Пояснительная записка Руководство чтением как приоритетное направление библиотечной работы, сегодня трансформируется в целенаправленное воздействие на содержание и характер потребления всех видов аудиовизуальной информации, включая традиционные полиграфические книги и электронные тексты, обычные периодические издания, а также аудио-, видео- и мультимедийные источники информации. Мультимедиа, информационные и коммуникационные технологии позволяют создать новые модели открытого обучения, дают возможность наполнить единое информационное образовательное пространство новым содержанием. Но электронные издания могут и должны использоваться не только в составе библиотечных фондов. Массовые формы работы с читателями при применении современных электронных аудиовизуальных произведений на компакт-дисках только выиграют. Они оказывают заметное влияние на формирование читательских и зрительских предпочтений, побуждая интерес к знакомству с лучшими образцами полиграфических и электронных изданий. Объем информации, массив всевозможных данных, глобальные электронные сети требуют способности к компетентным оценкам, отбору и целенаправленному использованию многообразных средств информации. Формула «знаю, что» должна быть дополнена не только функциональной формулой «знаю, как», но и прежде всего – формулой «знаю, где». Оттого так важно сегодня развивать способности школьников к отбору и анализу информации Предоставление потенциальным и реальным пользователям библиотеки открытого и свободного доступа к информации в целях развития и информационной поддержки процессов модернизации образования основа работы школьной библиотеки.
Цели и задачи библиотеки.
1. Совершенствование системы сбора информации и формирование баз данных.
2. Разработку путей распространения информации и организации доступа к информационным ресурсам.
3. Разработку новых информационно-консультационных услуг для пользователей и привлечение новых клиентов.
информационное обеспечение обучающихся;
информационная поддержка педагогов в учебной, научно-исследовательской деятельности, а также информационное сопровождение инновационных процессов в школе;
помощь в самообразовании, саморазвитии детей и взрослых;
педагогическая работа сотрудников школьной библиотеки, так как школьная библиотека – участник образовательного и воспитательного процесса./учебный год/
II. Основные функции библиотеки:
Образовательная - поддерживать и обеспечивать образовательные цели, сформулированные в концепции школы и в школьной программе.
Информационная - предоставлять возможность использовать информацию вне зависимости от ее вида, формата, носителя.
Культурная- организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию обучающихся.
Воспитательная - библиотека способствует развитию чувства патриотизма по отношению к государству, республики, своему району и школе; помощь в социализации обучающихся, развитии их творческих способностей./учебный год/
III. Контрольные показатели:
Читатели – 55 человек
Посещаемость – 1282 посещений
Книговыдача – 1146 экз.
Средняя посещаемость- 23
Средняя читаемость-21
Обращаемость-2
IV. Организация библиотечного обслуживания.
Создание сайта школьной библиотеки
Выполнение библиотечно-библиографических справок:
Ведение тетради учёта библиографических справок,
Накопление собственного банка информации
Проведение библиотечно-библиографических занятий для обучающихся школы с применением новых информационных технологий:
совместно с классными руководителями составить сетку занятий в классные часы, по темам:
Тема 1. Библиотека – что это?
Тема 2. История книги.
Тема 3. Структура книги.
Тема 4. «Говорящие обложки» - самостоятельный выбор.
Тема 5. Справочная литература и работа с ней
Тема 6. Самостоятельная работа с источником информации.
Тема 7. Электронные справочные издания.
Тема 8. Ваша безопасность при работе за компьютером и в сети Интернет.
Тема 9. Самостоятельная работа в сети Интернет для поиска необходимой информации.
Тема 10. Требования к оформлению информации, полученной из всемирной паутины.
Тема 11. Требования к созданию презентаций.
Пропаганда и реклама библиотечного фонда книжными выставками, объявлениями, устными рекомендациями
1 Задачи индивидуального обслуживания:
помощь в определении тематики чтения,
выбор конкретных книг,
выполнение запросов,
оказание помощи в поиске литературы,
знакомить с источниками информации.
Перерегистрация и запись новых читателей
Беседы с вновь записавшимися читателями о правилах поведения в библиотеке, о культуре чтения книг
Беседы об ответственности за причиненный ущерб книге, учебнику, другому носителю информации
Подбор литературы для написания рефератов, докладов и т.д.
Проведение индивидуальных бесед о прочитанном:
*выявление уровня читательского развития обучающегося, в том числе — была ли ему понятна прочитанная книга; * выявление мнения читателя о данном произведении и его авторе; * выявление «вкусов» и предпочтений читателя (на примере обсуждения прочитанной книги).
