Информатика в вузе и школе: некоторые проблемы обучения





Скачать 93.83 Kb.
НазваниеИнформатика в вузе и школе: некоторые проблемы обучения
Дата публикации25.07.2013
Размер93.83 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
ИНФОРМАТИКА В ВУЗЕ И ШКОЛЕ:

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

С.А Карташова, Е.В.Ростова

Волжский филиал (ГТУ) МАДИ, г. Чебоксары, kartashovas@mail.ru
В настоящее время в мировом сообществе бурно развиваются процессы глобальной информатизации всех сфер общественной жизни. От уровня информационно-технологического развития и его темпов зависит состояние экономики и качество жизни людей. Во многих странах интенсивно проводится информатизация образования, вкладываются большие средства в разработку и внедрение новых информационных технологий [1].

Информатизация образования предусматривает изменение содержания, методов, организационных форм и технологий обучения, оснащение учебных заведений компьютерной техникой, пересмотр учебно-методического обеспечения образовательных программ, повышение квалификации преподавателей, административных и инженерно-технических кадров.

В настоящее время объективной реальностью является активное формирование информационного общества. Для информационного общества первостепенное значение имеет информатизация образования. Научным фундаментом процесса информатизации общества является научная дисциплина – информатика.

Информатика как наука, переживает этап бурного развития. Она превращается в фундаментальную науку об информации и информационных процессах в природе и обществе, а не только в технических системах. Необходимо перейти к более широкой трактовке содержания данного предмета от «компьютерной грамотности» к «информационной культуре»

Необходимым условием формирования информационной культуры обучаемых является преемственность содержания школьного и вузовского курсов информатики.

Говоря о проблеме обучения предмету «Информатика» в школе и вузе, необходимо, прежде всего, отметить огромный разрыв в знаниях и умениях учащихся и студентов, который как ни в одной дисциплине проявляется наиболее ярко.

Во-первых, те студенты, у которых есть дома компьютер, как правило, на порядок выше по уровню знаний и умений учеников и студентов, может быть более способных, но не имеющих возможности пользоваться ЭВМ в домашних условиях. Уже сам факт наличия дома компьютера снижает у студентов страх при работе с этой техникой, который испытывают многие новички, впервые сев за ЭВМ. Боязнь нажать какую-либо «не ту кнопку» или запустить «не ту программу» сковывает этих учеников и студентов, а попадание в какую-либо нестандартную ситуацию, связанную либо со сбоем в работе ЭВМ, либо с собственными неправильными действиями, вызывает у них состояние «кролика перед удавом».

В то время, как студенты, вдоволь натренировавшиеся дома на компьютерных играх, и не раз попадавшие во время этих игр во всевозможные нестандартные ситуации, уже знают, что надо делать в тех или иных случаях, или, по крайней мере, пытаются методом «тыка» выбраться из нестандартной ситуации, не испытывая при этом страха перед техникой и приобретая неоценимый опыт. Даже тот факт, что учеников и студентов, имеющих опыт работы на компьютере не нужно учить, как правильно пользоваться мышью, или то, что они уже освоились с расположением букв на клавиатуре, значительно облегчает труд преподавателя информатики.

Следует заметить, что при изучении предмета «Информатика», как нельзя более полно проявляются творческие способности учащихся и студентов, чего, к сожалению, в значительной мере лишены такие классические предметы, как математика, физика и др. Компьютер позволяет учащимся и студентам, с одной стороны, создавать произведения искусств на уровне мастеров-художников, а с другой - производить расчеты, непосильные многим ученым еще середины прошлого века и пользоваться данными, накопленными человечеством за все время его существования, что не могли себе представить люди еще каких-то 10 - 15 лет назад.

Вот здесь-то и кроется другая причина разрыва в знаниях и умениях учащихся и студентов. Те ученики и студенты, которые почувствовали вкус к творчеству, стараются получить доступ к компьютеру и во внеучебное время и уходят в своем творческом порыве далеко вперед от пользователей, «отбывающих свой срок» на занятиях по информатике в школе или вузе [2].

