Скачать 65.71 Kb.
|
ON – LINE -ТЕСТЫ КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ НА УРОКЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА Автор статьи: Лесникова Анна Александровна (aal-08@yandex.ru) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа (МБОУ СОШ) №21 городского округа г. Шарья Костромской области Аннотация. Самостоятельная работа является важным средством организации учебно-познавательной деятельности учащихся, совершенствования, закрепления и практического применения знаний. Система on-line-тестирования, как одна из форм проведения самостоятельной работы, способствует формированию устойчивых и осознанных знаний, дает возможность каждому учащемуся работать в доступном ему темпе, с постепенным переходом от одного уровня развития знаний к другому. Использование тестов на уроках немецкого языка дает возможность осуществлять индивидуализацию и дифференциацию обучения; вносить своевременную коррекционную работу в процессе преподавания; достоверно оценивать и управлять качеством обучения. В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Традиционные способы передачи информации уступают место использованию информационно-коммуникационным технологиям. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, школ, направлений. Увеличение умственной нагрузки на уроках немецкого языка заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые бы активизировали мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. На сегодняшний день в школьной практике сложились две основные формы контроля для проверки знаний учащихся: устный опрос и письменная работа. Но устный опрос является выборочной формой контроля знаний отдельных учащихся, отнимающей значительный объем драгоценного времени от урока, а письменная работа – чрезвычайно трудоемка и не оперативна. Зачастую учитель, не успев справиться с проверкой работ учащихся, начинает следующий урок без информации о том, какие разделы предыдущего материала не были усвоены учениками в достаточной степени. Всё это приводит к тому, что учащиеся, подготовив заранее ответы на устные вопросы учителя, написав контрольную работу, сразу начисто забывают прошедшие темы. Процесс учебник-доска-учитель постепенно теряет свою эффективность и объективность при обучении немецкому языку. Свободной от этих недостатков является форма контроля в виде тестовых заданий. Необходимо приспособить новые информационные возможности к рамкам традиционного урока. Это осуществляется в виде компьютерного урока с использованием Интернет-ресурсов в режиме on-line. Педагогический опыт показал, что в сочетании с другими видами проверки и коррекции знаний учащихся, использование тестовых заданий является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемому предмету. Развитие новых информационных технологий позволило организовать учебный процесс на более высоком уровне. Применение компьютерных технологий для оперативного контроля знаний учащихся по предмету с использованием тестовых заданий (on-line -тестирование) возбудило интерес учащихся к немецкому языку, открыло для них новые горизонты в освоении предмета. Но, тем не менее, данный вид тестирования имеет свои положительные и отрицательные стороны. К негативным сторонам этой формы проверки можно отнести то, что удобство ее применения целиком зависит от заложенного программного обеспечения, а также от имеющейся компьютерной техники. Следует помнить и о проблеме информационной безопасности, связанной с предотвращением несанкционированного доступа к имеющимся в компьютере базам данных. Одним из недостатков on-line - тестирования является возможность угадывания, а также то, что учащийся представляет только номера ответов, учитель не видит характера хода решения, глубину знаний (мыслительная деятельность учащегося и результат может быть только вероятностным, нет гарантии наличия прочных знаний у учащегося). Более того, «продвинутые» ученики могут приостановить on-line-тестирование, найти ответ на интересующий вопрос в информационно-поисковых системах Интернета. Однако, как показывает опыт, все эти трудности вполне преодолимы. Опыт использования учителями программированного контроля знаний учащихся, с применением компьютерной техники, позволяет выделить следующие положительные моменты: 1. Устранение возможности подсказок и списывания. 2. Повышение объективности оценки знания. 3. Рост познавательной активности учащихся при изучении немецкого языка, что обусловлено стимулированием данной методикой самостоятельной работы. Так, по завершении on-line-тестирования правильность ответов на заданные вопросы выдается на экран монитора ученику в виде статистики (с указанием количества правильных и неправильных ответов, полученный балл). 4. Отсутствие проверки на обычных уроках приводит к активизации учащихся, позволяет проводить обсуждение материала в режиме «мозгового штурма», когда разрешены и не наказываются самые неожиданные ответы и предположения. 5. Изменение роли учителя, который освободился от «карательных» функций, связанных с контролем знаний и проставлением оценок. 