проведение соц. опроса педагогов «Что не устраивает в работе школьной библиотеки?»
анкетирование учащихся 5-9 классов «Что я люблю читать?»
Тематические выставки, посвященные юбилейным и памятным датам
Стимулирование интереса к чтению
Литературно-творческие игры, беседы, обзоры, кроссворды, увлекательные путешествия с героями книг.
Интеллектуальные игры, викторины, конференции
Мониторинг посещаемости библиотеки
Просмотр читательских формуляров с целью выявления задолжников. Доведение результатов просмотра до сведения классных руководителей
Наглядная реклама (информационные объявления о выставках и мероприятиях, проводимых библиотекой)
2 Работа с читателями:
«Новые поступления для вас!» (выставка новинок)
Обзор выставки «Да, были люди в наше время!...» – 200-летие Бородинского сражения.
Литературное путешествие (5-6 кл.) по произведениям Б.Житкова
Неделя школьной библиотеки (по плану)
Лихачёвские чтения
Литературная викторина «Сколько лет Карлсону?»
Презентация «Бородинское сражение и лермонтовское Бородино»
Литературное путешествие по произведениям Э.Успенского
Обзор-дискуссия выставки «Знаете ли вы ваши права?»
Интерактивная игра «Ваша личная безопасность»
Знакомство-презентация с работами художника-иллюстратора Т. А. Мавриной (110 лет со дня рождения)
«Шипящая» выставка о праздновании Нового года: «Год Змеи»
Рождественские гадания – девичьи посиделки
Игра-викторина «Сказки Ш.Перро»
Выставки научно-популярной литературы по предметным неделям
Акция «Подари книгу» (учащимся из малообеспеченных семей и учащимся, находящимся в трудной жизненной ситуации, детям-сиротам и опекаемым)
Обновление постоянно действующей выставки «Мы выбираем ЗОЖ!»
С целью активизации чтения провести конкурс «Лучший читатель библиотеки» среди 2-9 классов.
Викторина-презентация «Богатыри» к Дню защитников Отечества
Обзор-беседа у выставки «Работа мамы» к Международному женскому дню
Книги–юбиляры - 2013
Неделя Детской книги (с 1.04-6.04. по плану)
Обзор-беседа выставки «Настоящее космоса»
Подбор материала к кл.часам, выставке плакатов, рисунков к празднику 9мая.
Выставка к Дню славянской письменности и культуры
Организация тематической книжной выставки, посвященной личности преподобного Сергия Радонежского и истории православия в России и на Ямальском Севере
V. Формирование библиотечного фонда.
Продолжить формирование библиотечного фонда в соответствии с образовательными программами
Обеспечение свободного доступа в библиотеке к художественному фонду (для учащихся 1-4-х классов); к фонду периодики (для всех учащихся и сотрудников)
Выдача изданий читателям на абонементе
Соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах
Контроль за своевременным возвратом в фонд выданных изданий
Создание и поддержание комфортных условий для работы читателей
Работа по мелкому ремонту художественных изданий и учебников с привлечением обучающихся школы
Прием, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений (основной фонд);
Оформление подписки на периодические издания, контроль доставки;
Формирование фонда библиотеки традиционными и нетрадиционными носителями информации
Выявление и списание ветхих, морально устаревших и неиспользуемых документов по установленным правилам и нормам.
1 Работа по сохранности фонда:
проверка возвращаемых документов
обеспечение мер по возмещению ущерба, причиненного носителям информации в установленном порядке
составление списков должников,
извещение классных руководителей
обеспечение требуемого режима систематизированного хранения и физической сохранности библиотечного фонда.
Обзор уровня сохранности фонда на школьной линейке
VI. Работа с учебным фондом.
Подготовка комплектов учебной литературы и выдача по классам
Ведение журнала выдачи учебников.
Мониторинг обеспеченности учащихся школы учебниками и учебными пособиями на 2012 – 2013 учебный год.
Работа с библиографическими изданиями (прайс- листы, тематические планы издательств, перечни учебников и пособий, рекомендованные Министерством образования)
Составление совместно с председателями МО бланка заказа на учебники с учётом их требований на 2013 -2014 учебный год
Формирование общешкольного бланка заказа на учебники и учебные пособия с учетом замечаний курирующих заместителей директора школы и учителей- предметников.
Согласование и утверждение бланка-заказа на 2013-2014 год администрацией школы, его передача районному методисту
Подготовка перечня учебников, планируемых в новом учебном году, но не заказанных по бланку заказов (внебюджет)
Осуществление контроля над выполнением сделанного заказа
Приём и обработка поступивших учебников: оформление накладных, запись в КСУ, штемпелевание.