В результате такого разрыва в знаниях и умениях учащихся и студентов становится практически невозможным работать по «стандартным» программам изучения предмета «Информатика».

Особенно наглядно это проявляется со студентами первого курса, поступающими в Вузы из «глубинки» или из школ, где как таковой практической работы с компьютерами не было. Такой студенческий состав представлен в вузах Чувашии: Чувашская государственная сельскохозяйственная Академия (ЧГСХА) и Волжский филиал Московского автодорожного института (ВФ МАДИ)– это яркие представители данного студенческого сообщества.

Значительное время в обучении этих учащихся и студентов уходит на овладение ими навыками пользования мышью, освоение клавиатуры, запоминание последовательности действий при выполнении стандартных операций во время работы на компьютере, т.е. всего того, что в некоторых школах начинают изучать с 1-го класса или даже с детского сада.

В то же время те школьники и студенты, которые получили навыки работы на компьютере, будь то в начальных или средних классах школы или же в домашних условиях, безусловно, тоже нуждаются в углублении и совершенствовании своих знаний. Здесь следует заметить, что хотя многие ученики и студенты, имеющие опыт работы с компьютером, и обладают определенными знаниями и умениями, но, тем не менее, опыт показал, что их знания носят отрывочный несистемный характер и здесь важно определить глубину их знаний в том или ином вопросе (той или иной информационной технологии) с тем, чтобы скорректировать программу их дальнейшего обучения.

Для этого в Волжском филиале МАДИ используется система тестов по всему курсу информатики (разработаны кафедрой Информатики и информационных технологий), которая используется для выявления уровня знаний студентов. Тест состоит из 20 вопросов. На каждый ответ дается одна минута.

В качестве примера приведем Тест № 1.

Вопрос 1. На каких устройствах работает ЭВМ?

Варианты ответов:

  1. механических;

  2. электромеханических;

  3. электронных;

  4. электрических.

Вопрос 2. Для чего предназначена ЭВМ?

Варианты ответов:

  1. для выполнения арифметических расчетов

  2. для организации хранения информации

  3. для работы с текстовыми документами

  4. для автоматизации решения задач

Вопрос 3. Какие основные части входят в состав ЭВМ?

Варианты ответов:

  1. системный блок, монитор, клавиатура, мышь

  2. системный блок, монитор, клавиатура, коврик

  3. системный блок, монитор, принтер, мышь

  4. процессор, монитор, клавиатура, мышь

Вопрос 4. Какое устройство ЭВМ выполняет вычисления?

Варианты ответов:

  1. монитор

  2. процессор

  3. винчестер

  4. ОЗУ

Вопрос 5. Какое устройство ЭВМ служит для кратковременного хранения информации?

Варианты ответов:

  1. процессор

  2. ВЗУ

  3. ОЗУ

  4. ПЗУ

Вопрос 6. Какое устройство ЭВМ служит для длительного хранения информации?

Варианты ответов:

  1. процессор

  2. ОЗУ

  3. ПЗУ

  4. ВЗУ

Вопрос 7. Что вмещает бит?

Варианты ответов:

  1. 0 или 1

  2. 8 байт

  3. 4 байт

  4. 2 байт

Вопрос 8. Что вмещает байт?

Варианты ответов:

  1. 0 или 1

  2. 8 бит

  3. 10 бит

  4. 1000 бит

Вопрос 9. Что вмещает Кбайт?

Варианты ответов:

  1. 1000 бит

  2. 1000 байт

  3. 1024 байт

  4. 1024 бит

Вопрос 10. Что вмещает Тбайт?

Варианты ответов:

  1. 1000 Мбайт

  2. 1024 Мбайт

  3. 1000 Гбайт

  4. 1024 Гбайт

Вопрос 11. Какое устройство ЭВМ содержит BIOS?

Варианты ответов:

  1. ПЗУ

  2. ОЗУ

  3. процессор

  4. ВЗУ

Вопрос 12. Какое устройство ЭВМ управляет монитором?

Варианты ответов:

  1. процессор

  2. видеокарта

  3. клавиатура

  4. ПЗУ

Вопрос 13. Какое устройство ЭВМ служит для подключения внешних устройств?

