианты ответов:
Вопрос 11. Какое устройство ЭВМ содержит BIOS? Варианты ответов:
Вопрос 12. Какое устройство ЭВМ управляет монитором? Варианты ответов:
Вопрос 13. Какое устройство ЭВМ служит для подключения внешних устройств? Варианты ответов:
Вопрос 14. Какое устройство ЭВМ обеспечивает электроэнергией другие устройства? Варианты ответов:
Вопрос 15. Какая клавиша включает и выключает режим ввода прописных букв? Варианты ответов:
Вопрос 16. Какая клавиша включает и выключает режим ввода цифр с цифровых клавиш? Варианты ответов:
Вопрос 17. Какая клавиша включает и выключает режим вставки символов? Варианты ответов:
Вопрос 18. Какая клавиша служит для отмены действия? Варианты ответов:
Вопрос 19. Какая клавиша является вспомогательной? Варианты ответов:
Вопрос 20. Какая клавиша является функциональной? Варианты ответов:
Тестирование происходит в начале занятия по данной теме. Это очень удобно для преподавателя: во-первых, сразу можно определить студентов, имеющих опыт и знания по теме, во-вторых, это не занимает много времени, что тоже немаловажно. Далее, по итогам теста, студенты делятся на группы. Для разнообразия учебного процесса, можно такие группы назвать, например, так – «чайники» и «хакеры». Более опытным студентам название «хакеры» льстит самолюбию, а «чайникам» есть стимул для совершенствования даже из-за названия. Кто же хочет остаться «чайником»? Здесь, следует учесть, что в ВФ МАДИ, в основном, учатся юноши. Первый курс – это 17-18 летние молодые люди, с очень ранимым самолюбием, поэтому в «чайниках» ходить долго ни кому не хочется. Итак, в зависимости от результатов теста, студенты получают разные по сложности задания. Это делается для того, чтобы всем на занятии было интересно. Следует отметить, что на этом этапе оценки студентам не ставятся. Важно, чтобы более слабые студенты, получившие за тест 2 или 3, «не пали духом». Цель занятия – научиться, а не получить хорошую оценку. Поэтому, даже хорошо, что у студентов есть трудности. Ошибки всегда запоминаются, и в следующий раз студент все сделает правильно. Далее, в конце занятия, опять проводится тоже тестирование. Кстати, вопросы в тесте идут в разнобой и, поэтому не стоит опасаться, что студент запомнит все ответы при первом тестировании. Очень удобно использовать тестирование дважды – сразу виден результат. Преподаватель может оценить работу всех студентов – даже тех, кто в начале получил хорошие оценки, ведь можно уменьшить время, данное на ответ. Таким образом, происходит выравнивание способностей студентов по данной теме. С одной стороны, углубляются знания «хакеров», с другой, «чайники» получают необходимый навык, чтобы чувствовать себя за компьютером более уверенно. Такая методика выравнивания знаний необходима, например, для успешного изучения курса «Математическое моделирование социально- экономических процессов» студентами ЧГСХА (см. например [1]), а в ВФ МАДИ в курсах « Инженерная графика» и «Информационные технологии на транспорте». Цитированная литература
|
Ii день чтений 23 марта 2012 г. – преподаватели, аспиранты, соискатели Секция Актуальные проблемы методики преподавания иностранного языка в школе и вузе (к п н., доц. Спичко Наталья Александровна) | Реферат (резюме) статьи на русском и английском языках Уважаемые коллеги! Приглашаем Вас принять участие в Международной заочной интернет-конференции «актуальные проблемы физико-математического... | ||
Проект: Формирование технологической культуры как основы инновационного ноосферного образования Ляет расширение проекта «Развитие творческого потенциала учащихся в школе и вузе как основы инновационного образования» [1], дополняя... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сб научных статей «Проблемы современного коммуникативного образования в вузе и школе», II всероссийской научно–практической конференции... | ||
Дистанционные образовательные технологии в высшей школе. Проблемы и перспективы Аннотация: Рассматриваются технологические особенности реализации дистанционного обучения и основные проблемы, возникающие в ходе... | Проблемы подготовки бакалавров по дисциплине «Экономическая информатика»... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение борисоглебского городского округа борисоглебская средняя общеобразовательная... | ||
Обучение устной иноязычной речи в неязыковом вузе В процессе курса обучения иностранному языку в неязыковом Вузе должен быть осуществлен переход от изучения иностранного языка как... | Программа курса «Информатика и икт» Умк семакина И. Г. (Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. М.: Бином — Лаборатория Базовых... | ||
Я работаю учителем в одной школе вот уже 19 лет. 16 из них преподаю... С огромным интересом и благодарностью познакомилась с материалами конкурса "Как это делаю я", некоторые из них уже использую в своей... | Дмитрий Юрьевич Суслин Тайна золотой медали, или Как стать отличником в школе, в вузе и в жизни | ||
А. Е. Зимбули этическое образование в вузе: проблемы, векторы, парадигмы Нам приятно воображать, что Человек – цель природы; но факты не поддерживают этой веры | "Витамины" слишком широкое понятие, а вот тема "Роль витаминов в... Защита реферата одна из возможных форм экзамена или зачета в школе, колледже или вузе. Она предполагает предварительный выбор учащимся... | ||
Рабочая программа по предмету «Информатика и икт» составлена на основе... «Информатика и икт» составлена на основе авторской программы Н. Д. Угриновича «Преподавание базового курса «Информатика и икт» в... | Рабочая программа по предмету «Информатика и икт» составлена на основе... «Информатика и икт» составлена на основе авторской программы Н. Д. Угриновича «Преподавание базового курса «Информатика и икт» в... | ||
От егэ в школе к компьютеризированному выпускному экзамену в вузе А. А. Бабаев Ясенев В. Н. Автоматизированные информационные системы в экономике: Учебно-методическое пособие. – Н. Новгород, 2007 | Литература адыгского (черкесского) зарубежья. Проблемы, возможности... «xv международная конференция посвященная проблемам общественных и гуманитарных наук» |