Информирование обучающихся и педагогов о новых поступлениях учебников и учебных пособий, через выставки и объявления.
Размещение новых учебников в фонде
Списание учебного фонда с учетом ветхости и смены учебных программ
Работа по мелкому ремонту учебной литературы с привлечением обучающихся школы.
Сбор, расстановка учебной литературы
Пополнение электронной базы данных «Учет учебной литературы» (по классам, по году издания, по автору и т.д.)
Организация работы по своевременному возврату учебников и учебных пособий.
VII. Работа с родителями
Предоставление родителям информации об обеспеченности учебной литературой
Вывешивание информации для родителей (объявления)
Предоставление родителям информации о посещаемости их детьми школьной библиотеки (на родительских собраниях)
Оформление стенда «Лучшие читатели библиотеки»;
Оформление стенда «Самый читающий класс»
Выступление на общешкольном собрании «Семейное чтение»
VIII. Работа с педагогическим коллективом
Информирование учителей о новой учебной и методической литературе, педагогических журналах и газетах.
Выступления на совещаниях и педагогических советах о посещении школьной библиотеки обучающимися
Обзоры педагогической периодики на МО
Выставки-обзоры поступающих новинок
Отчет о работе библиотеки и медиатеки за 1 полугодие 2012-2013 учебного года
Консультационно-информационная работа с МО учителей, направленная на оптимальный выбор учебников и учебных пособий в новом учебном году.
Оказание методической помощи к уроку
Подбор литературы и периодических изданий по заданной тематике. Подбор материалов к предметным неделям и классным часам.
Участие в подготовке Дня учителя (подбор материалов, разработок).
IX. Повышение квалификации.
Использование в работе опыта лучших школьных библиотекарей, участие в конкурсах, как в районных, республиканских, так и на педагогических сайтах Интернета, индивидуальные консультации методиста, постоянное изучение информации из профессиональных изданий:
1 Журнал «Школьная библиотека»
2Газета «Библиотека в школе»(электронная версия)
3 Диски «Библиотека в школе»
совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий
4 Использование и применение Интернета
5 Взаимодействие со школьными библиотеками района, районным методистом.
Освоение программы АИБС Marc SQL Школьная версия
XМассовая работа
(ежемесячные выставки к юбилейным датам русских и зарубежных писателей ) Сентябрь
1 – Всероссийский праздник «День знаний»
5 – 195 лет со дня рождения Алексея Константиновича Толстого, русского писателя, поэта (1817 – 1875)
7 – 200 лет со дня Бородинского сражения (1812 г.)
11 – 130 лет со дня рождения Бориса Степановича Житкова, детского писателя (1882 – 1938); 150 лет со дня рождения О. Генри, американского писателя (1862 – 1910)
30 – День Интернета России (День Рунета)
Октябрь
1 – Международный день музыки; Международный день пожилых людей
ля 4 – Международный день животных
5 – Всемирный день учителя
8 – 120 лет со дня рождения Марины Ивановны Цветаевой, поэта (1892 – 1941)
22 – Международный день школьных библиотек (учрежден Международной ассоциацией школьных библиотек, отмечается в 4 понедельник октября)
31 – 110 лет со дня рождения Евгения Андреевича Пермяка, детского писателя (1902 – 1982)
Ноябрь
3 – 125 лет со дня рождения Самуила Яковлевича Маршака, поэта, переводчика (1887 – 1964)
4 – День народного единства
6 – 160 лет со дня рождения Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка, писателя (1852 – 1912)
14 – 105 лет со дня рождения Астрид Линдгрен, шведской писательницы (1907 – 2002)
20 – 75 лет со дня рождения Виктории Самойловны Токаревой, писате(1937)
27 – 65 лет со дня рождения Григория БенционовичаОстера, писателя (1947)
29 – 210 лет со дня рождения Вильгельма Гауфа, немецкого писателя (1802 – 1827)
30 – 345 лет со дня рождения Джонатана Свифта, английского писателя (1667 – 1745)
Декабрь
4– 130 лет со дня рождения Якова Исидоровича Перельмана, русского писателя-полуляризатора, публициста, педагога (1882 – 1942)