6. Полное освобождение педагога от проверки контрольных работ, и используя статистические данные on-line -тестирования, оперативное получение объективной картины успеваемости, возможность своевременно скорректировать учебный процесс. Итак, использование on-line-тестирования на уроках немецкого языка является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемому предмету. Но при просмотре сайтов, необходимых для работы на уроке, следует учитывать объем предлагаемого материала, то есть тесты должны соответствовать теме и возрастной категории учащихся. При этом надо еще учитывать ограниченное время работы на уроке. Разрабатывая Интернет-урок в режиме on-line, нужно помнить о здоровьесберегающих технологиях на уроке. Согласно требованиям СанПина учащиеся среднего звена могут работать с компьютером 20 – 25 минут учебного времени, учащиеся старшего звена – 30 минут. Поэтому надо так планировать урок, чтобы этот временной промежуток неукоснительно соблюдался. Во время работы за компьютером можно предложить учащимся через 10-12 минут работы выполнить гимнастику для глаз. Основной педагогический прием, использованный в современных схемах тестирования, состоит в том, что ученику предоставляется право самостоятельного выбора способа работы на уроке повторения пройденного материала с целью подготовки к контрольной работе в соответствии с личными стратегиями получения знаний, с учетом его предпочтений и осознания целей обучения. Однако учитель обязательно должен психологически готовить учащихся к выполнению тестовой работы, т. е. знакомить их с построением вопросов и ответов, спецификой каждого конкретного on-line -теста, техникой ответов и критериями оценки. Важно предупредить учащихся, что невнимательность может привести к неправильным выводам об уровне их знаний. Оn-line-тестирование является значительным шагом на пути развития методики контроля за усвоением учащимися учебного материала. Введение on-line-тестирования на уроках немецкого языка позволяет осуществить плавный переход от субъективных и во многом интуитивных оценок к объективным обоснованным методам оценки результатов обучения. Однако, как и любое другое нововведение, этот шаг должен осуществляться на строго научной базе, опираясь на результаты педагогических экспериментов и научных исследований. Тестирование вообще не должно заменять традиционные методы педагогического контроля, а должно лишь в некоторой степени дополнять их. Оn-line-тестирования значительно повышают мотивацию к изучению немецкого языка. Учащиеся работают более активно, и даже слабые учащиеся стараются получить более высокую оценку за счет знаний, полученных на уроке, вариативности ответа и простого попадания в правильный ответ. Конечно, не стоит злоупотреблять уроками с привлечением ресурсов Интернет в режиме on-line. На таких уроках развиваются, в основном рецептивные умения: аудирование и чтение. Нашей задачей является в большей степени развитие продуктивных умений: говорения и письма. Поэтому необходимо разумное дозированное включение таких уроков в работу учителей немецкого языка. Приложение к статье: Учебные сайты, которые можно использовать для работы оn-line-тестирования на уроке немецкого языка:
Литература
|
Тест как форма контроля знаний. Абдуллина Г. А Как прозорливо отмечал П. П. Блонский «тесты это больше, чем средство контроля; это средство рационализации школьного дела», и хочется... | Тест как форма контроля знаний. Прокина Н. А Как прозорливо отмечал П. П. Блонский «тесты это больше, чем средство контроля; это средство рационализации школьного дела», и хочется... | ||
Методические разработки разделов и тем курса немецкого языка «Новое в методике немецкого языка», в котором помещать статьи по методике преподавания немецкого языка, обобщению передового опыта,... | Методическая разработка внеклассная работа как один из главных способов... Методическая разработка «Внеклассная работа как один из главных способов развития интереса учащихся к изучению немецкого языка» посвящена... | ||
Тесты по немецкому языку для учащихся 7 -ых классов автор: учитель... | Оглавление Развитие лексических навыков на основе использования ролевых игр на уроке немецкого языка | ||
Урок немецкого языка Лукьянчук Л. Р., учитель немецкого языка Оборудование: тематические картины по теме «Осень», магнитная доска, индивидуальные карточки по грамматике (Приложение) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... И., Сергеева Т. М. На первом заседании в сентябре уточнили план работы на год, определили тему, над которой будет работать методическое... | ||
Методические указания по практике немецкого языка (как второго иностранного)... Методические указания предназначены для студентов 2 курса факультета филологии и журналистики ргу, романо-германского отделения,... | Творческий отчет мо учителей иностранных языков Октябрьской сош №2 Загвоздкина С. С., учитель немецкого языка, 1 категория. Тема самообразования: Интернет-проекты на уроках немецкого языка | ||
Формирование здоровьесберегающей среды на уроках немецкого языка... Методические рекомендации предназначены для учителей немецкого языка, работающих в начальной и основной школе | Конспект урока немецкого языка в 6 классе по теме «Начало учебного... После контроля понимания основного содержания текста учащимся предлагается заполнить карточки для индивидуального контроля правильности... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учитель немецкого языка гоу сош №1211 с углубленным изучением немецкого языка сао г. Москва Клюкина Изида Сергеевна | Проектная методика на уроках немецкого языка с применением регионального компонента Описание методической разработки с использованием проектной методики учителя немецкого языка высшей категории моу дсош №2 Домбаровского... | ||
Практический курс немецкого языка Учебно-методический комплекс дисциплины Д. Практический курс немецкого языка как основного [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины/ Сост.: Кузьмина И. Н.; Бийский... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дычко марина ивановна – учитель немецкого языка муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №38... |