Варианты ответов:

  1. блок питания

  2. принтер

  3. порт

  4. процессор

Вопрос 14. Какое устройство ЭВМ обеспечивает электроэнергией другие устройства?

Варианты ответов:

  1. материнская плата

  2. системный блок

  3. процессор

  4. блок питания

Вопрос 15. Какая клавиша включает и выключает режим ввода прописных букв?

Варианты ответов:

  1. Caps Lock

  2. Shift

  3. Num Lock

  4. Scroll Lock

Вопрос 16. Какая клавиша включает и выключает режим ввода цифр с цифровых клавиш?

Варианты ответов:

  1. Scroll Lock

  2. Num Lock

  3. Caps Lock

  4. BackSpace

Вопрос 17. Какая клавиша включает и выключает режим вставки символов?

Варианты ответов:

  1. Caps Lock

  2. Num Lock

  3. Insert

  4. Delete

Вопрос 18. Какая клавиша служит для отмены действия?

Варианты ответов:

  1. Enter

  2. Home

  3. End

  4. Esc

Вопрос 19. Какая клавиша является вспомогательной?

Варианты ответов:

  1. Shift

  2. Enter

  3. Esc

  4. Caps Lock

Вопрос 20. Какая клавиша является функциональной?

Варианты ответов:

  1. Esc

  2. F2

  3. Ctrl

  4. Page Up

Тестирование происходит в начале занятия по данной теме. Это очень удобно для преподавателя: во-первых, сразу можно определить студентов, имеющих опыт и знания по теме, во-вторых, это не занимает много времени, что тоже немаловажно. Далее, по итогам теста, студенты делятся на группы. Для разнообразия учебного процесса, можно такие группы назвать, например, так – «чайники» и «хакеры». Более опытным студентам название «хакеры» льстит самолюбию, а «чайникам» есть стимул для совершенствования даже из-за названия. Кто же хочет остаться «чайником»? Здесь, следует учесть, что в ВФ МАДИ, в основном, учатся юноши. Первый курс – это 17-18 летние молодые люди, с очень ранимым самолюбием, поэтому в «чайниках» ходить долго ни кому не хочется.

Итак, в зависимости от результатов теста, студенты получают разные по сложности задания. Это делается для того, чтобы всем на занятии было интересно. Следует отметить, что на этом этапе оценки студентам не ставятся. Важно, чтобы более слабые студенты, получившие за тест 2 или 3, «не пали духом». Цель занятия – научиться, а не получить хорошую оценку. Поэтому, даже хорошо, что у студентов есть трудности. Ошибки всегда запоминаются, и в следующий раз студент все сделает правильно.

Далее, в конце занятия, опять проводится тоже тестирование. Кстати, вопросы в тесте идут в разнобой и, поэтому не стоит опасаться, что студент запомнит все ответы при первом тестировании.

Очень удобно использовать тестирование дважды – сразу виден результат. Преподаватель может оценить работу всех студентов – даже тех, кто в начале получил хорошие оценки, ведь можно уменьшить время, данное на ответ.

Таким образом, происходит выравнивание способностей студентов по данной теме. С одной стороны, углубляются знания «хакеров», с другой, «чайники» получают необходимый навык, чтобы чувствовать себя за компьютером более уверенно.

Такая методика выравнивания знаний необходима, например, для успешного изучения курса «Математическое моделирование социально- экономических процессов» студентами ЧГСХА (см. например [1]), а в ВФ МАДИ в курсах « Инженерная графика» и «Информационные технологии на транспорте».

Цитированная литература



  1. Информационные технологии при подготовке инженерных кадров для АПК: Материалы семинара и аннотации компьютерных программ / Под общ. ред. А. Д. Ананьина. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2002. C. 72.

  2. Карташова С.А. О профессиональной направленности обучения математическому моделированию студентов сельскохозяйственных вузов. Труды Российской ассоциации “Женщины-математики”. Математика. Образование. Экономика. Экология. Международный семинар “Нелинейные модели в естественных и гуманитарных науках”.Т.9, Вып.1 / Под ред. И.С. Емельяновой. – Н. Новгород: ТАЛАМ, 2001 г., с. 94 – 98.