8 – 210 лет со дня рождения Александра Ивановича Одоевского, поэта (1802 – 1839)
9 – День Героев Отечества
10 – Международный день прав человека
12 – День Конституции Российской Федерации
20 – 110 лет со дня рождения Татьяны Алексеевны Мавриной, художника-иллюстратора (1902 – 1996), лауреата Международной премии им. Х.К. Андерсена (1976)
Январь
2 – 55 лет со дня рождения Тима Собакина (Иванова Андрея Викторовича), русского писателя, поэта (1958)
7 – Рождество Христово
8 – 100 лет со дня рождения Ярослава Васильевича Смелякова, поэта (1913 – 1972)
10 – 130 лет со дня рождения Алексея Николаевича Толстого, писателя, драматурга (1883 – 1945)
11 – День заповедников и национальных парков
19 – 140 лет со дня рождения Лидии Алексеевны Чарской (Вороновой), писательницы (1873 – 1937)
25 – 75 лет со дня рождения Владимира Семеновича Высоцкого, поэта, актера (1938 – 1980)
Февраль
2 – 70 лет Победы над немецко-фашистскими войсками в Сталинградской битве (1943)
4 – 140 лет со дня рождения Михаила Михайловича Пришвина, писателя (1873 – 1954)
9 – 230 лет со дня рождения Василия Андреевича Жуковского, поэта, переводчика (1783 – 1852)
21 – Международный день родного языка
23 – День защитника Отечества
Март
3 – Всемирный день писателя
8 – Международный женский день
16 – 90 лет со дня рождения Валерия Владимировича Медведева, русского писателя (1923 – 1998)
17 – 105 летсо дня рождения Бориса Николаевича Полевого (Кампова), писателя (1908 – 1981);
21 – Всемирный день поэзии
Апрель
2 – Международный день детской книги
7 – Всемирный день здоровья
12 – Всемирный день авиации и космонавтики
15 – 80 лет со дня рождения Бориса Натановича Стругацкого, писателя (1933)
22 – Всемирный день Земли
23 – Всемирный день книги и авторского права
24 – 105 лет со дня рождения Веры Васильевны Чаплиной, русской писательницы (1908 – 1994)
30 – 130 лет со дня рождения Ярослава Гашека, чешского писателя (1883- 1923)
Май
9 – День Победы
12 – 80 лет со дня рождения Андрея Андреевича Вознесенского, поэта (1933)
15 – Международный день семьи
24 – День славянской письменности и культуры
26 – 105 лет со дня рождения Алексея Николаевича Арбузова, драматурга (1908 – 1986); 75 лет со дня рождения Людмилы Стефановны Петрушевской, писательницы, драматурга (1938)
27 – Общероссийский день библиотек; 310 лет со дня основания Санкт-Петербурга (1703); 130 лет со дня основания Исторического музея в Москве (1883)
Июнь
1 – Международный день зашиты детей
6 – Пушкинский день России
12 – День России
17 – 110 лет со дня рождения Михаила Аркадьевича Светлова, поэта (1903 – 1964)
27День молодежи
Xl ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ БИБЛИОТЕЧНЫХ УРОКОВ.
класс
| тема библиотечных уроков
| сроки проведения
| ответственный
| 1
| Посещение библиотеки. Посвящение в читатели.
«Книга в твоих руках». Первое знакомство со структурой книги.
| март
апрель
|
Библиотекарь
| 2
| « Книга начинается с обложки» (углубление знаний по структуре книги).
«Эти книги знают все» (по страницам энциклопедий, словарей).
«Я умею читать» (периодика для детей).
| октябрь
ноябрь
январь
| 3
| «Как она родилась» (история создания книги).
«Природу воспевай человек» (книги о природе).
«Легенды, добытые из-под земли» (книги о неживой природе).
| октябрь
январь
март
| 4
| «Справочное бюро читателя» (поиск информации по энциклопедиям).
«Моя любимая книжка» - выбор книг в библиотеке.
«Мы можем стать друзьями» (круг любимых произведений).
| ноябрь
январь
март
| 5
| «С чего она начинается» (чтение, перечитывание).
«Это нужно запомнить» (запись о прочитанном).
| октябрь
декабрь
| 6
| Справочно-библиографический аппарат в библиотеке (СБА).
Книга и её создатели.
Книги по науке и технике.
| октябрь
март
| 7
| Периодика для подростков.
Книги по искусству.
Общественно-политическая литература.
| ноябрь
| 8
| Критическая литература.
«Алтай литературный» (творчество алтайских писателей).
| ноябрь
апрель
| 9
| Компьютер и книга. «За и против».
«Учись работать с книгой сам» методы самостоятельной работы с литературой.
| Октябрь
декабрь
|
|