  3. Микрюков В. Ю. Проблемы обучения информатики в школе и Вузе, http:// courier.com.ru/top/index2000.htm

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Информатика в вузе и школе: некоторые проблемы обучения iconIi день чтений 23 марта 2012 г. – преподаватели, аспиранты, соискатели
Секция Актуальные проблемы методики преподавания иностранного языка в школе и вузе (к п н., доц. Спичко Наталья Александровна)
Информатика в вузе и школе: некоторые проблемы обучения iconРеферат (резюме) статьи на русском и английском языках
Уважаемые коллеги! Приглашаем Вас принять участие в Международной заочной интернет-конференции «актуальные проблемы физико-математического...
Информатика в вузе и школе: некоторые проблемы обучения iconПроект: Формирование технологической культуры как основы инновационного ноосферного образования
Ляет расширение проекта «Развитие творческого потенциала учащихся в школе и вузе как основы инновационного образования» [1], дополняя...
Информатика в вузе и школе: некоторые проблемы обучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сб научных статей «Проблемы современного коммуникативного образования в вузе и школе», II всероссийской научно–практической конференции...
Информатика в вузе и школе: некоторые проблемы обучения iconДистанционные образовательные технологии в высшей школе. Проблемы и перспективы
Аннотация: Рассматриваются технологические особенности реализации дистанционного обучения и основные проблемы, возникающие в ходе...
Информатика в вузе и школе: некоторые проблемы обучения iconПроблемы подготовки бакалавров по дисциплине «Экономическая информатика»...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение борисоглебского городского округа борисоглебская средняя общеобразовательная...
Информатика в вузе и школе: некоторые проблемы обучения iconОбучение устной иноязычной речи в неязыковом вузе
В процессе курса обучения иностранному языку в неязыковом Вузе должен быть осуще­ствлен переход от изучения иностранного языка как...
Информатика в вузе и школе: некоторые проблемы обучения iconПрограмма курса «Информатика и икт»
Умк семакина И. Г. (Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. М.: Бином — Лаборатория Базовых...
Информатика в вузе и школе: некоторые проблемы обучения iconЯ работаю учителем в одной школе вот уже 19 лет. 16 из них преподаю...
С огромным интересом и благодарностью познакомилась с материалами конкурса "Как это делаю я", некоторые из них уже использую в своей...
Информатика в вузе и школе: некоторые проблемы обучения iconДмитрий Юрьевич Суслин Тайна золотой медали, или Как стать отличником в школе, в вузе и в жизни

Информатика в вузе и школе: некоторые проблемы обучения iconА. Е. Зимбули этическое образование в вузе: проблемы, векторы, парадигмы
Нам приятно воображать, что Человек – цель природы; но факты не поддерживают этой веры
Информатика в вузе и школе: некоторые проблемы обучения icon"Витамины" слишком широкое понятие, а вот тема "Роль витаминов в...
Защита реферата одна из возможных форм экзамена или зачета в школе, колледже или вузе. Она предполагает предварительный выбор учащимся...
Информатика в вузе и школе: некоторые проблемы обучения iconРабочая программа по предмету «Информатика и икт» составлена на основе...
«Информатика и икт» составлена на основе авторской программы Н. Д. Угриновича «Преподавание базового курса «Информатика и икт» в...
Информатика в вузе и школе: некоторые проблемы обучения iconРабочая программа по предмету «Информатика и икт» составлена на основе...
«Информатика и икт» составлена на основе авторской программы Н. Д. Угриновича «Преподавание базового курса «Информатика и икт» в...
Информатика в вузе и школе: некоторые проблемы обучения iconОт егэ в школе к компьютеризированному выпускному экзамену в вузе А. А. Бабаев
Ясенев В. Н. Автоматизированные информационные системы в экономике: Учебно-методическое пособие. – Н. Новгород, 2007
Информатика в вузе и школе: некоторые проблемы обучения iconЛитература адыгского (черкесского) зарубежья. Проблемы, возможности...
«xv международная конференция посвященная проблемам общественных и гуманитарных наук»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск